Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава III. Программа развития чувства ритма детей старшего дошкольного возраста в музыкально-ритмической деятельности






 

3.1. Пояснительный записка

Формирование у дошкольников музыкально-двигательного, в том числе чувства ритма является одной из программных задач воспитания в детском саду.

Практика музыкального восприятия дошкольников давно уже ориентирует детей на то, чтобы отражать в движениях не только ритм музыки, но и ее интонации, характер, образное содержание.

Танцевальное (ритмическое) движение – это один из наиболее продуктивных видов музыкального деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности, чувства ритма.

Основной задачей танца для дошкольников является приобщение детей к танцевальному искусству, воспитание у детей способности к более глубокому восприятию музыки, развитие музыкальных способностей, формирование эстетического вкуса и интересов.

Сочетание музыки и движения помогает преодолеть недостатки психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей. С помощью музыкально-ритмических движений, можно компенсировать двигательный и эмоциональный дефицит, учить детей владеть свои телом, формировать умение дифференцировать движения в пространстве, управлять темпом движения и подчинять свои движения музыке, придавая им выразительность и уверенность. Умение передать свои чувства и переживания с помощью красивых жестов, движений, поз, мимики без излишнего напряжения и составляют двигательную культуру человека. Основной ее является мышечное чувство, которое и вырабатывается в ходе занятий музыкальной ритмикой.

Актуальность разработки данной темы обусловлена недостаточностью изученности проблемы использования музыкально-ритмической деятельности как средства развития чувства ритма детей старшего дошкольного возраста, а также данными, полученными в ходе проведения констатирующего эксперимента.

На основе результатов констатирующего эксперимента нами была составлена программа, проведен особый отбор музыкально-подвижных игр, ритмических движений, танцевальных движений, в которой предусматривается вариативность в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

 

3.2. Содержание программы развития чувства ритма детей старшего дошкольного возраста в музыкально-ритмической деятельности

Цель программы: развитие чувства ритма старших дошкольников в музыкально-ритмической деятельности.

Развивать чувство ритма, темпа, динамику, форму, характер музыкального произведения, координацию и свободу движений;

Учить понимать и активно использовать в речи направление своего движения.

Учить выполнять действия в соответствии с инструкциями педагога.

Развивать мелкую моторику, координацию движения и речи.

В программу вошли следующие разделы (Приложение к программе):

1 раздел – «Разминка» - направлена на разогрев мышц, подготовку детей к движению.

2 раздел – «Приветствие» - направлено на создание благоприятной обстановки на занятии, является условием для получения детьми удовольствия от процесса общения, помогают детям преодолеть страх перед общением со сверстниками, вступлением в контакт со взрослыми.

3 раздела – «Пальчиковые игры» - служат основной для ручной умелости, координации движения рук. Упражнения, превращенные в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию; развивают чувство ритма, способность к словесному выражению пространственных отношений.

4 раздел – «Танцевальная композиция» - развивает музыкальный слух, чувство ритма, умение с помощью жестов, мимики, пантомимики, в танце передавать музыкальный образ.

5 раздел – «Музыкально-подвижные игры» - являются ведущим видом деятельности на занятии. Здесь используются приему имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, музыкально-ритмические упражнения; игры по словесной инструкции.

6 раздел – «Ритм в стихах» - «Музыкальные инструменты» - развитие ритмического слуха, активизация памяти и закрепление ритма в передаче движения.

7 раздел – «Музыкально-двигательные фантазии» - двигательная импровизация под музыку, проводится в конце занятия и прививает детям любовь к музыке, желание ее слушать, развивает умение свободно и красиво двигаться под музыку.

Работа по развитию чувства ритма представлено в каждом разделе программы. Для этого используется следующие игры и упражнения направленные на развитие чувства ритма:

Музыкальный материал рассчитан на активное участие ребенка, который является не пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса.

