Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика организации творческой деятельности учащихся.






Организация художественно-творческой деятельности школьников представляет собой порядок взаимодействия учителя и школьников в соответствии с целями образования:

· учебный процесс строится на основе гуманизации;

· создается художественно обогащенная педагогическая среда, предполагающая сотворчество и творческую атмосферу;

· освоение содержания образования предметов художественно-эстетического цикла происходит с опорой на художественно-творческую деятельность детей;

· художественно-творческая деятельность организована как взаимодействие детей и педагогов в учебном процессе и во внеурочное время;

· процесс обучения детей художественно-творческой деятельности строится на основе их субъектного опыта.

К ассоциативно-образному мышлению исследователи относят поэтическое мышление, результатом которого является создание литературных произведений, любой процесс отображения окружающей действительности в образах, включающий элементы субъективно-авторского видения мира, осуществляемого через призму индивидуального сознания. «Неудобство» ассоциативно-образного мышления заключается в его комплексности и непредсказуемости, получаемых с его помощью результатов, но как раз эти качества: комплексность и непредсказуемость, так же, как способность к логическому анализу, составляют основу человеческой психики. Ассоциативно-образное мышление – это высшая ступень познания человеком действительности, чувственных ощущений, восприятия и представлений в образах.

Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли – сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов. Ассоциативно-образное мышление будущего педагога выступает главным образом как решение учебных и воспитательных задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются жизнью, педагогическая реальность. Решение педагогических задач позволяет получить новое педагогическое знание.

Художественное осознание мира в образах, как и научное мышление, направлено на познание сущности окружающей человека действительности. Но в отличие от науки, отражающей действительность в форме логических обобщений (отвлеченное понятие, закон, категория), образ искусства воспроизводит общее в форме конкретного, индивидуального.

Методы контроля и самоконтроля в обучении – методы получения информации учителем и обучающимися о результативности процесса обучения. Позволяют установить, насколько готовы учащиеся к восприятию и усвоению новых знаний, выявить причины их затруднений и ошибок, определить эффективность организации, методов и средств обучения и т.д. Подразделяются на устные (индивидуальный, фронтальный и уплотненный опросы); письменные (письменные работы, диктанты, изложения, сочинения, рефераты и т.п.); практические (практические работы, опыты); графические (графики, схемы, таблицы); программированные (безмашинные, машинные); наблюдение; самоконтроль.

В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная:

Текущий контроль проводится в течение всего обучения, на каждом уроке, причем почти на каждом его этапе.

Тематический контроль выясняется усвоение учащимися основных положений темы. На основе результатов тематического контроля, включая результаты контрольной работы по теме, выставляются оценки за четверть, полугодие, учебный год.

Итоговый контроль носит более специализированный характер. Он проводится в форме экзаменов или годовых контрольных работ. На итоговых испытаниях проверяются знания по важнейшим разделам и темам курса или курсу в целом.

Методы проблемного обучения:

1. Монологический: вербальное изложение учителем учебного материала, описательное объяснение фактов;

2. Показательный метод обучения: показывается образец доказательства, рассуждений, путь поиска истины, способы решения практической проблемы;

3. Диалогический метод: изложение учебного материала идет в форме сообщающей беседы;

4. Эвристический метод: организация учителем изучения учебного материала в форме эвристической беседы;

5. Исследовательский метод: преподаватель организует самостоятельную работу учащихся по изучению нового знания, предлагая им задания проблемного характера и разрабатывая совместно с ними цель работы;

6. Алгоритмический метод: устное инструктирование учащихся; показ образца действия и алгоритма (совокупности правил и предписаний) его выполнения; организация лабораторных и практических работ по инструкциям;

7. Программированный метод: машинное и безмашинное программирование учебного материала с постановкой вопросов и заданий учащимся для самостоятельного усвоения знаний и способов действий; обучение навыкам самоконтроля, работы с компьютером;

Игровые методы: игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими.

IV группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых.

V группа игр - интеллектуальные – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.