Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания по практике






1. Перед началом практики на кафедре ТиМДО проводится установочная конференция, на которой студентам разъясняются цели и задачи, порядок прохождения, содержание и отчетность по практике.

На установочной конференции также возможно определение групповых и индивидуальных заданий студентам на период прохождения практики.

2. В течение практики студент-практикант обязан выполнить все работы, предусмотренные в программе. Содержание работ может быть конкретизировано в соответствии с пожеланиями студента и конкретными условиями работы в учебно-воспитательном учреждении.

3. После прохождения практики студент должен предоставить групповому ру­ководителю практики письменный отчет с анализом по итогам прохождения практики.

4. Конференция, посвященная итогам практики, проводится после сбора отчётной документации всех студентов по итогам практики. Конкретный срок проведения итоговой конференции определяет факультетский руководитель практики, но не позднее двух недель после окончания практики.

Итоговая конференция позволяет обобщить результаты и сделать общие выводы по итогам практики в целом. На данном этапе предполагаются выступления студентов по итогам практики; анализ итогов практики групповыми руководителями; анализ итогов практики факультетским руководителем.

5. Работа студента в период педагогической практики оценивается дифференцированным зачетом. Зачет выставляется в ведомость и зачетную книжку групповым руководителем практики не позднее двух недель после сдачи студентом письменного отчета или анализа по итогам практики. В случае если студент не предоставил отчетную документацию в назначенный срок, по итогам практики выставляется оценка «не зачтено».

4. Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, считаются не выполнившими учебный план и могут быть отчислены за академическую неуспеваемость в порядке, предусмотренным Уставом НИСПТР.

q Задание 1. При выполнении задания в первый день практики акцент должен быть сделан на деятельность логопеда школьного логопункта – главного субъекта логопедического процесса. Студенту–практиканту предстоит знакомство с функциями логопеда, с содержанием его работы в течение дня. При этом необходимо:

- Проанализировать, как осуществляется сотрудничество логопеда и учителя.

- Дать заключение, какая из функций реализуется логопедом более успешно.

Далее предстоит «Знакомство с документацией планирования работы и разработка календарного плана на период учебно-педагогической практики» студенту-практиканту следует уделить должное внимание анализу речевых карт и планов.

Методические рекомендации для студентов. Под руководством завуча студентам необходимо познакомиться с разными видами планирования:

- перспективное планирование: годовой план, план проведения логопедических урока, схема уроков по различным нарушений;

- индивидуально-перспективный план,

- динамику преодоления речевого расстройства.

При этом следует изучить формы календарного планирования логопеда, имеет ли отражения логопедической работы (совместной деятельности учителя и логопеда в плане работы учителя. Совместно с логопедом проанализировать разные виды планов.

Задание 2. Далее предполагается непосредственная подготовка студента-практиканта к логопедическому обследованию и логопедическому уроку).

Непосредственная подготовка к логопедическому уроку включает:

· формулировку темы, цели и задач логопедического урока,

· отбор и дидактическую обработку его когнитивного и языкового материала,

· выбор методов и приемов логопедического воздействия, подготовку необходимых средств и оборудования,

· продумывание организации логопедического урока (последовательности этапов занятия, содержания каждого этапа и т.д.).

Задание 3. Завершается подготовительная работа составлением подробного плана-конспекта индивидуального и группового логопедического урока с обследованным учащегося. Разрабатывая конспект, студент должен учитывать требования, которые предъявляются к логопедическому уроку. Они состоят в следующем:

· в необходимости реализации комплекса функций логопедического воздействия – коррекционно-компенсирующей, образовательно-развивающей и воспитательной,

· в соответствии занятия общим и специфическим принципам логопедического воздействия,

· в возможности оптимизации и интенсификации педагогической работы,

· в соответствии содержания логопедического урока общей образовательной программе школы и класса, в котором обучается ребенок,

· в активизации самостоятельной деятельности учащегося по овладению культурными достижениями социума.

· в организационной четкости – структурации логопедического урока.

Методические рекомендации для студентов. Под структурой логопедического урока принято понимать соотношение и последовательность частей (компонентов, этапов) занятия. Общими компонентами логопедических уроков являются: организация начала занятия, проверка степени овладения ранее отработанного речевого материала, сообщение задач логопедического урока, введение нового рече-языкового материала, закрепление его, повторение, подготовка учащегося к самостоятельной работе над ним, подведение итогов логопедического урока.

