Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственная экономическая политика: порядок разработки, принятия и осуществления.






Политика — это искусство управления государством, ведения государственных дел (содержание деятельности высших органов власти). Всякие элементы государственного управления приобретают политический характер, если затрагивают интересы социальных групп, классов, национальностей, широких народных масс.

Политика всегда отражает определенные интересы, прежде всего социально-экономические, она вытекает из экономического состояния общества и является эффективной, если соответствует потребностям развития всего общества (но не олигархов и самой бюрократии!). Политика бывает реальная и формальная, отличить одну от другой не всегда просто.

Государственная социально-экономическая политика – выработка системой государственной власти генеральной линии (курса) развития экономики в целом и отдельных ее комплексов, механизмов функционирования в интересах обеспечения эффективного ее роста и материального благосостояния всех членов общества.

Факторы, определяющие содержание и особенности государственной экономической политики:

* Объективные условия развития экономики;

* Особенности этапа, исторических условий состояния экономики;

* Международная, геополитическая обстановка;

* Уровень материального благосостояния граждан страны;

* Субъективные факторы – требования политических партий, профсоюзов и иных общественно-политических сил;

* Острота макроэкономических проблем, необходимости смены курса, ускоренного развития хозяйственных комплексов, отраслей.

Говоря общо: эффективная политика всегда есть искусство учета и реализации существующих возможностей и реалий (но не благих и популистских лозунгов).

Основные направления внутренней и внешней политики РФ определяет Президент РФ, обращаясь к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями.

Классификация видов государственной экономической политики:

1. По времени: долгосрочная, среднесрочная, краткосрочная;

2. По предметному содержанию: социально-экономическая, макроэкономическая; в части развития отдельных хозяйственных комплексов (ТЭК, АПК, ОПК, ТК, Связи и т. д.); в части механизмов функционирования – инвестиционная, денежно-кредитная, налоговая, таможенная, структурная, внешнеэкономическая и др. политика.

3. По характеру реализации макрозадач и регулирования экономики: либеральная, социально ориентированная, государственно-регулятивная, мобилизационная.

4. По уровням власти: федеральная, региональная, муниципальная.

Системообразующие элементы государственной экономической политики: инновационный курс; структурная, инвестиционная, социально-экономическая, внешнеэкономическая, макроэкономическая политика.

 

26. Научно-техническая и инновационная политика: разработка, основные направления и практика реализации.

Стратегические приоритетные направления модернизации и инновационного обновления экономики:

1. Развитие медицинской техники, технологий и фармацевтики.

2. Повышение энергоэффективности и энергосбережения.

3. Развитие ядерных технологий.

4. Развитие космических технологий и телекоммуникаций.

5. Развитие стратегических и информационных технологий (суперкомпьютеры и высокоскоростные каналы передачи информации).

Департамент государственной научно-технической и инновационной политики (структурное подразделение Минобрнауки России).

Основными полномочиями Департамента являются:

- осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, интеллектуальной собственности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, государственного учета результатов научно-технической деятельности, подготовки научных и научно-педагогических кадров;

- организация и координация деятельности по реализации Стратегии развития науки и инноваций Российской Федерации на период до 2015 года, Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, Основных направлений политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2020 года и связанные с этим вопросы;

- координация работы по повышению эффективности деятельности государственного сектора науки;

- обеспечение работы по корректировке и реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации и подготовка рекомендации по их реализации в рамках действующих и планируемых федеральных и ведомственных целевых программ;

- участие в подготовке среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в сфере науки и инноваций и среднесрочных прогнозных показателей деятельности Министерства в части науки и инноваций.

- выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, правовой охраны, использования и хозяйственного оборота результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счёт средств федерального бюджета;

- выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере государственной регистрации и учёта результатов научно-технической деятельности, созданных за счёт средств федерального бюджета;

- мониторинг системы государственного учёта и контроля использования результатов НИОКР гражданского назначения Министерства, федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в ведении Министерства;

- разработка системы показателей оценки деятельности государственных научных организаций.

.

48.Государственная социальная политика: основные направления, содержание ипринципиальные установкиСоциальная политика- это генеральная линия, курс государства на обеспечение достойных условий жизни и свободного развития всех членов общества (см. ст.7 Конституции РФ).

Структура (блоки) социальной политики:

- демография (Коэф. рождаемости = 1, 34 при норме 2, 14);

- отрасли социальной сферы;

- доходы-расходы населения;

- миграция населения и рабочей силы;

- занятость населения и трудовые отношения;

- экология;

- социальная защита, социальное обеспечение, поддержка семьи.

Ключевой орган - Минздравсоцразвития РФ включает

ФС по труду и занятости; ФС по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека; ФС по надзору в сфере здравоохранения и социального развития; Федеральное медико-биологическое агентство.

В ведении находятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ.

Иные ответственные министерства: Министерство культуры РФ; Министерство образования и науки РФ, Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ; Минрегионразвития РФ.

Методы универсального регулирования социальной сферы:

Прямые методы (в части = госучреждения и госресурсы), в том числе нормативно-правовое регулирование (законы, а также положения об органах управления).

Косвенные методы, в том числе:

- прогнозирование, нормирование (принятие социальных стандартов), планирование, программирование (ФЦП (около 13-16 ед.), РЦП, Нацпроекты (на 4 нацпроекта за 06-08 годы израсходовано 700 млрд. руб.);

- экономическое стимулирование, государственное финансирование и инвестирование средств в инфраструктуру и др.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.