Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факты, события, явления, процессы




Факты в обучении истории. Главный элемент содержания исторического образования – это знания. Они включают в себя сведения, познания в области истории, концентрируя социальный опыт человечества. Знания создают научную картину развития общества, дают представление об исторической действительности и предполагают постижение ее человеком.

Структура исторических знаний включает в себя познание самой исторической науки: ее содержания, способов действия с историческим материалом, теоретических и методологических основ (учение о принципах построения, формах и способах на­учного познания). В процессе обучения ученики овладевают эле­ментами исторических знаний, оперируя такими категориями, как факт, явление, событие, процесс. Они, например, выявляют сущность событий, проводят их сравнение. Что же означают эти категории?

Само слово факт в переводе с латинского означает сделанное, совершившееся. Как писал М. Горький, «учат, воспитывают фак­ты, всегда — факты, идеи сопутствуют фактам». В истории факт рассматривается как некоторый имевший место фрагмент действи­тельности, конкретной ситуации. Например, фактом является присоединение Иваном III Новгорода к Московскому княжеству в 1478 г.

Факт неповторим, его нельзя воспроизвести, наблюдать. В этом его специфика. В процессе познания истории факты ценны не только сами по себе, они необходимы для определения и сопо­ставления исторических связей, для их обобщения и усвоения в системе. Обобщение и систематизация фактов — это инструмент познания истории.

Конкретными фактами достигается образность изложения ис­торического материала. Рассказывая о вооружении феодала при Карле Великом, учитель приводит данные о стоимости его воору­жения, выраженного в количестве коров: шлем — 6 коров; латы — 12; меч с ножнами — 7; набедренник — 6; копье и щит — 2; боевой конь — 12. Кроме вооружения, для военного похода требовались продовольствие, повозка с упряжкой лошадью или вьючное жи­вотное для перевозки этого продовольствия и конюх при живот­ном.

Единичные факты неоднородны, их можно подразделить на факты первого и второго порядка. Более сложные факты (первого порядка) раскрываются через менее сложные (второго порядка). Например, к фактам первого порядка относится Великая Отече­ственная война, второго порядка — Курская битва. В фактах вто­рого порядка могут быть выделены первичные эпизоды истори­ческих знаний — танковое сражение в районе Прохоровки.

Из сочетания фактов разного порядка возникает образ истори­ческого события. Поэтому при подготовке к урокам нужен отбор основных и опорных фактов, выявление тех из них, которые уче­ники должны надолго запомнить. Основные факты, значимые для познания истории и формирующие ведущие идеи курса, раскры­ваются более полно и подробно. Конспективно излагаются не­основные факты. Они нужны для связи, для прочного запоминания важнейших событий. Таким образом, от значимости фактов зависит степень их освещения. Каждый приведенный на уроке факт должен раскрывать сущность вопроса, способствовать уяс­нению основных теоретических положений.



При отборе фактов для урока требуется учитывать также их научную достоверность; конкретность, образность и эмоциональ­ность. Большей образности требуют факты для учащихся сред­него звена, и большей документальности, доказательности — для учащихся старших классов. Надо правильно, с учетом возраста и познавательных возможностей соотносить фактический и теоре­тический материал. При изложении содержания урока у млад­ших школьников вызывает подъем интеллектуальной и эмоцио­нальной активности сам процесс протекания событий, но не их причины.

На этапе объяснения нового материала не следует вводить факты, которые усложняют анализ и отвлекают мысль ученика. Анализ материала должен быть направлен на выделение в нем существенных признаков понятий. Надо учитывать также соотно­шение фактов и обобщений. Преподавание истории превратится в фактологию, если будут преобладать конкретные исторические факты без связей и обобщений между ними. И напротив, если будут в основном выводы и обобщения без опоры на конкретные факты, преподавание станет излишне социологизированным.

События — это значительные единичные факты. К ним отно­сятся, например, Ледовое побоище, восстание Степана Разина, гражданская война в России. Эти события происходили в конк­ретных условиях, с участием определенного круга лиц, они строго локализованы в пространстве и времени. Изучение единичных, неповторимых фактов или событий помогает понять и усвоить типичные явления.



Явлениями называются общие понятия (революция, восстание) безотносительно к конкретным фактам, без указания места, вре­мени, участников. В данном случае имеется в виду, что револю­ция — это качественные изменения в развитии общества, а восста­ние — массовое вооруженное выступление. Исторические явле­ния часто отражают черты, характерные для определенного пери­ода истории или эпохи, например для эпохи крепостничества ха­рактерны барщина и оброк.

Процесс — это последовательная смена состояний в развитии. В истории это цепи взаимосвязанных во времени фактов; связую­щим звеном в них бывают причины и следствия. Например, про­мышленный переворот — это процесс, характеризующийся пере­ходом от мануфактуры к машинному производству.

К процессу относится и самопознание истории. Оно начинает­ся с усвоения фактов. Как писал К.Д. Ушинский, «сознание обо­гащается только: а) приумножением фактов и б) переработкою их. Чем более фактических знаний приобрел рассудок и чем луч­ше он переработал этот сырой материал, тем он развитее и силь­нее».

Чтобы поддерживать на уроке интерес к новой теме, к менее интересному, но нужному материалу, можно подключить более интересный или тот, который ранее оставил у учеников глубокий след. Прежний положительный эмоциональный фон поможет поддержать интерес к изучаемым фактам. Интерес связан также с новизной, увлекательностью и занимательностью, неожиданными сравнениями, новыми аспектами подачи материала, со сменой приемов деятельности.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал