Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Первоначальные сведения о строении вещества






СОДЕРЖАНИЕ

Класс

Введение. Первоначальные сведения о строении вещества

Самостоятельные работы

Что изучает физика. Некоторые физические термины…………………………….

Физические величины. Измерение физических величин………………………….

Точность и погрешность измерений………………………………………………..

Строение вещества……………………………………………………………………

Молекулы……………………………………………………………………………..

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах…………………………………….

Взаимное притяжение и отталкивание молекул……………………………………

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов……………………………………………………………………..

Контрольная работа по теме «Введение. Первоначальные сведения о строении вещества»

Вариант № 1……………………………………………………………………………

Вариант № 2……………………………………………………………………………

Вариант № 3……………………………………………………………………………

Вариант № 4……………………………………………………………………………

Взаимодействие тел

Самостоятельные работы

Механическое движение………………………………………………………………

Скорость. Единицы скорости…………………………………………………………

Расчет пути и времени движения…………………………………………………….

Графики пути и скорости……………………………………………………………..

Взаимодействие тел. Масса…………………………………………………………...

Плотность вещества…………………………………………………………………...

Расчет массы и объёма тела…………………………………………………………...

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести……………………………………………..

Сила упругости. Закон Гука…………………………………………………………..

Вес тела…………………………………………………………………………………

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил…..

Сила трения. Трение в природе и технике…………………………………………...

Контрольная работа по теме «Взаимодействие тел»

Вариант № 1……………………………………………………………………………

Вариант № 2……………………………………………………………………………

Вариант № 3……………………………………………………………………………

Вариант № 4……………………………………………………………………………

 

Давление твердых тел, жидкостей и газов

Самостоятельные работы

Повторение. Единицы измерения массы, длины и площади в СИ ………………...

Давление. Единицы давления…………………………………………………………

Способы уменьшения и увеличения трения…………………………………………

Давление газа………………………………………………………………………….

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля…………………………

Давление в жидкости и газе…………………………………………………………..

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда…………………………………

Сообщающиеся сосуды. Гидравлический пресс…………………………………….

Вес воздуха. Атмосферное давление…………………………………………………

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид………

Сила атмосферного давления…………………………………………………………

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело……………………………..

Повторение. Единицы измерения плотности и объёма в СИ………………………

Архимедова сила………………………………………………………………………

Плавание тел…………………………………………………………………………..

Плавание судов………………………………………………………………………..

Воздухоплавание………………………………………………………………………

Контрольная работа по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Вариант № 1……………………………………………………………………………

Вариант № 2……………………………………………………………………………

Вариант № 3……………………………………………………………………………

Вариант № 4……………………………………………………………………………

 

Работа и мощность. Энергия

Самостоятельные работы

Механическая работа………………………………………………………………….

Мощность. Единицы мощности………………………………………………………

Простые механизмы…………………………………………………………………...

Рычаг. Равновесие сил на рычаге……………………………………………………..

Рычаги в технике, быту и природе……………………………………………………

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия…………………………………..

Виды механической энергии………………………………………………………….

Превращения энергии…………………………………………………………………

Контрольная работа по теме «Работа и мощность. Энергия »

Вариант № 1……………………………………………………………………………

Вариант № 2……………………………………………………………………………

Вариант № 3……………………………………………………………………………

Вариант № 4……………………………………………………………………………

 

Ответы............................................................................................................................

 

 

Введение. Первоначальные сведения о строении вещества

 

 

Самостоятельная работа по теме «Что изучает физика. Некоторые физические термины»

 

ВАРИАНТ № 1

 

1. Переведите с греческого языка слово «физика».

2. Какие науки о природе вы знаете? Что они изучают?

3. Приведите пример теплового явления.

4. Что бывает раньше: гром или молния? Почему?

5. Перечислите три физических тела, находящиеся на вашей парте.

 

 

ВАРИАНТ № 2

 

1. Кто впервые ввел слово «физика» в русский язык?

2. В чем отличие физики от биологии?

3. Приведите пример звукового явления.

4. Куда летит бумажный самолётик, брошенный в классе? Почему?

5. Перечислите три вещества, из которых можно сделать вазу для цветов.

 

Самостоятельная работа по теме «Физические величины. Измерение физических величин»

 

ВАРИАНТ № 1

 

1. Запишите в стандартном виде:

а) невооруженным глазом на небе видно 6000 звёзд.

