Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Папье-Маше






Папье-маше (франц. papier mâ ché), буквально - жёваная бумага), легко поддающаяся формовке масса, получаемая из волокнистых материалов (бумага, картон и др.), обычно с добавлением клеящих веществ, крахмала, гипса и т. д. Из папье-маше изготовляются игрушки, учебные пособия, муляжи, театральная бутафория, ларцы, шкатулки, вазы, украшаемые часто росписью, лакировкой, тиснением "

С точки зрения сегодняшней классификации, папье-маше это конструкционный композитный материал и его можно рассматривать, например, как одного из предшественников древесноволокнистых плит. Подобно ДВП, папье-маше состоит из волокон целлюлозы и небольшого количества клея.

Папье-маше изобрели в начале 16 века во Франции и использовали первоначально для изготовления кукол. Огромный интерес публики к импортным китайским и японским лакированным декоративным изделиям стал примерно в 70-х годах 17 века толчком к развитию производства в Европе изделий из папье-маше.

Из папье-маше изготавливался очень широкий ассортимент изделий: табакерки, шкатулки, игрушки, маски, подносы, архитектурную лепнину для стен и потолков, подсвечники, рамы для зеркал, декоративные панели для стен, дверей, карет, а так же разнообразные изделия мебели, включая кровати и гардеробы.

Папье-маше в России стало популярно, вероятно, еще в эпоху Петра I, который сделал государственной политикой коллекционирование предметов искусств и поддержку ремесел. Но промышленное производство художественных изделий из папье-маше (лаковой миниатюры) возникло только в 19 веке (Федоскино Палех, Мстера и Холуй).

Существует три технологии изготовления изделий из папье маше.

По первой - изделие послойно склеивается на модели из маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленной модели. В классической технике наносится от нескольких до 100 слоев бумаги. Сейчас для этого часто используют поливинилацетатный клей, а раньше применяли крахмальный клейстер.

По второму методу изделия формируются из жидкой бумажной массы. Бумага, разрезанная на мелкие кусочки, заливается горячей водой и на сутки помещается в теплое место. Затем она подвергается кипячению, отжимается, разрыхляется и высушивается. Полученная бумажная масса тщательно перемешивается с мелом. В бумажно-меловую смесь при постоянном помешивании добавляют клей до получения пластичного сметанообразного теста. В качестве клея используют смесь крахмального клейстера и столярного клея. Тесто выливают в приготовленную форму или наносят слоем на ее поверхности и выдерживают до полного высыхания.

По третьему методу, - изделия склеиваются подобно фанере под давлением из пластин твердого плотного картона.

Высушенные изделия, шпатлюют, шлифуют, грунтуют, а затем подвергаются росписи.

Модели для формования изделий выполняют традиционно из пластилина, глины, дерева и гипса.

В производстве изделий из папье-маше для интенсификации процессов и повышения плотности изделий можно использовать давление и температуру, так же, как мы это делаем при изготовлении твердых ДВП.

Сегодня для изготовления изделий типа папье-маше и форм и моделей для них, в принципе, можно использовать синтетические смолы, например эпоксидные, полиэфирные и т.п., но это уже совсем другая тема.

Привлекательность папье-маше для современного покупателя основывается скорее в применении натуральных материалов и использовании классической художественной традиции.

 

Янтарь

Янтарь в древности ценился наравне с золотом, и торговцы старались скрывать свои пути. Но поэзию янтаря и народы, ее оберегающие и создающие, скрыть не удалось.

Древнегреческий миф рассказывает грустное и поэтичное предание о сыне бога солнца Гелиоса, юноше Фаэтоне, который упросил отца разрешить ему всего лишь один день управлять его огненной колесницей, запряженной четверкой коней. Но когда неопытный возница выронил возжи и кони понесли, солнце опалило землю, загорелись леса и пересохли реки. Чтобы не допустить гибели земли, Зевс поразил Фаэтона молнией, и он упал в реку Эридан (историки отождествляют ее с Западной Двиной). Сестры Фаэтона, Гелиады, пришедшие сюда оплакать брата, превратились в тополя (или лиственницы), а их слезы стали янтарем. С тех пор янтарь называют в мифах слезами Гелиад или золотыми слезами Аполлона.

