Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 2. Рыночные отношения в сельскохозяйственном производстве.






Лекции по курсу

Экономика технического сервиса» для специальности 110304 – Технология обслуживания и ремонта машин в АПК.

 

 

Подготовил:

к.э.н., доцент Исмагилов Р.Т.

 

 

Екатеринбург 2015


Утверждено: Одобрено:

на заседании кафедры методической комиссией

Протокол № от инженерного факультета

««2015 г. Протокол №

««2015 г.

 

 

Р.Т Исмагилов. Лекции по курсу «Экономика технического сервиса» для специальности 110304 – Технология обслуживания и ремонта машин в АПК.

Екатеринбург, УрГСХА, 2015 г. с.128

 

ЧуД(03)- 93 Уральская государственная ЛП № 020769 сельскохозяйственная академия 2015

Содержание стр.

Лекция 1. Технический сервис в агропромышленном комплексе

страны, его сегментация 4

 

Лекция 2. Рыночные отношения в сельскохозяйственном произво- 20

дстве

 

Лекция 3. Производственные фонды и пути улучшения их исполь-

зования 27

 

Лекция 4. Трудовые ресурсы и производительность труда 51

 

Лекция 5.Издержки производства и себестоимость продукции 61

 

Лекция 6. Ценообразование и цены в условиях рынка 94

 

Лекция 7. Инвестиции и экономическая эффективность их 119 использования

 

Список использованной литературы 127

 

 

Лекция 1 – Технический сервис в агропромышленном комплексе страны, его сегментация.

вопрос 1. Технический сервис в агропромышленном комплексе страны

В агропромышленный комплекс страны входят отрасли, обеспечивающие сельское хозяйство средствами производства. К ним относятся машиностроение сельскохозяйственное и тракторное, для перерабатывающей промышленности, производство минеральных удобрений. Так как все поставляемые машины и оборудование в течение срока службы подвергаются ремонту, частичному возобновлению, предприятия, выполняющие этот комплекс услуг, также относятся к этой сфере.

Учитывая, что отрасли промышленности, обеспечивающие переработку сельскохозяйственного сырья, такие, как легкая, мясная, молочная, рыбная, комбикормовая и другие, также входят в состав АПК, необходимо знать общие организационно-экономические основы их функционирования и обеспечения, производственных с сельским хозяйством и другими отраслями АПК. Законности развития промышленности тесно связаны с основными принципами работы предприятий.

Предприятие — главное звено любой отрасли промышленности и народнохозяйственного комплекса в целом. Оно осуществляет права владения, пользования и распоряжения основными фондами и оборотными средствами, иными материальными ценностями и финансовыми ресурсами. Предприятие является самостоятельным товаропроизводителем, производит и реализует свою продукцию (работы, услуги) на принципах хозяйственной обособленности и самоокупаемости.

Предприятия могут создавать объединения и развивать иные формы интеграции. При этом должно обеспечиваться органическое сочетание интересов самого предприятия, отраслей промышленности и территорий, на которых они функционируют, для того чтобы обеспечивать комплексное экономическое и социальное развитие территории.

Предприятия постоянно совершенствуют свою деятельность. Научно-технический прогресс, внедрение новой техники, прогрессивных технологий, научной организации труда обеспечивают устойчивые темпы развития, снижение издержек производства, повышение качества продукции. Применение средств комплексной механизации и автоматизации производства наряду с повышением производительности труда обеспечивает облегчение труда и рациональное использование рабочей силы.

Промышленность и сельское хозяйство различаются рядом материально-технических факторов. Основные средства производства промышленности — станки, автоматические линии и другое технологическое оборудование — это, как правило, стационарные установки, имеющие равномерную круглогодовую заг­рузку в связи с возможностью их непрерывного обеспечения сырьем. Исключение составляют предприятия перерабатывающей промышленности (например, сахарные заводы), работа которых зависит от поставок сельскохозяйственного сырья и возможностей его хранения в виде производственных запасов без риска значительного ухудшения качества и снижения выхода конечной продукции.

В сельском хозяйстве главное и незаменимое средство производства — земля. Наиболее активная часть остальных средств производства мобильна, в то время как предмет труда стационарен. Для отрасли характерна большая сезонность. Процесс производства в ней в большей степени, чем в любой отрасли промышленности, зависит от множества природных факторов. Экономический процесс воспроизводства переплетается здесь с естественным. Промышленность формирует материально-техническую базу сельского хозяйства, поставляя наиболее важные средства производства, в том числе скоростные тракторы, комбайны, автомобили, разнообразные сельскохозяйственные машины, оборудование для механизации трудоемких процессов на животноводческих фермах, электродвигатели и многое другое. Она также обеспечивает сельское хозяйство электроэнергией для производственных и бытовых нужд.

Активная роль промышленности проявляется в обеспечении ремонтной базы сельского хозяйства. Для ее укрепления и реконструкции промышленные предприятия разрабатывают и изготовляют для ремонтных мастерских и заводов нестандартизированное оборудование и оснастку, помогают ремонтным предприятиям в разработке технологий ремонта, обеспечивают их необходимым технологическим оборудованием,

Ведущая роль науки и промышленности выражается во внедрении прогрессивных методов строительства ремонтной базы, переподготовке инженерно-технических кадров для сельскохозяйственных предприятий. Кадры массовых профессий, трактористов-машинистов широкого профиля, шоферов готовят в специальных профессионально-технических училищах по механизации сельского хозяйства. Из всех отраслей народного хозяйства ведущая роль в обеспечении расширенного воспроизводства принадлежит промышленности, особенно машиностроению. Развитие промышленности предопределяет развитие других отраслей народного хозяйства, так как, поставляя машины, станки и оборудование другим отраслям, она, по существу, направляет их развитие, определяет темпы технического прогресса.

Промышленность имеет, сложную структуру; она объединяет ряд отраслей, таких, как черная и. цветная металлургия, машиностроение, химическая, пищевая, легкая промышленность и др. По экономическому назначению выпускаемой Продукции все они подразделяются на производящие средства производства и предметы потребления. К отраслям первой группы относится, прежде всего, машиностроение. Предприятия этой отрасли поставляют металл, строительные материалы, машины и другие средства производства, которые в дальнейшем используются в процессе производственного потребления, создания материаль­ных благ.

Часть продукций сельского хозяйства и легкой промышленности также поступает для производственного потребления: например, мясо и мука — на переработку, ткани — для изготовления швейных или технических изделий. По экономическому назначению производимой продукции соответствующие производства относят к первой группе отраслей.

