Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Курсовая работа. По дисциплине «экономическая теория»

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему: Цена и ценообразование в рыночной экономике

Выполнила студентка

1 курса гр. 222 специальности

080502.65 Экономика, анализ и планирование на предприятии

СибатоваА.Х.

 

 

Руководитель: к.э.н., доцент

Уразбахтина Н.З.

 

 

Казань



СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение  
1Теоретические основы цены и ценообразования  
1.1 Цена как экономическая категория, виды и функции цены  
1.2Сущность и методы ценообразования  
2 Ценообразование в российской экономике  
2.1 Особенности ценообразования в российской экономике  
2.2 Государственное регулирование процесса ценообразования  
Заключение  
Список использованных источников  

 



ВВЕДЕНИЕ

 

Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.

Особенно велика их роль в рыночной экономике, где свободные цены выступают основным регулятором пропорций общественного воспроизводства, хозяйственных отношений. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка.

В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, как правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так, то просто сделать, потому, что на цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Следовательно, предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать все факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену таким образом, чтобы получить прибыль.

Цена - один из критериев, определяющих покупательские восприятия. Она влияет на решение о покупке товаров, оказывает влияние на прибыль торгового предприятия и находится в тесном взаимодействии с факторами рынка. Цена в условиях рынка выступает как действительное средство в конкурентной борьбе за покупателей, предопределяет объемы производства и продажи товаров, влияет на поведение покупателей и их платежеспособности.

В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие составляющие. С одной стороны это сами цены, их структура, величина, динамика изменения, а с другой - ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование выступает активной, задающей частью ценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет величину цены.

Целью данной курсовой работы является изучение цены и ценообразования в рыночной экономике.

Задачи курсовой работы:

- изучение цены как экономической категории с точки зрения различных теоретических подходов;

- изучение функций и видов цен в экономике, а также рассмотрение основных этапов ценообразования;

- рассмотрение особенностей ценообразования в российской экономике.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

1 Теоретические основы цены и ценообразования

1.1 Цена как экономическая категория, виды и функции цены

 

Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена – сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию ВВП и национального дохода.[3, с.132]

Цена - это количество денег, которое покупатель платит, а продавец получает за единицу товара. Цены, действующие в экономике, взаимосвязаны и образуют единую систему, постоянно видоизменяющуюся под воздействием различных факторов. Систему цен составляет совокупность национальных цен, т.е. цен внутреннего рынка, и мировых цен.[6, c.154]

На основе цен осуществляется оборот общественного продукта между сферами производства и потребления, отраслями материального производства и непроизводственной сферы, отдельными предприятиями с различными формами собственности, а также производится перераспределение национального дохода путём формирования системы налогообложения и одновременно вводятся более низкие цены на отдельные виды детских и других товаров.

Взаимозависимость цен, формирующих систему цен, обусловлена следующими факторами:

- единым процессом формирования цен в производстве, так как применяется единая методологическая основа, действующая по законам стоимости, спроса и предложения;

- взаимозависимостью хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений.

- взаимосвязанностью всех элементов рыночного механизма. В частности, поставщики, производители, посредники, потребители взаимодействуют между собой, образуя единый хозяйственный комплекс.

Система цен характеризуются такими параметрами, как уровень цен,

структура цен и динамика цен.

Уровень цены является ориентиром для производителя. Уровень цен - это средневзвешенное значение цен, уплачиваемых за услуги и товары, произведенные внутри страны.

Структурой цены - составляющие элементы цены, такие, как себестоимость, прибыль, косвенные налоги. Она показывает соотношение этих элементов в процентах или долях.[9, c.36]

Динамика цен - это характер изменения цен во времени.

Себестоимость является основным структурным элементом цены товара.

Затраты, входящие в себестоимость продукции, группируются следующим образом (гл. 25 ПК РФ):

- материальные затраты (без стоимости возвратных отходов);

- амортизационные отчисления;

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- прочие затраты.

Прибыль от реализации продукции — следующий структурный элемент цены. Она определяется как разность между чистой выручкой от реализации продукции без учета налогов, платежей, отчислений и сборов, не относящихся на себестоимость, и затратами на их производство и реализацию.

Цена выступает в разных формах — в виде оптовой или розничной цены на товар, коммунальные и прочие услуги, в виде тарифа на транспортные, в виде торговой наценки, в виде банковского процента и т. п. Понижение или повышение одной цены вызывает изменения в уровне других цен.

Цена определяет объем продаж товара, выручку от реализации, массу прибыли, и в итоге конкурентоспособность и ее финансовую устойчивость (способность поддерживать непрерывную деятельность в заданном объеме, расплачиваться с долгами, осуществлять инновации и т. д.).

Цены имеют множество назначений, выполняют ряд функций, характеризующих их роль в экономике. Первичной функцией цены следует считать измерительную. Посредством цены реализуется измерительная функция денег. Благодаря цене удается измерить количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за товар. На основе цены рабочей силы, труда измеряется, например, заработная плата. По цене товара устанавливается денежная стоимость покупки.

К измерительной функции цены близка соизмерительная, заключающаяся в сопоставлении ценностей разных товаров. Сравнивая цены, мы получаем возможность различать более и менее дорогие товары. Если цена отражает качество, то благодаря ней удается различать лучшие и худшие товары, редкие и распространенные блага.

Сущность учетной функции заключается в реальности отражения в цене общественно-необходимых затрат труда на производство и реализацию продукции. В учетной функции цена служит средством исчисления всех основных стоимостных показателей в экономике — валового внутреннего продукта, национального дохода, объема инвестиций, товарооборотаобъема производства по отраслям. Следовательно, цена определяет и показатели эффективности производительность, фондоотдачу и т.п.