Волны, выносящие на берега Балтики кусочки янтаря, который так любят собирать все бывающие здесь, породили и местные мифы и легенды, связанные с происхождением янтаря. Одна из них рассказывает о божественной деве Юрате, дочери бога, которая жила на дне морском в прекрасном янтарном дворце. Однажды на вечерней заре она купалась в море и ее увидал молодой красивый рыбак Каститис. Она строго сказала ему, чтобы не трогал ее рыбок, иначе утонет, а он смотрел на чудесную деву и не мог наглядеться. И она смотрела на него и не могла оторвать взгляд. Поцеловала Юрате смертного, и поднялся вихрь, забушевали волны, напоминая, что нельзя богам любить смертных. Погрузились влюбленные на дно морское, стали жить в янтарном дворце и забыли обо всем на свете, кроме своей любви; но Перкунас-громовержец, увидев их с небес, разгневался, метнул молнию в море, и оно разверзлось, и попала молния в янтарный дворец. Раскололся дворец, а Каститиса подняла волна на берег и стала целовать его, и до смерти зацеловала. А море с той поры выносит на берег кусочки янтаря – частицы того янтарного дворца; и девушки, собирая янтарь, вспоминают о страстной и нежной любви Каститиса и Юрате. А когда море неспокойно, говорят, что это божественная дева плачет о своем возлюбленном.

А другая легенда, которую можно услышать в местах, где находится национальный парк «Гауя» в Латвии, по-своему видит историю янтаря. В глухом непроходимом лесу на берегу Янтарного моря, на самой верхушке старого бука жила синяя птица Гауя. Она прятала прекрасное янтарное украшение у себя в гнезде. В этом янтаре отражались древние города и таинственные народы, если смотреть на него с одной стороны; моря, горы и леса – когда повернуть его другой стороной; с третьей стороны видны были облака, поля и равнины, реки с белыми лебедями, а с четвертой – персиковые деревья в садах, тенистые рощи. Узнал о Гауе и ее янтаре тосканский король, послал своего вассала, знаменитого охотника Косо, с приказанием добыть ему волшебный янтарь. Приплыл охотник на своем паруснике к берегам Янтарного моря, подкрался к гнезду Гауи, дождался, когда та улетела, схватил янтарь и поплыл домой. Но Гауя настигла его, схватила когтями и подняла высоко в небо. Взмолился тут Косо, чтобы не губила его птица. Ответила ему Гауя: «Янтарь, что ты украл, земля дала тем людям, которые работают на ней своими мозолистыми руками и умеют добывать этот прекрасный камень своим умом и трудом, а не тем, кто имеет длинные руки». Разжала когти Гауя, и выпал из них охотник. И хотя легким был янтарь, но, как самая большая тяжесть, потащил он вора на дно. Испугался Косо и выронил янтарь. Вернулся он в Тосканию ни с чем и был жестоко наказан королем. Гауя же навсегда улетела из этих мест, а от того янтаря появились деревья, ветви которых плачут янтарными слезам по улетевшей прекрасной синей птице, и каждая слеза напоминает о том сказочном мире, который видел принадлежавший ей янтарь.

Много красивых песен и легенд в этих краях. Крестоносцы, вторгшиеся в Прибалтику в конце 12-начале 13 вв., нашли здесь народы, глубокими узами связанные с родной землей, деревьями, полями, лесами, морем, поэтично их воспевающие, поклоняющиеся им и силам природы, которые рождают, отнимают, учат. Столетия христианизации дали свои плоды, но языческое начало, так же как и все начала объединяющая любовь к своей земле, навсегда остается важной чертой народной культуры, отразившись в музыке, песнях, танцах, в поэзии, в архитектуре, живописи, скульптуре.

Что такое янтарь?

Янта́ рь — ископаемая смола, используемая для изготовления ювелирных изделий, лекарств. Имеет много поэтических названий — «слёзы моря», «дар солнца» и т. д.

Свойства янтаря. Кристаллы не образует, аморфный. Двупреломление, дисперсия, плеохроизм отсутствуют. Спектр поглощения не поддаётся интерпретации. Люминисценция голубовато-белая до жёлто-зелёной, у бирмита — голубая. Загорается от пламени спички. Электризуется при трении. Хорошо полируется.