Часть продукции, вырабатываемой на предприятиях народного хозяйства, поступает непосредственно для непроизводственного потребления. Как правило, она производится в сельском хозяйстве отраслях легкой промышленности. Однако в связи с широким внедрением в быт различных технических средств, облегчающих домашний труд или создающих необходимые удобства в быту, значительная часть предметов потребления поступает с предприятий машиностроительной промышленности. Это холодильники и автомашины, аудио и видеотехника, природный газ и электроэнергия, механизмы и приборы, необходимые в быту.

Между объемами производства продукции предприятиями первой и второй групп должны быть установлены определенные, экономически обоснованные > соотношения в темпах роста производства и объемах производимой продукции, Несоблюдение этих соотношений приводит к диспропорциям в развитии, снижению общих темпов экономического роста. Конкретные параметры в основном определяются задачами, стоящими перед народным хозяйством на различных этапах его развития. Указанные пропорции должны регулироваться государством через систему рыночных механизмов, налогов и льгот. Такое государственное вмешательство не противоречит основным принципам функционирования рынка; оно особенно необходимо в периоды неустойчивого развития и экономических кризисов.

По характеру предмета труда промышленность делится на добывающую и обрабатывающую. К первой относятся отрасли, занимающиеся разработкой природных недр, например добычей угля, газа, нефти. На предприятия обрабатывающей промышленности сырье поступает из отраслей добывающей промышленности, из сельского и лесного хозяйства.

Сельскохозяйственная продукция может перерабатываться в несколько этапов. В одних отраслях обрабатывается сырье, поступающее непосредственно из сельского хозяйства, в других - уже прошедшее первичную обработку (полуфабрикаты).

Каждую отрасль материального производства характеризуют такие основные показатели, как назначение производимой продукции, применяемая техника, технология и организация производства и многие другие, определяющие материально-техническую базу, состав и квалификацию кадров, потребляемое сырье. Все эти показатели должны быть общими для совокупности предприятий, входящих в отрасль, а, следовательно, и для отрасли в целом. Отрасль промышленности — это совокупность предприятий, которые производят Продукцию одного и того же назначения; предприятия, входящие в отрасль, близки по технической базе и технологии производства, используемому сырью, профессиональному составу кадров. Отраслевая структура промышленности определяется, степенью использования в производстве достижений науки и техники.

Изменения в отраслевой структуре промышленности: — результат постоянно происходящего разделения труда. Выделение отдельных производств в самостоятельную отрасль следует рассматривать как процесс совершенствования структуры производства. Так, для обеспечения сельского хозяйства техникой

возникла необходимость создания специальных отраслей промышленности, выпускающих сельскохозяйственную технику; образовалась отрасль сельскохозяйственного машиностроения. Эта отрасль охватывает десятки крупных заводов по тракторостроению, комбайностроению, производству сельскохозяйственных машин и орудий, машин и установок для механизации трудоемких процессов в животноводстве.

Интенсификация сельскохозяйственного производства предполагает крупномасштабное использование минеральных удобрений. Это вызвало изменение отраслевой структуры промышленности, способствовало развитию химической промышленности и производства минеральных удобрений. Усложнение сельскохозяйственной техники обусловило создание системы специализированных предприятий по ее ремонту и техническому обслуживанию. Этим предприятиям свойственны многие общие признаки: их сырье — это ремонтный фонд, состоящий из машин, пришедших в негодность и нуждающихся в частичном возобновлении; основные средства производства представлены стендами и ремонтно-технологическим оборудованием; кадры — рабочими-ремонтниками и т. д.

Изменение отраслевой структуры промышленности — прежде всего результат общественного разделения труда на базе технического прогресса. Изменение отраслевой структуры тесно связано со специализацией и кооперированием производства. Специализация производства — один из факторов, влияющих на отраслевую структуру промышленности. Изменения в ее структуре, выделение новых отраслей ведут к расширению связей по кооперированию. С появлением тракторов, комбайнов, сельскохозяйственных машин на пневматических резиновых шинах произошла специализация ряда предприятий резинотехнической промышленности и одновременно возникла производственная кооперация с предприятиями тракторного и сельскохозяйственного машиностроения.

Усложнение конструкции тракторов, комбайнов, автомобилей обусловило необходимость кооперирования с приборостроительной, подшипниковой и другими отраслями промышленности, предприятиями по изготовлению резинотехнических изделий, механизмов гидравлического управления тракторами и навесной системы.

Из тракторостроительной промышленности выделилось в самостоятельную отрасль двигателестроение. Как правило, двигатели для тракторов выпускают предприятия, специализирующиеся на их производстве.

Технологические виды работ Объекты
Техническое обслуживание и ремонт Ремонтная мастерская с постами, отделениями и др. Пункты технического обслуживания Открытые площадки и навесы для ремонта Склады запасных частей, материалов и др. Погрузочно-выгрузочные площадки Площадки для очистки и мойки
Длительное хранение Гаражи Навесы Площадки для хранения Площадки для сборки Помещения для хранения снятых деталей (склады)
Межсменная стоянка Гаражи Площадки
Хранение и выдача нефтепродуктов Емкости Устройства залива Посты заправки

 

Таблица 1.1 Перечень объектов ремонтно-обслуживающей базы.

Отраслевая структура промышленности во многом зависит от наличия в стране естественных ресурсов с учетом реальных возможностей их использования при достигнутом уровне развития науки и техники.

Технический сервис - совокупность услуг по обеспечению сель-скохозяйственного производства машинами, оборудованием и приборами, эффективному использованию и поддержанию их в исправном состоянии в период эксплуатации. Выполнять сервисные работы могут сами сельскохозяйственные предприятия, специализированные и предприятия­

изготовители. Совокупность материально-технических объектов исполнителей технического рвиса всех организационно-правовых форм называется ремонтно-обслуживающей базой. Перечень необходимых объектов ремонтно-обслуживающей базы определяется характером работ при технической экс­плуатации машин (табл. 1.1).

Состав и размер объектов ремонтно-обслуживающей базы зависят от исполнителей технического сервиса, обслуживаемого парка машин, распределения работ между предприятиями и др.. Непосредственно на сельскохозяйственных предприятиях в зависимости от их размера, количества техники, наличия ремонтно-обслуживающих подразделений выполняются различные виды работ. В крестьянских (фермерских) хозяйствах и небольших кооперативах техническое обслуживание, устранение несложных поломок, «подготовка техники к хранению и хранение. В более крупных — товариществах с ограниченно ответственностью (ТОО) и других — более сложные виды. При этом, в зависимости от сложности, возможно как самостоятельное выполнение ремонтно-обслуживающим подразделением всех работ, так и их распределение между этим подразделением и специализированными ремонтными предприятиями. Это решается самими сельскохозяйственными предприятиями исходя из наличия и оснащенности объектов ремонтно-обслуживающей базы на сельскохозяйственном и специализированном предприятиях, удаленности специализированных предприятий, качества выполняемых работ и др. На крупных сельскохозяйственных предприятиях ремонтно-обслуживающая база состоит из объектов, которые находятся в бригадах, отделениях (табл. 1) и на центральной усадьбе (табл. 2).

