Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятия культуры и цивилизации






Тема 13. Культура и цивилизация

При изучении материала этой лекции необходимо уяснить причины многообразия определений понятия культуры, обратить внимание на отличия и сходства культуры и цивилизации, понять механизмы взаимодействия природы и культуры, их органическую взаимосвязь. Следует уметь доказательно обосновать положения:

1. Каждое из многочисленных современных определений культуры подчеркивает тот или иной аспект этого понятия, в самом общем смысле культура – это то, что отличает наш «очеловеченный» мир от самовоспроизводящейся природы. Культура – социальный феномен, результат и причина жизнедеятельности общества.

2. Цивилизация – это состояние культуры на определенном историческом этапе развития того или иного социума, она прежде всего воплощается в организации общественной жизни и характеризует социальное бытие культуры.

3. В существующих подходах к осмыслению культуры есть как рациональное зерно, так и методологические ограничения; при исследовании столь многозначного феномена, как культура, необходимо использовать эвристический потенциал всех современных подходов.

4. Структурирование культуры, как и любое деление на элементы, условно, поэтому культуру следует рассматривать системно, в единстве ее элементов и многообразии конкретных форм.

5. При типологизации культур необходимо соблюдать главное методологическое условие – единство критерия, признака выделения типов культуры, а поскольку количество критериев типологизации культур определить затруднительно, то типологий культуры возможно привести множество.

6. Анализ российской культуры позволяет сделать вывод о ее несомненном сходстве как с западной, так и с восточной культурами, но, поскольку она обладает и рядом специфических черт, позволительно выделить эту культуру в особый тип.

7. Одна из наиболее острых проблем современной культуры – проблема сущности и соотношения массовой и элитарной культур, между которыми происходит сложное взаимодействие, причем первая влияет на вторую материально, вторая на первую – идейно-образно.

 

Лекция 13.1

Культура и цивилизация

Понятия культуры и цивилизации

Следует сказать, что слово «культура» является одним из наиболее общеупотребляемых как в обыденной жизни, так и в различных гуманитарных науках. Смысл этого понятия многозначен, на международном философском конгрессе в 1980 году приводилось более 250 различных его определений, а в настоящее время их число доходит до 500.

Этимологическое значение термина «культура» восходит к латинскому слову «cultura» – «возделывание», «обрабатывание», в свою очередь происходящему от «colere» – «населять», «покровительствовать», «поклоняться», «почитать» и т.д. Характерно, что в средневековом употреблении слово «культура» в европейских языках хотя и имело смысл «развивать», «культивировать», но с оттенком «служения» и «почитания».

Каждое из многочисленных современных определений культуры подчеркивает тот или иной аспект этого понятия. В самом общем смысле возможно дать следующее определение этому слову:

Культура – это, во-первых, то, что отличает человека от животных, специфическая характеристика человеческого общества, не наследуемая биологически и предполагающая обучение, непосредственно связанная с идеями, передаваемыми в символической форме, и, во-вторых, мир окружающих нас артефактов, несущих на себе отпечаток человеческого труда, ума и таланта. Культура является тем, что отличает наш «очеловеченный» мир от самовоспроизводящейся природы, она есть совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, «возделанная» среда обитания человека, а также мир упорядоченных системой отношений коллективов людей – «возделанных» личностей*.

______________________________________________________________________

Дополнительная информация:

Для обоснования универсальности приведенного здесь определения познакомимся поближе с другими определениями культуры, обзор которых был дан в 1963 году американскими антропологами А. Кребером и К. Клакхоном. Этот обзор достаточно полный, но имеет и существенный недостаток, поскольку основывается на англо-американских подходах и не учитывает многообразие определений и концепций, имеющихся в немецкоязычной и франкоязычной традициях. Кребер и Клакхон разделили все известные им определения культуры на 6 основных типов (от А до F), а некоторые из них – на несколько подгрупп (См. Ионин Л. Г. Социология культуры: Учебное пособие. – М.: Логос, 1998. – С. 44-47):

А. Описательные определения, перечисляющие то, что охватывается понятием культуры (например, классической определение Э. Тайлора: «Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества»). Ясно, что определения такого типа не могут быть универсальными, тем более полными.

В. Исторические определения, в которых внимание акцентируется на преемственности, социальной традиции (Э. Сепир: Культура – это «…социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни»). Создатели таких определений полагают стабильность и неизменность общественной жизни, упуская из виду активность человека в изменении культуры.

С. Нормативные определения, ориентируются на идею образа жизни (К.Уислером: «Образ жизни, которому следует община или племя, считается культурой…Культура племени есть совокупность стандартизированных верований и практик, которым следует племя») или на представления об идеалах и ценностях (Т. Карвер: «Культура – это выход избыточной человеческой энергии в постоянной реализации высших способностей человека», У. Томас: «Культура…это материальные и социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции) независимо от того, идет ли речь о дикарях или цивилизованных людях»).

