Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические учебные материалы






Эпидемический очаг – место пребывания источника инфекции с окружающей его территорией в тех пределах, в которых заразное начало способно передавать­ся от него окружающим лицам, т.е. возможно развитие эпидемического процес­са.

Пространственные и временные границы эпидемического очага при каждой инфекционной болезни определяют особенности механизма передачи инфекции и конкретные условия природно-социальной среды, обусловливающие возмож­ности и масштабы реализации этого механизма.

В каждом учреждении существуют обязатель­ные перечни нормативных документов, средств и инвентаря:

• перечень функциональных обязанностей медицинского персонала при выявлении больного, подозрительного на особо опасные инфекции;

• форма списков лиц, находившихся в контакте;

• памятка о правилах забора материала от больных и доставке его в лабораторию;

• перечень средств экстренной профилактики;

• правила использования дезинфекционных средств, применяемых в очагах инфекции;

• емкости для приготовления дезинфекционных растворов;

• список лиц, выделенных в прививочные и дезинфекционные бригады;

• комплекты противочумных костюмов.

В амбулаторно-поликлиническом учреждении предусмотрены организация и проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий.

 

 

Схема противоэпидемических мероприятий в эпидемическом очаге (участковый врач-терапевт, педиатр)

Источник инфекции Выявление (своевременное) Клиническая и эпидемиологическая диагностика (ранняя) Изоляция на дому и госпитализация (по клиническим и эпиде­миологическим показаниям) Лечение и диспансерное наблюдение за реконвалесцентами Санитарно-просветительная работа
Пути передачи Текущая дезинфекция Отбор проб воды, пищевых продуктов и объектов внешней среды для лабораторного исследования Запрет на использование предположительно контаминированных пищевых продуктов и воды
Контактные лица Активное выявление Изоляция (отстранение от работы, посещения детского учреждения, карантин или провизорная госпитализация) Медицинское наблюдение (в течение максимального инкубационного периода) Лабораторное обследование Санитарно-просветительная работа Экстренная профилактика

 

Профилактичес­кие мероприятия носят предупредительный характер, их цель – не допустить возникновения инфекционных болезней. ПЭМ проводят по поводу уже появившихся за­болеваний с целью ликвидации очага инфекции. Разделение мероприятий на профилактические и противоэпиде­мические в определенной мере условно. Нельзя строго выделить груп­пу мероприятий, которая преследует только предупредительную цель. Так, к профилактическим относят мероприятия, рассчитанные на перспективу в интересах не только предупреждения заболеваний, но и снижения инфекционной заболеваемости. Мероприятия, проводимые непосредственно в эпидемических очагах, являются так­же и профилактическими, поскольку речь идет о предупреждении новых заболеваний. В таком случае с определенной долей условно­сти можно использовать обобщающий термин, например “ПЭМ”, для обозначения совокупности обоснованных на данном этапе развития науки действий по про­филактике инфекционных болезней и борьбе с ними (Беляков В.Д., Дегтярев А.А., Иванников Ю.Г., 1981).

Поскольку речь идет о совокупности мер борьбы и профилакти­ки с инфекциями, возникает необходимость группировки меро­приятий. Существует группировка ПЭМ в зависимости от принадлежности конкретных исполнителей к структурным подразделениям здравоохранения или прочим хозяйствующим субъектам, не относящимся к медицине. Выделяют мероприятия, предупреждающие заболевание в случае заражения, и мероприятия, препятствующие заражению людей. Иная группиров­ка учитывает применение специальных препаратов при проведении ПЭМ. Наиболее распространена и теоретически обоснована группировка ПЭМ по направленности на факторы эпидемического про­цесса (источник инфекции, механизм передачи, восприимчивый коллектив).

В практической эпидемиологии соблюдают принцип комплекс­ности (одновременное воздействие на 3 фактора эпидемического процесса) в проведении ПЭМ. Од­нако в любом комплексе мер профилактики и борьбы с той или иной заразной болезнью или группой болезней не все меры имеют одинаковое значение: одни из них являются ведущими, другие – второстепенными. Выделение главных мероприятий зависит, прежде всего, от эпидемиологии инфекционного заболевания.

При антропонозных инфекциях человек – единственный резер­вуар возбудителя в природе. Здесь комплекс мер направлен на все 3 фактора эпидемического процесса.

Группа антропонозных инфекций с аэрозольным механизмом передачи характеризуется, как правило, обилием источников ин­фекции, высокой активностью механизма передачи, формировани­ем длительного иммунитета после перенесенного заболевания. Ве­дущим мероприятием для этой группы инфекций признана иммунопрофилактика. Эпидемический процесс при кишечных антропонозах в значи­тельной степени связан с факторами внешней среды, множеством не выявленных источников инфекции, а также типоспецифическим постинфекционным иммунитетом. Для этой группы следует признать главными санитарно – гигиенические мероприятия. Дезинсекция является ведущим мероприятием при антропонозных инфекциях с трансмиссивным механизмом передачи.

При зоонозах основным резервуаром возбудителя является животные. Они вызывают “случайные” заражения животных, как правило, без эпидемиологических последствий.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.