Здания и сооружения Рекомендуемый типовой проект зданий и сооружений
базы, имеющейся в Типоразмеры Номер проекта Полезная
бригаде     площадь, м2
Ремонтно-технцреская 20 тракторов 816-01-200.90 7, 7
база бригады 30 тракторов 816-01-200.09 11, 3
(отделения) в кЪмплексе 40 тракторов 816-01-200.90 513, 1
со всеми зданиями и      
сооружениями      
В том числе:   816-1-188.90*  
ремонтная мастерская До 40 тракторов 816-1-189.90  
теплая стоянка 6 машино-мест 186-2-42.88 141, 8
ремонтная мастерская      
с теплой стоянкой      
тракторов и      
электроднойГкотельной N, До 40 тракторов 816-1-190.90*  
    816-1-191.90  
Площадка с   816-9-30.86 100, 3
монорельсом для      
регулировки      
сельскохозяйственных      
машин      
Неотапливаемый склад 200 мц 709-9-45.85  
для хранения агрегатов 350 м2 709-9-46.85  
и инвентаря.      
Площадка для мойки   816-2-1 220 '
машин'      
Нефтесклад 20 м3 704-2-5.0.89  
Маслосклад На 15 бочек 704-2-48.87 16, 8

 

Таблица 1. Типовые проекты объектов ремонтно-технической базы

*В числителе v данные для объектов панельной конструкции, в знаменателе - с кирпичными стенами.

 

  Таблица 2. Типовые   проекты объектов ремонтно-технических баз.
Подразделения и Рекомендуемый типовой проект объекта
объекты рем.- Типоразмеры Номер проекты Полезная площадь,
тех. базы     м2
центр.      
усадьбы хозяйства      
Сектор Эксплуатации Технического обслуживания и ремонта техники      
       
       
    л  
       
Центральная   25 тракторов 816-1-171.89*  
ремонтная   816-1-172.89  
мастерская (ЦР)      
  50 тракторов 816-1-173.89*  
    816-1-174.89  
  75 тракторов 816-1-175.89*  
    816-1-176.89  
  100 тракторов 816-1-178.89  

 

 

Районные сервисные предприятия имеют в своем составе подразделения, которые проводят ремонт сложной" техники, ее обслуживание, восстановление изношенных деталей и другие работы (рис 2). В последнее время из-за кризисных явлений они начали заниматься новыми, несвойственными им прежде, работами и услугами: изготавливать новые детали, сельскохозяйственные машины и обору­дование, заниматься торгово-посреднической деятельностью и т.д. В дореформенной экономике было принято разделение всей ремонтно-обслуживаюшей базы на три уровня (табл.3). Это, во многом условное, деление проводилось исходя из нескольких критерии самостоятельности, мощности, зоны обслуживания, оснащенности, исполнителей технического сервиса, перечня выполняемых работ и др. Во время реформирования колхозов и совхозов часть их ремонтно-обслуживающих подразделений превратилась в экономически самостоятельные предприятия. Их заказчиками вместо прежних подразделений колхоза, ‘совхоза могут стать любые юридические и физические лица. И хотя их техническая оснащенность и мощность остались на прежнем уровне, зоны обслуживания их можно отнести уже ко второму уровню.

 

Таблица 3. Реформирование ремонтно-обслуживающей базы.

Уровни Состояние базы
  Дореформенное Послереформенное
I Ремонтные мастерские и другие объекты в отделениях и бригадах колхозов и совхозов Ремонтно-обслуживающие, снабженческо-сбытовые производства и службы товарищества с ограниченной - ответственностью (ТОО), колхозов и др. Мастерские фермеров
II . Ремонтно-технические предприятия (РТП) райснабы .Экономически самостоятельные первичные сервисные предприятия (дилерские, специализированные сервисные, машино-технические станции и др.) Объединения фермеров (машинные кооперативы, товарищества и др.) Районные сервисные предприятия (РТП и др.)
III Специализированные РТП Ремонтные, ремонтно-механические заводы Специализированные ремонтные предприятия Региональные (головные) центры технического сервиса Предприятия (объединения) и подразделения в составе заводов-изготовителей - центры фирменного технического сервиса Торговые дома

 

После реформирования появились новые исполнители технического сервиса.

Дилерские предприятия. Предоставляют потребителям услуги по договорам от одного* или нескольких заводов-изготовителей техники, изделия которых они продают и обслуживают. Функции дилера.— изучение конъюнктуры рынка в зоне своей деятельности, реклама, продажа и предпродажное обслуживание машин, досборка и обкатка их при необходимости, техническое, обслуживание и ремонт в гарантийный и послегарантийный периоды, обеспечение запасными частями, обучение владельцев машин и ремонтно-эксплуатационного персонала, учет отказов потенциальных покупателей, подготовка информации для машиностроителей о качестве машин, эксплуатационной технологичности, надежности, экономичности и др. Дилеры могут специализироваться на одной

или нескольких машинах. В этом случае они являются продавцами-поставщиками машин нескольких заводов.

Специализированное дилерское сервисное предприятие выполняет услуги определенного типа, например, ремонт автотракторного электрооборудования, дизельной топливной аппаратуры и др. Производственная база дилера — ремонтная мастерская реформированного колхоза (совхоза), часть или вся станция технического обслуживания тракторов на районном ремонтно-техническом предприятии, цех досборки агроснаба и др.

Машинно-техническая (машинопрокатная) станция — предприятие, оказывающее услуги по выполнению механизированных и специализированных работ, технического сервиса. Она осуществляет техническое обслуживание, ремонт, прокат и хранение техники, обеспечение ее запасными частями и другими материальными ресурсами, транспортное обслуживание, выполнение сельскохозяйственных и специализированных работ по заказам. На территории административного района или на центральной усадьбе крупного реформированного колхоза и совхоза могут быть две-три станции на базе филиалов ремонтно-технического предприятия.

Центр технического сервиса — хозрасчетное предприятие (или объединение) на базе ремонтно-технического предприятия, ремонтного завода, агроснаба, осуществляющее технический сервис определенных машин в районе (регионе) и являющееся представителем-посредником между машиностроителями-поставщиками и потребителями техники. Он учреждается при сервисном предприятии на основе договора между заводом-изготовителем и сервисным предприятием. Зона обслуживания — один или несколько районов, область. Если зона обслуживания большая - две-три области, край, республика в составе Российской Федерации, — то его называют региональным. Региональный центр имеет филиалы или дилеров в тех районах, где эксплуатируются машины соответствующих типов.

