Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и метод философии. Место философии в системе культуры -2 ч. Предмет и метод философии

Тема № 1.

Предмет и метод философии. Место философии в системе культуры — 4 ч.

Лекция 2.

Предмет и метод философии. Место философии в системе культуры -2 ч.

План лекции:

1. Структура и особенности философского знания.

2. Типология и основные направления философских учений.

1. Структура и особенности философского знания

Все многообразие философских проблем сводимо к пяти основным
группам: онтологической; гносеологической; аксиологической;

праксеологической; антропологической.

Эти пять групп проблем формируют структуру любого философского знания. Онтология - философское учение о бытии и сущем. Гносеология -философское учение о познании. Аксиология - философское учение о ценностях. Праксеология - философское учение о действии. Антропология - философское учение о человеке. Все разделы философского знания существуют в неразрывном единстве. Невозможно построить какую-либо концепцию действия праксеологию, не решив проблем аксиологии, антропологии или онтологии. Решение онтологических проблем неизбежно выводит мысль на проблемы позна­ния и истины. Антропологическая проблематика фокусирует в себе все другие группы философских проблем, а гносеология, как говорил И.Кант, возникла из потребности решить антиномию человеческой свободы, т.е. из антропологии и онтологии.

Подобная структура философского знания, будучи компактной и стройной, является предпочтительной по сравнению с привычно переходящими из учебника


в учебник перечнями разделов философского знания. Кроме того, она вырастает не на пустом месте. Так, например, И. Кант по сути дела предложил схожую структуру: учение о чистом разуме - гносеология, учение о практическом разуме -аксиология и праксеология, учение об эстетической способности суждения -аксиология. Все три раздела подводят к «последнему» философскому вопросу: «что такое человек?», т.е. пересекаются в антропологии. И.Кант не говорит отдельно об онтологическом компоненте философского знания, однако проблемы онтологии растворены во всех трех его «Критиках»: «Критике чистого разума», «Критике практического разума», «Критике способности суждения».

Другой философ, Э. Гуссерль, предлагает схожую модель философского знания. В работе «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» он пишет: «Формы разума тематизируются в науке о познании..., в науках об истинной и подлинной оценке.., об этическом поступке... " абсолютных", " вечных", " надвременных", " безусловно" значимых идей и идеа­лов». Таким образом, Э. Гуссерль задает похожую структуру философии: гносеология, аксиология, праксеология и онтология.

Помимо основных философских проблем, которые формируют ядро философии, в структуре философского знания существуют области исследования, соотносимые с другими компонентами духовной культуры или формами общественного сознания: философия науки, философия права, философия ис­кусства, философия религии, философия мифологии, философия политики. Каждый из этих элементов опирается на идеи и принципы, формулируемые в «ядре» философского знания - онтологии, гносеологии, аксиологии, праксеологии и антропологии.

В разные эпохи на первый план выходил тот или иной раздел философского знания, тогда как другие продолжали существовать на периферии. Например, в Античности и в Средние века доминировала онтологическая проблематика, в эпоху Возрождения в центре внимания была антропология. В Новое время и в эпоху Просвещения философы решают прежде всего гносеологические вопросы, а философия фактически сводится к вопросу об адекватном, универсальном


познании. В современной философии внимание сконцентрировано в основном на антропологической и аксиологической проблематике; темы бытия, его познания, истины, т.е. онтология и гносеология, отходят на задний план. В современной философии ясно очерчен праксеологический компонент философского знания, ставший, например, в американском прагматизме доминирующей сферой философского исследования.

2. Типология и основные направления философских учений На протяжении культурной истории человечества было создано огромное количество философских учений и систем. Каждая историческая эпоха предлагала свои уникальные ответы на вечные вопросы. Многообразие идей восхищает и пугает одновременно. Многочисленность философских интерпрета­ций определяется неисчерпаемостью действительности (исторической, культурной или физической), а также различиями психического склада людей.

