Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод перечня критериев






Сущность отбора инновационных проектов с помощью этого метода заключается в разработке определенных критериев и дальнейшей экспертной оценке представленных на рассмотрение проектов. При составлении перечня критериев используют стратегические цели предприятия. Авторы учебного пособия предлагают рассматривать следующие основные критерии /4 с.198-201/:

1) Цели предприятия, стратегия, политика и ценности:

- совместимость проекта с текущей стратегией;

- оправданность изменений в стратегии организации, в том случае, если этого требует принятие проекта;

- соответствие проекта отношению предприятия к риску;

- соответствие проекта потенциалу роста предприятия;

- устойчивость положения предприятия;

- влияние больших финансовых затрат и отсрочки получения прибыли на современное состояние дел на предприятии;

- влияние возможного отклонения времени, затрат и исполнения задач от запланированных, а также влияние неудачи проекта на состояние дел на предприятии;

- 2) Финансовые критерии:

- размер инвестиций на все стадии инновационного проекта;

- потенциальный годовой размер прибыли;

- ожидаемая норма чистой прибыли;

- соответствие проекта критериям экономической эффективности инвестиций, которые приняты на предприятии;

- наличие финансов в нужные моменты времени;

- влияние принятия данного проекта на другие проекты, требующие финансовых средств;

- стартовые затраты на осуществление проекта;

- необходимость привлечения заемного капитала (кредитов) для финансирования проекта и его доля в инвестициях;

- финансовый риск, связанный с осуществлением проекта;

- стабильность поступления доходов от проекта;

- период времени, через который начнется выпуск продукции;

- возможность использования налогового законодательства (льгот);

- фондоотдача (в случае, если фондоотдача на предприятии ниже, чем в среднем по отрасли, то у нее больше возможностей разориться первой);

- оптимальность структуры затрат на продукт, заложенный в проекте (использование наиболее дешевых и доступных ресурсов).

3) Научно-технические критерии:

- вероятность технического успеха;

- патентная чистота:

- уникальность продукции (отсутствие аналогов);

- наличие научно-технического потенциала для решения проекта;

- стоимость и время разработки:

- воздействие на другие проекты;

- потребности в услугах консультативных фирм или размещение внешних заказов на НИОКР.

4) Производственные критерии:

- необходимость технологических нововведений для осуществления проекта;

- соответствие проекта производственным мощностям;

- соответствие производственного персонала задачам проекта (по численности и квалификации);

- величина издержек производства в сравнении с конкурентами;

5) Внешние и экологические критерии:

- возможное вредное воздействие технологии или продукции;

- возможная реакция общественного мнения на проект;

- возможное влияние перспективного законодательства на проект:

- правовое обеспечение проекта, его непротиворечивость законодательству.

Очень важно при окончательном выборе проекта учесть факторы риска и неполноты, а также возможной неточности информации об условиях реализации инновации. Различают следующие наиболее значимые виды рисков и неопределенности:

- риск, связанный с нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуации;

- внешнеэкономический риск;

- неопределенность социально-экономической ситуации в стране или регионе;

- неточность или неполнота информации о динамике параметров нововведений;

- колебания рыночной коньюктуры;

- неопределенность природно-климатических условий, вероятность стихийных бедствий.

При отборе инновационных проектов следует обратить внимание на способы снижения риска.

В практике управления инновационными проектами применяют следующие способы снижения риска:

1) распределение риска между участниками проекта (передача части риска соисполнителям);

2) страхование;

3) резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов.

Распределение риска происходит при разработке финансового плана проекта и контрактных документов. При этом участники проекта принимают ряд решений, расширяющих либо сужающих диапазон потенциальных инвесторов. Проводя соответствующие переговоры, участники проекта должны проявлять определенную гибкость относительно того, какую долю риска они согласны на себя принять.

Многие крупные проекты могут иметь задержку в реализации, что может привести к такому увеличению стоимости работ, которое превысит первоначальную стоимость проекта. Поэтому важная роль принадлежит страхованию рисков. Страхование риска означает передачу определенных рисков страховой компании.

Создание резерва средств на покрытие непредвиденных расходов предусматривает установление соотношения между потенциальными рисками, влияющими на стоимость проекта, и расходами, необходимыми для преодоления сбоев в выполнении проекта. При этом учитывается точность первоначальной оценки стоимости проекта и его элементов.

Оценка непредвиденных расходов позволяет свести к минимуму перерасход средств. Структура резерва на покрытие непредвиденных расходов определяется двумя методами:

1) резерв делится на общий и специальный;

2) определяются непредвиденные расходы по видам затрат (заработная плата, материалы и др.).

Общий резерв покрывает изменения в смете и др.

Специальный резерв включает надбавки на покрытие роста цен, увеличение расходов по позициям, оплату исков по контрактам. Это особенно важно в условиях инфляции.

Дифференциация резерва по видам затрат позволяет определить степень риска, связанного с каждым видом затрат и в дальнейшем учесть риск на отдельных этапах проекта.

Для дальнейшего уточнения размеров непредвиденных расходов устанавливается взаимосвязь с элементами структуры разделения работ на разных уровнях этого деления, в том числе на уровне комплексов (пакетов) работ. Такое детальное разделение работ помогает приобрести опыт и создать базу данных для корректировки непредвиденных расходов.

Резерв на непредвиденные расходы определяется только по тем видам затрат, которые вошли в первоначальную смету, и не должен использоваться для компенсации затрат, являющихся следствием неудовлетворительной работы.

План финансирования проекта должен учитывать:

- риск нежизнеспособности проекта;

- налоговый риск;

- риск срыва выполнения проекта.

Инвесторы должны быть уверены, что возможные доходы от проекта будут достаточны для покрытия затрат, выплаты задолженности, обеспечения окупаемости капиталовложений.

На уровне предприятия основное внимание уделяется коммерческой эффективности проекта, которая определяется как отношение финансовых затрат и результатов.

При рассмотрении альтернативных проектов в деловой практике применяют следующие направления анализа – сравниваются:

1) средняя годовая рентабельность проектовсо средней ставкой банковского кредита;

2) проекты в отношении страхования от инфляционных потерь;

3) периоды окупаемости инвестиций;

4) потребности в инвестициях;

5) стабильность поступлений;

6) рентабельность инвестиций в целом за весь срок осуществления проекта;

7) рентабельность инвестиций в целом с учетом дисконтирования.

При этом исходят из следующих критериев принятия инвестиционных решений:

- отсутствие более выгодных альтернатив;

- минимизация риска потерь от инфляции;

- краткость срока окупаемости;

- относительная дешевизна проекта;

- обеспечение стабильности поступлений;

- высокая рентабельность с учетом дисконтирования.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.