Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Таким образом, факторы инфляции действуют как при производстве и реализации товаров, так и при изменении массы и скорости обращения денег.




Временное нарушение сбалансированности макроэкономических пропорций в рыночной экономике преодолевается рыночным механизмом хозяйствования через цены, перераспределением денежных и то­варных ресурсов, умелой политикой центрального банка и государства. При длительном постоянном нарушении сбалансированности начина­ются инфляционные процессы. Их интенсивность, темпы роста цен и доходов могут быть различны, и главная задача в этом случае - не до­пустить неконтролируемого ускорения инфляции, инфляции, связанной с нарастанием издержек производства, разрушающих экономику, и све­сти к минимуму потери инвесторов.

В современных условиях инфляция во всем мире носит хроничес­кий, повсеместный, всеохватывающий характер, вызываемый не толь­ко денежными, но и неденежными факторами, часто политическими. Полностью исключить инфляцию даже в рыночных условиях хозяйство­вания невозможно, речь может идти только об управляемой инфляции.

Типичным проявлением инфляции выступает общее повышение то­варных цен и понижение курса национальной валюты. В то же время в условиях планово-распределительной системы в наибольшей степени инфляция выражается в дефицитности экономики, снижении качества товаров и значительно меньше - в уровне повышения цен. Искусственное, административное сдерживание цен, которые, с одной стороны, ориентированы на фактические издержки, складывающиеся в производ­стве; с другой - на полное игнорирование спроса (розничные цены), в итоге тормозило развитие производства, совершенствование его тех­нического уровня и порождало товарный дефицит.

Социально-экономические последствия инфляции выражаются в:

• перераспределении доходов между группами населения, сферами производства, регионами, хозяйствующими структурами, государством, фирмами, населением; между дебиторами и кредиторами;

• обесценении денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов и средств государственного бюджета;

• постоянно уплачиваемом инфляционном налоге, особенно полу­чателями фиксированных денежных доходов;

• неравномерном росте цен, что увеличивает неравенство норм при­былей в разных отраслях и усугубляет диспропорции воспроизводства;

• искажении структуры потребительского спроса из-за стремления превратить обесценившиеся деньги в товары и валюту. Вследствие это­го ускоряется оборачиваемость денежных средств и увеличивается ин­фляционный процесс;

• закреплении стагнации, снижении экономической активности, ро­сте безработицы;

• сокращении инвестиций в народное хозяйство и повышении их риска;

• обесценении амортизационных фондов, что затрудняет воспроиз­водственный процесс;



• возрастании спекулятивной игры на ценах, валюте, процентах;

• активном развитии теневой экономики, в ее «уходе» от налогооб­ложения;

• снижении покупательной способности национальной валюты и ис­кажении ее реального курса по отношению к другим валютам;

• социальном расслоении общества и в итоге обострении социальных противоречий.

 

Вопрос 4.2

 

Цены, регулируемые государством, длительное время могут оста­ваться неизменными, но купить многие товары по фиксированным це­нам практически невозможно, их нет в свободной продаже. В таких слу­чаях, как правило, возникает официальное и неофициальное норми­рование, усиливаются распределительные отношения, в хозяйстве по­являются различные рынки, где товары реализуются по повышенным ценам.

Такая инфляция называется «подавленной», скрытой, в отличие от открытой, официально регистрируемой статистическими службами. Проявление скрытой инфляции выражается и в том, что за прежние суммы приобретается продукция низкого качества и в меньшем коли­честве, происходит более быстрый рост цен на новые изделия по срав­нению с качеством, из торговли «вымывается» более дешевый ассорти­мент. В народном хозяйстве из-за роста издержек производства и сох­ранения стабильных цен снижается рентабельность, возрастают госу­дарственные дотации.

«Подавленная» инфляция может иметь место и в условиях рыноч­ных отношений. Правительство пытается «подавить» инфляцию не пу­тем развития производства, а зажимая денежную массу и фиксируя курс доллара. В этом случае инфляция проявляется в огромных неплатежах, в натурализации хозяйственных отношений, падении производства.



Для достижения заданного уровня инфляции государство задержи­вает платежи по государственным заказам, по оплате труда, выдачу пенсий и компенсаций, финансирование бюджетных отраслей.