Нами предполагалась работа с обязательным включением, музыкального руководителя, воспитателя и психолога (Таблица 1):

 

 

Таблица 1

Музыкальный руководитель Воспитатель Психолог
Проведение занятий по музыкально-ритмической деятельности. Сопровождение детей на занятиях по музыкально-ритмической деятельности, выполнение указаний музыкального руководителя. Проведение игр с детьми в свободное время. Знакомство с методиками и результатами диагностики. Включает в свои занятия музыкальные игры как повторение и закрепление, наблюдает за эмоциональным состоянием детей.
Разминка. Приветствие. Пальчиковая гимнастика. Танцевальная композиция. Музыкально-подвижные игры. Ритм в стихах. Музыкально-двигательные фантазии. Пальчиковая гимнастика. Музыкально-подвижные игры. Игры по словесной инструкции. Пальчиковая гимнастика. Музыкально-подвижные игры. Музыкально-двигательные фантазии.  

 

Занятия музыкально-ритмической деятельностью проводили музыкальный руководитель совместно с воспитателем. Занятия проходили в форме групповых занятий в музыкальном зале, оснащенным необходимым оборудованием. Индивидуальная форма занятий проводилась с детьми, которые пропускали занятия или не справлялись с предложенными заданиями. Занятия строились с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Развивающая работа проводилась не только на специально организованных занятиях, но и была включена в режимные моменты.

В ходе занятий создавались такие условия, чтобы у детей вырабатывалась установка на успех, на принятие помощи взрослого. Исключительное значение имело непосредственное участие педагога в играх и упражнениях, позволяющее осуществлять не только руководство деятельностью детей, поддерживать их активность и самостоятельность, но и установить доверительные отношения с каждым ребенком.

Содержание и структура занятий были вариативными, с использованием наглядного материала, костюмов, музыкальных инструментов.

При разработке содержания программы мы опирались на следующие принципы:

1. Принцип доступности и индивидуальности: учет возрастных особенностей, возможностей ребенка, индивидуальный подход к каждому.

2. Принцип постепенного повышения требований: выполнение ребенком более трудных, новых заданий.

3. Принцип систематичности: непрерывность, регулярность занятий.

4. Игровой принцип: является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

5. Принцип повторяемости материала: повторение вырабатываемых двигательных навыков.

6. Принцип наглядности: иллюстрации, картинки, практический показ движений.

Программа была апробирована на базе в подготовительной группе в течении 3 месяцев, занятия проводились один раз в неделю.

Продолжительность занятия – 30-35 минут.

В Приложении 7 представлены конспекты занятий.

 

3.3. Результаты работы по развитию чувства ритма в музыкально-ритмической деятельности детей старшего возраста

Для проверки эффективности проделанной нами работы был проведен контрольный эксперимент.

Цель контрольного эксперимента: определение эффективности программы и подтверждение гипотезы.

Задачи контрольного эксперимента:

1. Выявить динамику уровня развития чувства ритма у старших дошкольников по сравнению с исходным уровнем развития и музыкальных способностей.

2. Проанализировать результативность развивающей программы.

3. Для выявления динамики развития чувства ритма и музыкальных способностей, мы использовали те же диагностические задания, что и в констатирующем эксперименте. Исследование проводились с детьми в апреле 2014 года (результаты см. в Приложении 6, 7).

 

Сравнительный анализ среднего балла диагностики уровня чувства ритма до и после развивающей работы показал положительную динамику в каждом задании.

«Соответствие ритма движений ритму музыки» показал хорошую динамику: 60% детей стали ритмичнее двигаться, четко выполнять движения; дети старались выполнять задание «Координация движений и внимания», высокий уровень показали 20% после проведения развивающей работы. Дети стали более точно воспроизводить ритмическое рисунки, стали раскованными в своих движениях. В заданиях с музыкой дети слушали, двигались в соответствии с музыкой. Стали выполнять задания более свободнее и увереннее (Приложения 6).

Диаграмма 7

После проведения развивающей работы произошли следующие изменения: в группе появились дети с высоким уровнем развития чувства ритма – 6 (60%), средний уровень – 3 (30%) и низкий уровень – 1 (10%).

Настя Анцыгина перешла на средний уровень развития, а Валера Копытов остался на низком уровне развития. Подробную таблицу результатов смотри в Приложении 6.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.