Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория конкурентных преимуществ М. Портера






По его мнению, на мировом рынке конкурируют фирмы (а не страны). национальная среда способствует созданию конкурентных преимуществ. М. Портер обобщил их в четыре комплексных свойства, названных им детерминантами конкурентного преимущества страны, которые образуют так называемый «конкурентный ромб». Детерминанты конкурентного преимущества – это характеристики наиболее значимых источников конкурентных преимуществ компаний (Обрабатывающих отраслей промышленности).

«Конкурентный ромб» включает группы показателей:

параметры факторов или факторные условия - трудовые и природные ресурсы, финансовые и научно - информационные ресурсы, инфраструктура. М. Портер отмечает, что в важен не столько запас факторов, а какого их качество, скорость создания, совершенствование.

Параметры спроса или условия спроса. Спрос характеризуется тремя важными чертами:

· структурой спроса - разбивка покупателей на основании мотивов приобретения конкурентного товара, а также исходя из демографических, социальных или иных признаков;

· величиной и характером роста спроса, определяемыми емкостью внутреннего рынка, количеством независимых покупателей, скоростью, с которой растет спрос на внутреннем рынке;

· интернационализацией спроса механизмами, с помощью которых предпочтения на внутреннем рынке передаются на зарубежные рынки.

Состояние родственных и поддерживающих отраслей. Наличие в стране высокоразвитых конкурентоспособных отраслей-поставщиков, обеспечивающих быстрый доступ к необходимым ресурсам, и родственных отраслей, производящих взаимодополняющую продукцию, создает целый ряд преимуществ для производителей готовой продукции.

Состояние конкуренции в отрасли и стратегию фирм. Успех каждой из фирм зависит и от того, насколько успешна разработанная ими конкурентная стратегия. По мнению М. Портера, при выборе стратегии следует принимать во внимание состояние конкуренции в данной отрасли, на которое оказывают влияние 5 основных сил: угроза появления новых конкурентов, угроза появления товаров-заменителей, способность поставщиков сырья оказывать давление на покупателей их продукции, способность покупателей воздействовать на производителей продукции и соперничество уже имеющихся конкурентов в данной отрасли между собой.

Кроме рассмотренных выше, в общую систему параметров, определяющих конкурентные преимущества, М. Портер включает роль случайных событий и роль государства, которые могут либо усилить, либо ослабить сложившиеся конкурентные преимущества страны. Случай – это событие, к которому относиться: изобретательство, крупные технологические достижения, резкие изменения цен на природные ресурсы, значительное колебание курса валют, резкое повышение мирового или внутреннего спроса, войны и политические решения зарубежных правительств. Роль правительства в формировании национальных преимуществ заключается в том, что оно оказывает влияние на все четыре детерминанта (1- субсидии, 2-осуществление госзакупок, 3- регулирование инфраструктуры, 4- налоговая политика, антимонопольная политика)

М. Портер подчеркивает, что страны имеют наибольшие шансы в тех отраслях или их сегментах, где все четыре детерминанта конкурентного преимущества (так называемый «конкурентный ромб») имеют наиболее благоприятный характер.

Таким образом, конкуренция– это динамичный, развивающийся процесс, в основе которого лежат инновации и постоянное обновление технологии.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.