Инфляция, как правило, измеряется ростом цен, но не всякое повы­шение цен связано с инфляцией. Повышение товарных цен может про­исходить и в условиях обращения золотой валюты, и в период оживле­ния и подъема экономики, когда наряду с ростом цен растут и доходы. Общий рост цен, связанный с появлением более современных или но­вых товаров, вызванный изменением их стоимости и потребительской стоимости, может не иметь социально-экономических последствий.

При инфляции неравномерно возрастают цены на различные груп­пы товаров, в результате меняется структура цен и национальный до­ход перераспределяется не только между сферами воспроизводства и отраслями народного хозяйства, но и между группами населения.

В процессе инфляции при появлении на рынке дополнительных де­нежных ресурсов цены на товары повышаются по-разному и с разной скоростью. Раньше всех при образовании лишних денег увеличивают­ся цены на товары первой необходимости, затем - на товары длитель­ного пользования и особенно недвижимость. В условиях инфляции не обязательно повышаются все цены. Даже в периоды быстрого роста инфляции одни цены могут оставаться стабильными, другие - снижать­ся. Так, в США в 1970-1980 гг., когда наблюдался высокий уровень инфляции, цены на такие товары, как видеомагнитофоны, цифровые часы и персональные компьютеры фактически были снижены[4].

Повышение цен может быть не только проявлением, но и причиной «раскручивания» инфляции, как это случилось в российской экономи­ке в 1992 г., когда в результате либерализации цен оптовые цены воз­росли в 34 раза, розничные - в 26-28 раз, ВНП - в 15 раз, денежная масса возросла в 8-9 раз и кредитные вложения в экономику - в 6 раз.

Повышение оптовых цен вызвало необходимость приспосабливать денежную массу к ценовой динамике. Рост наличной и безналичной денежной массы происходил медленнее роста цен, т.е. в хозяйственном обороте постоянно наблюдался недостаток денег, а цены продолжали расти. Государство начало выпускать 10-, 50- и 100-тысячные рублевые купюры.

Западные экономисты рассматривают инфляцию, как правило, ана­лизируя факторы повышения цен, связанные с формированием потре­бительского спроса, с предложением товаров и услуг, с соотношением спроса и предложения, влияющих на формирование цен, и факторы производства. Эти факторы определяют два вида инфляции: инфляцию спроса, вызванную избыточным спросом, и инфляцию издержек, вызы­вающую рост цен под воздействием нарастания издержек производства.

Инфляция спроса обусловливается «разбуханием» денежной массы и в связи с этим платежеспособного спроса при данном уровне цен в условиях недостаточно эластичного производства, способного быстро реагировать на потребности рынка. Совокупный спрос, превышающий производственные возможности экономики, вызывает повышение цен.

Основной причиной «разбухания» денежной массы является рост военных расходов, когда экономика ориентируется на значительные затраты на вооружение и по этой причине у государства нарастает бюд­жетный дефицит, покрываемый с помощью эмиссии, по существу, не обеспеченных товарными ресурсами денег.

На первоначальной стадии накопления избыточной денежной мас­сы стимулируются наращивание производства и продаж, снижение без­работицы, цен и в итоге - установление равновесия. Поэтому делается вывод, что в минимальных размерах инфляция даже полезна, так как она гарантирует от кризиса перепроизводства и сокращения занятос­ти. В последующем, когда полная занятость распространяется на все сферы экономики и они уже не могут отвечать на увеличение спроса дополнительным предложением продукции, происходит рост цен. За­тем начинают действовать факторы, вызывающие упадок производства, снижение его эффективности и обострение инфляции.

При инфляции спроса в платежном обороте существует определен­ный «навес» избыточной массы денежных средств по сравнению с огра­ниченным предложением, что и вызывает повышение цен и обесцене­ние денег.

Инфляцию издержек рассматривают обычно с позиций роста цен под воздействием нарастающих издержек производства, прежде всего роста затрат на заработную плату. Повышение цен на товары сокра­щает доходы населения, и требуется индексация заработной платы. Ее увеличение приводит к росту издержек на производство продукции, со­кращению прибыли, объемов выпуска продукции по действующим це­нам. Желание сохранить прибыль заставляет производителей повышать цены. Возникает инфляционная спираль: возрастание цен требует уве­личения зарплаты, увеличение зарплаты влечет за собой повышение цен - теория «инфляционной спирали» заработной платы и цен.

