Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стадии избирательного процесса в Республике Беларусь






В соответствии с положениями Избирательного кодекса Республики Беларусь выделяется семь основных стадий и две дополнительные стадии избирательного процесса.

Основными стадиями избирательного процесса являются следующие:

1) назначение выборов;

2) образование избирательных округов и избирательных участков;

3) формирование избирательных комиссий;

4) уточнение списков избирателей;

5) выдвижение и регистрация кандидатов;

6) проведение предвыборной агитации;

7) голосование и определение результатов выборов.

Если в ходе основных стадий избирательного процесса не удалось избрать депутатов (Президента), то могут использоваться дополнительные стадии: второй тур голосования и при необходимости повторные выборы.

 

№ п/п Наименование тем Содержание
  12. Тема 12. Референдум в Республике Беларусь Цель: усвоить институт референдума Задачи: сформулировать понятие и виды референдума. Ознакомить с референдумным процессом в РБ. Раскрыть юридическую силу решения, принятого на референдуме. 1. Понятие, виды референдума. 2. Конституционно-правовое регулирование референдума в РБ. 3. Вопросы, вынесение которых на референдум запрещено. 4. Референдумный процесс в РБ. 5. Юридическая сила решения, принятого на референдуме.

 

Референдум (народное голосование) – это способ принятия гражданами решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни или выявления мнения граждан по этим вопросам.

Референдумы являются достаточно распространенной формой привлечения народа к решению государственных дел. На протяжении длительного времени они используются в Швейцарии, Франции, Италии, Швеции и других странах.

В Конституции Республики Беларусь вопросу о референдуме посвящена глава 2 «Референдум (народное голосование)». В Избирательном кодексе Республики Беларусь имеется раздел 7 «Референдум» (ст.ст. 111 – 128).

Референдумы могут быть республиканскими и местными. На республиканские референдумы выносятся важнейшие вопросы государственной и общественной жизни страны. На такой референдум запрещается выносить следующие вопросы:

1) которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь;

2) связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь;

3) о принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов;

4) об амнистии и о помиловании.

На местный референдум выносятся вопросы, имеющие важное значение для населения соответствующих административно-территориальных единиц и отнесенные к компетенции местных органов власти.

Право инициативы на проведение республиканского референдума принадлежит четырем субъектам: 1) Президенту Республики Беларусь, 2) Палате представителей; 3) Совету Республики; 4) гражданам Республики Беларусь.

Инициатива Палаты представителей и Совета Республики на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от полного состава палат и вносится Президенту Республики Беларусь.

Инициатива граждан на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, внесенного не менее 450 тысяч граждан, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска.

В случае, если с инициативой о проведении республиканского референдума выступают граждане, ими образуется группа по проведению референдума в количестве не менее 100 человек, примерно в равной степени представляющих граждан от каждой области и города Минска.

Инициативная группа обращается в Центральную избирательную комиссию с заявлением о регистрации инициативной группы и вопроса (проекта решения), предлагаемого ею на референдум. К заявлению прилагаются протокол собрания инициативной группы, а также список членов этой группы, что должно быть подтверждено их собственноручными подписями.

Вопрос (проект решения), предлагаемый на республиканский референдум с учетом заключения Министерства юстиции и Прокуратуры Республики Беларусь, и состав инициативной группы регистрируются Центральной избирательной комиссией. После регистрации инициативной группы ей выдается свидетельство о регистрации и образец листа для сбора подписей граждан под предложением о проведении республиканского референдума, а членам инициативной группы – соответствующие удостоверения.

Материальное обеспечение агитации по инициированию республиканского референдума гражданами и сбору подписей граждан осуществляется за счет средств инициативной группы, которая открывает для этого счет в банке. В этих целях инициативная группа может использовать добровольные пожертвования организаций (за исключением государственных), политических партий, других общественных объединений, граждан Республики Беларусь.

Сбор подписей граждан под предложением о проведении референдума осуществляется только членами инициативной группы в двухмесячный срок со дня регистрации инициативной группы.

Подписные листы сдаются инициативной группой не позднее истечения срока, установленного для сбора подписей, в районный, городской исполнительный комитет, в районную администрацию в городе, которые в десятидневный срок проверяют достоверность подписей граждан в подписных листах. При этом должно быть проверено не менее 20 процентов подписей граждан в подписных листах.