Однако, несмотря на плюрализм идей и мнений, в философии четко просматривается преемственность, которая позволяет идентифицировать ту или иную концепцию именно как философскую. Преемственность выражается прежде всего в повторяемости проблематики. Философская мысль устойчива, она возвращается к сходным темам, предлагая новую интерпретацию старых проблем. Так, например, обнаруживается преемственность идей от Платона через Р.Декарта и И.Канта к К.Г. Юнгу. Анализируя концепции этих философов, можно проследить изменение представлений о врожденных структурах человеческого сознания. Платон предлагает понятие «эйдос» - идея, которую человеческая душа созерцает в поднебесной области. Смысл человеческого познания, согласно Платону, заключается в воспоминании: истинное знание об идеях является врожденным, человеку остается только припомнить то, что он знал всегда. Врожденные идеи Р.Декарта, это, конечно, не эйдосы Платона, однако они тоже представляют собой врожденные знания, существующие в душе каждого человека. И.Кант предлагает свою версию врожденных структур человеческого сознания. Его концепция априорных форм чувственности, рассудка и разума,


которые являются способностями трансцендентального субъекта и позволяют упорядочить хаос, предоставляемый опытом, полемизирует с концепцией врожденных идей Р.Декарта. Однако преемственность проблемы очевидна и в этом случае. К.Г.Юнг, в свою очередь, предлагает концепцию архетипов коллективного бессознательного как некоторых доопытных, формальных струк­тур человеческой психики, определяющих любой личный опыт, способы переживания и действия. Архетипы К.Г. Юнга - это не содержательные врожденные идеи и не априорные структуры трансцендентального субъекта, но и в этом случае обнаруживается развитие старой философской темы.

Багаж прежних философских систем переходит в новые системы или просто растворяется в культуре, становясь невидимым, но совершенно необходимым «воздухом». Именно так произошло с идеями Ф. Ницше, учение которого в XX веке использовалось во многих философских работах. То же самое можно сказать о психоанализе 3. Фрейда. Сформировавшись поначалу в качестве методики лечения невротических заболеваний, психоанализ постепенно стал общепсихологической теорией, а затем и философской доктриной. Во второй половине XX в. психоанализ превратился в массовую идеологию. Образно выражаясь, человек конца XX в. был «психоаналитическим человеком».

Преемственность в философии осуществляется также в силу диалогического характера этого типа знания. Каждый мыслитель явно или неявно отталкивается от идей своих предшественников, вступая с ними во вневременный диалог. Диалог позволяет переформулировать проблемы, дать новые интер­претации уже известных тем. Так, например, М. Хайдеггер при создании своей версии экзистенциальной философии отталкивался от текстов древнегреческих философов, в частности, Платона. М. Хайдеггер пытался пробиться к истинному смыслу античных текстов, который был утрачен, по его мнению, в силу неадек­ватных их интерпретаций в последующие века. В этой связи он предложил свой собственный оригинальный вариант философии бытия.

Целостность философской традиции позволяет осуществить классификацию философских учений, упорядочить многообразие идей. Типология философских


учений - совершенно необходимое средство ориентации в философской вселенной.

Существуют различные основания типологии философских учений. Эти основания выделяются в зависимости от тех задач, которые стоят перед исследователем. Так, классификацию философских учений можно составить на историческом основании. В таком случае мы имеем дело с исторической типологией, а все многообразие учений упорядочивается в следующие группы: античная философия (VI в. до н.э. - VI в. н.э.), философия Средних веков (V-XV вв.), философия эпохи Возрождения (XV-XVI вв.), философия Нового времени и эпохи Просвещения (XVII-XVIII вв.), немецкая классическая философия (XVIII-XIX вв.), марксистская философия, постклассическая философия и современная философия.

Если рассматривается регионально-гщвилизационный критерий, то все философские доктрины сводятся в две группы: западная философия и восточная философия.

Классификация по национальному признаку определяет немецкую, французскую, английскую, американскую, русскую, китайскую и др. философии.

Если критерием типологии философских учений будет последовательность в развитии идей конкретного философа, то в истории философии мы находим платонизм, аристотелизм, томизм, кантианство, гегельянство, марксизм, ницшеанство и т.п.

Очевидно, что перечисленные выше способы типологизации философских учений характеризуются одним общим недостатком: они носят эмпирический характер. Более приемлемой и теоретически оправданной является классификация философских систем в зависимости от выбора исходных позиций в интерпретации универсальных отношений в системе «человек — мир». Реконструкция может осуществляться исходя из «мира», понимаемого как материя или природа. Такие философские системы называются материалистическими. Если же в качестве исходного принимается второй полюс - «человек», сводимый к понятиям «сознание», «дух», то формируются идеалистические системы.


