Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тактические приемы допроса участников и свидетелей ДТП.






Тактические приемы допроса участников и свидетелей ДТП, представляют собой разработанные в криминалистике и апробиро­ванные следственно-судебной практикой не противоречащие закону научно обоснованные способы, методы установления психологического контакта с допрашиваемым, нейтрализации его негативной позиции и оказания психического воздействия на допрашиваемого с целью получения полных и достоверных показаний.

Тактические приемы разнообразны, отличаются по содержанию и целям применения. Однако из всего разнообразия тактических приемов некоторые из них являются универсальными, так как при­меняются при производстве любого допроса, в том числе и расследовании ДТ Преступлений.

С тактической точки зрения допрос может быть разделен на следующие стадии:

1.Подготовитель­ную (вступительную),

2.Свободный рассказ допрашиваемого

3. Ответы допрашиваемого на вопросы следователя.

 

На подготовительной (вступительной) стадии допроса следователь устанавливает личность явившегося на допрос и его анкетные данные, разъясняет допрашиваемому его права и обязанности, решает вопрос об участии переводчика, предупреждает потерпевшего и свидетеля, достигших ше­стнадцатилетнего возраста, а также эксперта об ответственности за отказ или уклонение от дачи по­казаний и за дачу заведомо ложных показаний.

Основной задачей этой стадии допроса является создание оптимальных условий для получения показаний от допрашиваемого и обеспечение достоверности показаний. Необходимо установить психологический контакт с допрашиваемым, что достигается применением достаточно распростра­ненного и во многих случаях оправдывающего себя тактического приема, суть которого заключает­ся в проведении следователем разведывательной беседы с допрашиваемым. Беседуя на отвлечен­ные темы, следователь должен выяснить, какие из них наиболее близки допрашиваемому и сосредо­точится на их обсуждении. При этом не следует без необходимости акцентировать внимание на прежних судимостях допрашиваемого и данных, характеризующих его с отрицательной стороны. Спокойная беседа с допрашиваемым снимает его внутреннее напряжение, уменьшает его волнение. В ходе беседы следователь получает дополнительную информацию о мыслительных, речевых и других психологических свойствах допрашиваемого, которые имеют значение для определения так­тики производства допроса в следующей стадии. Для того чтобы беседа была результативной, сле­дователю необходимо выработать в себе умение мысленно становиться на позиции собеседника и, главное, проявлять искреннюю заинтересованность. В ходе подготовки к допросу следователь должен настроиться на то, что беседа может оказаться достаточно длительной, с тем, чтобы во вре­мя допроса не проявлять нетерпение, торопливость и т.п.

На стадии свободного рассказа допрашиваемый по предложению следователя сообщает сведе­ния об обстоятельствах, по поводу которых он вызван на допрос. Свободное изложение дает допра­шиваемому возможность сосредоточиться, вспомнить отдельные обстоятельства, имеющие, по его мнению, значение для следователя.

Следователь должен внимательно, не перебивая и не останавливая допрашиваемого, выслушать его свободный рассказ. Даже в тех случаях, когда допрашиваемый, заведомо для следователя, дает ложные показания, их необходимо выслушать, поскольку нередко допрашиваемый в таком случае понимает, что его показания контролируются, а потому приходит к выводу о бесполезности лжи.

В ходе допроса нельзя проявлять недоверие к показаниям, допускать грубость, насмешки, нев­нимательность и т.п. Если в ходе свободного рассказа обнаруживается, что допрашиваемый откло­нился от предмета допроса, то следователь должен предупредить допрашиваемого о необходимости давать показания по существу заданных вопросов. В случае необходимости следователь может на­помнить вопросы, по поводу которых следует давать показания и задавать допрашиваемому побуж­дающие вопросы, т.е. активизирующие свободное изложение им сведений.

 

Если допрашиваемый сообщает не все сведения, представляющие интерес для следователя, что часто бывает при расследовании ДТП, либо сообщаемые сведения противоречат материалам уголовного дела, то допрос переходит в стадию от­ветов на вопросы, в которой следователь задает вопросы с целью дополнения и уточнения его пока­заний. На этой стадии могут применяться различные тактические приемы, побуждающие к даче по­казаний, основанные на постановке следователем вопросов, направленных на получение от допра­шиваемого дополнительных сведений о тех или иных фактах, обстоятельствах (дополняющие во­просы) либо на уточнение показаний и устранение неточностей и противоречий в показаниях (уточ­няющие вопросы). Формулируя уточняющий вопрос, следователь может сопоставить имеющиеся в показаниях несоответствия, противоречия и предложить допрашиваемому объяснить – в какой час­ти его показания следует считать достоверными.

В тех случаях когда допрашиваемый не может вспомнить какие-либо факты (обстоятельства), следователь может сформулировать вопросы, направленные на оживление ассоциативных связей с целью восстановления в памяти воспринятых допрашиваемым фактов (напоминающие вопросы). Если есть основания полагать, что допрашиваемый по тем или иным причинам сообщил неправиль­ные сведения, следователь проверяет возникшее предположение посредством постановки вопросов, направленных на выяснение условии восприятия события или факта, о которых допрашиваемый да­ет показания, а также установление иных источников сообщаемых (контрольные вопросы). При этом недопустимо задавать вопросы, в формулировке которых содержится ожидаемый, желатель­ный ответ (наводящие вопросы).

Содержание тактических приемов варьируется в зависимости от процессуального положения доп­рашиваемого и особенностей его личности, от желания или нежелания допрашиваемого давать пока­зания (бесконфликтная, конфликтная или смешанная постановка допроса) и от других факторов.

Недопустимо применение тактических приемов, основанных на обмане, связанных с угрозой и шантажом, сопряженных с физическим и психическим насилием, унижением чести и достоинства допрашиваемого, связанных с понуждением допрашиваемого к даче ложных показаний, оговору и самооговору, основанных на использовании низменных побуждений (корысти, мести и др.), религи­озных чувств, невежества и предрассудков допрашиваемых.

При допросе свидетелей нужно учитывать, что они чаще всего наблюдают лишь отдельные моменты ДТП, потерпевшие же только в редких случаях могут полностью воспроизвести обстоятельства происшествия.

Это связано как с внезапностью самого события, так и с полученными потерпевшими телесными повреждениями.

Допрос потерпевших и свидетелей, находящихся на стационарном лечении, проводится только с разрешения лечащего врача.

Изучение уголовных дел о ДТП показало, что в большинстве случаев допросы участников ДТП, свидетелей и потерпевших носят поверхностный характер. В ходе допроса не устанавливаются све­дения, имеющие доказательственное значение по делу: допрос водителя и пострадавших в нем лиц строится без учета имеющихся сведений в протоколе осмотра места ДТП, не устанавливается меха­низм ДТП, не отражаются сведения о действиях как самого водителя, так и пострадавшего до, в мо­мент и после происшествия; отсутствуют сведения о дорожной обстановке, предшествующей ДТП. Особенно недостатки характерны по неочевидным преступлениям, что влечет за собой им обоснованное их приостановление.

Показания свидетелей, потерпевших и обвиняемых являются важным источником доказательств по любому уголовному делу, в том числе и по делам о дорожно-транспортных происшествиях.

В ходе допроса устанавливаются время и место ДТП, метеорологические условия, состояние проезжей части дороги, скорость и направление движения транспорта, характер движения пешехода и многие другие обстоятельства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.