Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные типы ошибок, нарушающих коммуникативность и цельность речи.






Ошибки бывают двух видов:

1. Нарушения нормы речи;

2. Стилистические ошибки.

Основные требования к создаваемому тексту,

обеспечивающие эффективную коммуникацию.

1. Ясность.

2. Коммуникативная точность.

3. Краткость.

4. Полнота изложения.

5. Логичность.

6. Необходимость разнообразия.

«Когда я использую то или иное слово, это значит, что я хочу сказать именно то, что оно значит – не больше и не меньше». Льюис Керол.

Речь ясна, если каждое слово в предложении при первоначальном восприятии понимается именно в том из возможных значений, в котором оно употреблено пишущим (читающим), и если при этом оно относится практически всеми воспринимающими текст именно к тому слову в предложении, с которым оно было связано в мысли создающего текст.

Реальная ситуация:

Задача => копирайтинг или PR, журналистика => выход

Неправильное понимание сегмента текста:

Неправильное понимание отдельного слова:

- неправильное понимание значения словоформы;

- смещение логического ударения.

Неправильное понимание связи слов:

- ошибочная смысловая связь слов;

- ошибочное смысловое разъединение слов.

Смещенное логическое ударение.

Резко меняется смысл предложения.

Логическое ударение и логически ударное слово предлагали называть: «главное ударение» (П.М. Перевлесский);

«кульминационное ударение» (Г.А. Золотова);

«эмоционально доминирующий элемент» (Л. Блумфильд);

«интеллектуальное ударение» (Дж. Марузо);

«ядро высказывания» (В. Матезиус);

«центр актуализации» (И.А. Кравчук);

«новое» (Крушельницкая);

«логический предикат» (Л.В. Щерба);

«психологический предикат» (Г. Габеленц);

«психологическое сказуемое» (Т. Пауль, Ф.Ф. Фортунатов);

«психологическое ударение» (А.М. Пешковский);

«фразовое ударение» (А.М. Пешковский);

«скользящий предикат» (Н.И. Жинкин).

Термин «логическое ударение» применяется наряду с авторскими и имеет древнюю традицию.

В большинстве русских предложений стоит справа (ударная позиция – конец).

Способы логического ударения:

1. Перемещение в ударную позицию.

2. «Утяжеление» слова специальными словами – усилительные (лексический способ); наречия – чрезвычайно, необыкновенно…

3. Выделение шрифтом или знаковыми способами.

Ударная – конечная позиция, а также перед запятой или скобкой.

1) В данном случае отсутствует состав преступления, так как посредник не знал, что отправляет некондицию потребителю (документы были подлинными). Нужно поменять «некондицию» и «потребителя».

2) Добавить слова: лишь, единственно, только, исключительно.

Лишь к утру работа была закончена.

Повтор: Он понял, понял цель жизни.

3) Полужирный шрифт, курсив, прописные буквы, знак ударения, восклицательный знак в скобках.

Неправильное понимание значения словоформы.

«Мать любит дочь».

Олоформа – омонимичная форма: матери - Р., Д., Им мн. ч.

Речевые ситуации, возникающие при восприятии омонимичных предложений (Колесников):

1) Читающий не замечает омонимии и правильно воспринимает.

2) Читающий не замечает и неправильно воспринимает.

3) Читающий замечает, но неправильно выбирает вариант восприятия.

4) Читающий замечает и правильно выбирает вариант.

5) Читающий замечает, но затрудняется в выборе.

«Институт по изучению Дальнего Востока постановил организовать президиум ВСНХ» из газет.

«Восточный фасад скрывает здание Малого Эрмитажа».

Фиксированный и свободный порядок слов в предложении Подлеж.+сказ.+второстеп. члены

(Доброе пробуждает прекрасное)

(Русский вытесняет французский)

прочитанная часть текста-> омоформа < -непрочитанная часть текста

(предтекст) (посттекст)

(предупреждение ошибки) (только исправление)

 

(Ответ «Эльдорадо» «Партии»)

субъект объект

(Пусть мои эмоции дополнят цифровые данные)

(Наши телеграфные столбы сбивают автомашины только в порядке самозащиты).

Ошибочная смысловая связь слов.

Этой ошибке посвящено целых 5 правил стилистики:

1) о союзном слове «который»;

2) о причастном обороте;

3) о родительном приименном;

4) о союзе «и» при однородных членах;

5) о деепричастии.

(Редакция получает много писем, авторы которых просят врачей поздравить с праздником).

(Чацкий рассказывает о том, как один помещик обменял своих слуг на трех борзых собак, которые не раз спасали ему жизнь и честь).

(Начата подготовка охотников для истребления волков и лиц, руководящих этим).

(Из леса показалась группа солдат в защитных фуражках, что-то кричащих).

(Комиссия посетила школу-интернат с преподаванием ряда предметов на английском языке Киевского района).

(Пострадавший после повторного осмотра не был опознан).

Ошибочная смысловая связь возникает при восприятии только между такими словами, которые грамматически пригодны для связи друг с другом (могут образовывать словосочетания) и, как правило, стоят радом.

А) Распознающий алгоритм.

Где возникает неверный (часто курьезный смысл)?

Найти ошибочную связь.

Найти истинную связь.

Б) Преобразующий алгоритм.

- сблизить элементы правильной смысловой связи;

- вставить подходящее слово между элементами ошибочной связки;

- заменить один из элементов синонимом;

- разделить предложение на месте ошибки на 2 самостоятельных и оформить их.

Ошибочное смысловое различение слов.

Если в предложении следует несколько однородных членов, которые состоят из одинакового количества слов (например, из двух) а последний состоит из большего, то при его восприятии, возникает пауза – ошибочное смысловое разъединение.

Из каждого раздела вычленяются узловые темы, которые имеют прямое или косвенное отношение ко всем или к нескольким разделам. Это законы, правила, понятия, принципы решения задач.

Ошибка обозначается выделением разделенных слов 00 (обрести слова) и соединением 0^0.

Схема анализа ошибок рассогласования.

1. Указать результат первоначального восприятия текста.

2. Установить авторский смысл.

3. Сравнить смысл 1 со смыслом 2 и определить, есть ли в рассматриваемом предложении стилистическая ошибка. (Какая?)

4. Предложить вариант исправления.

(Это доказано на опыте тысяч хозяйств, имеющих сады, которые получают крупные доходы).

 

Лекция №3.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.