Суть распределительной функции заключается в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями, секторами национальной экономики, регионами, фондами накопления потребления, социальными группами населения. Эта функция реализуется через включение в себестоимость многих налогов, которые затем становятся источником накопления дорожных, пенсионных и прочих фондов, а также через включение в цену косвенных налогов (в том числе налога на добавленную стоимость и акцизов), во многом формирующих государственный бюджет.

Из перечисленных функций цен вытекает возможность их использования в качестве инструмента регулирования экономических процессов производства, обмена, потребления товаров и услуг. В рыночной экономике цены представляют основной и инструмент уравновешивания спроса и предложения, увязывающий реакцию потребителя (покупателя) с денежным запросом производителя или продавца. При этом характерно, что сама цена рождается в процессе регулирования. Поэтому, точнее было бы говорить о саморегулировании товарно-денежных процессов с помощью рыночных цен. В рыночной экономике функции регулирования насильно навязываются ценами, которые сами навязываются экономике государственными органа. Такая искусственность делает назначаемые государством цены малоэффективным средством балансирования доходов и расходов, а в более широком смысле - регулирования экономики. В то же время в условиях ценовых вспышек, вздутия цен продавцами, острого товарного дефицита социально важных товаров государственное регулирование цен становится необходимым и неизбежным.

Цена выполняет очень важную социальную функцию. С ценами и их изменением связаны структура и объем потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Социальная реакция людей на уровень цен и его изменение чувствительна и высока. Укоренилось распространенное среди населения мнение, что рост розничных цен на потребительские товары и услуги ухудшает уровень жизни, тогда как снижение цен заведомо улучшает жизнь. При этом обычно не принимаются во внимание другие факторы, такие, как уровень доходов, структура потребления, насыщенность рынка товарами, цены на товары-заменители.

Наряду с внутренними функциями, реализуемыми в пределах хозяйства страны, цены выполняют внешнеэкономические функции, выступая в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.

Как в нерыночной, так и в рыночной экономике цены выполняют стимулирующую функцию, влияя на заинтересованность производителей в повышении объемов производства и качества продукции во имя увеличения суммы, вырученной от продаж. Механизм этого влияния пролегает через желание производителя увеличивать цены, а посредством их — доход и прибыль. Существенная разница между проявлением этой функции в рыночной конкурентной и неконкурентной экономике в том, что в первой производитель стремится увеличивать и количество продаваемого товара, и качество, и цену, а во второй — только цену. Эта особенность проявилась после либерализации, раскрепощения цен в России в связи с переходом к рыночным отношениям.

В рыночной экономике цены разгружены от ряда функций, например плановой, и играют в основном роль рыночных регуляторов. Насилие над ценами ни к чему хорошему не приводит. Цена есть объективная категория, ее величина обусловлена действием законов спроса, предложения и денежного обращения. Нарушение экономических законов, установление в административном порядке желаемых низких цен побуждает экономику реагировать на подобные действия дефицитом, инфляцией, спекуляцией, социальной несправедливостью.[2, c.58]

Тем не менее, и в условиях рыночной экономики не удается избежать регулирующего воздействия государства на цены, приходится использовать ценовой механизм, включающий элементы государственного вмешательства в процесс ценообразования.

Существует значительное разнообразие видов цен, различающихся по целому ряду признаков. Механизм формирования цен определяется степенью влияния центральных и местных органов управления, в соответствии, с чем выделяются три основные классификационные группы цен - свободные, регулируемые, фиксированные.

Свободные цены формируются при реализации товаров под воздействием спроса и предложения независимо от влияния государственных органов управления. При их установлении соблюдается только формальная процедура: продавец обязан согласовать с покупателем цены поставляемой продукции, а также уведомить покупателей о стоимости своих товаров и услуг.

Государство в лице уполномоченных органов управления может воздействовать на уровень свободных цен лишь косвенно, например путем влияния на конъюнктуру рынка, введения ряда налоговых льгот или их упразднения, повышения банковского процента, запрета на недобросовестную рекламу и т.д.

Свободные отпускные цены и различные тарифы фиксируются в протоколе согласования, который подписывают руководители предприятия-продавца и предприятия-потребителя, в договорах или контрактах на поставку товара и других документах. На предприятиях торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения на каждое наименование товара должен быть составлен реестр свободных розничных цен по установленной форме.

Предприятия оптовой торговли, а также оптово-посреднические, снабженческо-сбытовые, заготовительные, торгово-закупочные предприятия, осуществляющие закупку, хранение и продажу продукции, реализуют ее по свободным ценам, устанавливаемым по согласованию с потребителем, исходя из сложившегося спроса и предложения, а также потребительских свойств продукции. В свободной цене на продукцию учитываются: цена предприятия-изготовителя, или цена закупки, а также затраты предприятий-посредников и доля прибыли.

Свободные розничные цены и тарифы на товары и услуги, реализуемые населению через предприятия розничной торговли, определяются ими самостоятельно в соответствии с конъюнктурой рынка, исходя из свободной оптовой (отпускной) цены изготовителя или цены предприятий-посредников с учетом косвенных налогов и торговой надбавки, в которую входят издержки обращения и прибыль предприятия торговли.

Свободные оптовые (отпускные) цены на импортную продукцию устанавливаются закупающими ее у иностранных поставщиков предприятиями в соответствии с конъюнктурой рынка. В этих ценах учитываются импортная надбавка, а также налог на импорт в размере установленных ставок, таможенная пошлина и возможное вознаграждение внешнеэкономическим и другим организациям, осуществляющим закупки товаров.