Инфляция издержек может быть лишь в том случае, если увеличива­ются издержки на единицу продукции и в связи с этим поднимаются цены. Однако заработная плата является лишь одним из элементов цены и, как правило, производство товаров дорожает за счет увеличения зат­рат на приобретение сырья, энергоносителей, оплату транспортных услуг. Повышение материальных затрат во всем мире - закономерный процесс в связи с удорожанием добычи, транспортировки сырьевых ресурсов и энергоносителей, и это всегда будет влиять на рост издер­жек производства. Противодействующим фактором выступает исполь­зование новейших технологий, снижающих затраты на единицу про­дукции.

Рост заработной платы вызывает рост издержек производства и со­ответственно рост цен, если происходит одновременное ее повышение в основных отраслях хозяйства вне взаимосвязи с ростом производи­тельности труда. В реальной жизни рост заработной платы в масшта­бах государства всегда значительно отстает от роста цен и полной ком­пенсации никогда не осуществляется.

При инфляции издержек количество денег с учетом скорости их об­ращения «подтягивается» к возросшему уровню цен, вызванному воз­действием неденежных факторов со стороны производства и предложе­ния товаров. Если масса денег быстро не адаптируется к возросшему уровню цен, начинаются проблемы в денежном обороте - дефицит пла­тежных средств, неплатежей, а вслед за этим и спад, остановка произ­водства, сокращение товарной массы.

Инфляция издержек и инфляция спроса взаимосвязаны и взаимообус­ловлены, их трудно четко подразделить. Избыточная денежная масса в экономике всегда порождает повышенный спрос, вызывая неравновесие рынков в сфере совокупного спроса и совокупного предложения, реакцией на которое выступает рост цен. Являясь продуктом разбалансированного денежного рынка, инфляция спроса распространяется даль­ше, поражая производство и потребление, деформируя потребительс­кий спрос, усиливая неравномерность и непропорциональность разви­тия различных сфер хозяйствования, приводя в конечном счете к инф­ляции издержек.

Любая современная система экономики инфляционна, и в ней действу­ют факторы, относимые и к инфляции спроса, и к инфляции издержек.

Большую роль в развитии инфляционных процессов играют внешне­экономические факторы. Они проявляются тогда, когда страна актив­но использует импортные товары. Закономерный рост мировых цен на сырье и энергоносители всегда провоцирует нарастание инфляции из­держек. Импортные цены не только «подталкивают» цены националь­ной продукции, но и повышают издержки производства при использо­вании импортных комплектующих изделий, повышая стоимость готовой продукции.

Особое влияние на инфляционные процессы оказывает приток ино­странных займов, валюты, так как ввоз иностранной валюты и скупка ее центральным банком увеличивают денежную массу в стране, способ­ствуя тем самым обесценению денег, усилению инфляции. Здесь нема­лое значение имеет взвешенная денежная политика, проводимая цент­ральным банком страны в части создания валютных запасов, использо­вания механизма регулирования и формирования валютного курса и одновременно снижения его инфляционного давления на экономику.

Важным инфляционным фактором является и долларизация эконо­мики, когда доллар становится параллельной валютой, выполняя фун­кции денег. Наличие в денежном обороте более твердой валюты вытес­няет из обращения национальную и ускоряет снижение ее курса.

Инфляция может вызываться адаптивными инфляционными ожида­ниями, связанными с воздействием политической нестабильности, с дея­тельностью средств массовой информации, потерей доверия к правитель­ству. На фоне больших инфляционных ожиданий и роста курса ино­странной валюты население предпочитает держать свои сбережения не в национальной валюте.

Адаптивные инфляционные ожидания стимулируют наращивание текущего спроса в ущерб сбережениям и инвестиционным возможнос­тям кредитной системы, что делает их еще более устойчивыми, так как ускоряется денежный оборот.

Инфляция может быть спровоцирована налоговой политикой госу­дарства. В условиях инфляции формирование доходов бюджета проис­ходит на инфляционной основе - при спаде производства прибыль об­разуется преимущественно за счет роста цен, а не за счет создания реальных материальных ценностей. Если в бюджет изымается большая часть прибыли хозяйства, то усиливается тенденция уклонения от уп­латы налогов, снижаются возможности инвестиционной активности. При падении объемов производства налог на добавленную стоимость только усугубляет инфляцию, он впрямую влияет на увеличение цен.

