Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование сексуальной и гендерной идентичности детей и подростков в процессе социализации.






С. Коен предположил, что понятие «юность» означает для мальчиков и девочек разное состояние. Мальчики-подростки становятся амбициозными, любопытными, поэтому склонны к интеллектуальному развитию. Девочки-подростки более эмоциональны, поэтому склонны к слезливости, хихиканью, флирту. Они нуждаются в соц защите, поскольку у них начинают проявляться материнские инстинкты. Самосознание и самооценка юношей и девушек сильно зависят от стереотипных представлений о том, какими должны быть мужчина и женщина, а эти стереотипы, в свою очередь, – производные исторически сложившейся в том или ином обществе дифференциации половых ролей. Еще труднее делать обобщения относительно активности, соревновательности, доминантности и послушности мальчиков и девочек. Очень многое зависит от возраста, содержания деятельности и стиля воспитания. Мальчики во всех возрастах склонны считать себя более сильными, энергичными, властными и целеустремленными, чем девочки. При этом мальчики-подростки нередко недооценивают свои слабости и недостаточно прислушиваются к информации, которая противоречит их завышенной самооценке. Девочки более самокритичны и чувствительны.

Современная молодежь проходит социализацию в весьма неустойчивое время. Образцы маскулинности и фемининности в наши дни трансформируются, размываются, поэтому подросткам сложнее идентифицировать себя с теми или иными половыми ролями. В современной молодежной среде потребность в сотворении своей идентичности намного сильнее, чем несколько лет назад. Молодые люди нуждаются в самовыражении, в собственном языке, это справедливо в равной степени для обоих полов, но проявляется у них по-разному. Поиски себя идут параллельно с поисками фемининности и мускулинности, экспериментирование с ними в социологическом смысле непосредственно связано с поиском субъективности. Женщины чаще синонимизируются общественностью с сексом, поэтому поиск идентичности девочками-подростками переместился в плоскость сексуальности и эротичности. Именно сексуальность стала синомизироваться с женской идентичностью.

 


32. Гендерная социализация в системе социальных институтов.

Значимость институтов и агентов социализации на разных этапах жизни различна. Процесс гендерной социализации в современной семье усложняется противоречивым социальным статусом матери. В обществе доминирует мужчина, в семье женщина.

В каждой растущей девочке формируется дисбаланс между маскулинностью и фемининностью. Отец амбивалентен по отношению к дочери. С одной стороны, он, будучи включенным в соц взаимодействия и под влиянием стереотипов общества, формирует свое отношение к женщине вообще. Он допускает возм-ть своих секс-х связей за пределами семьи, следовательно, снисходителен по отношению к женщинам, предоставляющим секс-е услуги. Но к своей дочери он относится совершенно иначе, требует от нее целомудрия и послушания. Во взаимоотношениях с матерью девочка легко проходит социализацию, поскольку ей не надо искать образ для своей гендерной идентичности. Но этот процесс имеет и обратную сторону. Мать стремится воспитать свою дочь таким образом, чтобы она не повторила ее, матери, ошибок, но тем самым передает ей свои проблемы.

Образование явл-я одним из важнейших институтов социализации. Сама организация образования, как и господствующие здесь гендерные роли, встраивают в нас модель «нормальной» жизни и диктуют нам женские и мужские статусные позиции.

Считается, что благодаря школе дети смогут преодолеть ограничения соц среды, из которой они происходят. Поскольку образование не только открыто для всех, но даже обязательно, дети из бедных и непривилегированных слоев в случае успешного обучения имеют шанс подняться по соц лестнице, достичь положения, соответствующего их талантам и способностям.

И на первичную и на вторичную гендерную социализацию оказывают существенное влияние современные СМИ.


33. Управление процессом гендерной социализации.
На современном этапе приобретает не только соц-ю, но и стратегическую значимость, тк эффективностьсоциализации определяет соц качество народонаселения.

То что устойчивость всякой системы зависит от интегративных/социализирующих функций, является фундаментальной динамической теоремой социологии. Если рассматривать процесс с точки зрения двух составляющих-воспитания и действия среды, с одной стороны и преобразования соц среды с самим индивидом - с другой, то наиболее успешно можно управлять процессом воспитания. Но этот процесс мож быть гендерно чувствительным, потому что на уровне гендерной социализации детей и подростков не просто идет усвоение навыков, а формируется гендерное мировоззрение, которое затем сохраняется на всю жизнь.

Гендерная социализация осуществляется с помощью механизмов социализации. К основным механизмам социализации относятся: подражание, внушение, убеждение, конформность и идентификация.

 

В процессе ранней гендерной социализации наиболее сильными механизмами являются подражание и идентификация с родителем своего пола. Девочки стремятся быть похожими на маму, мальчики, соответственно, на папу. Далее ребенок может выбрать для подражания как реального человека, так и киногероя или героя книги.

 

Внушение и убеждения часто используются родителями как способы воздействия на ребенка. Внушение – воздействие на эмоциональную сферу. Родители часто навязывают ребенку гендерно–типичные модели поведения, не апеллируя к логике. Они просто выстраивают систему запретов. Например, родительский довод «будь аккуратной, ты же девочка» не что иное, как внушение, потому что нет никакого логического довода, почему девочка должна быть аккуратной, а мальчик нет. Убеждение, напротив, подразумевает апелляцию к логике. «Помоги маме, – говорят девочке, – ты должна учиться готовить для того, чтобы быть хорошей хозяйкой, когда у тебя будет своя семья». В этом случае как данность подается суждение, что именно женщина должна вести хозяйство, и девочку убеждают в том, что она должна учиться быть настоящей женщиной.

