Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Министерство образования Российской Федерации






Министерство образования Российской Федерации

 

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Хабаровский государственный педагогический университет

 

Кафедра философии

 

 

Согласовано на заседании кафедры протокол № _ 9 _ от ___ 11.05.04 ____ Зав. кафедрой __________________________ Утверждено на учебно-методической комиссии ХГПУ протокол № ___ от ____________ Председатель комиссии _____________________________  

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

По курсу философии на основе ГОС

Для студентов гуманитарных факультетов

Очной и заочной форм обучения

 

Составители:

 

Селеверстов Р.Е. к.филос.н.,

Доцент каф. философии

Селеверстова Г.А. к.филос.н., доцент

 

 

Хабаровск - 2004


УДК 34 Печатается по решению

ББК 67 учебно-методического совета

Государственного образователь-

ного учреждения высшего про-

фессионального образования

Хабаровский государственный

педагогический университет

 

 

Селеверстов Р.Е., Селеверстова Г.А. Философия: Учебно-методический комплекс. 2-е изд., доп. – Хабаровск: Издательство ГОУ ВПО ХГПУ, 2004. 108 с.

 

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» разработан для студентов гуманитарных факультетов очной и заочной форм обучения. В него входят: программа курса, тематический план, планы семинарских занятий, тематика контрольных работ и рефератов и методические рекомендации для их выполнения, вопросы для самопроверки, вопросы к зачету и экзамену, список рекомендуемой литературы.

 

 

Рецензент: М.П.Арутюнян, к.ф.н., зав. кафедрой философии ГОУ ВПО ХГПУ, член-

корреспондент МАНПО

 

 

©Р.Е.Селеверстов, Г.А.Селеверстова, авторы, 2004

©ГОУ ВПО Хабаровский государственный педагогический университет, 2004

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1.1. Цели и задачи дисциплины

Современный мир – это сложная система. Динамичная и целостная. Его современное понимание невозможно без определенной философской культуры. Философская культура – важная составная часть общей культуры человека, формирование которой в современных условиях приобретает особое значение. Происходящие в стране события обнаруживают дефицит духовности в нашем обществе. Изучение философии формирует культуру мышления, способность к рефлексии, умение вырабатывать мировоззренческие и духовно-нравственные установки, идеалы и ценности, что делает жизнь человека более осмысленной.

Отказавшись от устаревших стереотипов, застывших догм, умозрительных схем, навязывания одной точки зрения, сегодня философия получила возможность изложения проблем с учетом мирового и отечественного развития философской мысли; встала задача версионного изложения проблем философии. Данный учебно-методический комплекс является попыткой реализации такого подхода в учебном процессе.

Его составители исходили из того, что главная задача в процессе изучения философии состоит вовсе не в том, чтобы студент получил истину в последней инстанции, а в том, чтобы дать основные понятия, четко вычленить основные проблемы, указать, в каких направлениях они развивались и какие подходы к их решению вырабатывались.

Первая часть учебно-методического комплекса нацеливает студента на знакомство с историей становления и развития философской мысли. Большое внимание в этой части уделяется русской философии. Это закономерно, ибо долгие годы знакомство с оригинальной русской философией было затруднено. Студенты имели в основном представление о материалистическом направлении русской философской мысли. Не отрицая значение материалистического направления русской философии в лице Ломоносова, Белинского, Герцена, Чернышевского и освещая их философские взгляды без идеологической предвзятости, в то же время следует особое внимание уделить философским взглядам Вл.Соловьева, Н.Бердяева, П.Флоренского, Ф.Достоевского, Д.Мережковского и др. Философские системы именно этих мыслителей были теснейшим образом связаны с духовной культурой России. Знакомство студентов с оригинальной русской философской мыслью позволит проникнуть в самые глубинные основы русской культуры, лучше разобраться в ней и увидеть своеобразие менталитета русского народа.

Вторая часть Учебно-методического комплекса нацеливает на рассмотрение вечных философских проблем и их решений. Это проблемы онтологии, гносеологии и философии науки, методологии, антропологии, перспектив развития общества. Каждую из этих проблем необходимо рассматривать исторически, раскрывая ее решения с древности до наших дней.

Большое внимание в учебно-методическом комплексе уделяется анализу культуры, которая рассматривается как феномен бытия человека, как качественная характеристика гуманистичности и духовности общественных отношений.

Учебная программа курса составлена на основе государственного образовательного стандарта и обязательного минимума содержания раздела «Философия» цикла: «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» для нефилософских специальностей и отражена в учебно-тематическом плане изучения предмета в основных видах учебной деятельности: лекциях, семинарах, консультациях, самостоятельной работе студентов. Результаты самостоятельной работы отражаются в конспектах источников, в контрольных работах, рефератах и в составленных студентами философских словариках. Самостоятельная работа студента учитывается при итоговой оценке.

Программа предназначена для студентов гуманитарных факультетов и рассчитана на 144 часа. Реализация ее должна осуществляться за счет пропорций учебного времени, отведенного на самостоятельную работу.