Налоговая политика государства может преследовать фискальную или регулирующую цель. При стагфляции решающим направлением бюджетной политики должно быть стимулирование частного предпри­нимательства и сбережений населения, эффект от создания противове­са инфляционным процессам компенсирует предшествующие налоговые потери государства.

Инфляция может воспроизводиться и из-за политической нестабиль­ности в государстве и социальной активности населения, связанной с за­бастовками в базовых отраслях экономики. В Беларуси политический фак­тор сыграл важную роль в развитии инфляции.

В процессе преобразования планово-распределительной системы в ры­ночную в белорусской экономике в наибольшей степени проявилась коррек­тирующая инфляция, обусловленная объективными процессами трансфор­мации структуры внутренних цен. В новых условиях хозяйствования нельзя было оставить старую систему ценообразования, фактически регулирующую прибыль и рентабельность, доходы и расходы бюдже­та, спрос и предложение продукции, занятость, состояние экспорта и импорта, платежного баланса, валютного курса.

При закрытости экономики государственное регулирование цен со­здавало относительно стабильное макроэкономическое равновесие.

Либерализация всех сфер хозяйственной жизни резко нарушила это рав­новесие, а результатом отпуска цен была трансформация стоимостных пропорций в хозяйстве. Это вызвало сильную корректирующую инф­ляцию. Рост цен в потребительском секторе к концу 1992 г. увеличился в 26 раз, в производственном секторе - в 34 раза, что связано с суще­ствовавшими неоправданно низкими ценами на сырьевые ресурсы и энергоносители.

Изменение структуры внутренних цен - процесс долгий и неодноз­начный. Он зависит от многих факторов, связанных с развитием произ­водства внутри страны, в отдельных регионах, а также с объемом и структурой импортных поставок, изменением курса рубля по отноше­нию к другим валютам. Трансформация соотношений внутренних цен происходит на протяжении всех лет реформ, и общей тенденцией явля­ется сближение внутренних и мировых цен.

Инфляция классифицируется в зависимости от темпов роста цен. Она подразделяется на ползущую со среднегодовыми темпами прироста цен от 5 до 10%, характерную для развитых стран, где происходит неболь­шое умеренное обесценение денег из года в год, и это признается неизбеж­ным моментом нормального развития рыночной экономики и рассматри­вается в качестве фактора экономического роста.

Галопирующая инфляция (прирост цен 10-50%) и гиперинфляция ха­рактерны для развивающихся стран, переходящих от планово-распреде­лительной системы к рыночной. Она рассматривается как негативное явление, вызывающее социально-экономическое и политическое напря­жение в обществе.

Грань между приведенными видами инфляции условна, но общим признаком является возрастание скорости оборота денежных средств, резкое снижение совокупной покупательной способности денежной мас­сы и уход из денежного оборота не только разменной монеты, но и пос­ледовательно мелких бумажных купюр.

Галопирующая инфляция делает бессмысленным денежные накоп­ления с целью приобретения товаров не только длительного пользова­ния и отдаленного спроса, но и непродовольственных товаров повсед­невного спроса. В результате усиливаются инфляционные ожидания и происходит переориентация покупательского спроса практически пол­ностью на продовольственные товары.

В рамках гиперинфляции следует выделить супергиперинфляцию, при которой рост цен составляет свыше 50% и более в месяц. В Беларуси в 1992 г. цены возросли более чем в 26 раз. Общий индекс цен за четыре года к концу 1995 г. повысился в 4500 раз. Примером гиперинфляции может служить состояние денежного обращения после войны. В Герма­нии после первой мировой войны цены в 1923 г. возросли в 1,3 трлн раз (при проведении денежной реформы в 1923 г. одна новая марка обме­нивалась на 1 трлн старых марок).

В Венгрии в 1946 г. один довоенный форинт приравнивался к 829 октильонов форинтов[5].

В зависимости от продолжительности различают хроническую инф­ляцию и стагфляцию, когда инфляция сопровождается падением произ­водства, что также характерно для современной России.