б) масса Солнца 2000000000000000000000000000000 кг

в) длина бактериальной клетки равна 0, 000003 м

2. Какой прибор служит для определения температуры тела?

 

3. Определите цену деления прибора.    
 
 

 

 

 

 


ВАРИАНТ № 2

 

1. Запишите в стандартном виде:

а) температура на поверхности Солнца 6000 оС.

б) масса Земли 6000000000000000000000000 кг

в) диаметр молекулы воды 0, 000000000276 м

2. Какой прибор служит для определения массы тела?

 

3. Определите цену деления прибора    
 
 

 

 

 


Самостоятельная работа по теме «Точность и погрешность измерений»

 

ВАРИАНТ № 1

 

1. Какой множитель означают приставки мега, санти, деци?

2. Запишите в стандартном виде: 100; 6400000; 0, 00032.

 

3. Определите показание прибора с учетом погрешности.    
 
 

 

 

 


ВАРИАНТ № 2

 

1. Какой множитель означают приставки кило, мили, гекто?

2. Запишите в стандартном виде: 700000; 0, 000081; 0, 000000015.

 

3. Определите показание прибора с учетом погрешности.    
 
 

 

 

 


Самостоятельная работа по теме «Строение вещества»

 

ВАРИАНТ № 1

 

1. Если в стакан, наполненный до краев чаем, высыпать осторожно полную ложку сахарного песку, то чай не перельется через края стакана. Почему?

2. Какое свойство ртути лежит в основе устройства медицинского термометра?

3. Почему железнодорожные рельсы не делают сплошными?

4. На линии телеграфа Новгород - Москва каждую зиму «пропадает» 100 м провода. Кто похититель?

5. Случается, что стеклянная пробка графина застревает в горлышке и, не смотря на все усилия, не вынимается оттуда. Что надо сделать?

 

 

ВАРИАНТ № 2

 

1. В толстостенном, стальном цилиндре сжимают масло. При большом давлении капельки масла выступают на внешних стенках цилиндра. Чем это можно объяснить?

2. Длина столбика ртути в трубке при нагревании увеличилась. Как это можно объяснить?

3. Почему при проводке телеграфной линии летом нельзя сильно натягивать провода?

4. Как изменяются зазоры между рельсами при уменьшении температуры воздуха?

5. Если стальной шарик, проходящий сквозь стальное кольцо, нагреть, то он застрянет в кольце. Что произойдет, если шарик охладить?

 

 

Самостоятельная работа по теме «Молекулы»

 

ВАРИАНТ № 1

 

1. Какие молекулы можно сфотографировать с помощью электронного микроскопа?

2. Из чего состоят молекулы?

3. Что входит в состав молекулы воды, водорода, кислорода?

4. Что вы можете сказать о молекулах одного вещества?

5. Почему крушение танкеров, перевозящих нефтепродукты опасно с экологической точки зрения?

 

 

ВАРИАНТ № 2

 

1. Что вы знаете о размерах молекул?

2. Чем отличаются молекулы разных веществ?

3. Из чего состоят молекулы воды, льда и водяного пара?

4. Одинаковы ли объемы у молекул разных веществ?

5. Назовите материалы, созданные человеком.

 

 

Самостоятельная работа по теме «Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах»

 

ВАРИАНТ № 1

 

1. Почему, проходя мимо столовой, мы чувствуем аппетитный запах?

2. Почему не рекомендуется мокрую ткань, окрашенную в темный цвет, оставлять на длительное время в соприкосновении с белой тканью?

3. Морское животное кальмар при нападении на него выбрасывает темно - синюю защитную жидкость. Что происходит с ней потом?

4. Как зависит диффузия от температуры?

5. Почему мировая общественность обеспокоена затонувшими атомными подводными лодками?

 

ВАРИАНТ № 2

 

1. При ремонте дороги асфальт разогревают. Почему запах разогретого асфальта ощущается издалека, а запах остывшего мы не чувствуем?

2. Почему чернильные пятна на столе или на полу легче удалить вскоре после того, как были пролиты чернила, и значительно труднее сделать это впоследствии?

3. Большинство клопов, божьи коровки, некоторые листоеды вооружились для своей защиты: запах от клопов отвратителен, а божьи коровки выделяют желтую ядовитую жидкость. Объясните передачу запахов.

4. Для того, чтобы свежие огурцы быстрее засолить, их заливают горячим рассолом. Почему засолка огурцов в горячем рассоле протекает быстрее?

5. Почему во время пожара, спускаясь по лестнице, следует закрывать рот и нос влажным носовым платком?