Регулируемые цены — это цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения и устанавливаемые соответствующими государственными органами управления — Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления посредством прямого ограничения их уровня или введения нормативов и норм. Регулируемые цены в свою очередь подразделяются на рекомендуемые, гарантированные, залоговые, лимитные, пороговые.[14, c.96]

Фиксированные цены устанавливаются на определенном уровне и формируются на базе нормативного подхода, который предполагает фиксацию слагаемых цены — себестоимости и прибыли. Такие цены устанавливаются государственными органами управления на ограниченный перечень товаров и услуг, а их изменение возможно только по решению государственного органа или субъекта рынка, утвердившего их.

Договорные цены широко применяются при составлении контракта в зависимости от методов взаимного согласования и определения уровня цен продукции между продавцом и покупателем. Эти цены позволяют учитывать интересы сторон, но требуют обязательного соблюдения правил, разрабатываемых органами ценообразования по их согласованию, введению и применению. Договорные цены устанавливаются на уровне как министерств и ведомств, так и отдельных фирм, предприятий и т.п. Эти цены могут отличаться от свободных цен рынка.

В зависимости от вида выпускаемой продукции договорные цены определяются:

- исходя из уровня цен на аналогичные изделия и потребительских свойств, эффективности применения новой продукции при взаимном согласии сторон;

- на основе расчета экономически обоснованных производственных затрат и на реализацию продукции и рентабельности по отношению к плановой себестоимости на текущий год в целом по предприятию;

- согласно информации об уровне цен на данную продукцию, публикуемой в официальной печати.

В зависимости от экономических признаков и особенностей выпускаемой продукции все цены на товары (услуги, работы) классифицируются следующим образом: оптовые цены продукции промышленности; закупочные цены; розничные цены; цены продукции строительства; тарифы пассажирского грузового транспорта; тарифы на услуги, оказываемые населению; цены, используемые во внешнеторговом обороте, а также используемые в международной коммерческой деятельности.

Оптовые цены продукции промышленности — это цены, по которым продукция предприятий реализуется или закупается крупными партиями в порядке оптового оборота. По этим ценам осуществляется реализация продукции и оптовым предприятиям-посредникам. данные цены в свою очередь подразделяются на два подвида:

- оптовые (отпускные) цены предприятия — цены изготовителя продукции;

- оптовые (отпускные) цены предприятия — цены закупки продукции с НДС посредников.

Оптовые (отпускные) цены предприятия — это цены изготовителя продукции, по которым предприятие-производитель реализует произведенную продукцию оптово-сбытовым и снабженческо-сбытовым заготовительным и торгово-закупочным предприятиям, оптово-посредническим базам.

Следует отметить, что оптовая цена устанавливается на товары производственно-технического назначения, а отпускная — на товары народного потребления.

В структуру оптовой (отпускной) цены предприятия входят: издержки производства, т.е. себестоимость продукции; прибыль предприятия; надбавки или скидки к цене; акциз, если товар является подакцизным; налог на добавленную стоимость.

Внутрифирменная цена является разновидностью оптовой цены предприятия и используется при товарообменных операциях. Она обычно применяется при коммерческих операциях между дочерними подразделениями, входящими в одну компанию, в целях увеличения прибыли подразделений и головного предприятия, а также повышения конкурентоспособности компании.

Снабженческо-сбытовая надбавка — это расходы по закупке, хранению, подсортировке, комплектации, фасовке, транспортированию и реализации продукции, а также сумма прибыли.

Биржевая цена, будучи разновидностью оптовой цены предприятия, складывается из биржевой котировки (цены реального контракта, служащей ориентиром для определения цен товаров, реализуемых по обычным договорам и контрактам) и надбавок или скидок с нее в зависимости от удаленности от места поставки и качества товара.

Закупочные (оптовые) цены — цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскими товаропроизводителями — совхозами, колхозами, фермерскими хозяйствами и населением государственным и коммерческим организациям для потребления и переработки.

В состав закупочной цены входят издержки производства, прибыль сельскохозяйственной организации, надбавки к цене. В свободные закупочные отпускные цены посреднической организации дополнительно включаются издержки оптово-посреднической, заготовительной, торгово-закупочной организации и ее прибыль.

По закупочным ценам государство приобретает сельскохозяйственные продукты и другие виды товаров у производителей для государственных нужд и для поддержания сельскохозяйственного производства. Реализация сельскохозяйственной продукции негосударственным структурам, как правило, осуществляется по договорным закупочным ценам, устанавливаемым на основе соглашения сторон в зависимости от конъюнктуры рынка. Особенностью закупочной цены является то, что в ее структуре нет косвенных налогов, таких, как НДС и акциз. Уровень закупочных цен зависит от уровня отпускных цен промышленной продукции, поставляемой сельскому хозяйству, тарифов на услуги, налогов, эффективности работы самих сельских товаропроизводителей, спроса и предложения.

Розничные цены- это цены продажи, по которым товары реализуются в розничной торговой сети конечному потребителю. В состав розничной цены входят отпускная цена промышленности, торговые надбавки, представляющие собой издержки обращения торговых, заготовительно-сбытовых предприятий и их прибыль, и косвенные налоги.

Торговые надбавки (наценки) и скидки предназначены для покрытия расходов (возмещения издержек обращения предприятий торговли) и образования прибыли.

Торговые надбавки (наценки) дифференцированы по отдельным товарным группам, географическим районам и устанавливаются в размере 20 % и более самостоятельно предприятиями торговли с учетом спроса и предложения, но не выше предельных величин и являются источником получения валового дохода предприятий торговли. Прибыль равна разности между валовым доходом и издержками обращения.

Прейскурантная цена- справочная цена на товары и услуги. Тарифы пассажирского и грузового транспорта- цены за перевозки пассажиров, багажа, грузов, которые взимаются транспортными организациями с населения и отправителей грузов.