Центр фирменного технического сервиса -— подразделение в составе завода изготовителя, призванное осуществлять сбыт продукции через региональные центры технического сервиса, районные сервисные предприятия и дилеров, учреждения и предприятия агроснаба. Иногда это не подразделение, а предприятие, дочерняя фирма и др. Он организует изучение и обобщает конъюнктуру рынка, составляет прогнозы, проводит исследования, заключает договоры на поставку продукции и др.

Функции и организация деятельности остальных исполнителей технического сервиса — ремонтно-обслуживающих подразделений сельскохозяйственных предприятий, районных сервисных предприятий, ремонтных заводов в основном остались прежними.

 

Вопросы

1.Дайте определение технического сервиса.

2.Что называется ремонтно-обслуживающей базой?

3. Перечислите основные объекты, входящие в состав ремонтно-обслуживающей базы.

4. Какие объекты ремонтно-обслуживающей базы находятся в бригаде, другом подразделении крупного сельскохозяйственного предприятия? Какие на центральной усадьбе?

5. Перечислите новых исполнителей технического сервиса, появившихся в связи с реформированием экономики.

6. Каковы функции дилерского предприятия?

 

7. Дайте определение машинно-технической (машинопрокатной) станции.

8. Каковы функции центра фирменного технического сервиса?

9. Назовите критерии разделения ремонтно-обслуживающей базы на уровни. Ю.Изменилось ли распределение предприятий по уровням в связи с реформированием экономики?

 

 

Рекомендуемая литература

1.База по ремонту и техническому обслуживанию машин и оборудования колхозов, совхозов и фермерских (крестьянских) хозяйств: Справочник/ГОСНИТИ. — М, 2004. — 71 с.

2. Концепция эффективного использования техники /ГОСНИТИ. - М., 2005.-62 с.

3. Машины и оборудование для технического сервиса в АПК: Каталог. Т. 4/Под общ. ред. В. И. Черноиванова/Информагротех. М., 2007.— 257 с.

4. Северный А, Э., Пугин Е. А., Мельников А. А. Современный машинный двор. — М., 2003г--193с.

5. Технический сервис в сельском хозяйстве/П. А. Андреев, В. М. Баутин, В. Ю. Грицык и др. — М., 2002. — 48 с

6. Техническая эксплуатация сельскохозяйственных машин (с нормативными материалами)/ГОСНИТИ. — М., 2001. — 328 с.

 

Вопрос 2. Сегментация технического сервиса

Современные технические средства производства в течение жизненного цикла, нуждаются для поддержания их в работоспособном состоянии в периодическом техническом обслуживании, ремонте и других воздействиях, входящих в технический сервис. Технический сервис представляет собой комплекс услуг (работ) по обеспечению производителей сельскохозяйственной продукции (потребителей) машинами, эффективному их использованию и поддержанию в исправном состоянии в течение всего периода эксплуатации. Этот комплекс

может быть представлен в виде самостоятельных, но взаимосвязанных сегментов, а именно:

организация обеспечения (снабжения) сельхозпроизводителей техникой, оборудованием, запасными частями к ним и другими необходимыми материалами. Обеспечение техникой может осуществляться путем ее продажи в собственность, передачи в аренду, выполнения подрядов на механизированные работы;

купля-продажа (в том числе по лизингу) новых и подержанных машин, хранение и доставка технических средств производства потребителям; предпродажная подготовка машин (досборка, регулировка, обкатка), монтаж и пуско-наладка технологических комплексов;

организация и выполнение технического обслуживания, хранения и ремонта машин в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации, восстановление изношенных и изготовление новых деталей, утилизация технических средств производства и оказание других аналогичных услуг. Этот перечень мероприятий технического сервиса охватывает весь жизненный цикл технических средств производства, включая их утилизацию. Каждый из перечисленных блоков мероприятий предполагает соответствующие организационные и технологические операции, которые необходимо выполнять, через определенный период времени или после выполнения машиной установ­ленного объема работ. Общее содержание этих мероприятий определяется правовыми и иными нормативными документами, одним из которых является «Комплексная система технического обслуживания и ремонта машин в сельском хозяйстве» (ТОР сельхоз). Эта система предписывает проведение одних мероприятий технического сервиса в планово-предупредительном порядке (для предотвращения ожидаемых отказов машин и вынужденных простоев по этим причинам), других — по показаниям диагностики (свидетельствующих о необходимости проведения ремонта) или в случае возникновения отказа машины по техническим или технологическим причинам.

Системой технического обслуживания и ремонта предусмотрены технические воздействия, направленные на сохранение и поддержание в работоспособном состоянии технических средств производства. Эти воздействия охватывают обкатку машин, двигателей и агрегатов, ежесменное и периодическое техническое обслуживание, текущие и капитальные ремонты, межсезонное хранение, временную консервацию и утилизацию техники по окончании срока ее использования. Для конкретных машин и условий эксплуатации периодичность технических воздействий уточняется, отражая специфику их использования и обслуживания.

Номенклатура и объемы работ по техническому сервису весьма широки и многообразны. Значительная их часть постоянно расширяется и уточняется в связи с особенностями использования машин новых конструкций, применением новых сортов масел; смазочных материалов, уточнением режимов использования техники, изменением стабильности регулировок и по другим причинам. Цель всех этих изменений одна — создать потребителю технических средств условия,

повышающие эффективность их использования, снижающие издержки их эксплуатации за счет экономного расходования потребляемых ресурсов. Технический сервис обеспечивается системой предприятий и служб, в которую входят: заводы-изготовители, посредники (в том. числе такие, как ОАО «Росагроснаб», владеющие развитой товаропроизводящей сетью, предприятиями и службами, выполняющими все виды работ по техническому сервису), ремонтные предприятия и мастерские, станции и пункты технического обслуживания, и другие структуры. Фирменный технический сервис предусмат­ривает непосредственное участие изготовителей техники в ее обслуживании и ремонте на собственных производственных площадях или на базе ремонтных предприятий с привлечением посреднических структур, специализирующихся на таких работах.

Основной объем работ по техническому сервису выполняют ремонтно-технические предприятия районного уровня, имеющие соответствующую материально-техническую базу в виде мастерских, станций и пунктов технического обслуживания, технических обменных пунктов и специализированных участков при агроснабах.

Приватизация 90-х годов в значительной мере ослабила материальную базу технического сервиса. Значительная часть предприятий, ранее выполнявшая эти, работы, поменяла профиль своей деятельности. Этому способствовали объективные условия, в которых сельский товаропроизводитель, оказавшись неплатежеспособным, вынужден был часть работ постническому сервису выполнять своими силами и средствами в не приспособленных условиях, из-за чего качество обслуживания резко снизилось. Соответственно сократился объем заказов на ремонтно-технических предприятиях, их загрузка уменьшилась, начался отток квалифицированных кадров. В связи с резким снижением поставок техники селу сократился общий объем механизированных работ, а значит, и операций по техническому сервису.