 

Самостоятельная работа по теме «Взаимное притяжение и отталкивание молекул»

 

ВАРИАНТ № 1

 

1. Для чего при складывании полированных стекол, между ними кладут бумажные ленты?

2. Почему разломанный карандаш мы не можем соединить так, чтобы он вновь стал целым?

3. Почему при сварке металлических деталей необходимо их плотное соприкосновение и очень высокая температура?

4. Почему, несмотря на притяжение, между молекулами есть промежутки?

5. Чтобы в технике уменьшить трение, соприкасающиеся поверхности шлифуют. Почему не имеет особого смысла получать идеально гладкие поверхности?

 

 

ВАРИАНТ № 2

 

1. Почему два свинцовых бруска слипаются, если их соединить гладкими и чистыми срезами?

2. Почему при склеивании и паянии применяют жидкий клей и расплавленный припой?

3. Возьмите любой мяч. Нажмите на него пальцем и отпустите. Почему исчезла вмятина?

4. Почему не удается, сжимая твердые тела и жидкости, заметно уменьшить их объем?

5. Пилу изогнули дугой. Какие силы возникли на внешней и на внутренней поверхности пилы?

 

 

Самостоятельная работа по теме «Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов»

 

ВАРИАНТ № 1

 

1. В закупоренную бутылку наполовину налита вода. Можно ли утверждать, что в верхней половине бутылки воды нет?

2. Изменится ли объем газа, если его перекачать из сосуда меньшей емкости в сосуд большей емкостью?

3. Молекулы расположены так, что расстояния между ними меньше размеров самих молекул. Они сильно притягиваются друг к другу и колеблются около определенных положений. В каком состоянии находится вещество?

4. В каком состоянии - твердом или жидком: притяжение между молекулами свинца больше?

5. Летним вечером над болотом образовался туман. Какое это состояние воды?

 

ВАРИАНТ № 2

 

1. В помещениях, где пользуются эфиром, всегда чувствуется его запах. В каких агрегатных состояниях находится эфир в склянке и в окружающем пространстве?

2. В бутылке находится вода объемом 0, 5 л. Ее переливают в колбу вместимостью 1 л. Изменится ли при этом объем воды?

3. Молекулы расположены на больших расстояниях друг от друга, слабо взаимодействуют между собой, движутся хаотически. В каком состоянии находится вещество?

4. Отличаются ли при одинаковой температуре промежутки между молекулами воды и водяного пара?

5. К какому состоянию воды относится иней?

 

 

Контрольная работа по теме «Введение. Первоначальные сведения о строении вещества»

 

ВАРИАНТ № 1

 

А 1 Идеи о том, что вещество состоит из атомов, разделенных пустым пространством, в дошедших до нас письменных свидетельствах, высказаны
  1) Демокритом 2) Ньютоном 3) Менделеевым 4) Эйнштейном
А 2 Учительница вошла в класс. Ученик, сидящий на последней парте, почувствовал запах её духов через 10 с. Скорость распространения запаха духов в комнате определяется, в основном, скоростью
  1) испарения 2) диффузии 3) броуновского движения 4) конвекционного переноса воздуха
 
А 3 Верно (-ы) утверждение(-я): А. Соприкасающиеся полированные стекла сложно разъединить Б. Полированные стальные плитки могут слипаться  
  1) только А 2) только Б
  3) и А, и Б 4) ни А, ни Б
А 4 Какое из приведенных ниже высказываний относится к жидкому состоянию вещества?
  1) имеет собственную форму и объём 2) имеет собственный объём, но не имеет собственной формы 3) не имеет ни собственного объёма, ни собственной формы 4) имеет собственную форму, но не имеет собственного объёма
А 5 «Расстояние между соседними частицами вещества в среднем во много раз превышает размеры самих частиц». Это утверждение соответствует
  1) только модели строения газов 2) только модели строения жидкостей 3) модели строения газов и жидкостей 4) модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел
А 6 Укажите правильное (-ые) утверждение (-я) При переходе вещества из газообразного состояния в жидкое А. Уменьшается среднее расстояние между его молекулами Б. Молекулы начинают сильнее притягиваться друг к другу В. Появляется некоторая упорядоченность в расположении его молекул
  1) только А 2) только Б
  3) только В 4) А, Б и В
В 1 Установите соответствие между физическими понятиями и их примерами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.  
  ФИЗИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ПРИМЕРЫ  
  А) Физическое явление Б) Физическое тело В) Вещество 1) яблоко 2) медь 3) молния 4) скорость 5) секунда  
 
