Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И место в культуре человечества






УДК 1 (075)

Г82

Рецензенты:

А.А. Владимиров – доктор философских наук, профессор;

В.А. Щуров – доктор философских наук, профессор.

Грибанов, С.В.

Тесты, задачи, упражнения по философии: учебно-практиче-ское пособие / С.В. Грибанов. – Н. Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2009. – 44 с.

В данном учебно-практическом пособии представлены тесты, задачи и упражнения по философии, предназначенные для более глубокого усвоения учебного материала, развития навыков самостоятельной работы при анализе текстов.

Предназначается для бакалавров технических высших учебных заведений и всех интересующихся проблемами философии.

 

 

Работа рекомендована к изданию кафедрой философии и социальных наук (протокол № 3 от 28.10.2008 г.).

© ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2009

1. Философия, её предмет, проблемы

и место в культуре человечества

 

Выберите один правильный вариант из четырёх возможных

1.1. Философия – это:

а) система взглядов на объективный мир и место в нём человека; совокупность жизненных принципов и идеалов личности;

б) совокупность или система теоретически осмысленных представлений о сущности и общих законах развития природы, общества и человеческого познания, о месте и возможностях человека в мире;

в) система религиозных учений о мире и человеке;

г) совокупность нравственных учений и норм.

 

1.2. Предмет философии:

а) шире предмета исследования любой отдельной науки, так как, в той или иной мере используя данные науки, философия исследует не конкретные фрагменты мира, а его предельные основания и всеобщие закономерности;

б) связан с постижением мира как закономерного, упорядоченного, ценного целого в системе категорий и идей, с одной стороны, и с выяснением предоставимости этих категорий и идей в текучем многообразии самой действительности, – с другой;

в) отличается от всех видов частного, конкретного вида духовного творчества своей универсальностью;

г) варианты а, б, в верны.

 

1.3. Высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью – это:

а) наука;

б) философия;

в) богословие;

г) мифология.

 

1.4. Предмет исследования, методы, логико-понятийный аппарат философии имеет много общего с научным знанием. Можно ли отождествлять философию и науку?

а) да, так как философия есть обобщение всех научных знаний;

б) да, так как и наука, и философия являются теоретическими формами знания о мире;

в) нет, так как результаты философствования не являются объективной истиной;

г) нет, так как, во-первых, являясь теоретической формой знания, философия решает ряд вопросов, не относящихся к науке, во-вторых, ряд идеалистических философских учений, школ и направлений совсем не используют данные науки.

 

1.5. Плюрализм в философии означает:

а) ненаучность философского знания;

б) отсутствие критерия истинности философских учений;

в) возможность сосуществования разных картин мира, ценностных систем, способов жизнедеятельности человека и общества;

г) субъективность взглядов отдельных философов.

 

1.6. Какие из перечисленных ниже вопросов являются философскими:

а) в чём смысл существования человека? Что такое истина?

б) расширяется ли Вселенная?

в) возможны ли небелковые формы жизни?

г) каковы пути решения экологического кризиса?

 

1.7. Проанализируйте текст и выскажите своё отношение к каждому из следующих высказываний о философии:

а) Философия является наукой лишь в производном смысле, а первично, по своим коренным основаниям, она есть сверхнаучное интуитивное учение о мировоззрении, которое стоит в тесной родственной связи… с религиозной мистикой (С.Л. Франк);

б) Философия – наука, которая стремится установить истины не для избранных наций и народов, а для всех мыслящих людей (Н.О. Лосский);

в) «Философия есть творчество, а не приспособление и послушание» в отличие от науки как познания и, соответственно, приспособления к необходимости. В философии осуществляется «самоосвобождение» творческих способностей человеческого духа, которое, в то же время, предполагает «особый дар свыше» (Н.А. Бердяев);

г) Философия выступает и выглядит как наука, не будучи таковой. Философия кажется похожей на мировоззренческую проповедь, тоже, не будучи ей. Двусмысленность философии вообще означает, что она представляется наукой и мировоззрением, не будучи ни тем, ни другим. Она приводит нас к невозможности удостовериться, является ли философия наукой и мировоззрением или нет (М. Хайдеггер);

д) Философия – это познание Вселенной, или всего имеющегося… для философа это означает обязанность ставить абсолютную проблему, то есть не опираться... на уже сложившиеся верования, не придавать никакого значения тому, что уже известно. Известное перестает быть проблемой... Философия – это наука без предпосылок. Под нею я понимаю систему истин, построенную таким образом, что в ее основание не может быть положена ни одна истина, считающаяся доказанной вне этой системы... иными словами, философия автономна, она сама себе интеллектуальный закон. Я называю это принципом автономии... Вся философия – парадокс, она расходится с нашими естественными представлениями о жизни, потому что подвергает теоретическому сомнению даже самые очевидные, бесспорные в обычной жизни верования... ( X. Ортега-и-Гассет).

 

1.8. Какую задачу философии имел в виду Ф. Ницше, утверждавший, что философ должен быть человеком не сегодняшнего, а завтрашнего и послезавтрашнего дня, что он должен быть в разладе с сегодняшним днём, что философ должен быть «злой совестью своего времени», «приставлять нож к груди современным добродетелям»?

 

1.9. Объясните, какая идея содержится в словах Д. Дидро: «Мир – это мяч, отданный на забаву философам».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.