D. Психологические определения, делящиеся на группы, в которых упор делается на:

D – I) процесс адаптации к среде (У. Самнер и А. Келлер: «Совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям и есть культура, или цивилизация…Эти приспособления обеспечиваются путем сочетания таких приемов, как варьирование, селекция и передача по наследству»);

D – II) процесс научения (Р. Бенедикт: «Культура – это социологическое обозначение для наученного поведения, то есть поведения, которое не дано человеку от рождения, не предопределено в его зародышевых клетках как у ос или социальных муравьев, а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей»);

D – III) формирование привычек (К. Янг: «Культура – это формы привычного поведения, общие для группы, общности или общества. Она состоит из материальных и нематериальных элементов»);

D – IV) психоаналитический метод (Г. Рохайм: «Под культурой мы будем понимать совокупность всех сублимаций, всех подстановок или результирующих реакций, короче, все в обществе, что подавляет импульсы или создает возможность их извращенной реализации»);

Е. Структурные определения, опирающиеся на структурную организацию культуры (Р. Линтон: «Культуры – это в конечном счете не более чем организованные повторяющиеся реакции членов общества», «Культура – это сочетание наученного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами данного общества»);

F. Генетические определения, в которых берется во внимание происхождение культуры, делятся на четыре группы, в которых:

F – I) культура рассматривается как продукт или артефакт (П. Сорокин: «В самом широком смысле слова культура обозначает совокупность всего, что создано или модифицировано сознательной или бессознательной деятельностью двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг друга»);

F – II) упор делается на идеях (Г. Беккер: «Культура – это относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе посредством процессов обобществления»);

F – III) подчеркивается роль символов (Л. Уайт: «Культура – это имя для особого порядка, или класса феноменов, а именно: таких вещей и явлений, которые зависят от реализации умственной способности, специфичной для человеческого рода, которую мы называем “символизацией”. Говоря точнее, культура состоит из материальных объектов – орудий, приспособлений, орнаментов, амулетов и т.д., а также действий, верований и установок, функционирующих в контекстах символизирования. Это тонкий механизм, организация экзосоматических путей и средств, используемых животным особого рода, то есть человеком, для борьбы за существование или выживание»);

F – IV) культура определяется как нечто, происходящее из того, что не есть культура (В. Оствальд: «То, что отличает человека от животных, мы называем культурой»).

Как видим, каждое из приведенных многообразных определений сосредоточивается на каком-либо аспекте культуры, но для универсального определения необходим широкий контекст. Обобщив множество мнений, следует выяснить: а с чем бы согласились все авторы приведенных определений? Очевидно, они согласились бы, что:

а) культура – это то, что отличает человека от животных;

б) культура – это характеристика человеческого общества;

в) культура не наследуется биологически и предполагает обучение;

г) культура прямо связана с идеями, которые существуют и передаются в символической форме.

Таким образом, вспомнив, что всякая культура опосредуется в материальной деятельности, мы и приходим к приведенному универсальному определению культуры, которое, впрочем, не претендует на полноту, но ведь дать абсолютно полное определение чего-либо в принципе невозможно.

______________________________________________________________________

Что же касается понятия «цивилизация», то первое устойчивое его значение сформировалось только в конце XVIII – начале XIX века. Это слово происходит от латинских civis – гражданин и civilis – принадлежащий, относящийся к гражданину. В процессе довольно длительной эволюции за этим словом утвердилось значение общего состояния общества, основанного на праве, порядке, мягкости нравов и т.д., противопоставляемого дикости и варварству. В этом смысле значение слова «цивилизация» в целом совпадало со значением понятия «культура».

Позже, в XIX столетии, в Германии возникло представление о противопоставленности культуры и цивилизации, явившееся результатом осмысления немецкой философией и наукой состояния политической раздробленности нации при одновременном ее культурном единстве. Это была целиком немецкая идея, не имеющая аналогов во французской и английской традициях, сохранивших взаимозаменяемость понятий культуры и цивилизации. Возникла соответствующая концепция о развитии социальной организации от общины, основанной на укорененных традицией отношениях в рамках культуры, к обществу, в котором на место культурным компонентам отношений людей приходят уже отношения в рамках цивилизации (прежде всего холодный расчет и рационализм).