Областной, Минский городской исполнительный комитет подводит итоги сбора подписей по области, городу Минску, принимает об этом решение и направляет его в Центральную избирательную комиссию.

Центральная избирательная комиссия составляет заключение о соблюдении инициативной группой требований законодательства и протокол о результатах сбора подписей, подтверждающий наличие не менее 450 тысяч подписей граждан, в том числе не менее 30 тысяч подписей граждан от каждой из областей и города Минска. После чего передает все материалы Президенту Республики Беларусь.

Решение Центральной избирательной комиссии об отклонении предложения по проведению референдума может быть обжаловано в месячный срок в Верховный суд.

Президент Республики Беларусь назначает республиканский референдум по собственной инициативе или в двухмесячный срок после внесения на его рассмотрение предложений палат Национального собрания Республики Беларусь либо граждан.

Указ Президента о назначении референдума, текст законопроекта или проекта иного решения, вынесенных на референдум, публикуются в печати.

Президент Республики Беларусь вправе отклонить предложение о проведении референдума, если оно не соответствует требованиям Избирательного кодекса. Решение Президента об отклонении референдума оформляется указом.

По юридической силе принимаемых решений референдумы могут быть обязательные и консультативные. В случае обязательного референдума принятое решение является окончательным и не нуждается в каком-либо утверждении. Оно может быть отменено или изменено лишь путем другого референдума. При консультативном референдуме решение носит рекомендательный характер для высших органов государственной власти.

Решение, принятое референдумом, подписывается Президентом Республики Беларусь и публикуется в порядке, установленном для опубликования актов Президента. Оно вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, если в нем не установлен иной срок. Датой принятия решения считается день референдума.

 

№ п/п Наименование тем Содержание
    13. Тема 13. Система органов государства Республики Беларусь Цель: определить систему органов государства РБ. Задачи: раскрыть понятие, признаки органа государства. Показать специфику законодательного, исполнительных и судебных органов государства РБ с особым статусом. 1. Понятие, признаки органа государства. 2. Принципы организации и деятельности органов государства Республики Беларусь. 3. Система органов и деятельности органов государства Республики Беларусь. 4. Республиканские и местные государственные органы.

 

Орган государства – структурно-обособленное звено государственного аппарата, учреждённое в соответствии с Конституцией и наделённое государственно-властными полномочиями.

Организация и деятельность государственных органов Республики Беларусь исходит из принципа народного суверенитета, территориальности и принципа разделения властей.

Можно выделить:

-законодательный орган – Парламент;

-исполнительные органы – Правительство, министерства, Государственные комитеты и на местах исполнительные комитеты и Администрации в районах города;

-судебные органы;

-органы государства с особым статусом: Президент, Прокуратура, Комитет государственного контроля, Совет безопасности, Центризбирком, Национальный банк и др.

 

№ п/п Наименование тем Содержание
    14. Тема 14. Президент Республики Беларусь: конституционно-правовой статус Цель: усвоить институт президентства РБ. Задачи: ознакомить с порядком избрания Президента Республики Беларусь. Разъяснить конституционно-правовой статус Президента РБ. Показать специфику юридических актов Президента РБ. 1. Президент Республики Беларусь – Глава государства. Институт президентства. 2. Порядок избрания Президента РБ. 3. Полномочия Президента РБ 4. Юридические акты Президента РБ. 5. Президент РБ в контексте разделения властей. 6. Порядок смещения с должности, досрочное прекращение полномочий Президента РБ.

 

Конституционно-правовой статус Президента закрепляется ст..6, 79-89 Конституции Республики Беларусь, порядок избрания Президента – Избирательным кодексом.

В соответствии со ст.85 Конституции Президент Республики Беларусь вправе издавать три вида правовых актов: декреты, указы и распоряжения.

Декреты являются новой формой правовых актов, издаваемых Президентом. Они принимаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, носят сугубо нормативный характер и имеют силу закона.

Декреты Президента могут быть двух видов: издаваемые на основании закона о делегировании Президенту Республики Беларусь законодательных полномочий, и временные декреты, издаваемые в силу особой необходимости.