В результате в секторе производственных услуг произошли большие изменения. Широкое распространение получили машинно-технологические станции, которые, наряду с обслуживанием собственной техники и техники хозяйств по договорам, стали выполнять многие другие работы для своих клиентов. Диверси­фикация технического сервиса позволяет новым структурам осуществлять наряду с поддержанием техники в работоспособном состоянии и другие, более прибыльные работы.

Государство осуществляет контроль за соблюдением требований к качеству изготовления, комплектности техники, правил ее эксплуатации. Для этого создана и функционирует государственная инспекция по надзору за техническим состоянием технических средств производства (Гостехнадзор); она осуществляет контроль за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, норм и правил. Инженеры-инспекторы Гостехнадзора в пределах предоставленных им полномочий выносят решения, обязательные для исполнения собственниками и пользователями технических средств производства независимо от сферы их хозяйственной деятельности и ведомственной принадлежности. Эти решения имеют одинаковую законную силу для предприятий всех форм собственности. Функции контроля за выполнением государственных стандартов качества новой и капитально отремонтированной обезличенным ремонтом техники на специализированных ремонтных предприятиях осуществляют государственные машиноиспытательные станции; они наделены правами официального государственного органа сертификации.

 

Вопрос 3. Гарантии и реклама.

Одна из важных услуг, оказываемых потребителю машин, — это изучение его потребностей в технических средствах производства, ориентация на новую, более эффективную технику, ее оформление при продаже, ввод в эксплуатацию и ознакомление с особенностями использования технических средств. Это так называемый предпродажный сервис, хотя данное название не в полной мере отражает содержание указанных мероприятий. Часть из них действительно выполняется в предпродажный период; например, по автотранспортным средствам — такие, как завершающая мойка, освобождение салона от пленочных зачехлений, снятие консервационного покрытия с облицовки. Но другие производятся уже после оформления покупки, в том числе непосредственно у владельца техники из-за особенностей доставки крупногабаритных машин и " машин со съемными рабочими органами. В предпродажный период особое внимание уделяется комплектности машин или агрегатов, обеспечению их инструментом и технической документацией.

Предпродажный сервис как форма обслуживания потребителя имеет свою специфику в АПК. Крупногабаритную сельскохозяйственную технику (например, зерноуборочные комбайны) необходимо доставлять в разобранном виде, а затем дособирать, доукомплектовывать, регулировать перед последующей обкаткой и эксплуатацией. Около 60 % поставляемых селу машин собирается в цехах сборки специалистами с использованием технической документации и соответствующего инструмента; многие сборочные операции механизированы. Предприятия материально-технического снабжения готовят по заказу потребителя металлопро­кат, производят раскрой и резку металла, отмотку и отрезку троса и стального каната. При этом достигается обоюдная выгода: хозяйства получают отмеренный и раскроенный материал, освобождая себя от необходимости иметь специализированную оснастку и оборудование, а базы снабжения добиваются экономии дефицитных ресурсов. Правильная организация предпродажного сервиса предоставляет большие удобства потребителю, снижает затраты за счет механизации многих трудоемких работ, выполняемых крупными предприятиями. Предпродажный сервис играет существенную роль и в контроле качества машины, защите прав потребителя, позволяет сократить число рекламаций. Фактически он представляет собой активную рекламу технических средств производства,, способствует увеличению объемов продаж новой техники и шлейфа машин к ней.

Технический сервис включает в себя гарантийное обслуживание проданной техники. Этот объем работ, как правило, выполняет посредническая структура, такая, как районный агроснаб или его службы по договору с фирмой­изготовителем, которая является основным гарантом качества выпускаемой ею продукции.

Взаимоотношения сторон (изготовителя, посредника и потребителя) регулируются правовыми актами, конкретное содержание которых излагается в пакете документов, в обязательном порядке прилагаемых к машине. В этот пакет входят техническое описание, инструкция по эксплуатации, паспорт на машину и на двигатель,, гарантийный талон, сервисная книжка и другие документы. В соответствии с ними исчисляется гарантийный срок для конкретных машин, определяется порядок оформления рекламаций, ответственность сторон за поломки в зависимости от причин их возникновения. Документация должна содержать основные технико-экономические показатели машин и оборудования, включая цену, условия приобретения и оплаты. Цена на машину сообщается покупателю в момент оформления сделки, поскольку рынок вносит ежедневные коррективы в удрвень цен.

Изготовитель несет ответственность за качество и комплектность технических средств производства, возможность их использования по назначению в течение амортизационного срока, обеспечивает потребителя запасными частями, сменяемыми узлами, агрегатами, материалами, потребляемыми машиной за жизненный цикл. Частично эта ответственность фиксируется в гарантийном обязательстве изготовителя обеспечить качество своей продукции в течение определенного периода ее использования или времени со дня выпуска (продажи, ввода в эксплуатацию).

Гарантия — многоплановая категория рыночной экономики. По сути, это специфический товар, представляющий ценность для потребителя и оплачиваемый им как часть покупной цены. С момента оформления покупки владелец купленной техники получает все права, зафиксированные в гарантии. В странах, где стоимость рабочей силы высока, потребителю бывает выгоднее пере­платить при приобретении машины, чем нести убытки из-за отказов в процессе ее использования и изыскивать возможности для ее восстановления в период неотложных сезонных работ.

Покупатель вправе воспользоваться гарантией изготовителя, если машина не обеспечивает выполнения работ в соответствии с паспортными данными или в случае отказов в'работе по техническим причинам. В этом случае изготовитель сам или через посредника устраняет за свой счет и в установленное время возникшие неполадки. При отсутствии отказов в работе машины покупатель реализует гарантию потенциально, так как получает право на бесплатное • устранение отказов, на Защиту прав собственника-потребителя технических средств производства.

Гарантия часто включает в себя обязанность изготовителя при прекращении выпуска машины производить запасные части и расходные материалы к ней в течение 10 последующих лет. Это позволяет потребителю быть уверенным, что он сможет нормально пользоваться купленной машиной, по крайней мере, шлет. Дальнейшее обеспечение запасными частями может быть организовано на договорной основе либо путем создания необходимых запасов у изготовителя техники или у посредников — продавцов.