Таким образом, материализм и идеализм имеют фундаментальные философские обоснования и в равной степени представлены великими мыслителями прошлого и настоящего в их концептуальных положениях.

Термин «материализм» появился в XVII веке, однако материалистические философские идеи существовали в философии с момента ее возникновения. Материализм признает первичным материальное начало, в этом типе философских систем реконструкция действительности осуществляется исходя из «мира», «природы», «материи». Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, сознание выступает ее атрибутом, а пространство, время и движение - формами ее существования.

Различают следующие формы материализма: стихийный материализм античных философов, натурфилософский материализм эпохи Возрождения, механистический материализм XVII-XVIII вв. и диалектический материализм, выдвинутый марксистской философией. Механистический и диалектический материализм различаются в ответах на вопросы о характере движения и изменения в материальном мире и о природе материальной субстанции. В механистическом материализме материя понимается как вещество и признается относительный характер движения, сводимого к механическому перемещению. В диалектическом материализме материя понимается как объективная реальность, не зависящая от сознания и противопоставленная ему, признается относительный характер покоя, а движение рассматривается как любое возможное изменение.

Термин «идеализм» был предложен еще позже - в XVIII в. Идеализм первичным началом признает идею, мысль, сознание, а реконструкцию действительности осуществляет исходя из «человека». Традиционно выделяют две разновидности идеализма: объективный и субъективный. Объективный идеализм признает исходным началом всего сущего мировой дух (мировой разум или «абсолютную идею»), которая существует вне и независимо от человека и определяет его индивидуальное сознание. Классический пример объективного идеализма - философия Г.Гегеля. Субъективный идеализм признает единственной реальностью сознание или волю индивидуального субъекта, а мир выводит из


содержания этого сознания. Примером субъективного идеализма является фи­лософия английских философов Дж.Беркли и Д. Юма. Однако все многообразие форм идеализма невозможно свести только к двум его разновидностям. Так, к примеру, объективный идеализм может существовать в форме панлогизма, когда исходным началом выступает мировой дух (философия Г. Гегеля), или в форме волюнтаризма, где исходным началом выступает надмировая воля (философия А. Шопенгауэра).

Другим онтологическим принципом классификации философских учений может быть принцип единства или множественности основ бытия. В зависимости от того, одно, два или более начал рассматриваются в качестве исходных, формируются монизм, дуализм и плюрализм. В монизме в качестве исходного основания, (т.е. субстанции) реконструкции действительности выступает одно начало, в дуализме - два, в плюрализме - множество. При этом исходное начало в монизме или начала в плюрализме могут пониматься и в материалистическом, ив идеалистическом духе.

Классическим примером дуализма является картезианство. Р.Декарт разделил бытие на две независящие друг от друга и совершенно равноправные субстанции: протяженную и мыслящую. Дуализм чрезвычайно неустойчив и всегда имеет тенденцию к материалистической или идеалистической форме монизма. Так, с позиции физики Р. Декарт выступает как материалист, а в его онтологическом учении прослеживаются идеи, которые соотносимы с идеалистическим монизмом. Дуалистического мировоззрения часто придерживаются ученые - представители естественных наук. Эта форма миро­воззрения оказывается удобной в том случае, если необходимо совместить профессиональные, вполне материалистические знания и религиозную веру.

Материализм и идеализм в философских учениях могут существовать как в монистической, так и в плюралистической форме. Примером материалистического монизма является диалектический материализм, а также в Античности - атомизм Левкиппа и Демокрита. Примером идеалистического монизма являются концепции Г. Гегеля и А. Шопенгауэра, а идеалистического


плюрализма может быть философия постмодернизма. При этом различение идеалистического монизма и плюрализма отнюдь не совпадает с дихотомией субъективного - объективного идеализма. Например, философию Платона, которая является идеалистической, можно охарактеризовать и как монистическую, и как плюралистическую. Это объясняется тем, что в качестве первоосновы вещей Платон предлагает не одну идею, а целый мир идей, упорядоченный в строгую иерархию. Новейшие формы идеализма вообще сложно однозначно отнести к тому или иному типу. Современный идеализм чрезвычайно разнообразен - философия жизни, феноменология, прагматизм, экзистенциализм, герменевтика, неопозитивизм, постмодернизм.