Тарифы на услуги, оказываемые населению, - цены, по которым предприятия реализуют услуги, оказываемые населению. По сути, эти тарифы являются розничными ценами и формируются в установленном порядке. На большинство видов услуг применяются рыночные тарифы, компенсирующие издержки производства и включающие в себя прибыль с учетом спроса, а также налог на добавленную стоимость.

Мировые цены используются в международной торговле, отражая специфику условий, места, времени торговых сделок. В основе мировой цены лежат средние издержки производства основных производителей определенного вида продукции. Мировая цена формируется по результатам крупных сделок на мировом рынке или на международных ярмарках.

Мировая цена должна удовлетворять двум основным требованиям: во-первых, быть доступной для любого продавца или покупателя, имеющего намерение участвовать в торговых операциях в сфере международного обмена; во-вторых, быть представительной для мирового товарооборота.

На практике мировые цены определяются на основе информации о международной торговле, включающей счета- контракты и справочные цены. В качестве цен мирового рынка часто используются экспортные и импортные цены.

Установление цен экспортной и импортной продукции является одной из важнейших частей любого контракта на ее поставку. При определении цены в контракте в первую очередь необходимо оговорить базисные условия поставок товара, которые существенным образом влияют на ее уровень.

Базисная цена- это цена, установленная для наиболее известной марки товара; обычно она привязывается к показателям качества, принятым за базисные. Возможны отклонения от базисного качества, и поэтому разрабатывается шкала надбавок и скидок, на основе которой определяются цены на товары более высокого качества.

В международной торговле за базу принимается точка отсчета при определении индекса цен. Эти цены публикуются в международной и национальной статистике и периодических изданиях ООН.

Цена в контракте зависит от вида базисных условий и обязанностей продавца в соответствии с ними. Поэтому в контракте обязательно должна присутствовать ссылка на перечень международных правил, объясняющих базисные условия согласно внешнеторговой терминологии, т.е. на сборник «Инкотермс».

В международной практике торговли различают несколько видов цен, фиксируемых в контракте:

- твердая (постоянная) цена - цена, устанавливаемая при заключении договора и остающаяся неизменной в течение всего срока действия данного договора;

- текущая цена - цена товара, установленная на рынке в текущий момент времени. В целях стабилизации торговли мировая практика установила, что предел отклонения контрактной цены от рыночной не должен превышать 2-5%. Эта цена обычно используется в долгосрочных торговых соглашениях на поставку сырья, промышленных и продовольственных товаров;

- скользящая цена — цена, исчисляемая в момент исполнения контракта путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства за период времени, необходимый для изготовления продукции. Обычно данная цена устанавливается на изделия с длительным сроком изготовления и позволяет учитывать изменения, происходящие в издержках производства. В этом случае при подписании договора фиксируется базисная цена, являющаяся базовой для расчета. Скользящие цены рассчитываются на основе принципа скольжения, который специально оговаривается в контракте на определенную дату. Европейская экономическая комиссия рекомендовала следующую формулу для расчета скользящей цены:

С=Сб(К+ХМ/Мб+УЗ/Зб+…..) (1.1.1)

где С — окончательная скользящая цена; Сб — базисная цена, установленная на день заключения контракта или дату выдвижения коммерческого предложения; К— коэффициент торможения (постоянная величина), принимаемый обычно в пределах 0, 1—0, 2 и отражающий переносимую на готовое изделие фондов, планируемую прибыль, накладные расходы и проч.; Х и У—доли расходов соответственно на материалы и заработную плату; М и Мб — индексы цен материалов (для производства продукции) на период их закупки и установления базисной цены; З и Зб — индексы заработной платы в отрасли, производящей данную продукцию, на периоды пересчета цены и установления базисной цены.

В данной формуле сомножитель в круглых скобках называется переменной частью цены, которая определяется на период изготовления или поставки товара. Многоточие в переменной части означает, что она может быть расширена за счет включения других расходов, например затрат на электроэнергию или приобретение полуфабрикатов и т.д. Индексы изменения цен и ставок заработной платы в большинстве развитых стран мира публикуются в экономических сборниках (справочниках), поэтому в контракте обязательно указывается использованное издание.

На дату составления коммерческого предложения цена определяется по следующей формуле:

С= СбК+СбХ+СбУ (1.1.2)

Эта формула расчета исходной цены должна быть использована продавцом товара на стадии выставления ориентировочного счета, обязательно сопровождающего коммерческие предложения.

Экспортная цена товара — цена, устанавливаемая на вывозимый из страны товар. Она состоит из множества переменных составляющих, различных величин для разных рынков. В цену не должны включаться затраты на рекламу или стимулирование сбыта продукции, поскольку они возникают лишь при его продаже на внутреннем рынке.

Импортная цена товара — цена, которая запрашивается импортером конкретного товара у ведущих производителей этого товара с учетом технико-экономических требований и условий поставки.

Полученные коммерческие предложения (оферты) заносятся в специальную таблицу по всем предлагаемым технико-экономическим параметрам, условиям поставки и ценам. Затем все указанные сведения приводятся к единому базису, в результате чего получается приведенная цена товара каждой фирмы.

Поправки на уторговывание- скидки с первоначальной цены предложения, как правило, завышенной продавцом. Скидка с цены на уторговывание носит субъективный характер и определяется исходя из практики торговли данной фирмы. Скидка составляет от 10 до 50 % и реально зависит от технико-экономических параметров сопоставляемых товаров, оценки их конкурентоспособности, тактики ведения переговоров и подхода к расчетам всех поправок.

Поправки на сроки поставки позволяют учитывать в издержках производства динамику номинальной заработной платы и цен материалов за период изготовления продукции, если ее производство имеет длительные сроки, и темпы инфляции в стране.

Поправки на серийность (количество) связаны со снижением издержек производства и обращения (на единицу выпускаемой продукции) при увеличении объема производства и реализации товара. Эти скидки особенно важны при заказах не массовой, а нестандартной уникальной продукции.