Вопрос 4.3

Цель антиинфляционной политики государства состоит в том. что­бы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста. Попытки справиться с инфляци­ей путем рестрикционной денежной политики в российских условиях имеют значительно более негативные последствия, чем сама инфляция, так как отбрасывают экономику назад за счет снижения уровня производства, нарастания неплатежей во всех секторах экономики, отклады­вания выплат по государственному внешнему и внутреннему долгу. Крайне негативные последствия имеет такая политика и для социаль­ной сферы: возрастает безработица, своевременно не выплачиваются заработная плата, пенсии, пособия, резко снижается жизненный уро­вень населения.

Поскольку рыночные отношения в России только формируются, еще не создана в полной мере законодательная база, не закончен процесс разгосударствления и приватизации собственности, необходимо преж­де всего определиться с целями и границами реформ, проводимых в стра­не с учетом социально-экономических последствий. В связи с этим должна быть четко определена финансовая стратегия государства. направленная на создание предпосылок финансовой стабилизации и эко­номического роста в условиях рыночных отношений с использованием экономических методов государственного регулирования.

Основным фактором в борьбе с инфляцией являются преодоление экономического спада, кризиса неплатежей, спада инвестиционной ак­тивности. формирование стабильной рыночной инфраструктуры.Оз­доровление экономики связано с поддержкой приоритетных отраслей народного хозяйства, стимулированием экспорта продукции, в том чис­ле экспорта вооружений, разумной протекционистской политикой и по­литикой валютного курса, способствующих решению вопросов конку­рентоспособности отечественных товаров, а не спаду производства, как это происходило при установлении «коридора» допустимого изменения валютного курса.

Большое значение в антиинфляционной политике имеют структур­ная перестройка экономики и приспособление ее к потребностям рынка за счет грамотной конверсии военно-промышленного комплекса, демо­нополизации и регулирования деятельности существующих монополий, стимулирования конкуренции в производстве, распределении, секторе ус­луг и т.д.

В сложившихся условиях решающим фактором борьбы с инфляци­ей будетвозможность восстановления государственных структур управ­ления и контроля за ценами и доходами, распределением и перераспреде­лением материальных и финансовых ресурсов при сохранении курса на преимущественное применение свободных рыночных цен. Государству не обойтись без регулирования цен на энергоносители, на продукцию, выпускаемую монопольными структурами, транспортные услуги. Необходимо государственное вмешательство в ликвидацию ножниц цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.

Как и во многих цивилизованных странах с рыночной экономикой, должна быть создана система ценового соглашения между производи­телями, профсоюзами и правительством по всей технологической це­почке производства и с учетом реального платежеспособного спроса потребителей.

При переходе к рынку необходимацивилизованная приватизация на основе учета реальных экономических, технологических и экологичес­ких потребностей общества, на базе реальной оценки приватизируемого имущества, обеспечивающего соответствующие поступления средств в государственный бюджет. Для достижения эффективности экономики необходимо искать разумное соотношение между всеми формами соб­ственности.

На базе этих преобразований может быть осуществлен комплекс мер макроэкономической политики, связаннойс формированием и развити­ем единого общероссийского рынка товаров, кредита, валюты, фондово­го рынка, рынка недвижимости, земли, труда и т.д. Большую роль в этом играет восстановление экономического союза стран СНГ с учетом вза­имных интересов и интересов Беларуси.

Блокировка финансовых факторов инфляции связанас сокращени­ем дефицита бюджета за счет решения проблем собираемости налогов.

Особое внимание в антиинфляционной политике должно быть уде­леносовершенствованию налоговой системы:

• сокращению количества взимаемых налогов;

• отказу от использования инфляции как источника финансирова­ния бюджета. С этой целью необходимо регулярно переоценивать ос­новные фонды, индексировать все ограничители доходов предприятий, выступающих в абсолютных суммах, корректировать отчеты о прибы­лях и убытках;

• пересмотру налоговых платежей, включаемых в издержки произ­водства, которые стимулируют рост цен: отчислений в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости населения, пла­ты за землю, налога на имущество и т.д.;

• изменению методики налогообложения;

• ликвидации государственной задолженности перед отраслями и сферами народного хозяйства;

• регулированию перераспределительных отношений между бюдже­тами федерации и бюджетами регионов.

