Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5. 2. Философия и методология науки






 

Многообразие форм знания: научное и вненаучное знание. Основные черты научного знания.

Наука как социокультурный феномен. Роль науки в жизни общества. Ее основные функции. Сциентизм и антисциентизм.

Проблема периодизации истории науки в философии. Основные этапы исторического развития науки в XVI-XVII вв., классическая наука XBIII-XIX вв., неклассическая наука первой половины XX в., постнеклассическая наука (вторая половина XX – начало XXI вв.).

Проблема классификации наук. Естественные, социально-гуманитарные, технические и логико-математические науки. Специфика социально-гуманитарного знания. Фундаментальные и прикладные науки.

Основные закономерности развития науки. «Точки роста» в науке: единство количественных и качественных изменений. Внутренняя и внешняя детерминация. Экстернализм и интернализм. Преемственность и новаторство. Единство дифференциации и интеграции. Углубление процессов математизации и компьютеризации. Теоретизация и диалектизация. Неравномерность развития науки. Лидирующие науки. Проблема восприятия научного открытия. Свобода критики. Недопустимость монополизма и догматизма.

Понятие научного метода. Диалектика объективного и субъективного в методе. Многоуровневая концепция методологического знания: философские, общенаучные и частно-научные методы.

Структура научного познания: его уровни, формы и методы. Эмпирический и теоретический уровень научного познания.

Философские методы: диалектика и метафизика; феноменологический метод Э.Гуссерля; герменевтика как методология гуманитарного познания.. Проблема соотношения философии и науки и различные подходы к ее решению (натурфилософия, умозрительная философия, позитивизм и др.). Механизм влияния философии на науку.

Общенаучные методы исследования: эмпирические, теоретические, общелогические. Методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, измерение, сравнение, описание. Методы теоретического познания: формализация, восхождение от абстрактного к конкретному, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный метод. Общелогические приемы и методы исследования: анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, индукция и дедукция, идеализация, аналогия, моделирование, вероятностно-статистический метод, системный подход.

Частно-научные методы. Методы социально-гуманитарных наук: идиографический, диалог, понимание, интроспекция, эмпатия, тестирование, социальный эксперимент и социальное моделирование, ролевые игры и др. Понимание и объяснение.

Формы эмпирического и теоретического знания (научный факт, проблема, гипотеза, идея, закон, теория).

Проблема роста научного знания в эпистемологии К.Поппера, Т.Куна, Ст.Тулмина, И.Лакатоса, П.Фейерабенда.

Научные революции и смена типов рациональности. Наука и техника. Сущность и содержание современной научно-технической революции.

Научная картина мира и ее эволюция (классическая, неклассическая, постнеклассическая). Роль идей А.Богданова, Г.Хакена, И.Пригожина в формировании постнеклассической картины мира. Научные, философские и религиозные картины мира; их соотношение.

Границы научности. Проблема демаркации науки и вненаучных форм знания: наука и эзотеризм. Формы эзотеризма: оккультизм, кабала, мистика, герметизм.

Этические проблемы науки.

План семинара

1. Специфика науки как формы знания. Наука как социокультурный феномен. Ее функции. Сциентизм и антисциентизм.

2. Основные этапы исторического развития науки.

3. Проблема классификации наук в истории философии. Естественные и социально-гуманитарные науки. Специфика социально-гуманитарного знания. Понимание и объяснение.

4. Основные закономерности развития науки: внутренняя и внешняя детерминация; преемственность, единство дифференциации и интеграции; математизация и диалектизация; неравномерность развития; свобода критики и недопустимость догматизма.

5. Научные революции и смена типов рациональности. Проблема роста науки в западной эпистемологии.

6. Структура научного познания: его уровни, формы и методы.

а) Понятие научного метода и методологии. Диалектика объективного и субъективного в методе. Многоуровневая концепция методологического знания.

б) Эмпирический уровень научного познания: его методы и формы.

в) Теоретический уровень научного познания: его методы и формы.

г) Общелогические приемы и методы научного познания.

д) Частно-научные методы познания. Методы социально-гуманитарных наук: идиографический, диалог, понимание, интроспекция, эмпатия, тестирование, социальный эксперимент и социальное моделирование, ролевые игры и др.

7. Научная картина мира и ее эволюция (классическая, неклассическая, постнеклассическая). Соотношение научных, философских и религиозных картин мира.

8. Границы научности. Наука и эзотерические формы освоения мира (оккультизм, кабала, мистика, герметизм).

9. Актуальные проблемы науки XXI в. Этика и наука.

Литература






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.