Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 2. Виды транспортных средств






Виды транспортных средств. Характеристика основных видов транспортных средств: преимущества и недостатки

Развитие логистики оказало существенное влияние на транспортную политику и структурные изменения в характере деятельности предприятий данной отрасли, которая в конце 1970-х гг. превратилась в своего рода узкое место в экономике промышленно развитых стран. Ее относительно низкая эффективность была обусловлена тем, что органы государственного регулирования чрезмерно жестко регламентировали тарифы, расстояния транспортировки, номенклатуру перевозимых грузов, направления капиталовложений и некоторые другие параметры деятельности транспортных компаний, а также проводили политику ограничения числа фирм в комплексе. В итоге конкурентная борьба была вялой, а действовавшие компании пользовались монопольным положением, что давало им возможность сдерживать объем и ассортимент услуг и компенсировать высокие издержки высокими тарифами. Но уже с 1980-х гг. начинается органическое срастание транспорта с обслуживаемым производством, превращение его в звено единой системы «производство -- транспорт -- распределение».

Транспортирование -- логистическая операция, заключающаяся в перемещении продукции в заданном состоянии с применением транспортных средств (в случае необходимости и грузоподъемных средств), начинающаяся с погрузки в месте отправления и заканчивающаяся разгрузкой в месте назначения. Данная логистическая операция включает в себя[1, c. 155]:

1) процесс транспортирования груза в место назначения. Сроки доставки зависят от ряда факторов, в том числе разновидности груза, категории скорости, вида отправки;

2) доведение товара до покупателя путем отгрузки соответствующим видом транспорта. Если договором поставки не определено, на каких условиях и каким видом транспорта осуществляется доставка, то право выбора вида транспорта и определение условий транспортировки принадлежит поставщику, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота (п. 1 ст. 510 ГК РФ);

3) транспортирование груза к терминалу в месте отправления и с терминала в месте назначения или со склада поставщика в адрес конечного потребителя.

Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику. Новый подход к транспорту как к составной части более крупной системы, т.е. логистической цепи, привел к необходимости рассматривать его в разных аспектах.

С точки зрения изучения эффективности работы отдельных видов транспорта интерес представляют перевозки грузов между пунктами отправления и назначения на каждом из них (например, от одной железнодорожной станции до другой, из порта в порт или с терминала на терминал). Однако с позиции организации перевозок целесообразно анализировать весь процесс перевозки в целом от двери грузоотправителя до двери грузополучателя. Если же учитывать интересы клиентов, то здесь необходимо принимать в расчет не только перевозку на магистральных видах транспорта, но и обработку, хранение, упаковку и распаковку, подачу материалов к станкам в цехе и все связанные с этим процессы информации, сопровождающие материальный поток.

Такой подход способствует оптимальному выбору транспортных услуг, ибо качество перевозок, как правило, в большей мере отражается на общих расходах, чем себестоимость перевозок. Опыт многих транспортных фирм, взявших на вооружение логистическую концепцию, показывает, что политика дополнительных услуг, не связанных непосредственно с перевозками, имеет большое значение и дает положительные результаты. Она повышает потенциал привлечения клиентуры, увеличивает прибыль, позволяет ускорить внедрение более прогрессивных транспортных технологий и улучшить обслуживание потребителей, находящихся в постоянном контакте с перевозчиком, а также укрепить свое положение на рынке транспортных услуг.

Транспорт представляет собой важное звено логистической системы. Он должен обладать рядом необходимых свойств и удовлетворять определенным требованиям в целях создания инновационных систем сбора и распределения грузов. Прежде всего, транспорт должен быть достаточно гибким, чтобы обеспечивать перевозочный процесс, подвергающийся еженедельной или даже ежедневной корректировке, гарантировать частую и круглосуточную доставку грузов в разбросанные и отдаленные пункты, на-дежно обслуживать клиентуру с целью избежания остановки работы предприятий или дефицита у заказчика. Одновременно транспорт должен обладать способностью перевозить небольшие партии грузов через короткие интервалы времени в соответствии с меняющимися запросами пользователя и условиями мелкосерийного производства.

К основным задачам транспортной логистики относят[4, c. 45]:

- создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей;

- совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);

- обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

- совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;

- выбор вида транспортного средства;

- выбор типа транспортного средства;

- определение рациональных маршрутов доставки.

