Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы и особенности прогнозирования конъюнктуры мирового рынка.






Прогноз ЭК – научно обоснованное суждение о будущем состоянии ЭК, включая альтернативные варианты достижения такого состояния.

Цель и назначение прогноза - определение вероятных альтернатив экономического развития и их последствий для принятия наиболее рациональных решений. Прогнозирование - один из эффективных инструментов совершенствования планирования и управления.

Принципы прогнозирования. 1) Надежность и научная обоснованность; 2) Системность (учет взаимосвязей всех КОФ); 3) Воспроизводимость и доказательность (при повторной разработке должен быть получен аналогичный рез-т); 4) Дисконтирование (приоритет новой информации); 5) Альтернативный характер прогноза (сначала закладываются несколько вариантов данных или суждений, основанных не на цифрах, а из личного опыта наблюдателей и делается несколько динамических рядов); 6) Верифицируемость (т.е. наличие надежной методики оценки достоверности прогноза); 7) Непрерывность прогноза; 8) Корректировка (если прогноз на год, через 3 месяца делается корректировка); 9) Избирательность базы для прогнозирования (не учитываются данные характеризующие экстремальные ситуации 10) Аналогичность прогноза (сравнение смежных явлений или рынков, напр.: надо сравнить рынок какой-л др. страны с тем же типом экономики).11) Четкость и ясность составления прогнозов.

Классификация прогнозов. По предмету: отрасли, регионы, виды товара. По масштабу: мир, страна, отрасль, фирма. По глубине: краткосрочный (до 1-2 лет), среднесрочный (до 5 лет) в) долгосрочный (5-15-20 лет). Краткосрочный прогноз находит траекторию, отличающуюся от усредненной. Долгосрочный – воспроизводит лишь усредненные за цикл тенденции и не отражает внутрициклических поворотов конъюнктуры. Он определяет общие тенденции развития, является основой для составления экономических программ и также важен для определения будущей конъюнктуры.

Методы прогнозирования.

1 ) Экстраполяция – перенос существующих или прошлых тенденций в будущее. Выявление тренда и проецирование в будущее выявленной динамики соответствующей переменной вне связи с другими переменными. Результаты могут получиться парадоксальными.

2 ) Экономико-математические методы. Динамика зависимой переменной объясняется независимыми переменными. Модель – уравнение зависимых и независимых переменных. Корреляционно-регрессионная модель (с учетом КОФ и ЦОФ) и авторегрессионная (на основе инерционности самого показателя цены).

3 ) Экспертные оценки. На основе мат. расчетов или прошлых тенденций + личная оценка экспертов (исследователи должны знать закономерности развития ЭК). Разновидности - индивидуальные методы, метод мозговых атак (объединение экспертов разных эк. школ, сбор их в одном месте), анонимные опросы. Недостаток – субъективизм.

 

Проблемы прогнозирования долгосрочных тенденций развития конъюнктуры

 

Прогноз ЭК – научно обоснованное суждение о будущем состоянии ЭК, включая альтернативные варианты достижения такого состояния. Основная цель долгосрочного прогноза — определить и выявить тенденции изменения факторов, воздействующих на конъюнктуру.

Проблемы:

  • высокая динамичность КОФ;
  • многофакторный и противоречивый характер формирования ЭК;
  • неопределенность;
  • труднопредсказуемость;
  • высокая глубина прогноза - > 5 лет.

Долгосрочные прогнозы строятся только для макроэкономического уровня в основном для целей разработки экономической стратегии в виде гипотетических сценариев, носят, как правило, альтернативный характер, содержат рекомендации по стратегическому планированию,

При среднесрочном и долгосрочном прогнозировании, как правило, не учитываются временные и случайные факторы воздействия на рынок. Если краткосрочные прогнозы нацелены на количественные оценки, то среднесрочные и долгосрочные прогнозы рассматриваются как вероятностные оценки динамики изменения цен. В качестве инструментария долгосрочного применяются формализованные количественные методы (факторные, статистического анализа, математического моделирования), методы экспертных оценок, базирующиеся на опыте и интуиции специалистов по данному товару и рынку или экономике.

Продолжительность периода долгосрочного прогнозирования позволяет преодолеть инерционность экономических процессов, реализовать принципиальные сдвиги в технике и технологии, изменить сложившиеся тенденции и структуру производства, подчинить их потребностям рынка.

Долгосрочное прогнозирование, представляя собой прежде всего базу стратегического экономического планирования, объектом своего исследования имеет самые общие, усредненные, а следовательно относительно устойчивые на протяжении всего многолетнего предшествующего (базового) и прогнозируемого периодов тенденции (тренды). К числу важнейших факторов, которые следует в первую очередь учитывать при разработке долгосрочных прогнозов, относятся наиболее значимые постоянно действующие нециклические факторы, в их числе:

· научно-технический прогресс;

· обеднение и истощение природных ресурсов;

· демографический фактор;

· инфляционный фактор;

Что же касается колебаний, обусловленных воздействием, например, фактора среднесрочного циклического воспроизводства, а тем более факторов временных и случайных, включая спекулятивные, то они в данном случае в расчет вообще не должны приниматься, хотя их присутствие будет ощущаться в каждый конкретный момент времени.

Долгосрочный прогноз рынка должен всегда носить комплексный характер и рассматриваться как система взаимосвязанных альтернативных прогнозов. Основой структуризации такого рода комплексной системы может являться построение соответствующего " дерева проблем", а множество вариантов достижения той или иной конечной цели может быть представлено в виде разветвленного прогнозного графа, иллюстрирующего основные этапы решения поставленной задачи в сочетании с прогнозными оценками необходимых ресурсов и времени.

 

Требования к прогнозам конъюнктуры

Прогноз — это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и/или об альтернативных путях и сроках их осуществления. Прогнозирование служит одним из эффективных инструментов общего совершенствования планирования и управления.

Цель прогноза — дать наиболее вероятные альтернативные пути развития исследуемого события из широкой гаммы возможных состояний при заданном уровне наших знаний и закладываемых в прогноз предпосылках. Принятие решения в этой связи является не чем иным, как обоснованным выбором одного из наиболее вероятных вариантов прогноза.

Принципы прогнозирования. 1) Надежность и научная обоснованность; 2) Системность (учет взаимосвязей всех КОФ); 3) Воспроизводимость и доказательность (при повторной разработке должен быть получен аналогичный рез-т); 4) Дисконтирование (приоритет новой информации); 5) Альтернативный характер прогноза (сначала закладываются несколько вариантов данных или суждений, основанных не на цифрах, а из личного опыта наблюдателей и делается несколько динамических рядов); 6) Верифицируемость (т.е. наличие надежной методики оценки достоверности прогноза); 7) Непрерывность прогноза; 8) Корректировка (если прогноз на год, через 3 месяца делается корректировка); 9) Избирательность базы для прогнозирования (не учитываются данные характеризующие экстремальные ситуации 10) Аналогичность прогноза (сравнение смежных явлений или рынков, напр.: надо сравнить рынок какой-л др. страны с тем же типом экономики).11) Четкость и ясность составления прогнозов.

Т.о, требования к прогнозу: обоснованность, полнота выводов (ссылки на факты и закономерности), непротиворечивость данных выводам, корректность подсчётов, логическое соответствие, обозначение диапазона исследования (глубина, масштаб).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.