В начале ХХ века Освальд Шпенглер увидел в цивилизации свидетельство грядущей гибели Запада. Цивилизацией он считал совокупность крайне внешних и искусственных состояний последних стадий развития социума. Она следует за культурой как ставшее за становлением и является неотвратимым концом всякой культуры. Противопоставление культуры и цивилизации у Шпенглера – это противопоставление духовно-идеалистической стороны существования общества его технологической и утилитарно-материалистической стороне. Несколько ранее аналогичную точку зрения на проблему высказывал и русский философ

Н. А. Бердяев.

По всей видимости, понятия «культура» и «цивилизация» совсем разводить не следует, неправомерным будет также их отождествление. Правильнее рассматривать цивилизацию как понятие, меньшее по объему, чем понятие культуры. Цивилизация – это состояние культуры на определенном историческом этапе развития того или иного социума, она, прежде всего, воплощается в организации общественной жизни и характеризует социальное бытие культуры. Последняя же, помимо материальных и организационных аспектов, имеет и духовную сторону, выражает меру развития внутреннего мира человека.

В цивилизационных концепциях исторического развития, как нам уже известно, цивилизациями называют уникальные исторические социальные образования, отличающиеся своим отношением к природе, обществу, человеку и ограниченные пространственно-временными рамками. Подобно живому организму, цивилизации рождаются, растут, стареют и умирают.

Вернемся к понятию культуры, опосредующему, как более широкое, понятие цивилизации. Сегодня существует ряд подходов к осмыслению культуры, выделим среди них следующие:

1. Аксиологический (ценностный) подход акцентирует внимание на мире ценностей человека. Культура выступает как совокупность духовных и материальных ценностей, как реализация идеально-ценностных целей, как взятый под углом зрения значения для человека предметный мир. Следует отметить, что чисто аксиологический подход к культуре весьма ограничен и замыкает ее в довольно узкую сферу полезности, нужности, предпочитаемости для человека. Этот подход указывает лишь на позитивное в человеческой жизни и оставляет за рамками негатив, полагающийся в нем «антикультурой». Но ведь ценность – понятие весьма относительное и изменяется не только во времени, но и при пространственных перемещениях (как мы помним, еще Гераклит говорил: «Ослы золоту предпочли бы солому» – образное и очень меткое выражение). Более того, даже в пределах одного социума понимание ценностей различно, хотя, конечно, можно говорить и о ряде общечеловеческих ценностей, неизменных во времени и пространстве. Таким образом, аксиологический подход к пониманию культуры является весьма относительным, но, тем не менее, он важен, и неправомерно его безапелляционное отрицание.

2. Деятельностный подход предполагает понимание культуры как специфического способа родовой жизнедеятельности человека в мире, необходимого для воспроизведения, сохранения, регуляции и развития общества. Но человеческая деятельность весьма разнообразна, и не всегда она способствует порождению культуры, иногда и наоборот. Здесь мы снова сталкиваемся с проблемой относительности оценки, на этот раз деяний человека.

3. При семиотическом подходе культура рассматривается как знаковый механизм передачи опыта от одного поколения к другому через социокод – совокупность деятельностных схем, выраженных в системе знаков и обеспечивающих социальное наследование.

4. Структуралистский подход – культура понимается как совокупность социальных элементов, носителей социальных отношений и регуляторов человеческой деятельности (семья, обычаи, тексты, символы и т.п.), при этом личностный фактор не учитывается.

5. При социологическом подходе культура рассматривается как социальный институт, функционирующий в конкретной системе общественных отношений и определяющий роли и нормы поведения людей.

6. Гуманитарный подход – внимание уделяется, прежде всего, совершенствованию человека как духовно-нравственного субъекта культуры. Культура есть проявление человеческой сущности, процесс воспроизводства человека в многообразии его свойств и потребностей.

Нетрудно заметить, что в каждом из названных подходов, безусловно, есть рациональное зерно, но есть и методологические ограничения. Поэтому при исследовании столь многозначного феномена, как культура, необходимо использовать эвристический потенциал всех означенных подходов.

Культура по отношению к сообществу людей выполняет ряд функций, среди которых важнейшими являются следующие:

- преобразовательная (культура побуждает человека к созданию особого мира, вооружает его технологиями для преобразования природы и самого себя);

- функция трансляции социального опыта (передача навыков от поколе-

ния к поколению);

- регулятивная, или нормативная функция (нормирование различных сторон общественной и личной жизни людей);

- познавательная (гносеологическая) функция (культура не только способна накапливать знания, но и формировать новые способы и механизмы познания мира);

- ценностная (аксиологическая) функция (культура формирует ценност-

ные потребности и ориентации, что позволяет человеку различать добро и зло, прекрасное и безобразное, хорошее и плохое);

- коммуникативная функция (культура является формой и процессом общения и связи).

- синтезирующая (в этой функции находят свое выражение все перечисленные функции).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.