Гарантия, наряду со своим основным предназначением, играет важную роль своего рода рекламы в борьбе за рынки сбыта. Формы ее бывают весьма разнообразны и оригинальны. Например, реклама машины, ее качества и надежности может выглядеть так: «Наша фирма запасных частей не выпускает!» Это подчеркивает высокую надежность изделия, так как в течение всего срока службы оно не требует замены каких-либо деталей. Большое число со­стоятельных потребителей, использующих технику 3—4 года, подтверждает обоснованность такой рекламы. Другие фирмы обеспечивают рекламу своей' продукции, обещая увеличение гарантийного срока по времени и по активной работе, опережая аналогичные обязательства фирм-конкурентов. Гарантия может быть реально действующей рекламой, если фирмы — изготовители технических средств незамедлительно устраняют возникшие Неисправности, не изыскивая причин для перекладывания вины на пользователя. Крупные зарубежные фирмы в целях поддержки своего имиджа нередко заменяют вышедшие из строя машины новыми или возвращают всю сумму средств, потраченных на покупку. Ничто так не снижает престиж фирмы, как длительный и неоднократный ремонт ее продукции, хотя бы при этом и предусматривалось продление гарантийного срока.

В послегарантийный период потребитель организует техническое обслуживание и ремонт машины своими силами и средствами, используя специализированные посреднические структуры, всю имеющуюся сеть предприятий технического сервиса.

 

Вопрос 4. Технический сервис в рыночной экономике

Основа успешного функционирования и прогрессивного развития технического сервиса в рыночных условиях — это его товарный характер, что сказывается в течение всего жизненного цикла машины. Это необходимо учитывать еще в период ее создания, формирования ее качества, обеспечения конкурентоспособности. Требования к качеству техники формирует потребитель, используя рыночные механизмы; производитель должен знать эти требования. Маркетинг как система изучения запросов потребителя, его склонностей и практически не поддающихся объяснению симпатий к той или иной продукции только начинает разрабатываться. Его следует рассматривать как систему мер в сфере производственных взаимоотношений изготовитель — потребитель включающую разработку долгосрочных прогнозов изменения качества продукции. Технический сервис можно рационально организовать лишь на основе маркетинга, изучения требований потребителя к рынку данных товаров и услуг. Естественно, это предполагает и право выбора технических средств производства. Потребителю нужны гарантии, поскольку для него машина — это средство производства, позволяющее выращивать дешевую продукцию хорошего качества, обеспечивать соответствующие эргономические, экологические и другие условия.

Заложенные в процессе создания технико-экономические параметры машины проявляют себя при ее использовании, - техническом обслуживании, ремонте, утилизации. В цепочке «качество новых машин — объемы технического сервиса и ремонтных воздействий для поддержания имеющихся машин в работоспособном состоянии — размеры ремонтной базы — издержки ремонта» все звенья важны, но приоритет остается за качеством изготовления. От него в основном зависят потребности в ремонте, размеры ремонтной базы, общие издержки производства. Объемы сервиса и размеры его материальной базы производные величины of численности парка, качества и загрузки машин. Численность и загрузка машин определяются технологией сельскохозяйственных работ; если эти показатели заданы, ремонтно-обслуживающая база может быть уменьшена только за счет повышения качества техники и сокращения объемов малоэффективного ремонта.

Необходимо признать, что концепции развития технического сервиса и ремонтного производства никогда не были ресурсосберегающими и эффективными.* В них отсутствовало главное — признание того, что отремонтированная машина представляет собой товар, который должен продаваться. Это не порок самой системы технического сервиса, а недостаточная экономическая зрелость тех концепций, на которые она опиралась в своем развитии.

Некоторые специалисты не без оснований считают, что тракторы после ремонта не будут иметь достаточного спроса у потребителя, который по закону рыночной экономики всегда прав. Другие утверждают, что ремонтное производство может существовать лишь в условиях недостатка машин и при ликвидации дефицита отомрет; третьи полагают, что оно обеспечивает продление срока службы, тем самым позволяет не наращивать излишние мощности по выпуску новых.

Хорошо отлаженный технический сервис и фирменный ремонт позволяют сохранить качество техники, реализуя тем самым принцип организационной и технологической преемственности нового и ремонтного производств. Таким образом, технический сервис должен развиваться по законам крупного индустриального производства, опираясь на опыт и помощь фирм-изготовителей. Система обратной связи ремонтного производства, его влияние на машиностроение побуждает повышать ресурсы менее надежных узлов и деталей, совершенствуя машину и уменьшая объемы неэффективного ремонта, а технический сервис с участием фирм-изготовителей, поставляющих новые или восстановленные агрегаты и узлы для технического обслуживания, делает такой сервис более привлекательным для потребителя.

Рыночная экономика создала возможности потребительских услуг выбирать формы и методы обслуживания, определять характер взаимоотношения партнеров. В выполнении комплекса работ по техническому сервису могут участвовать потребитель (пользователь) техники, посредники, специализирующиеся на определенной номенклатуре работ, и фирмы-изготовители. Фактически так и происходит: формой объемы участия различных структур зависят от конкретных условий, регламентируются договорами и сложившейся практикой взаимоотношений с хозяйствами.

Комплекс услуг по техническому сервису подлежит возмещению, то есть должен соответствующим образом оплачиваться. Формально взаиморасчеты осуществляются на основе договорных цен, но ввиду монопольного положения предприятий технического сервиса цены фактически. Назначаются ими в одностороннем порядке либо в виде тарифов за конкретные виды работ, либо в виде почасовых ставок. Последние наиболее широко используются при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.

Как правило, чем богаче хозяйство, тем больший объем работ по техническому сервису оно передает специализированным организациям, оставляя за собой лишь функции контроля за качеством оказываемых услуг. Менее рентабельные хозяйства значительную часть работ по техническому сервису выполняют соб­ственными силами и средствами, с менее высоким качеством; некоторые из них вообще не выполняются из-за отсутствия специализированного оборудования и инструментов. Для таких хозяйств технический сервис осуществляется в суженном понимании и сводится лишь к поддержанию техники в более или менее работоспособном состоянии имеющимися средствами. Развитие современного технического сервиса непосредственно связано с выходом сельского хозяйства из кризиса, с созданием экономических условий для нормальной работы этой отрасли, повышения платежеспособности хозяйств.

Характер и объем технического сервиса зависят от качества изготовления машин и уровня их изношенности. Отечественные машины уступают лучшим зарубежным аналогам по топливной экономичности двигателей, наработке на отказ и трудоемкости технического обслуживания. Резервы повышения качества есть, но их реализация отодвигается в связи с невысоким спросом на новую технику и неполную загрузку заводов сельскохозяйственного машиностроения. Чем выше качество поставляемой техники, тем ниже последующие затраты на ее поддержание в работоспособном состоянии, тем легче организовать сервис. Сейчас в связи с повышением требований к качеству машин вопросы технического сервиса приобретают особое значение. Так как обходится он недешево, потребитель стремится покупать такую технику, которая обладает меньшей потребностью в обслуживании в процессе использования. Поэтому при создании машин необходимо обеспечить сокращение объема сервисных операций за счет повышения надежности, увеличения до- и межремонтного ресурсов, сокращения точек смазки, автоматизации контроля за работой узлов, доступности к местам регулировок и т. д. Это неизбежно приведет к удорожанию машины, но снизит издержки производства на ее сервис в расчете на единицу работы в сфере эксплуатации.