Противостояние монизма и плюрализма прошло через всю историю философии. Но, несмотря на это, можно выделить в истории философии общую тенденцию: в классической философии доминировал монизм, а в современной философии усиливается плюрализм. Из множества философских школ и течений XX в. только «философия жизни» (да и то с определенными оговорками) и феноменология являются монистическими учениями. Остальные развиваются как варианты плюрализма.

Предложенная выше типология философских систем в истории философии исходила из особенностей онтологии той или иной философской системы. Очевидно, что классификацию философских учений можно формировать и на иных основаниях, например, гносеологических. В этом случае структура взаимосвязей между различными философскими системами окажется иной.

Классификацию можно построить в зависимости от характера ответа на вопрос об адекватности познания. Тогда все философские учения распадаются на три типа: крайний агностицизм, умеренный агностицизм (скептицизм) и гносеологический оптимизм.

Позиция крайнего агностицизма, утверждающего, что познание реальности невозможно, выделяется с точки зрения логической полноты. В реальной истории философии позиция крайнего агностицизма не была реализована. Действительно, философ, смысл деятельности которого заключается в постижении


фундаментальных оснований бытия мира и человека, не может дать отрицательный ответ на вопрос о возможности познания, иначе он разрушает основу собственной деятельности.

Утверждение, что «адекватное познание невозможно», как минимум следует рассматривать в качестве позитивного итога познания. Позиция крайнего агностицизма встречается в мировоззренческих доктринах мистического толка, не предполагающих вопроса о познании. Они скорее проявляются в философских суждениях над проблемой переживания трансцендентного, сверхъестественного, непостижимого и т.п.

Наиболее распространенной в истории философии является позиция умеренного агностицизма или скептицизма. В философских системах этого типа утверждается, что познание реальности возможно, но не по существу, а на уровне явлений. Иначе говоря, познание скользит по поверхности вещей, не проникая в их суть. К линии умеренного агностицизма принадлежат античные софисты, киники, скептики, неоплатоники, Д. Юм, И. Кант, в философии XX в. -критические реалисты, неопозитивисты, экзистенциалисты, постмодернисты. Умеренный агностицизм имеет под собой рациональную основу и его трудно последовательно критиковать. Трудность заключается в том, что у философии до сих пор нет инструмента сравнения содержания сознания — знания и объективной реальности, по поводу которой это знание существует. Сознание и природа остаются разными реальностями и окончательно ответить на вопрос, насколько точно сознание отражает действительность, невозможно.

Позиция гносеологического оптимизма предполагает следующий ответ на вопрос о возможностях познания и степени его адекватности: мир познаваем полностью и по существу. Такая точка зрения характерна для философов эпохи Просвещения, Г. Гегеля, диалектических материалистов.

Здесь следует отметить, что линии разделения философских учений на идеализм и материализм, монизм и плюрализм, а также на агностицизм и гносеологический оптимизм не совпадают. Философ может быть идеалистом и гносеологическим оптимистом (Г. Гегель), идеалистом и агностиком (И. Кант),


материалистом и познавательным оптимистом (диалектический материализм, механистический материализм), материалистом и агностиком (Дж. Локк) и т.д.

Философские концепции можно классифицировать также с точки зрения выделения ведущей познавательной способности. В этом случае весь спектр философских теорий можно разделить на раъщонализм и иррационализм, а рационалистические доктрины, в свою очередь, на рационализм в узком смысле и эмпиризм, (сенсуализм).

Иррационалисты считают, что подлинное знание о мире человек может получить с помощью интуиции или инстинкта. Разум, рассудок, интеллект, с точки зрения этих философов, не дают истинного знания, напротив, являются препятствиями для постижения истины. Примером философского иррационализ­ма являются иррационалистический волюнтаризм А. Шопенгауэра, философия воли Ф. Ницше, философия жизни А. Бергсона. Ф. Ницше, в частности, писал, что разум - препятствие для воли в ее стремлении к власти, интеллектуальные размышления, рефлексия тормозят человеческие действия. Истину же Ф. Ницше в иррационалистическом духе трактовал как полезное для жизни заблуждение. А. Бергсон, в свою очередь, называет интеллект «интуицией, утратившей способность проникать в суть реальности», постигать длительность, которая, по мысли французского философа, является основой бытия.