По назначению выделяют две группы транспорта:

1. Транспорт общего пользования - это совокупность отраслей сферы материального производства, обеспечивающих потребности народного хозяйства и населения в перевозках грузов, багажа, пассажиров и в перевозке по-чты. Понятие «транспорт общего пользования» охватывает железнодорожный, водный (морской и речной), воздушный, автомобильный и трубопроводный транспорт. Связь транспорта общего пользования с промышленными и торговыми предприятиями осуществляется через подъездные пути, входящие в систему промышленного транспорта. Железнодорожный транспорт и трубопроводный транспорт в большинстве стран рассматриваются как естественные монополии и являются объектами регулирования специальных государственных органов. Для других видов транспорта общего пользования в условиях рыночной экономики наиболее характерной является олигополия, т. е. структура рынка транспортных услуг, при которой несколько крупных перевозчиков на основе неформальных договоренностей контролируют основную часть рынка. В соответствии со ст. 789 ГК РФ перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

2. Транспорт не общего пользования - внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям; является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем и должен быть органично в них вписан. Соответственно, организация его работы является одной из задач организации логистики на пред-приятии в целом и осуществляется совместно с решением задач производства, закупок и распределения.

Транспортное хозяйство предприятий создается для перемещения основных и вспомогательных материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, оборудования и др. грузов между цехами, участками, рабочими местами и технологическими операциями.

Состав транспортного хозяйства зависит от характера выпускаемой продукции, типа и масштаба производства, производственной структуры предприятия. Эти факторы определяют классификацию транспортных средств: по видам, назначению перевозок, способу действия, направлению перемещения грузов.

По видам транспортные средства подразделяются на:

- железнодорожный транспорт (тепловозы, вагоны, цистерны, платформы);

- безрельсовый транспорт (автомобили, тракторы, прицепы); водный (буксиры, баржи, катера);

- подземно-транспортные средства (лифты, подъемники, автокраны, лебедки);

- подвесные дороги (канатные, монорельсовые).

Структура транспортного хозяйства устанавливается при проектировании новых и реконструкции действующих предприятий.

Для расчета потребности в транспортных средствах и последующей организации их работы необходимо определить грузооборот завода, грузовые потоки и номенклатуру транспортных грузов.

Грузопотоком называют количество грузов в тоннах, кубометрах, штуках, перемещаемых за единицу времени (час, сутки, год) между отдельными пунктами.

Сумма всех грузопотоков, осуществляемая внутризаводским транспортом за определенный период времени составляет грузооборот завода.

Расчет грузооборота завода производится на основе грузооборотов цехов и общезаводских складов, по шахматной ведомости.

Организация межцеховых и внешних грузопотоков завода осуществляется в соответствии и диаграммой грузопотоков, т.е. графическим изображением в соответствующем масштабе данных шахматной ведомости на генеральном плане предприятия. Грузопотоки изображаются в виде отдельных полос, ширина которых пропорциональна их величине, а конфигурация соответствует трассе перемещения грузов.

Номенклатуру грузов, подлежащих перевозке, можно разделить на три основные группы:

1) сыпучие грузы (уголь, гравий и т.д.);

2) наливные грузы (нефтепродукты и т.д.);

3) штучные, в том числе длинномерные (прокат), трубы.

В соответствии с особенностями грузов выбираются соответствующие транспортные средства.

Перевозка грузов может осуществляться по разовым и постоянным маршрутам.

Разовые маршруты случайны как по направлению, так и по объему груза. Постоянные маршруты проходят по заранее установленным направлениям и выбираются для систематически повторяющихся заявок. Такие маршрутные перевозки бывают маятниковые и кольцевые.

Маятниковыми называются маршруты между двумя пунктами. Они могут быть односторонними, когда транспорт идет загруженным только в одном направлении, двусторонним - транспорт загружен в двух направлениях, смешанными - при движении с грузом или без груза в обоих направлениях.

Кольцевые маршруты устанавливаются при обслуживании ряда грузовых пунктов, связанных последовательно.

На крупных предприятиях с большим числом цехов используются цикловые маршруты. Это совокупность нескольких кольцевых систем, связанных между собой специальным кольцевым маршрутом, на котором имеются площадки для передачи грузов с одного кольца на другое.

На заводах массового и крупносерийного производства, особенно на авто- и транспортных заводах, имеющих однородные по номенклатуре и объему грузы и устойчивые связи между цехами и промежуточными складами, наиболее эффективной является кольцевая система перевозок по постоянному расписанию.

Количество груза, перевозимого за смену, определяется по формуле:

где Gгод - годовой грузооборот;

Драб - число рабочих дней в году;

Ксм - число смен в сутки;

Кн - коэффициент неравномерности перевозок.

Необходимое количество транспортных средств определяется по формуле:

где G - грузопоток за расчетный период;

Пр - производительность транспортных средств;

Фэф - эффективный фонд рабочего времени транспортных средств за расчетный период.

Основными направлениями повышения качества и эффективности работы транспортного хозяйства являются[1, c. 166]:

1) углубление предметной и функциональной специализации производства, развитие кооперирования;

2) повышение уровня автоматизации производства и управления;

3) увеличение удельного веса прогрессивных транспортных средств;

4) совершенствование нормирования, учета и контроля транспортных средств;

5) разработка и внедрение мероприятий по соблюдению принципов прямоточности, пропорциональности, непрерывности производственных процессов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.