Наиболее распространенными в логопедической практике являются комбинированные индивидуальные и групповые уроки, в которых равноценно представлены все компоненты. В зависимости от содержания работы и учебных задач соотношения частей занятия меняются. Некоторые из них занимают главное место на уроке, другие отсутствуют или занимают незначительное место.

В процессе проведения занятий студенты учатся решать различные педагогические проблемы, овладевают системой специальных профессионально-педагогических умений, являющихся базой для овладения профессией. У студентов вырабатывается навык составления планов-конспектов уроков, умения четко формулировать тему, педагогический замысел, программное содержание; определять соотношение образовательных, коррекционных и воспитательных задач; соблюдать логическую последовательность структурных компонентов занятия; подбирать речевой материал; методически грамотно использовать наглядный и дидактический материал; применять специальные методы и приемы логопедического воздействия. Указанная работа завершается проведением индивидуального занятия с обследованным учащимся.

Студенты оформляют запись разработанного конспекта занятия на листах А 4, в котором указывают цель, педагогический замысел, средства, план; подробно раскрывают содержание каждого из структурных компонентов занятия с приведением перечня основных вопросов, адресуемых учащемуся с учетом его индивидуальных интеллектуальных и речевых возможностей; отмечают время, которое компоненты занятия предположительно займут; отражают использование демонстрационного и раздаточного материала; включают анализ его результатов.

После проведения индивидуального и группового урока организуется его обсуждение, что способствует формированию умения критически анализировать педагогический процесс, делать аргументированные выводы, вести поиск наиболее оптимальных путей коррекционно-компенсирующего и образовательно-коррекционного логопедического воздействия. Результаты анализа фиксируются студентами-практикантами в дневнике педпрактики по определенному плану.

Одним из важнейших в деятельности студентов является реализация коррекционного аспекта логопедического воздействия. В современных условиях образовательной системы к обучению предъявляются определенные требования:

· необходимость реализации принципов антропоцентрического подхода – признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью,

· единство обучения, развития и коррекционно-компенсирующего процесса,

· природосообразность обучения – учет не только индивидуально-личностных качеств учащегося, но и половозрастных различий,

· культуросообразность и национальное своеобразие обучения в единстве с общечеловеческими ценностями (опора на национальные традиции своего народа, его культуру, привычки и культуру других народов),

· гуманизация межличностных отношений,

· дифференциация и индивидуализация обучения,

· учет положений средового подхода – использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в развитии учащегося.

В процессе осуществления всего комплекса учебно-педагогических мероприятий практиканты ведут работу по пропаганде общепедагогических и логопедических уроков среди педагогического коллектива и родителей учащегося: пополняют материалы логопедического стенда.

Задание 4. Составить таблицу «Упражнения для активизации движений органов артикуляции для различных речевых нарушений (дислалии или дизартрии по выбору)»

 

Органы артикуляционного аппарата Упражнения
Губы  
Язык  
Мягкое небо  
Нижняя челюсть  

Задание 5. Составьте комплекс артикуляционной гимнастики для проведения подготовительной работы по преодолению нарушений звуков речи (по индивидуальным указаниям). Подготовьте дидактический материал для проведения артикуляционной гимнастики в следующей последовательности:

1. Охарактеризуйте понятие «динамическая артикуляционная гимнастика».

2. Укажите требования к ее проведению.

3. Составьте перечень артикуляционных упражнений, используемых для данного вида гимнастики (название, цель, инструкция)

4. Охарактеризуйте последовательность формирования навыков фонематического анализа и синтеза, приведите примеры упражнений и заданий для каждого этапа работы.

5. Охарактеризуйте понятие «статическая артикуляционная гимнастика».

6. Укажите требования к ее проведению.

7. Охарактеризуйте последовательность формирования навыков фонематического восприятия, приведите примеры упражнений и заданий для каждого этапа работы.

8. Охарактеризуйте последовательность преодоления специфических нарушений письма и чтения, механизмы преодоления дислексии и дисграфии.

 

Отчетная документация по практике:

1. Дневник педагогической практики с материалами выполненных заданий (таблица «Аспекты логопеда и учителя в процессе коррекционно-образовательной работы»).

2. Анализ урока логопеда.

3. Конспект разработанного урока,

4. Речевая карта (не менее 3 по различным видам речевых нарушений, в том числе по дисграфии и дислексии).

5. Самоанализ проведенных фрагментов урока

6. Отчёт студента по педагогической практике.

7. Характеристика по месту прохождения практики, заверенная печатью.

8. Дидактический материал с аннотацией по выбору студента;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.