Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Режимы функционирования системы национальной безопасности






 

Система национальной безопасности функционирует в различных режимах: мирного времени; повышенной готовности; чрезвычайного положения; военного положения.

Эти режимы могут вводиться в общегосударственном, региональном или отраслевом масштабах. Изменение режима осуществляется по Указу Президента и утверждается Федеральным собранием.

Функционирование системы национальной безопасности в режиме мирного времени – это нормальное функционирование системы национальной безопасности в отсутствие угроз национальным интересам Российской Федерации, или их практической нейтрализации.

В этом режиме субъекты национальной безопасности проводят:

- работу по прогнозированию выявлению, оценке опасностей, предотвращению превращения их в угрозу, и нейтрализации всех видов угроз национальным интересам Российской Федерации;

- разработку, утверждение и корректировку планов и программ обеспечения национальной безопасности, вводимых в действие в установленном законом порядке в случае возникновения угроз национальным интересам;

- работу по подбору, обучению и совершенствованию кадров в различных сферах национальной безопасности;

Функционирование системы национальной безопасности в режиме повышенной готовности – это ее деятельность при эскалации опасностей национальным интересам. При таком режиме субъектами системы национальной безопасности предпринимаются дополнительные усилия для пресечения опасностей, минимизации последствий их эскалации, по подготовке сил и средств для возможного противодействия.

Наличие угроз национальным интересам свидетельствует о функционировании системы национальной безопасности в режиме чрезвычайного положения. В таких случаях для противодействия угрозам, их локализации и устранения вводится чрезвычайное положение (в соответствии с законом «О чрезвычайном положении»). Происходит мобилизация сил и средств для противодействия угрозам.

Разновидностью чрезвычайного положения является военное положение. Речь идет о появлении военных угроз, требующих применения военной силы для их отражения и уничтожения. В таком режиме функционирования система национальной безопасности становится системой обеспечения военной безопасности.

Отметим закономерность обеспечения национальной безопасности:

скорость реакции субъектов системы безопасности на опасности (угрозы) должна превосходить скорость их формирования и вызревания, а сама деятельность этих субъектов должна быть направлена не просто на пресечение, локализацию, устранение и уничтожение опасностей и угроз, а, прежде всего на предотвращение и нейтрализацию причин их генерирующих.

Итак, национальная безопасность – это система, обладающая сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное значение и выполняет специфические функции по удовлетворению соответствующих потребностей системы. Нормативный характер взаимоотношений внутри этой системы определяется изначально поставленными задачами, которые она призвана решать (объективная составляющая), а также задачами, которые навязываются извне (субъективная составляющая). Национальная безопасность – это целостный, сложный механизм, находящийся в непрерывном взаимодействии с другими подсистемами. Системность национальной безопасности проявляется не только во взаимоотношениях между ее элементами, но и во взаимодействиях системы с внешней средой.

Следует различать систему национальной безопасности и систему обеспечения национальной безопасности. Первая – это функциональная система, отражающая процессы взаимодействия интересов и угроз, а вторая – это организационная система органов, сил, средств, различных организаций, призванных решать задачи по обеспечению национальной безопасности;

Важным условием обеспечения целостности и эффективности системы обеспечения национальной безопасности является правильное определение и учет организационных принципов ее построения и функционирования. К их числу можно отнести:

- принцип достаточности, ориентирующий на адекватность системы предполагаемым (возможным) опасностям и угрозам;

- принцип оптимальности выражающий соответствие задач системы безопасности и затрат на нее реальным возможностям государства и общества;

- принцип корреляции, обеспечивающий обратную связь и возможность эффективного воздействия субъектов управления на все уровни и элементы системы безопасности с целью изменения их в соответствии с возникающими угрозами и меняющимися задачами;

- принцип согласованности действий всех субъектов и сил безопасности в сочетании с принципом ответственности за принимаемые решения и процесс их реализации и др.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1.Что понимается под термином «национальная безопасность»?