Поправки на условия платежа зависят от того, кто кого кредитует: покупатель продавца, давая аванс, или продавец покупателя, предоставляя фирменный кредит в виде рассрочки платежа. Например, при платеже наличными деньгами цены, как правило, ниже на сумму банковского процента. Различные формы расчетов (перевод, инкассо, аккредитив, чек) также оказывают влияние на цену, поскольку в той или иной степени являются элементом кредитования.

Поправки на скольжение применяются при расчете рассмотренных выше скользящих цен.

Пересчет импортных цен на валюту предстоящей сделки производится в том случае, если цены указаны в разных валютах. Он осуществляется по рыночному курсу или курсу Центробанка России на дату продажи.

Инвойсные цены. Цены, используемые во внешнеторговом обороте, отражают внешнеэкономические связи государства с другими государствами и зависят от цен мировых рынков, которые формируются под воздействием спроса и предложения товаров на них, колебаний валютных курсов, инфляции, воздействия государственных органов. Для экспортных товаров характерны следующие основные цены: франко-станция отправления (порт отгрузки); франко-станция назначения (порт поставки) и другие с учетом базисных условий поставки (отправки) товаров.

 

1.2Сущность и методы ценообразования

 

В целом все методы ценообразования могут быть разделены на три основные группы в зависимости от того, на что в большей степени ориентируется продавец при выборе того или иного метода:

- на издержки производства - затратные методы;

- на конъюнктуру рынка - рыночные методы, которые в свою очередь разделяются еще на две подгруппы в зависимости от отношения потребителя к товару - методы с ориентацией на потребителя; от конкурентной ситуации на рынке - методы с ориентацией на конкурентов (в том числе методы на основе вос- принимаемой ценности товара и методы с ориентацией на спрос);

- на нормативы затрат на техникоэкономические параметры продукции - параметрические методы.

Риунок 1.1.1 - Методы ценообразования

 

Затратные методы ценообразования предусматривают расчет цены продажи продукции путем прибавления к издержкам производства некой определенной величины. К ним можно отнести методы: полных издержек, прямых затрат, предельных издержек, на основе анализа безубыточности, учета рентабельности инвестиций, надбавки к цене.

Метод полных издержек (издержки плюс) основан на определении полных издержек и предполагает суммирование совокупных издержек и прибыли, которую предприятие рассчитывает получить.В случае, если предприятие отталкивается от определенного процента рентабельности производства продукции, расчет продажной цены Р производится по формуле

Р=С(1+R/ 100) (1.1.3)

где С — полные издержки на единицу продукции;

R — ожидаемая (нормативная) рентабельность.

Любой метод отнесения на себестоимость товара постоянных издержек, например арендной платы, которые являются расходами по управлению предприятием, а не расходами на производство данного товара, — условный, он искажает подлинный вклад продукта в доход предприятия.

В связи с этим на практике используются различные способы распределения постоянных затрат: пропорционально или заработной плате производственных рабочих, или затратам на материалы, или переменным издержкам.

Метод расчета цен на основе полных издержек — один из самых популярных в России, так как:

- он достаточно прост и удобен;

- снижает ценовую конкуренцию, сводит ее к минимуму, поскольку этим методом пользуется большинство предприятий, то их цены скорее всего будут схожими;

- обеспечивает равенство покупателей и продавцов при высоком спросе: продавцы не наживаются за счет покупателей и вместе тем имеют возможность получить справедливую норму прибыли.

Однако при использовании метода полных издержек при установлении цены не принимаются во внимание имеющийся спрос на товар и конкуренция на рынке, поэтому возможна ситуация, когда товар при данной цене не будет пользоваться спросом в отличие от продукции конкурентов, которая может быть лучше по качеству и более известна покупателю благодаря рекламе и т.п.

Метод прямых затрат (метод минимальных издержек, метод стоимостного изготовления) наиболее распространен в предприятиях с четко выраженной товарной дифференциацией для расчета цен традиционных товаров, а также для установления цен на совершенно новый товар, не имеющий ценовых прецедентов. Суть данного метода состоит в установлении цены путем добавления к переменным затратам определенной надбавки - прибыли.

Метод предельных издержек основан на анализе себестоимости. При предельном ценообразовании надбавка делается только к предельно высокой себестоимости производства каждой последующей единицы уже освоенного товара или услуги.

Метод на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли относится к группе методов ценообразования на основе издержек производства. Предприятие стремится установить на свой товар такую цену, которая обеспечит получение желаемого объема прибыли.


Графическое определение точки безубыточности Тб (точки, на которой не наблюдаются ни прибыль, ни убыток).

Рисунок 1.1.2 - Определение точки безубыточности

 

Точку безубыточности можно также найти аналитически:

Тб = Ипост/СП (1.1.4)

где Ипост — постоянные затраты.

Если предприятие выпускает широкую номенклатуру товаров, то используют расширенный вариант формулы безубыточности:

Тб= Ипост/ (D*СП)А+(D*СП)Б+(D*СП)В+(D*СП)Г (1.1.5)

где D — процент общего объема продаж для каждого товара А, Б, В, Г.

Метод учета рентабельности инвестиций относится к группе методов расчета цен на основе издержек и позволяет оценить полные затраты при различных программах производства товара и объем выпуска, реализация которого по определенной цене позволит окупить соответствующие затраты. Этот метод — единственный из всех, который учитывает платность финансовых ресурсов, необходимых для производства и реализации товара, и может успешно применяться при принятии решений об объеме производства нового для предприятия товара с известной рыночной ценой. Основной его недостаток — использование процентных ставок, которые в условиях инфляции весьма неопределенны во времени.