С увеличением сроков использования, износом и старением машин объемы технического сервиса неоправданно увеличиваются, повышая себестоимость механизированных работ и производимой сельскохозяйственной продукции. Таким образом, технический сервис в рыночной экономике играет активную роль своеобразного регулятора требований к новой технике. Рынок влияет также на характер взаимоотношений потребителя и структур, осуществляющих

обслуживание и ремонт техники, предоставляющих иные услуги. В последние годы идет активный поиск в этом направлении; испытываются различные способы взаиморасчетов, стимулирующих сохранность техники, заинтересованность ремонтно-обслуживающих предприятий в получении высоких конечных результатов, к оказанию услуг по поддержанию техники в работоспособном состоянии привлекаются фирмы-изготовители. Машиностроительные заводы пока не располагают реальными материальными и трудовыми ресурсами для того, чтобы взять на себя в полном объеме сервисные функции. Впрочем, в этом и нет необходимости при наличии широко разветвленной ремонтно-обслуживающей базы. Заводы-изготовители могут и должны делать то, что не под силу ремонтным предприятиям — повышать каче­ство машин, существенно сокращая удельную потребность в ремонтно-обслуживающих воздействиях, выпускать более надежную и производительную технику. #

Раньше машиностроители пытались компенсировать недостатки конструкции и изготовления увеличением объемов выпуска машин, повышением мощности двигателя, увеличением ширины захвата и пропускной способности. Но сейчас все это не работает. Даже при простых отказах по техническим причинам производительный, но ненадежный агрегат лишь потенциально сохраняет свои высокие параметры, а фактически реализовать их в период простоя (цена которого несоизмеримо выше, чем у более дешевого и малопроизводительного агрегата) невозможно. Заводы-изготовители имеют возможность оказать техническую помощь в организации сервиса своих машин путем выпуска в достаточных объемах сменяемых деталей и узлов, содействия ремонтным предприятиям, обеспечения их технологическим оборудованием. В связи с' расширением парка техники у фермеров, арендаторов и в личных подсобных хозяйствах осложняется хранение ее в перерывах между сельскохозяйственными работами. Трудности технически грамотной осенне-зимней консервации, необходимость иметь консерванты и технические средства для их нанесения побуждают владельцев машин обращаться к соответствующим службам. Сервис хранения может стать важной частью общего технического сервиса, если создать надлежащую заинтересованность в сдаче техники для хранения на машинные дворы.

Организационно-экономические формы технического сервиса и фирменного ремонта, как одного из главных его составляющих, требуют глубокого изучения и обоснования, это в основном предпродажное обслуживание торговля новыми запчастями, оказание услуг по ремонту, предоставление машин напрокат, сдачу аренду и т.п. Формы борьбы за потребителя в условиях острой конкуренции могут быть самыми разнообразными, вплоть до выполнения всего комплекса услуг по возделыванию отдельных культур или производству той или иной продукции по технологиям, согласованным с заказчиком. Новые формы технического сервиса отрабатываются в рамках арендных отношений. Аренда бывших в употреблении машин на полный или неполный срок службы предполагает организацию их обслуживания по выбору арендатора: собственными силами и средствами, с привлечением специализированного оборудования арендодателя, на ремонтно-обслуживающих
предприятиях. Договора проката обычно предусматривают заранее оплаченный
технический сервис, причем все работы по обслуживанию и ремонту берет на
себя организация, сдающая машину напрокат. В Великобритании при заключении
контракта на аренду тракторов сроком на один сезон (или один год)
гарантируется работоспособность трактора и его обслуживание, и
устанавливаются строгие сроки устранения неисправностей — От 24 до 72 ч (в
зависимости от сложности отказов). При невозможности устранения поломок - за
это время обеспечивается замена неисправного трактора исправным. Такая
система гарантирует обслуживание, обеспечивает правовую защиту арендатора, а
также обоюдную заинтересованность сторон в эффективном использовании
техники. Наименее отработан заключительный этап технического сервиса — утилизация полностью изношенных машин, представляющих ценность только как вторичное сырье (металлолом). Здесь возникают проблемы охраны окружающей среды, предотвращения ее загрязнения ржавеющим металлом, технологическими жидкостями, другими материалами, оставшимися в емкостях машин. Экономический кризис в России захватил и этот сегмент технического сервиса, сделав невыгодным сбор металлолома из-за чрезмерных затрат на подготовку машин к утилизации, высоких транспортных расходов и низких цен на металлолом.

Технический сервис при рациональной его организации должен сопровождать машину в течение всего срока использования, с момента подготовки к продаже вплоть до ее утилизации. Такой подход должен быть закреплен в законодательном порядке; это обеспечит должную правовую защиту всех партнеров, участвующих в выполнении работ по техническому сервису.

 

Вопросы и задания для самопроверки:

1.Перечислите цели и задачи технического сервиса. 2.Назовите услуги, входящие в технический сервис. З.Что представляет собой гарантия качества техники?

4.В чем состоит товарный характер технического сервиса в условиях рыночной экономики?

5.Какие задачи выполняют заводы-изготовители в системе технического сервиса?

 

Лекция 2. Рыночные отношения в сельскохозяйственном производстве.

Вопрос 1. Рыночные отношения в техническом сервисе

В условиях рынка маркетинг должен учитывать стратегию конкурентоспособности и кредитные льготы, связанные с ценовыми скидками и льготами.

Скидки и льготы с выгодой можно использовать в следующих ситуациях: при организации важных компаний по стимулированию технического

обслуживании и сбыта продукции; для ускоренного создания имиджа у заказчиков; - для недопущения конкурентов в сферу своей деятельности; для внедрения новых услуг продукции; для реализации сезонной продукции и услуг.

Скидки и льготу являются важнейшими инструментами для увеличения объемов

оказываемых услуг и реализации продукции, если на рынке есть конкуренты.

Для планирования размеров скидок и льгот обычно исходят из отчетных данных

при реализации подобных услуг или продукции.

где ЛС -= процент льгот и скидок;

Sn - сумма льгот и скидок по отчетным данным;

Rs - Общий объем реализации по себестоимости.