А Б В
     

 

 
           

 

  С 1   Определите предел измерений мензурки, цену деления и объём жидкости, налитой в мензурку      

 

 

Контрольная работа по теме «Введение. Первоначальные сведения о строении вещества»

 

ВАРИАНТ № 2

 

А 1 Невозможно бесконечно делить вещество на все более мелкие части. Каким из приведенных ниже положений можно объяснить этот факт?
  1) все тела состоят из частиц конечного размера 2) частицы вещества находятся в непрерывном хаотическом движении 3) давление газа обусловлено ударами молекул 4) между частицами вещества существуют силы притяжения
А 2 Если положить огурец в солёную воду, то через некоторое время он станет солёным. Выберите явление, которое обязательно придётся использовать при объяснении этого процесса.
  1) диффузия 2) конвекция
  3) химическая реакция 4) теплопроводность
А 3 Верно (-ы) утверждение(-я): А. На расстояниях, сравнимых с размерами самих молекул, заметнее проявляется отталкивание Б. При уменьшении промежутков между молекулами заметнее проявляется притяжение
  1) только А 2) только Б
  3) и А, и Б 4) ни А, ни Б
А 4 Какое из приведенных ниже высказываний относится к газообразному состоянию вещества?
  1) имеет собственную форму и объём 2) имеет собственный объём, но не имеет собственной формы 3) не имеет ни собственного объёма, ни собственной формы 4) имеет собственную форму, но не имеет собственного объёма
А 5 В каком состоянии находится вещество, если его молекулы достаточно близко расположены друг около друга, участвуют в скачкообразных движениях. При сжатии возникают силы отталкивания, которые мешают изменять объём.  
1) в газообразном 3) в жидком 2) в твердом 4) в газообразном или в жидком  
А 6 Укажите правильное (-ые) утверждение (-я) При переходе вещества из жидкого состояния в твердое А. Уменьшается среднее расстояние между его молекулами Б. Молекулы начинают сильнее притягиваться друг к другу В. Образуется кристаллическая решетка
  1) только А 2) только Б
  3) только В 4) А, Б и В
           

 

В 1 Установите соответствие между физическими понятиями и их примерами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
  ФИЗИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ПРИМЕРЫ
  А) Физическая величина Б) Единица измерения В) Измерительный прибор 1) минута 2) лед 3) время 4) испарение 5) весы
 
А Б В
     

 

 

 

  С 1   Определите предел измерений мензурки, цену деления и объём жидкости, налитой в мензурку      

 

Контрольная работа по теме «Ведение. Первоначальные сведения о строении вещества»

 

ВАРИАНТ № 3

 

А 1 Каким образом ученые смогли увидеть крупные молекулы?
  1) С помощью микроскопа 2) С помощью лупы 3) Молекулы сфотографировали с помощью электронного микроскопа 4) Среди ответов нет правильного
А 2 Явление диффузии в жидкостях свидетельствует о том, что молекулы жидкостей
  1) движутся хаотично 2) притягиваются друг у другу 3) состоят из атомов 4) колеблются около своих положений равновесия
А 3 Верно (-ы) утверждение(-я): А. На расстояниях, сравнимых с размерами самих молекул, заметнее проявляется притяжение Б. При уменьшении промежутков между молекулами заметнее проявляется отталкивание
  1) только А 2) только Б
  3) и А, и Б 4) ни А, ни Б
А 4 Какое общее свойство присуще твердым телам и жидкостям
  1) только наличие собственной формы 2) только наличие собственного объёма 3) наличие собственной формы и собственного объёма 4) отсутствие собственной формы
А 5 Расстояние между молекулами вещества много больше размеров самих молекул. Двигаясь во всех направлениях, и, почти не взаимодействуя друг с другом, молекулы быстро распределяются по всему сосуду. Какому состоянию вещества это соответствует?
  1) газообразному 2) жидкому
  3) твердому 4) жидкому и твердому
А 6 Укажите правильное (-ые) утверждение (-я) При переходе вещества из жидкого состояния в газообразное А. Увеличивается среднее расстояние между его молекулами Б. Молекулы почти перестают притягиваться друг к другу В. Полностью теряется упорядоченность в расположении его молекул
  1) только А 2) только Б
  3) только В 4) А, Б и В

 

В 1 Установите соответствие между физическими понятиями и их примерами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
  ФИЗИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ПРИМЕРЫ
  А) Физическое явление Б) Физическое тело В) Вещество 1) минута 2) вода 3) длина 4) радуга 5) снежинка
 