Метод надбавки к цене предполагает использование повышающего коэффициента при определении цены продажи ЦП:

ЦП= Цпок(1 + Н) (1.1.6)

где Цпок — цена приобретения; Н — повышающий коэффициент (торговая надбавка), %.

Для расчета повышающего коэффициента используют несколько способов.

Первым способом процент наценки вычисляется на основе цены приобретения товара:

Нпок = (ЦП— Цпок) / Цпок (1.1.7)

Нпок= М/(ЦП—М) (1.1.8)

где Нпок — коэффициент добавочной стоимости по отношению к цене приобретения; М— маржа (прибыль).

Вторым способом процент наценки вычисляется на основе цены реализации:

НП(%)= (Цп —Цпок)/Цп (1.1.9)

Нп(%) = М/ (Цпок + М) (1.1.10)

где Нп(%) — коэффициент добавочной стоимости по отношению к цене продажи.

Процент наценки на основе цены реализации легко пересчитывается в процент наценки на основе цены приобретения товара; возможна и обратная операция. Их взаимосвязь выражается формулами:

Нп= Нпок/ (100% +Нпок) — восстановление себестоимости (1.1.11)

Нпок=Нп (100% — Нп) — восстановление цены продажи (1.1.12)

Естественно, что при проведении политики снижения коэффициент повышения цены от продажи будет различным при его расчете до снижения цены и после ее снижения. Первый из них называется первоначальным, исходным коэффициентом, а второй — реальным коэффициентом повышения цены, так как показывает, какую прибыль можно получить в итоге, т.е. в результате фактической сбытовой деятельности по продаже товара по сниженным ценам. Он вычисляется по формуле

Рн=ОФНц/ЧВ (1.1.13)

где ОФНц — сумма фактической надбавки к цене; ЧВ — чистая выручка от продаж.

Первоначальный коэффициент повышения цены рассчитывается по формуле

Нн= (ОФНц+D)/(У+D) (1.1.14)

где D — сумма снижения цены; У— уценка.

Рыночные методы ценообразования рассматривают лишь как ограничительный фактор, ниже которого реализация данного товара экономически невыгодна.

Предприятия, использующие рыночные методы с ориентацией на потребителя, учитывают в своей практике ценообразования сложившийся уровень спроса на товар, эластичность спроса, а также ценностное восприятие потребителем их продукции. С позиций экономической науки ценность определяется как общая экономия или удовлетворение, получаемое покупателем в результате потребления приобретенного им блага, т.е. польза, которую это благо ему приносит. Методы ценообразования, основанные на воспринимаемой ценности товара, базируются на экономическом эффекте, получаемом потребителем за время использования товара (например, стула). К данной подгруппе методов можно отнести: метод расчета экономической ценности товара и метод оценки максимально приемлемой цены.[13, c.45]

Метод расчета экономической ценности товара для потребителя предполагает реализацию следующих этапов:

- определение цены (или затрат), связанной с использованием того блага (товара), которое покупатель склонен рассматривать как лучшую из реально доступных ему альтернатив;

- определение всех параметров, которые отличают данный товар (стул) как в лучшую, так и в худшую сторону от товара-альтернативы;

- оценка ценности для покупателя различий в параметрах данного товара и товара-альтернативы;

- суммирование цены безразличия и оценок положительной и отрицательной ценности отличий данного товара от товара-альтернативы.

Метод оценки максимально приемлемой цены особенно полезен для установления цен на промышленные товары, когда базовая выгода для покупателя состоит в снижении издержек.

Здесь подмаксимальной понимается цена, соответствующая нулевой экономии на издержках, т.е. чем более будет повышаться цена относительно данного уровня, тем сильнее будет ее неприятие покупателем. Процедура определения цены на основе данного метода сводится к следующим этапам:

- определение условий применения товара (безопасность, простота использования и проч.);

- выявление неценовых достоинств товара для покупателя, например удобство применения, мода, престиж;

- выявление всех неценовых издержек покупателя при использовании товара;

- установление уровня равновесия достоинства—издержки.

Методы с ориентацией на спрос могут быть подразделены на метод анализа пределов и метод анализа пика убытков и прибылей.

Метод на основе анализа пределов используется предприятиями, ведущими или начинающими свою хозяйственную деятельность на несовершенном, незрелом рынке. Кривая спроса для данного рынка, как правило, падающая, что означает их высокую ценовую эластичность, т.е. спрос на товары чутко реагирует на изменение цены: при ее повышении объем продаж сокращается, а при понижении, наоборот, увеличивается. В этом случае продавцы определяют цену реализации в точке совпадения предельных прибылей и издержек, т.е. на уровне, обеспечивающем достижение максимально высокой прибыли, находят соответствующие этой точке объемы продаж и цену на данное время.

В условиях рынка несовершенной конкуренции и рынка чистой конкуренции следует четко ответить на вопрос, приемлема данная цена или нет. Если цена на данный товар выше Цо (цены продажи, едва покрывающей издержки и не дающей прибыль), то предприятие будет иметь ценовую конкурентоспособность и поэтому сможет применять превентивную конкуренцию через снижение цен; при этом рыночная цена будет приближаться к Цо и предприятия, которые не смогут работать по такой рыночной цене, будут вынуждены уйти с рынка. Однако в то же время возможно активное внедрение на этот рынок предприятий с высокой инновационной силой, которые считают возможным работать и по такой относительно низкой цене, в связи с чем происходит смещение рыночных цен в сторону их более низкого уровня.

Метод определения цены продажи на основе анализа пика убытков и прибылей позволяет найти объем производства и объем продаж, соответствующие такому положению, когда общая сумма прибылей и общая сумма затрат равны между собой. Данный метод применяется в случае, если целью предприятия является определение такой цены, которая приводит к максимуму прибыли. При этом определяется ряд возможных цен, а их сравнение с прямой суммарных издержек, которая строится на основе этих цен, дает цену, обеспечивающую максимальную прибыль.