Например, сумма льгот и скидок при продаже запасных частей для сельскохозяйственной техники для обслуживания хозяйств агросервисным предприятиями составила 2 млн. руб., а общий объем реализации по себестоимости 50 млн. руб. Тогда процент скидок и льгот составит 4%:

 

Существуют различные виды скидок и льгот, которые характерны для дилерских пунктов:

1 установление цены на уровне ниже прейскурантного;

2) кредитные льготы;

3) поощрительные вознаграждения;

4) льготы за допустимое количество некачественной продукции. Для кратковременного стимулирования заводы-изготовители могут устанавливать дилерским пунктам скидку к прейскурантной цене.. Обычно она выражается в процентах от прейскурантной цены и за рубежом составляет 20...30%.

Дилерский пункт может получить продукцию бесплатно на сумму скидок. Это выгодно и изготовителю и посреднику, поскольку увеличиваются торговые запасы продукции и прибыль для дилерского пункта. Кредитные льготы представляют собой фиксированную скидку дилерскому пункту за быструю оплату заказанной продукции, по сколько изготовители обычно отпускают сельскохозяйственную технику дилеру с оплатой через определенный период времени. За досрочную оплату По-сравнению с нормативным периодом и устанавливаются кредитные льготы. Поощрительные льготы устанавливаются в процентах в зависимости от объема реализации. Обычно они предусматриваются по скользящей шкале дилерам или розничным торговцам.

Для компенсации ущерба при замене некачественных деталей, механизмов, приборов для сельскохозяйственной техники, которые могут оказаться в партии, применяются так называемые за допустимое количество некачественной продукции. В этом случае изготовители заранее предусматривают возможную за недоброкачественной продукции.

Крыночной экономике цена зависит, как было сказано выше, от и предложения. А чтобы понять сущность взаимодействия и на цену спроса и предложения необходимо вспомнить содержание маркетинга и на этой основе углубить знание о механизме рынка. В узком смысле слова маркетинг должен ответить на следующие вопроса:

1 Что Вы должны произвести или какие виды услуг оказывать и их количествах?

2 Определить, какие средства производства и какой труд надо потратить для изготовления товара и оказания услуг?

3 Для кого производятся товары или предназначены услуги?

Чем выше стоимость услуги технического сервиса сельского хозяйства, тем меньше ее заказывают, и наоборот, чем ниже стоимость, тем заказов будет больше, но до определенного уровня.

№ п\п Цена за 1 брус, тыс. руб. Объем спроса, тыс. шт.
    9, 0
    6, 0
    4, 5
    3, 2
    2, 4
    2, 0

 

1 Данные спроса в зависимости от цены

Например, в связи с частым выходом из строя в кормоуборочных комбайнах

противорежущего бруса хозяйствам, особенно в сезон заготовки кормов, приходится покупать его значительное количество. Предположим, что цена одного бруса колеблется от 5 до 1G тысяч руб. В принципе в такой ситуации количество бруса и цена находятся в обратной зависимости: когда цена падает, количество возрастает. Это схематично представлено на рис. 1 по данным таб. 1

 

Рис.1 Кривая спроса

Ц - цена единицы бруса. К - количество бруса SS-закономерность постепенного изменения спроса на брус при изменении его цены.

Эта особенность в маркетинге называется " законом постепенного убывания спроса". В данном случае при цене на противорежущий брус 5 тыс. руб. спрос составляет 9000 шт., при цене — 10 тыс. руб. — 2000 шт. Этот закон находится в соответствии с логикой мышления. Когда цена на запасные части увеличивается до очень высокой отметки, их будут покупать только достаточно богатые коллективные и фермерские хозяйства, менее богатые — обходиться старыми, менее качественными.

Теперь, когда усвоена логика спроса, нужно обратиться к изготовителям: заводам и ремонтно-техническим предприятиям, предлагающим брус, и разобраться, что. же такое график предложения. Если график спроса представляет собой отношение между ценой и объемом продукции или услуг, которого желают заказчики, то график предложения — это отношение между ценами и количеством продукции или услуг, которое предлагают продавцы, в данном слу­чае заводы сельскохозяйственного машиностроения и ремонтно-технические предприятия.

№ п\п Цена за 1 брус, тыс. руб. Объем спроса, тыс. шт.
     
    3, 5
    4, 5
    5, 3
    6, 0
    6, 5

 

2. Данные предложения в зависимости от цены

Для представления на графике кривой предложения заполним исходные данные в табл. 2 и нанесем их на график (рис.2)

*

 

Общая тенденция такова, что при повышении цены предложение увеличивается, но не настолько, чтобы полностью удовлетворить спрос, в данном случае это связано с ограничением производственной мощности. В каждом случае должно наступить равновесие предложения и спроса. Оно определяется точкой, где уравновешивающая рыночная цена находится на пересечении кривых спроса и предложения. Совмещая* графики спроса и предложения, находим точку их пересечения (рис.3). Только в ней определяется уравновешивающая цена, в данном случае 7 тыс. руб. за один противорежущий брус кормоуборочного комбайна.

При этом завод-изготовитель или ремонтно-техническое пред приятие полностью удовлетворит-спрос в 4, 5 тыс. шт. противорежущего бруса. При более высокой цене (> 7 тыс. руб.) возникает избыток предложения над спросом, при более низкой (< 7 тыс. руб. спрос превысит предложение. Это равновесие неустойчивое, поскольку некоторые покупатели могут для быстрого удовлетворения своей потребности сделать определенную надбавку к цене. Это вы зовет увеличение предложения и постепенно опять наступит равновесие, но не обязательно в первоначальной точке. Это зависит от смещения кривой предложения или спроса.

Допустим, в результате внедрения новой технологии закаливания бруса его выпуск возрастает, тогда кривая 5Р сместится вправо, а цена снизится (рис, 4). Если же из-за разрыва производственных и экономических связей со смежными предприятиями завод-изготовитель либо ремонтно-техническое предприятие сократит производство и вызовет уменьшение предложения, то кривая спроса SS сдвинется вправо, цена повысится, или кривая предложения 5Р сместится влево. Схематически этот процесс представлен на рис. 5

Рис.5 График смещения кривой спроса

 

 

 

В первом случае (рис. 4) смещенная точка равновесия Р. указывает на снижение цены в результате насыщения рынка противорежущим брусом, во втором (рис. 5) точка равновесия Р.» поднялась наверх и указывает на повышение цены в результате уменьшения предложений.

Таким образом, механизм спроса и предложения имеет распределительный характер в результате изменения конкурентной цены.

Вопросы

1.Назовите основные элементы, влияющие на цену.

2.Какие виды скидок и льгот, характерные для дилерских пунктов, Вы знаете?

3.Какова взаимосвязь цены со спросом?

4.Каков






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.