2.Что такое система национальной безопасности?

3.Каковы основания для деления национальной безопасности на два типа – внутреннюю и внешнюю?

4.Какова классификация национальной безопасности по сферам жизнедеятельности?

5. Что понимается под обеспечением национальной безопасности?

6. Каковы основные источники потенциальных военных угроз России?

 

Литература

1. Закон РФ «О безопасности». 1992.

2.Концепция национальной безопасности Российской Федерации.М., 2000.

3. Прохожев А.А. Общая теория национальной безопасности. М.: Изд-во РАГС, 2005.

4.Рыбалкин Н.Н. Философия безопасности. М.: Изд-во МПСИ, 2006.

5.Радиков И.В.Политика и национальная безопасность.СПб.: Астерион, 2004.


[1] Бро Г.В., Пожитной Н.М. К теории безопасности земной цивилизации (философско-социологический аспект) // Безопасность информационных технологий. 1998. № 1. С. 97.

[2] См. Актуальные проблемы информационного противоборства. М., 2000.

[3] См. Контуры инновационного развития мировой экономики. Прогноз на 2000-2015 гг. / Под ред. А.А. Дынкина. М., 2000.

[4] См. Кайзер К. Как Интернет меняет мировую политику // Deutschland. Политика, культура, экономика и наука. 2001. № 3; Юшков Е.С., Борщ-Компанеец Н.С. Экономические и правовые аспекты использования интеллектуальной собственности. М., 2000.

[5] См. Могилевский В.Д. Методология систем. М., 1999.

[6] См. Самохвалов В.П. Психический мир будущего. Симферополь. 1998; Колесникова Т.И. Психологический мир личности и его безопасность. М., 2001.

[7] См. Барсуков В.С. Безопасность: технологии, средства, услуги. М., 2001; Поликарпов В.С. Философия управления. Ростов-на-Дону. 2001.

[8] Бек У. От индустриального общества к обществу риска; Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность; Луман Н. Понятие риска// Thesis. 1994. № 5; Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000.

[9] См. Проблемы глобальной безопасности. М., 1995; Кургинян С. Концептуальная безопасность и ее роль для России в XXI веке//Россия XXI.1995.№ 11-12; Серебрянников В., Хлопов А. Социальная безопасность России. М., 1996.

[10] См. Осипов В.И. Указ. соч. С. 292, 294, 295.

[11] См. Там же. С.

[12] См. Азимов А.Указ. соч. С. 506.

[13] Цит. по: Олейник Б.И. Князь тьмы. 1993. С. 55.

[14] Там же. С. 144, 239.

[15] Гегель Г. Политические произведения. М,. 1978. С. 241.

[16] Алексеева Т.А. Дилеммы безопасности: американский вариант // Полис. 1993. № 6. С. 17.

[17] Серебрянников В.В., Дерюгин Ю.И., Ефимов Н.Н., Ковалев В.И. Указ. соч. С. 74-75.

[18] Там же. С. 88.

[19] См. Олдак П.Г. Колокол тревоги: пределы бесконтрольности и судьбы цивилизации. М., 1990.

[20] Джан Р.Г. нестареющий парадокс психофизических явлений: инженерный подход // Труды института инженеров по электротехнике и радиоэлектронике. 1982. Т. 70. № 3. С. 98.

[21] Гримак Л.П. Магия биополя. М., 1994. С. 383-384.

[22] Винокуров И., Гуртовой Г. Психотронная война. М., 1993. С. 342.

[23] Проблема психотронного оружия требует серьезного изучения (См. Цыганков В.Д. Проблема психотронного оружия и психотронной войны // Актуальные проблемы информационного противоборства. С. 181).

[24] См. Поликарпов В.С.. Волков Ю.Г., Поликарпова В.А. Современная культура и генная инженерия. Ростов-на-Дону. 1991.

[25] Гриняев С.Н., Меньшиков В.А., Родионов Б.Н. Перспективные космические системы связи как элемент генетического оружия // Актуальные проблемы информационного противоборства. С. 250.