Фактически строятся графики СП1—СП5 (прямые совокупной прибыли), сравнение с прямой общих издержек СИ, состоящих из постоянных издержек Ипости переменных издержек Ипер, дает цену, позволяющую получать максимальную прибыль.

В этом случае точки пересечения прямой совокупных издержек СИ и прямых СП1—СП4 совокупной прибыли определяют те цены, при которых прибыль равна нулю, следовательно, они определяют объем продаж (А1 Б1—А4 Б4) до точки пика убытков и прибылей при осуществлении продаж по каждой из этих цен. Если цену устанавливать относительно высоко СП1, то можно быстро достигнуть пиковой точки прибылей и убытков, однако общий объем продаж товара в физическом выражении не будет расти. В случае низких цен (прямая СП5) физический объем продаж будет увеличиваться, однако эта прямая не пересечет прямую совокупных издержек из-за низкого уровня доходности и поэтому не достигнет пиковой точки убытков и прибылей. Следовательно, при определении цен на слишком высоком или слишком низком уровне трудно повысить финансовые результаты предприятия до желаемого уровня.

 

 

Рисунок 1.1.3 -Определение цены на основе анализа пика убытков и прибылей

П - прибыль; ОП - объем продаж; Сi - прямые совокупной прибыли; СИ - совокупные издержки (СИ= Ипостпср); Ипост- постоянные издержки; Ипср- переменные издержки; С15- кривая спроса.

Поэтому следует найти те величины, для которых возможны продажи по различным ценам, и построить график, который дает точки С15. Так как эти точки показывают степень принятия предполагаемыми покупателями каждой из потенциальных цен, по ним можно построить кривую спроса соответствующих товаров. Если эта кривая будет выше прямой совокупных издержек СИ, то это означает, что будет получена прибыль, соответствующая части этого превышения. Если определить цену продажи для точки пересечения прямой СП, которая дальше всего отстоит отпрямой СИ, с линией спроса, то это и будет цена, которая даст наибольшую прибыль и наивысший объем продаж.

Применение этого метода имеет смысл только при условии, что спрос на соответствующие товары и услуги меняется в зависимости от изменения цен и что можно четко разграничить их постоянные и переменные составляющие.

Методы расчета цены с ориентацией на конкуренцию устанавливают цены на товары и услуги на основе анализа и сравнения дифференциации товаров данного предприятия и предприятий-конкурентов на конкретном рынке с учетом сложившегося уровня цен.

Иначе говоря, методы рассматриваемой группы состоит в определении цены с учетом конкурентной ситуации и конкурентного положения данного предприятия на рынке. Эта группа методов включает: метод следования за рыночными ценами; метод следования за ценами предприятия-лидера на рынке; метод определения цены на основе привычных, принятых в практике данного рынка цен; метод определения престижных цен; состязательный метод.

Метод следования за рыночными ценами предусматривает, что каждый продавец, продающий данный товар (услугу) на рынке, устанавливает цены, исходя из реально сложившегося уровня рыночных цен и существенно не нарушая его. Если данное предприятие усиливает дифференциацию своих товаров по отношению к товарам конкурентов, то оно вправе установить цены несколько более высокие, чем существующие.

По этой причине данный метод применяется, как правило, если товары индифферентны, например цемент, сахар и т.п. Устанавливаемая таким методом цена должна определяться в специальной ценовой зоне каждым предприятием торговли.

Если между предприятиями будет заключена договоренность по согласованию уровня цен в особых рамках, то это может рассматриваться как нарушение антимонопольного законодательства.

Метод следования за ценами предприятия-лидера на рынке означает, что предприятие определяет свои цены исходя из уровня цен предприятия-лидера, обладающего самой большой рыночной долей, т.е. занимающего в данном сегменте рынка лидирующее положение по масштабам производства и продаж, уровню технологии, престижности, степени доверия среди потенциальных покупателей, сбытовой силе и т.д.

Метод ценообразования на основе привычных, принятых в практике данного рынка цен. Привычные цены — это цены на определенные товары, которые сохраняются на установленном и ставшем обычным уровне в течение длительного срока на довольно широком рыночном пространстве.

Особенностью таких цен является следующее: независимо от того, мала или велика рыночная доля данного предприятия, даже при незначительном повышении цены происходит резкое сокращение продаж соответствующих товаров и услуг и, наоборот, при незначительном ее снижении можно ожидать резкого увеличения продаж.

При таком ценообразовании весьма трудно реализовать политику изменения цен, особенно в сторону повышения.

Престижное ценообразование по своей сути очень похоже на метод привычных цен. Примерами товаров, на которые цены образуются данным методом, могут служить драгоценности, легковые автомобили, норковые шубы, черная икра, услуги роскошных ресторанов, гостиниц и т.д. Эти товары и услуги обладают специфическими характеристиками люксового уровня качества и огромным демонстрационным эффектом.

Если подобные товары (услуги) будут продаваться по более низким ценам и каждый сможет приобрести их, т.е. они станут легкодоступными, то данные товары потеряют свою основную товарную ценность и привлекательность для целевого рынка престижных покупателей.

Состязательный метод определения цен (тендерный метод) — наиболее распространенный в настоящее время способ ценообразования — применяется главным образом на различных торгах (оптовые рынки, биржи ценных бумаг и т.д.) и предполагает ситуацию, когда несколько покупателей стремится купить товар у одного или малого числа продавцов или, наоборот, когда большое число продавцов стремится продать товар одному или малому числу покупателей; при этом цена на товар определяется за один раз и в присутствии обеих сторон.