Поскольку в бюджетных расходах большую долю составляют рас­ходы по обслуживанию внешнего и внутреннего долгов, для сдержива­ния инфляции важноопределить пределы внешних заимствований и пре­доставления российских кредитов иностранным государствам. Пока внешние заимствования России значительно превышают возможности страны по возврату текущих платежей. Необходимо активнее исполь­зовать различные формы регулирования обязательств страны и реали­зации ее долговых активов.

Важным направлением в антиинфляционной политике являютсядаль­нейшее развитие и государственное регулирование валютного и финан­сового рынков, а также совершенствование механизма формирования ва­лютного курса.

Основой внешнеэкономической деятельности продолжают оставать­ся развитие экспорта и укрепление его базы, что требуетобеспечения эффективного экспортного и валютного контроля с целью остановить «бегство» капитала за рубеж и обеспечить своевременность и полноту уплаты налогов по этим операциям. Страна нуждается в программе воз­вращения российских капиталов, а также в привлечении иностранных капиталов для инвестиций.

Необходимо нейтрализовать внешние факторы инфляции за счет использования налоговых пошлин и развития импортозаменяющих производств, а также ограничить долларизацию экономики, которая сейчас по существу служит параллельной валютой.

Большое значение для сдерживания инфляции может иметь пере­стройка экспорта и импорта: переход с сырьевой ориентации экспорта на технологические виды продукции, а также отказ от бросовых цен, по которым реализуется отечественное сырье и теряется экспортная выруч­ка на десятки миллиардов долларов в год.

Одну из определяющих ролей в проведении антиинфляционной по­литики играет Центральный банк РФ, который осуществлял денежно-кредитное регулирование. Он должен ориентироваться не только на сни­жение инфляции, но и на более равновесное развитие экономики, а также смягчить ограничения денежной массы в обращении и добиваться улуч­шения ее структуры, поскольку более высокие темпы роста менее лик­видных компонентов денежной массы способствуют ослаблению инф­ляционного давления, сокращение же объема наличных денег сокращает темпы инфляции. Улучшение структуры денежной массы предполагает и более активное воздействие НБ РБ на оборот, обслуживаемый квази ­деньгами, денежными суррогатами.

Необходимо прямое управление кредитной эмиссией, используемой на восстановление хозяйственных связей, подъем производства, восста­новление банковской системы. Для сдерживания инфляции нужна под­держка инвестиционной активности коммерческих банков, как это при­меняется в мировой практике (хотя бы в рамках льгот по созданию обязательных резервов в НБ РБ).

Большое значение для борьбы с инфляцией имеетснятие инфляци­онных ожиданий как у хозяйствующих структур, так и у населения, что в значительной мере может быть обусловлено экономической и полити­ческой стабильностью в стране, более взбешенными выступлениями в средствах массовой информации.

Успешное осуществление антиинфляционной политики возможно только на основе разработки нормативных актов, регулирующих все сферы рыночных отношений и безусловного выполнения существую­щего законодательства.

Тема 6:Денежная и валютная системы

 

  1. Понятие денежной системы, основные ее элементы.
  2. Понятие национальной валютной системы.
  3. Конвертируемость валюты. Виды валют по степени конвертируемости, частично конвертируемая, замкнутая, для клиринговых расчетов.
  4. Понятие валютного курса.
  5. Особенности валютного регулирования.
  6. Платежный баланс страны.

Вопрос 6.1

Денежная система - это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. Денежные системы сформировались в 16-17 вв. с возникновением и утверждением капиталистического способа производства, хотя отдельные их элементы появились в более ранний период. По мере развития товарно-денежных отношений и капиталистического способа производства происходят существенные изменения в денежной системе.

Тип денежной системы зависит от того, в какой форме функционируют деньги: как товар - всеобщий эквивалент или как знаки стоимости. В связи с этим выделяют следующие типы денежных систем:

системы металического обращения, при которых денежный товар непосредственно обращается и выполняет все функции денег, а кредитные деньги разменны на металл;

системы обращения кредитных и бумажных денег, при которых золото вытеснено из обращения.

В зависимости от металла, который в данной стране был принят в качестве всеобщего эквивалента, и базы денежного обращения различаются биметаллизм и монометаллизм.