[26] См.подробнее: Сергунин А.А.. Эволюция понятия " безопасность" в теории международных отношений. В книге: " Язык. Культура. Деятельность: Восток - Запад". Тезисы докладов участников международной научной конференции. Набережные Челны - Нижний Новгород, 2002. С. 214-216.

[27] Maria Stern. " Security Policy in Transition. Sweden after the Cold War". Padrigu Papers, 1991. Pp. 127-128.

[28] Kari Laitinen. " Reflecting the Security Border in the Post-Cold War Context" // International Journal of Peace Studies. Volume 6, N 2, autumn - Winter 2001. P. 85.

[29] Axel Krohn. " Germany's Security Policy in the Baltic Sea Region". In: " Stability and Security in the Baltic Sea Region. Russian, Nordic and European Aspects". Edited by Olav F.Knudsen. London & Portland: Frank Cass, 1999. P. 113.

[30] Kari Laitinen. Op.cit. P. 76.

[31] см.: Безопасность. Информационный сборник Фонда национальной и международной безопасности. – М., 1994. - №3 (19).

[32] Мартынов Б.Ф. Эволюция доктрин и политики безопасностилатиноамериканских стран: Дис. … докт. полит. наук. – М., 1999.–С.41.

[33] Макеев А.В. Основы политики национальной безопасности: структурогенез и механизм реализации: Автореф. дис. … докт. полит. наук. – М., 1999. – С.20.

[34] см.: Молчановский В.Ф. Безопасность как атрибут социальной системы / Социально-политические аспекты государственной безопасности в современных условиях. – М.: Граница, 1994.

[35] см.: Рубанов В.А. Безопасность в переходный период (методологический и политологический анализ): Дис. …докт. полит. наук.– М.: ИСПИ РАН, 1994.

[36] Арин О.А. Мир без России.-М., 2002, С.385.

[37] см.: Монтескье Ш. – М.: Изд. Госиздат, 1955. – С.258.

[38] Цицерон. Об обязанностях. М., 1999.С.131.

[39] См.: Российская газета. – 1992. - 6 мая.

[40] См.: Степашин С.В, Шульц В.Л. Вопросы безопасности в системе государственного муниципального управления Российской Федерации. – СПб., 1994. – С.10.

[41] См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Изд. «Русский язык», 1977. – С.210.

[42] См.: Серебрянников В., Хлопьев А. Социальная безопасность России. – М., 1996. – С.16.

[43] См.: Международная жизнь. – 1993. - №9. – С.58 – 59.

[44] См.: Вопросы философии. – 1995. - №2).

[45]Цит. по: Основы экономической безопасности / под ред. Е. А. Олейникова. – М.: ЗАО «Бизнес школа», 1997. – С.10.

 

[46] см. например: Кириллов В.В. Военная мощь и национальная безопасность страны. – Пушкин, 1997, С. 146-174; Майоров Л.С. Приоритеты концепции национальной безопасности России// Международная жизнь, 1997, №10, С.18-28; Петров В.П. Система обеспечения экономической безопасности России: проблемы формирования и совершенствования: Дис. … канд. филос. наук., М., 1997; Концепция национальной безопасности РФ // Российская газета, 2000, 18 января.

[47]см.: Бельков О.А. Понятийно – категориальный аппарат концепции национальной безопасности / Безопасность. Информационный сборник фонда национальной и международной безопасности. – М., 1994. - №3(19), С.91-94.

[48] см.: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т., Т.4, С.467);

[49] см.: Серебрянников В.В., Дерюгин Ю.И., Ефимов Н.Н., Ковалев В.И. Безопасность России и армия. – М.: ИСПИ РАН, 1995. – С.17.

[50] см.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1977. - С.757);

[51] см.: Бельков О.А. Понятийно – категориальный аппарат концепции национальной безопасности… С.91).