А Б В
     

 

 

  С 1   Определите предел измерений мензурки, цену деления и объём жидкости, налитой в мензурку      

 

 

Контрольная работа по теме «Введение. Первоначальные сведения о строении вещества»

 

ВАРИАНТ № 4

 

А 1 Верно(-ы) утверждение (-я) А. Все вещества состоят из молекул Б. Молекулы состоят из атомов  
  1) А 2) Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б  
А 2 Благодаря диффузии
  1) нагревается воздух в комнате при включенных батареях отопления 2) происходит движение влаги вверх по стеблю растения 3) распространяются запахи 4) растекается вода по поверхности стола
       
А 3 Верно(-ы) утверждение(-я): А. Благодаря взаимному отталкиванию молекул между ними существуют промежутки Б. Притяжение между молекулами становится заметным только на расстояниях сравнимых с размерами самих молекул
  1) только А 2) только Б
  3) и А, и Б 4) ни А, ни Б
А 4 Какое общее свойство присуще жидкостям и газам
  1) только наличие собственной формы 2) только наличие собственного объёма 3) наличие собственной формы и собственного объёма 4) отсутствие собственной формы
А 5 В жидкостях частицы совершают колебания возле положения равновесия, сталкиваясь с соседними частицами. Время от времени частица совершает прыжок к другому положению равновесия. Какое свойство жидкостей можно объяснить таким характером движения частиц?
  1) малую сжимаемость 2) текучесть 3) давление на дно сосуда 4) изменение объёма при нагревании
А 6 Укажите правильное(-ые) утверждение (-я) При переходе вещества из твердого состояния в жидкое А. Увеличивается среднее расстояние между его молекулами Б. Молекулы начинают сильнее притягиваться друг к другу В. Разрушается кристаллическая решетка
  1) только А 2) только Б
  3) только В 4) А и В

 

В 1 Установите соответствие между физическими понятиями и их примерами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
  ФИЗИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ПРИМЕРЫ
  А) Физическая величина Б) Единица измерения В) Измерительный прибор 1) эхо 2) водяной пар 3) килограмм 4) скорость 5) секундомер
 
А Б В
     

 

 

 

  С 1   Определите предел измерений мензурки, цену деления и объём жидкости, налитой в мензурку      

 

Контрольная работа по теме «Введение. Первоначальные сведения о строении вещества»

 

ВАРИАНТ № 5

 

А 1 Верно(-ы) утверждение (-я) А. Все вещества состоят из молекул Б. Все вещества состоят из атомов
  1) только А 2) только Б
  3) и А, и Б 4) ни А, ни Б
А 2 Почему в холодном помещении диффузия происходит медленнее, чем в теплом?
  1) увеличиваются промежутки между молекулами 2) увеличиваются скорости движения молекул 3) уменьшаются скорости движения молекул 4) изменяются размеры молекул
 
А 3 Ртутный термометр показал повышение температуры. Выберите верное (-ые) утверждение (-ия) А. Увеличились размеры молекул Б. Увеличились промежутки между молекулами
  1) только А 2) только Б
  3) и А, и Б 4) ни А, ни Б
А 4 Какое из приведенных ниже высказываний относится к твердому состоянию вещества?
  1) не имеет ни собственного объёма, ни собственной формы 2) имеет собственный объём, но не имеет собственной формы 3) имеет собственную форму и объём 4) имеет собственную форму, но не имеет собственного объёма
А 5 Молекулы газа
  1) движутся равномерно и прямолинейно между столкновениями 2) колеблются вблизи положения равновесия 3) неподвижны 4) колеблются вблизи положения равновесия и могут совершать перескоки
А 6 Укажите правильное (-ые) утверждение (-я) При переходе вещества из жидкого состояния в газообразное А. Уменьшается среднее расстояние между его молекулами Б. Молекулы почти перестают притягиваться друг к другу В. Полностью теряется упорядоченность в расположении его молекул
  1) только А 2) только Б
  3) только В 4) Б и В

 

 

В 1 Установите соответствие между физическими понятиями и их примерами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
  ФИЗИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ПРИМЕРЫ
  А) Физическое явление Б) Физическое тело В) Вещество 1) сутки 2) автомобиль 3) эхо 4) серебро 5) масса
 
А Б В
     

 

 

 

  С 1   Определите предел измерений мензурки, цену деления и объём жидкости, налитой в мензурку      

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.