В противоположность иррационалистам, сторонники рационалистического взгляда на природу человеческого познания считают, что ведущей познавательной способностью и главным источником знаний является разум, интеллект.

Представители рационализма полагают, что опыт не может дать истинного знания и стать основой общенаучного метода. Опытные данные сомнительны. Идеи же, содержащиеся в уме человека, напротив, ясны и очевидны. Задача познания заключается в том, чтобы выявить уже заложенные в разуме знания. Философский рационализм достиг пика своего развития в философии XVII-XVIII вв. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц).


Эмпиризм предполагает основным источником знаний опыт, сенсуализм же идет дальше и сводит все формы познания в конечном счете к чувствам человека. Выдающийся английский философ и политический деятель Дж. Локк выразил формулу сенсуализма следующим образом: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах», по его мнению, ум лишь систематизирует те знания, которые предоставляет опыт (в полемике с ним Г. Лейбниц, представитель рационализма, писал: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах, кроме самого разума»). Сенсуализм существует в материалистической и идеалистической формах. Материалистический сенсуализм считает источником познания внешний опыт, объективные данные органов чувств о предметах и явлениях внешней реальности. Представителями этой линии сенсуализма являются Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс. Идеалистический сенсуализм весь опыт сводит к чувственным данным, которые носят субъективный характер, т.е. к ощущениям. В интерпретации субъективных идеалистов существование мира сводится к его способности быть воспринятым человеком. «Существовать -значит быть воспринимаемым», - таков лозунг идеалистического сенсуализма. Представителями этого направления сенсуализма являются английские субъективные идеалисты Дж. Беркли и Д. Юм.

Подводя итог изложенной темы, следует сказать, что все типологии философских учений строятся в зависимости от тех задач, которые решают мыслители и исследователи. Одно и то же философское учение может быть охарактеризовано различным образом. Для более полной характеристики философской концепции необходимо проанализировать ее по целому ряду параметров. Но это более подробно рассмотрим в других темах курса философии.


25 Вопросы для закрепления материала

1. Какие пять групп проблем формируют «ядро» философии?

2. Как формируется структура философского знания в соответствии с
областями исследования?

3. Как в истории философии менялись доминирующие сферы
философского исследования?

4. Доказательно мотивируйте преемственность в философской
проблематике.

5. Составьте классификацию философских учений на историческом
основании.

6. Как проводится типология философских знаний по регионально-
цивилизационному и национальному признакам?

7. Охарактеризуйте материалистические и идеалистические философские
системы.

8. Классифицируйте философские учения по принципу единственности
или множественности принимаемых ими основ бытия.

9. Как можно провести типологию философских учений в зависимости
от характера ответа на вопрос об адекватности познания.

10.В чем отличие рационализма и иррационализма в философии?


26 Рекомендуемая литература

Список основной литературы

1. Философия: Учебное пособие.- М.: Издательство РДЛ, 2002.

2. Философия: Учебное пособие для технических вузов.- Ростов-на-Дону:
Феникс, 2002.

3. Философский энциклопедический словарь.- М: ИНФРА-М, 2002.

4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия.- М: ПБОЮЛ, 2002.

5. Радугин А.А. Философия: курс лекций.- М.: Центр, 2002.

6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник.- М.: Гардарики, 2002.

Список дополнительной литературы.

1. История философии. Учебник для студентов высших учебных заведений. -
М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001.

2. История философии. Учебник для высших учебных заведений.- Ростов-на-
Дону: Феникс, 2001.

3. Современная философия: Словарь и хрестоматия.- Ростов-на-Дону: Феникс,
1995.

4. Хрестоматия по философии: Учебное пособие.- М.: Гардарики, 1997.

5. Гильдебранд Д. Что такое философия?.- СПб., 1997.

6. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию.- М., 1990.

7. Тормасов Б.А. Философы и философия.- М.: Остожье, 1998.

8. Хюбшер А. Мыслители нашего времени.- М.: Изд-во ЦТР МГПВОС, 1994.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предмет и метод философии. Место философии в системе культуры -2 ч. | Какого принципа исполнительное производство может не придерживаться?




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.