 

Конформность как механизм гендерной социализации скорее присуща взрослым, нежели детям. Взрослые люди часто (порой неосознанно) подстраиваются под общепринятые гендерные нормы. Так, например, мужчины носят короткую стрижку не потому, что она им идет или нравится, а потому, что так принято, именно так должен выглядеть мужчина. Женщины выполняют большую часть домашней работы опять же потому, что так принято в обществе и считается, что женщина должна быть хорошей хозяйкой.

 

Как правило, в обществе имеет место одобрение гендерно–типичных форм поведения и порицание гендерно–нетипичных. Таким образом, стремление к поощрению подталкивает человека к реализации поведения, которое соответствует биологическому полу. Если ожидаемое и реализуемое поведение не соответствует внутренним потребностям индивида, то возникает гендерно–ролевой конфликт. Так, от женщины ждут реализации в роли матери. Если же женщина не стремится быть матерью, она чувствует общественное осуждение, у нее возникает ролевой конфликт.

 

Психологи Н. К. Радина и Е. Ю. Терешенкова [13] обращают внимание на то, что содержание гендерной социализации может быть рассмотрено с помощью биполярного конструкта, на одном полюсе которого находится «традиционная (патриархатная) социализация», а на другом – «современная (альтернативная) социализация». Традиционная социализация предполагает жесткую гендерную дифференциацию мужского и женского, иерархично выстроенные статусы мужчин и женщин. Эта модель социализации имеет древнюю историю, что отчасти и позволяет ей быть достаточно распространенной и в наше время. Современная социализация, напротив, предполагает отсутствие гендерной дифференциации и поляризации. Полярные варианты социализации встречаются редко, однако в целом в обществе существует стремление к традиционной социализации.

 

34. Предмет и метод феминологии.
В феминологии объектом исследования является женщина со всеми ее связями и противоречиями. Помимо объекта любая наука должна иметь свой предмет. Предмет — это сущность объекта. Он выражает объективные законы развития и функционирования определенной системы, связанной, применительно к феминологии, с жизнедеятельностью женской половины общества.

Предмет немыслим без практики, познания и обобщения. Предмет не существует без науки. Определение предмета науки важно для дальнейшей теоретической разработки концепции.

Таким образом, предметом феминологии является:

* определение социального статуса женщины в обществе;

* анализ тендерного подхода к проблеме власти;

* сущность дискриминации и ее социально-политические последствия.

Предметом феминологии также является изучение социально-политических и экономических путей решения женского вопроса, который всегда стоял перед обществом и приобретает особое значение в настоящее время. Она изучает существующие общественные отношения, которые складываются между полами, женскими и мужскими организациями, партиями, степень поддержки женского движения со стороны патриархатной власти, ищет пути ликвидации дискриминации женщин, изменения стереотипа мышления у представителей обоих полов, определяет пути решения женского вопроса на ближайшее время и перспективу, вырабатывает рекомендации о формах и средствах вовлечения женщин в активную деятельность. Значительное внимание уделяется и вопросу о более полном использовании потенциала женщин как политиков, менеджеров, воспитателей, и изучению международного опыта решения женского вопроса, и сущности феминизма, широко распространенного не только в развитых, но и в развивающихся странах.

Становление и развитие феминологии основывается на методе, который обеспечивает более глубокое познание объекта, разработку проблемы, обобщение. Метод имеет сложную структуру, элементами которой являются законы и категории, а также регулятивные принципы познавательной практически-предметной деятельности.

Становление и развитие феминологии основываются прежде всего на общефилософском диалектическом методе, что означает знание и применение законов и категорий общего порядка, а также общесоциологических законов и категорий. Используются и общефилософские принципы научного познания: единство исторического и логического, восхождение от абстрактного к конкретному, диалектика общего, особенного и единичного и др.

Метод феминологии представляет собой конкретизацию общефилософского метода применительно к конкретным проблемам и явлениям жизни, среди множества которых есть и такие, как проблема изучения общественных явлений во взаимосвязи с другими, например, определение социального статуса женщины в обществе, определение противоречий в существующих отношениях между полами, которые необходимо преодолеть, между политикой государства и реальной жизнью, фактически основанной на дискриминации женщин.

Метод феминологии характеризуется: во-первых, комплексным, системным подходом к изучению всех процессов, явлений, связанных с деятельностью женщин в обществе. Это значит, что исследование любого явления должно происходить на основе четкого представления о том, что любое явление есть часть целого и в нем проявляются общие закономерности.


35. Структура феминологии.

Феминология как наука должна основываться на широком междисциплинарном анализе комплекса женских проблем с позиций философии, социологии, психологии, политологии, журналистики. Только в такой постановке и дальнейшей ее разработке можно получить целостное представление о сущности женских проблем, раскрыть все позитивное и критически проанализировать спорные положения, наметив перспективы развития этой науки. Только комплексный подход поможет исследовать женский вопрос с позиций общегуманной теории, дать научное обоснование, преодолеть эмпиризм и научно прогнозировать возможность использования женского фермента в современных политических процессах.

Структура феминологии имеет свои особенности. Это прежде всего социальная феминология, в основе которой лежит проблема социального статуса женщины в обществе. Во-вторых, это политическая феминология, исследующая место и роль женщины в политике государства, степень ее участия в политических процессах. В-третьих, экономическая феминология, исследующая место женщины в рыночных отношениях. В-четвертых, раздел, посвященный социальной работе, где женщина выступает как объект и субъект этого направления социальной деятельности. И, наконец, раздел, посвященный месту и роли женщины в семье.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.