[52] Серебрянников В.В. и др. Безопасность России и армия. – М.: ИСПИ РАН, 1995. – С.21;).

 

[53] см.: Хозяйственный риск и методы его измерения. – М.: Экономика, 1979. – С.14.

[54] Бельков О.А. Понятийно-категориальный аппарат концепции национальной безопасности // Безопасность. – 1994, №3, с.91; Манилов В.Л. Угрозы национальной безопасности России // Военная мысль. 1996, №1, С.7-18.

[55] Альгин А.П. Риск: сущность. Функции, детерминация, разновидности, методы оценки (социально-философский анализ): Дис. …докт. филос. наук. – М., 1990, С.45.

[56]Военный энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, «РИПОЛ КЛАССИК», 2002, С.1320.

 

[57] Цит. По: Арин О.А. Мир без России.-М.: Изд-во Эксмо, 2002, С.380).

[58] Цит. по: Жинкина И.Ю. Стратегия национальной безопасности России: проблема формирования понятийного аппарата. –М., 1995. – С.18.

[59] см.: Политология: Энциклопедический словарь. – М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. – С.197-198.

[60] (Сергеев Г.М., главный редактор журнала«Безопасность», семинар «Проблемы безопасности и устойчивости социально-политического развития российского общества», 1993).

[61] Краткий словарь специальных терминов для руководящего состава ВС РФ., 1994).

[62] Проблемы глобальной безопасности. – М.: ИНИОН, 1995. – С.492).

[63] (Военный энциклопедический словарь.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.-С.153)

[64] // Российская газета, 2000, 18 января).

 

[65] см. подробнее: Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. – Самара, 1998. – С.417 – 418.

 

[66] Цит. По: Арин О.А. Мир без России.М., 2002, С.78-79.

[67] см. подробнее: Серебрянников В.В. Безопасность России и армия. – М.: Ин-т СПИ РАН, 1995.

[68] см.: Манилов В.Л. Национальная безопасность: ценности, интересы и цели // Военная мысль. – 1995, №6, С.29-40.

[69] см.: Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики / Сборник законодательных актов РСФСР о государственном суверенитете, Союзном договоре и референдуме. – М.: Сов. Россия, 1991. –С.3.

[70] см.: Российская газета, 2000, 18 января

[71] см.: Закон Российской Федерации «О безопасности» // Российская газета. 1992. 6 мая.

[72] см.: Красная звезда, 1997, 27 декабря

 

[73] см.: Российская газета, 2000, 18 января.

[74] см.: Концепция национальной безопасности РФ// Российская газета, 2000, 18 января

[75] Подробнее см.: Серебрянников В.В. Политическая безопасность//Свободная мысль. 1997. №1. С.18-32; он же: Рентабельность реальной демократизации//Независимая газета. 1996. 28 августа

[76] (Подробнее см.: Основы экономической безопасности (Государство, регион, предприятие, личность)/Под ред. Е.А. Олейникова. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1997; Экономическая безопасность России/Сессия академии социальных наук РФ по экономической безопасности//Социально-политический журнал. 1997. №5; Фарамазян Р.А., Борисов В.В. Военно-экономические аспекты национальной безопасности.- М.: АС» Полиграфия», 1996.)

 

[77] См. подробнее: Дергачев В.В. Международная экологическая безопасность: концептуальный и практический аспекты: Дис. … канд. ист. наук. М. 1990; Государственные доклады «О состоянии окружающей природной среды РФ»; Охрана окружающей природной среды: постатейный комментарий к Закону России. – М., 1993.

[78]см. подробнее: Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная президентом 9.09.2000 г.; Информация и безопасность // Красная газета, 2001, 24 января.

[79] Военно-энциклопедический словарь, 2002, С.1027.

[80] См. Закон «Об обороне», 1996.

[81] Смульский С.В. Методологические основы оценки и прогнозирования современных и военных конфликтов в интересах их урегулирования и предотвращения: Дис…. канд. филос. наук. – М., 1990. С.33.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.