 

Содержание программы

Философия, ее предмет и роль в жизни человека. Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Специфика философии как формы мировоззрения, ее отличие от мифологии и религии. Основной вопрос философии и различные варианты его решения. Функции философии. Методологическая функция философии. Философия как вид знания. Соотношение философии, политики и науки. Проблема метода в философии. Диалектика, метафизика, эклектика, софистика.

Становление философии, ее культурно-исторические типы. Античная философия. Европейская средневековая философия. Философия эпохи Возрождения. Философия нового времени. Немецкая классическая философия. Марксистская философия. Русская философия. Современная западная философия.

Философское учение о бытии и материи. Онтология как учение о бытии. Проблема бытия в истории философии. Судьба проблемы в XX в. Бытие и небытие. Формы существования бытия. Специфика человеческого бытия. Понятие «духа». Круг проблем, связанных с бытием. Соотношение материального и духовного. Материализм и идеализм. Монизм и плюрализм.

Философская категория материи. Развитие представлений о материи в истории философии. Материя, бытие и субстанция. Неисчерпаемость материи. Системная и структурная организация материи. Типы материальных систем. Пространство и время. Развитие представлений о них в истории философии и науки. Проблема движения в философии и науке. Многообразие форм движения. Редукционизм.

Диалектика как теория развития. Понятие развития. Соотношение движения и развития. Модели развития. Принципы диалектики. Исторические формы диалектики. Понятие закона. Виды законов. Частные, общие и всеобщие законы. Динамические и вероятностно-статические законы. Законы природы и законы общественной жизни. Понятия «фатализм» и «волюнтаризм». Законы диалектики. Категориальный аппарат диалектики. Развитие идеи детерминизма в философии и науке. Формы детерминизма. Синергетика: принципы нового мировидения. Сравнительный анализ синергетического и диалектического подходов к рассмотрению мира.

Философская антропология. Человек и его сознание. Происхождение и сущность сознания. Гипотеза антропосоциогенеза. Идеальность сознания. Сознание и мозг. Структура сознания. Сознание и самосознание. Проблема бессознательного в философии. Психоанализ З.Фрейда и развитие его идей в XX веке. Проблема искусственного интеллекта и моделирования психических процессов. Язык и мышление. Философия языка. Жизнь и разум в контексте глобальной эволюции Вселенной.

Человек в мире природы. Предметно-практическая деятельность человека. Потребности как источник деятельности. Виды деятельности: игра, учеба, труд. Диалектика биологического и социального в человеке. Критика биологизаторских и социологизаторских подходов к человеку. Человек и природа: исторические формы взаимодействия, противоречие и перспективы гармонизации взаимоотношений.

Человек и общество. Понятие личности. Человек, личность, индивидуальность. Социальные типы личностей. Свобода и ответственность личности. Проблема насилия – ненасилия. Мораль, справедливость и право. Проблема смысла жизни. Нравственные, религиозные, эстетические ценности и их роль в жизни человека. Социокультурный образ совершенного человека: гармония истины, красоты и добра. Понятие идеала. Проблема смерти и бессмертия в духовном опыте человека. Гуманистические проблемы танатологии: «право на смерть» и «культура умирания».

Познание как предмет философского анализа. Проблема познаваемости мира. Созерцательные и деятельностные концепции познания. Природа творчества. Социальная детерминизация познания. Виды знания. Рациональное и иррациональное знание. Интуиция. Диалектика чувственного и рационального познания. Философское понимание практики. Виды практики и ее гносеологические функции. Взаимосвязь общественной практики и теории. Истина и ее критерии. Соотношение истины с интересом и ценностями. Проблема соотношения веры и знания: история и современность. особенности функционирования знания в современном информационном обществе.

Философия и история науки. Специфика науки как формы знания. Наука как социокультурный феномен. Сциентизм и антисциентизм. Основные этапы исторического развития науки. Проблема классификации наук. Специфика социально-гуманитарного знания. Понимание и объяснение. Основные закономерности развития науки. Свобода критики в науке и недопустимость догматизма. Научные революции и смена типов рациональности. Проблема роста науки в западной эпистемологии. Структура научного познания: его уровни, формы и методы. Методы социально-гуманитарных наук. Научная картина мира. Соотношение научных, философских и религиозных картин мира. Границы научности. Наука и эзотерические формы освоения мира. Актуальные проблемы науки XXI в. Этика и наука.

Философское учение об обществе. Социальная философия, ее предмет, проблематика и функции. Специфика объектов социального познания. Историческое развитие социальной философии. Ее основные направления: позитивизм, психологическая школа, неокантианство, марксизм, психоанализ, феноменология. Общество как целостная система. Социальная сфера жизни общества как сфера воспроизводства человека. Проблема социального неравенства и пути его преодоления. Производственно-экономическая сфера жизни общества. Развитие представлений о хозяйственной деятельности человека в истории философии. Политическая жизнь общества как предмет философского анализа. Гражданское общество и правовое государство. Политика, право и мораль. Духовная сфера жизни общества: структура, функции и тенденции развития. Особенности духовной жизни Запада и востока. Россия в диалоге культур.