Единственное в мире промышленное предприятие по добыче янтаря (открытым способом в карьерах сильной водяной струёй размывают янтареносную т. н. «голубую землю») находится в посёлке Янтарном Калининградской области России. Залежи янтаря в Калининградской области составляют не менее 90 % от мировых.

Встречается янтарь на Сицилии (там его называют симетитом), в Румынии (румэнит), Мьянме (бирмит), Канаде, в некоторых местах Атлантического побережья США, Доминиканской Республике.

В конце XIX века янтарь широко применялся для изготовления курительных принадлежностей как материал, который обладает бактерицидными свойствами. Считается, что янтарные мундштуки снижают вред, причиняемый курением, — янтарная кислота захватывает и нейтрализует канцерогенные смолы.

Надетый близко к шее, янтарь дает энергетический импульс сонным артериям, очищает весь организм от шлаков. Янтарное ожерелье вокруг головы предохраняет от головной боли, улучшает душевное состояние и смягчает неблагоприятное воздействие плохой погоды.

Целительными являются и украшения из янтаря. Если носить янтарь на шее, он может предотвратить приступ астмы. Бусы из янтаря помогают при расстройствах функции щитовидной железы, при болезнях ушей, глаз, горла. Пластинками из янтаря натирают виски при головной боли, а также болезненные суставы при артритах. В России в одежду ребенка или в складки его белья зашивали янтарную бусинку, чтобы защитить от беды и болезней.

История. На Древней Руси янтарь назывался илектр или Илектрон (от др.-греч. ἤ λ ε κ τ ρ ο ν, «янтарь»). В азбуковниках илектр описывается как «камень зело честен, един от драгих камней тако именуем, златовиден вкупе и сребровиден». Может быть, горючесть янтаря или илектра послужила поводом к появлению мифического «бел горюч камень Алатырь». Мнение о тождестве последнего с янтарём впервые высказано Н. И. Надеждиным в «Вестнике Императорского Русского Географического Общества»

Древнерусское — ентарь. В древнерусский язык слово «янтарь» (в форме «ентарь») пришло в начале XVI века (упоминается в летописи 1562 г.). Согласно «Старо-прусское, следовательно, славянское обозначение — Gentator, отсюда идёт литовское — Gintaras и русское — янтарь».

С незапамятных времён люди наделяли ископаемую смолу, чей возраст исчисляется миллионами лет, чудодейственными свойствами. Небольшое украшение из янтаря стоило зачастую дороже, чем молодой раб на невольничьем рынке, ибо доставка янтаря в Рим по Янтарному пути была сопряжена с большими трудностями. Лекарства и украшения из окаменелой смолы рекомендовались при самых разных болезнях. Ещё римский учёный Плиний Старший (23—79 годы нашей эры) был убежден, что янтарные амулеты предохраняют от болезней простаты и душевных расстройств.

Церковный реформатор Мартин Лютер верил, что янтарь защищает от образования камней в почках, и всегда носил в кармане кусок окаменелой смолы. Одна из медицинских рекомендаций 1680 года гласила: «Полоскание, приготовленное из янтаря, помогает от закупорок в голове». Если смешать растёртый янтарь с медом и розовым маслом, получится эффективное средство от глазных болезней. В те времена, когда стекло ещё не умели делать достаточно прозрачным, из шлифованного янтаря изготавливали очки и лупы.

«Boernstein», «горящий камень», — так на древне-немецком языке назывался янтарь в XIII веке. Дым подожжённого янтаря не только снимал боли в сердце и помогал при ревматизме, но и мог служить заменителем фимиама. Не случайно бранденбургско-прусские короли в XVII веке присвоили себе монопольное право собирать ценный дар природы. Жителям побережья это было строжайшим образом запрещено — под страхом тюрьмы и даже смерти! А уже в тридцатые годы XX века биохимикам удалось выделить янтарную кислоту — вещество, являющееся неспецифическим биостимулятором и обладающее противовоспалительным и противострессовым действием, благотворно влияющее на работу почек и кишечника.

В индуизме и связанных с ним системах (буддизм, йога) янтарь передает человеку энергию сильной концентрации, способствует его успехам.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.