Современная денежная система включает следующие элементы: денежную единицу; масштаб цен; виды денег; эмиссионную систему; государственный или кредитный аппарат.

Составной частью денежной системы является национальная валютная система, хотя она относительно самостоятельна.

Денежная единица - это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров. Денежная единица, как правило делится на мелкие кратные части. В большинстве стран установлена десятичная система деления.

Официальный масштаб цен утратил экономический смысл с развитием государственно-монополистического капитализма и прекращением размена кредитных денег на золото. В результате Ямайской валютной реформы 1976-1978 гг. официальная цена золота и золотое содержание денежных единиц отменены.

Виды денег, являющиеся законным платежным средством, - это в основном кредитные банковские билеты, а также бумажные деньги (казначейские билеты) и разменная монета. Если в промышленно развитых странах, как правило не выпускают государственные бумажные деньги в узком смысле слова (казначейские билеты), то в некоторых развивающихся странах они распространены.

Эмиссионная система в развитых капиталистических странах означает выпуск банковских билетов центральными банками, а казначейских билетов и монеты - казначействами в соответствии с законодательно установленным эмиссионным правом. Главный канал эмиссии денег в этих странах - депозитно-чековая эмиссия: увеличение депозитов на счетах клиентов и соответственно массы чеков, обслуживающих платежный оборот. В ней участвуют коммерческие банки и другие кредитные учреждения.

В связи с тем, что денежная политика тесно связана с кредитной, в условиях современного капитализма осуществляется государственное денежно-кредитное регулирование экономики. Во многих промышленно развитых странах с 70-х годов было введено таргетирование, то есть установление целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредита, которых придерживаются в своей политике центральные банки.

Характерными чертами современных денежных систем промышленно развитых капиталистических государств являются:

отмена официального золотого содержания, обеспечения и размена банкнот на золото;

переход к неразменным на золото кредитным деньгам, которые перерождаются в бумажные деньги;

выпуск денег в обращение не только в порядке банковского кредитования хозяйства, но и в значительной мере для покрытия расходов государства (эмиссионным обеспечением являются в основном государственные ценные бумаги);

преобладание в денежном обращении безналичного оборота;

усиление государственного монополистического регулирования денежного обращения.

Образовавшиеся в период и после мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. валютные блоки обеспечили сохранение в развивающихся странах денежных систем, зависимых от метрополий, которые контролировали эмиссионные институты и их операции. Размеры эмиссии обусловливались состоянием платежных балансов, а не потребностями хозяйства. Во время и после второй мировой войны на базе довоенных валютных блоков были созданы валютные зоны, характерными чертами которых являются: поддержание твердого курса валют по отношению к основной валюте; хранение национальных валют в банках страны-гегемона; льготный порядок валютных расчетов внутри зоны.

В начале 80-х годов в большинстве малых государств, в том числе островных, были созданы национальные денежные системы, обеспечение устойчивости которых является важнейшим условием нормального развития национальных экономик.

 

Вопрос 6.2

Вопрос 6.3

 

Вопрос 6.4

Важным элементом международных валютных отношений является валютный курс как измеритель стоимостного содержания валют. Он представляет собой соотношение между денежными единицами разных стран, определенное их покупательной способностью и рядом других факторов. Валютный курс необходим для международных валютных, расчетных, кредитно-финансовых операций. Например, экспортер об­менивает вырученную иностранную валюту на национальную, так как в нормальных условиях валюты других стран не обращаются в каче­стве денежного средства на территории данного государства. Импор­тер же приобретает иностранную валюту для оплаты купленных за ру­бежом товаров.

Валютный курс как стоимостная категория. Валютный курс - это не технический коэффициент пересчета, а «цена» денежной единицы дан­ной страны, выраженная в иностранной валюте или международных валютных единицах (СДР, ЭКЮ).

Стоимостной основой курсовых соотношений валют является их покупательная способность, выражающая средние национальные уров­ни цен на товары, услуги, инвестиции.

К факторам, влияющим на валютный курс, относятся:

Состояние экономики

Темп инфляции Уровень процентных ставок   Деятельность валютных рынков Валютная спекуляция Валютная политика   Состояние платежного баланса Степень использования нацио­нальной валюты в международ­ных расчетах Ускорение или задержка меж­дународных расчетов  

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.02 сек.)Пожаловаться на материал