Общество как развивающаяся система. Социальный детерминизм. Многовариантность общественного развития и исторический выбор. Проблема движущих сил общественного развития. Многообразие субъектов общественной жизни, их роль в историческом процессе. Проблема направленности общественного развития. Формационная и цивилизационная концепции развития. Синергетика и общество.

Человек в мире культуры. Будущее человечества. Культура, ее генезис и функции. Культура и ценностный мир человека. Типология культур. Преемственность и взаимодействие культур. Понятие информационного общества. Человек в информационном обществе. Человек и техника. Глобальные проблемы современности и пути их преодоления. Перспективы развития человеческой цивилизации. Сценарии будущего. Запад-Восток-Россия в диалоге культур.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ» (144 часа)

 

Наименование темы Всего часов Лекции Семинары Сам. работа
Раздел I. Ее место и роль в жизни человека и общества.        
Раздел II Становление философии, ее культурно-исторические типы.        
2.1 Античная философия.        
2.2 Европейская средневековая философия.        
2.3 Философия эпохи Возрождения.        
2.4 Философия Нового времени.        
2.5 Немецкая классическая философия.        
2.6 Марксистская философия.        
2.7 Русская философия.        
2.8 Современная западная философия.        
Раздел III ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О МИРЕ        
3.1 Проблема бытия в философии.        
3.2 Философское учение о материи.        
3.3 Диалектика как теория развития.        
Раздел VI ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ        
4.1 Человек и его сознание.        
4.2 Человек в мире природы.        
4.3 Человек и общество.        
Раздел V ГНОСЕОЛОГИЯ И ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ        
5.1 Философское учение о познании.        
5.2 Философия и методология науки.        
Раздел VI СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ        
6.1 Философское учение об обществе.        
Раздел VII Человек в мире культуры. Будущее человечества        
  Всего        

 

Рекомендуемая литература

Учебники

1. Кармин А.С., Г.Г.Бернацкий. Философия. –СПб., 2001.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. –М., 1996.

3. Арутюнян М.П. Учебно-методический комплекс по курсу философии в высшем учебном заведении. –Хабаровск, 2002.

4. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник: В 2 ч. –М., 1993.

5. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. / Под ред. И.Т.Фролова. –М., 1989.

6. Войтов А.Г. Философия: Учебное пособие для аспирантов. –М., 2003.

7. Волынская Л.М. Учебно-методический комплекс по философии. –Хабаровск, 2001.

8. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия XI-XIX вв. –Л., 1989.

9. Гобозов И.А. Введение в философию истории. –М., 1999.

10. Горбачев В.Т. История философии: Учебное пособие. –Брянск, 1998.

11. Евлампиев И.И. История русской философии. –М., 2002.

12. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии: Учебник. –2-е изд. –М., 1996.

13. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. –Л., 1991.

14. Зотов А.Ф. Современная западная философия. –М., 2001.

15. Ильин В.В. Философия: Учебник для вузов. –М., 1999.

16. История современной зарубежной философии: Компартивистский подход. –Т.1-2. –СПб., 1998.

17. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И.И.Богута. –М., 1991.

18. История философии в СССР: В 5 т. –М., 1968-1988.

19. Каверин Б.И., Демидов И.В. Философия: Учебное пособие для юридических вузов. –М., 2001.

20. Канке В.А. Философия: Исторический и систематический курс. –М., 2000.

21. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г. Философия для аспирантов: Учебное пособие. –Ростов н/Д, 2002.

22. Крапивенский С.Э. Социальная философия. –Волгоград, 1996.

23. Краткий очерк истории философии. –М., 1981.

24. Мареев С.Н., Мареева Е.В., Арсланов В.Г. Философия XX века: Учебное пособие. –М., 1997.

25. Мир философии: Книга для чтения: В 2 ч. –М., 1997.

26. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. –М., 1991.

27. Новейший философский словарь. –Минск, 1999.

28. Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. –М., 2000.

29. Основы философии в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов. Ростов н/Д, 1997.

30. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. –М., 1997.

31. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. –Спб., 1994-1997.

32. Современная западная философия: Словарь. –М., 1990.

33. Социальная философия / Под ред. А.Н.Лавриненко. –М., 1995.

34. Учебные программы по специальности «Философия». –СПб., 1999.

35. Философия / Под ред. Н.И.Жукова. –Мн., 2000.

36. Философия науки: Учебное пособие. –М., 2001.

37. Философия: 100 экзаменационных вопросов: Экспресс-справочник для студентов вузов. –Ростов н/Д, 2000.

38. Философия: Курс лекций / Под ред В.Л.Калашникова. –М., 2001.

39. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред В.П.Кохановского. –Ростов на/Д, 1995.

40. Философия: Учебник / Под ред. В.Д.Губина. –М., 2001.

41. Философия: учебник / Под ред. В.П.Лавриненко –2-е изд. –М., 1998.

42. Философский энциклопедический словарь. –М., 1998.

43. Хрестоматия по истории философии: Учебное пособие для вузов: В 2 ч. –М., 1994.

44. Юлов В.Ф. Философия: Проблемный курс лекций для вузов. –Киров, 1998.


рабочая программа по курсу «философия»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.