Первый вид декретов издается Президентом на основании специального закона, который принимается парламентом и определяет сферу его законодательных полномочий и срок издания декретов.

До настоящего времени такой закон не принят. Согласно части 1 статьи 101 Конституции, с инициативой в принятии данного закона вправе выступить лишь Президент Республики Беларусь.

В соответствии с Конституцией (ч.2 ст.101) не допускается делегирование полномочий Президенту Республики Беларусь на издание декретов, предусматривающих:

· изменение и дополнение Конституции Республики Беларусь; ее толкование;

· изменение и дополнение программных законов;

· утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении;

· изменение порядка выборов Президента и Парламента;

· ограничение конституционных прав и свобод граждан.

Второй вид декретов издается Президентом со ссылкой на особые обстоятельства, определяющие их временный характер. Такие декреты могут издаваться Президентом по своей собственной инициативе и по предложению Правительства (в этом случае они скрепляются подписью Премьер-министра).

Временные декреты должны быть в трехдневный срок представлены для рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат.

Заметное место в системе нормативных актов Республики Беларусь занимают также указы Президенты. Они представляют собой правовые акты Главы государства, издаваемые в целях реализации его полномочий в различных сферах государственной и общественной жизни. Указы могут иметь как нормативный, так и ненормативный характер, например, о назначении на должность, о приеме в гражданство, о награждении государственными наградами.

Считается, что по юридической силе указы находятся ниже, чем декреты. Что касается их соотношения с законами, то этот вопрос прямо не урегулирован. В части третьей статьи 137 Конституции на этот счет предусматривается, что в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

Кроме декретов и указов, Президент Республики Беларусь вправе издавать распоряжения. С их помощью решаются, как правило, хозяйственные и организационные вопросы деятельности Администрации, Управления делами и других структур, образованных при Президенте Республики Беларусь.

Декреты Президента вступают в силу, как и законы, через 10 дней после их официального опубликования, если в самом декрете не установлен иной срок. Указы и распоряжения Президента вступают в силу в порядке, установленном Президентом.

 

№ п/п Наименование тем Содержание
    15. Тема 15. Национальное собрание – Парламент Республики Беларусь Цель: усвоить институт законодательной власти в Республике Беларусь. Задачи: уяснить Национальное собрание РБ как законодательный представительный орган. Ознакомить с порядком формирования Парламента РБ. Разъяснить полномочия Палаты представителей и Совета Республики. Раскрыть организационно-правовые формы работы Национального собрания РБ. Определить понятие и стадии законодательного процесса в РБ. 1. Национальное собрание РБ – законодательный, представительный орган РБ. 2. Порядок формирования палат Парламента РБ. 3. Полномочия Палаты представителей Национального собрания РБ. 4. Полномочия Совета Республики Национального собрания РБ. 5. Организационно-правовые формы работы Национального собрания РБ. 6. Юридические акты Парламента и его органов. 7. Законодательный процесс, его стадии.

 

Правовой статус Парламента Республики Беларусь закреплён и определён ст.. 90-105 Конституции Республики Беларусь и Законом О Национальном собрании Республики Беларусь.

Согласно ст.90 Конституции, Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики.

Состав Палаты представителей – 110 депутатов. Они избираются на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска избираются на заседаниях депутатов местных Советов базового уровня по восемь членов Совета Республики.

Право выдвижения кандидатов в члены Совета Республики принадлежит президиумам местных Советов депутатов базового уровня и соответствующим исполнительным комитетам – районным, городским (городов областного подчинения), а в городе Минске – президиуму Минского городского Совета депутатов и Минскому городскому исполнительному комитету. В совместном заседании этих органов должны участвовать не менее двух третей от состава соответствующего президиума Совета депутатов и исполнительного комитета.

В соответствии с частью второй статьи 91 Конституции восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь по своему усмотрению.

Депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия на профессиональной основе, если иное не предусмотрено Конституцией.

Срок полномочий Парламента – 4 года.

В случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией, полномочия Палаты представителей или Совета Республики могут быть прекращены досрочно. Так, полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены: 1) при отказе в доверии Правительству; 2) выражении вотума недоверия Правительству; 3) двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра.

Полномочия Палаты представителей и Совета Республики могут быть также досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения ими Конституции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.