Аукционный метод определения цены также активно используется на товарных рынках, рынках ценных бумаг и т.д. и в свою очередь подразделяется на две разновидности: повышающий метод ведения аукциона, когда вначале называется самая низкая цена, затем происходит ее повышение, а в итоге товар достается тому, кто назвал самую высокую цену; понижающий (или голландский) метод ведения аукциона, когда вначале называется самая высокая цена; если покупателя такой цене не находится, то цена снижается.В этом случае право на заключение сделки купли-продажи на данный товар получает тот покупатель, который первым примет цену продавца и тем самым согласится на самую высокую цену по сравнению с остальными участниками аукциона.

Такой метод дает возможность проводить аукцион более быстро. Однако из-за накаленной атмосферы состязательной торговли трудно рассчитывать на то, что удастся сторговать наиболее приемлемую цену


 

2 Ценообразование в российской экономике

2.1 Особенности ценообразования в российской экономике

 

Цель деятельности государства в социальной рыночной экономике состоит в поддержании социально-экономической стабильности, в обеспечении наивысшего уровня благосостояния, социального прогресса, в сохранении общественных ценностей на основе экономическойсвободы, конкуренции и частной инициативы.

Государственная ценовая политика — составляющая экономической политики формирования цен, представляющая собой практические действия федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, направленные на установление, формирование цен в национальной экономике, сфере услуг и осуществление контроля за соблюдением государственной дисциплины цен.[7, c.152]

Государственная политика цен должна содействовать развитию рыночных отношений и конкуренции, способствовать совершенствованию механизма ценообразования на единых принципах и правилах, свободному перемещению товаров и услуг, замедлению инфляции, устранению негативных экономических и социальных процессов, а также ограничивает негативные последствия монополистической деятельности отдельных предприятий.

В России органами, формирующими и реализующими политику цен, являются: Инспекция по ценам Департамента цен Министерства экономического развития и торговли РФ и органы ценообразования и контроля за ценами республик в составе России, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Основные направления государственной ценовой политики определяются законодательными и нормативными правовыми актами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Так, государственное регулирование цен (тарифов) продукции естественных монополий закреплено Федеральным законом «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г. Приняты также нормативные документы по тарифам на электро- и тепловую энергию, которые регулируются региональными энергетическими комиссиями.

В Методических рекомендациях по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденных Министерством экономического развития и торговли РФ (1995), рассматривается порядок формирования и применения свободных цен (тарифов) продукции производственно-технического назначения, товаров народно потребления и услуг, кроме тех видов, по которым, согласно действующему законодательству, осуществляется государственное регулирование цен и тарифов, а также кроме импортной продукции(товаров).

Предусмотренный методическими рекомендациями принцип формирования и применения свободных цен и тарифов может бытьиспользован при определении закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию с учетом специфики данной отрасли и действующегозаконодательства.

Методические рекомендации разработаны в целях оказания помощи предприятиям, организациям и другим юридическимлицам при формировании и применении свободных цен и тарифов напродукцию производственно-технического назначения, товарынародного потребления и услуги.и могут быть применены всемихозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовыхформ и ведомственной принадлежности, изготавливающими(оказывающими) и реализующими на территории Российской Федерациипродукцию, товары и услуги в валюте Российской Федерации.

 

2.2 Государственное регулирование процесса ценообразования

 

Государственное регулирование цен - это метод управления ценами со стороны государства. В настоящее время ценообразование в России носит во многом стихийный характер, что является одной из основных причин относительно высокого уровня инфляции и роста цен. Между тем, ценообразование является весьма важным и эффективным элементом рыночного механизма, умело пользуясь которым можно успешно решать многие экономические и социальные проблемы.[10, c.243]

Воздействие государства на процессы ценообразования стало одним из важных и систематически применяемых методов экономической политики развитых стран.

Сложившаяся система государственного регулирования цен наряду с другими формами отраслевой государственной политики воздействует на стоимостные пропорции и распределение национального дохода между отдельными отраслями и категориями населения страны. Роль этой формы регулирования в последние десятилетия резко усилилась в связи с ростом инфляции. Ценовая политика становится одной из самых важных сфер экономической деятельности государства.

В настоящее время в Российской Федерации вопросами ценообразования занимаются много органов. К ним относятся: органы ценообразования Минэкономразвития РФ, Федеральная служба по тарифам, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная налоговая служба.

Цели государственного регулирования заключаются в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо, монополизма производителей, в том, чтобы создать нормальную конкуренцию, способствующую внедрению в производство достижений научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в частности, поддержание достойного прожиточного минимума, предоставление людям возможности приобретать в достаточном количестве товары первой необходимости.

Государственное регулирование цен обычно реализуется на основе сочетания: административного регулирования цен (тарифов), т.е. прямого вмешательства государства в ценообразующие процессы, путем принятия соответствующих законодательных и нормативных актов; экономического регулирования цен (тарифов), т.е. косвенного влияния на цены через кредитно-финансовый механизм и налогообложение.

При административном регулировании цен выделяются следующие ограничения цен:

- государство само устанавливает цены (фиксированные или регулируемые) введением государственных прейскурантных цен; «замораживанием» свободных рыночных цен; фиксированием цен предприятий-монополистов и предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;

- государство или уполномоченные органы устанавливают правила для предприятий, в соответствии с которыми они самостоятельно устанавливают цены;

- государство вводит ряд запретов на недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка, устанавливая свободные, договорные цены.

Регулирование государственными органами цен осуществляется не только в централизованно управляемой, но и в рыночной экономике и чаще всего распространяет сферу действия на товары и услуги, имеющие жизненное значение для государства и общества (земля, стратегическое сырье, топливо и энергия, общественный транспорт, потребительские товары первой необходимости).

Государств в своей регулирующей деятельности использует правовые формы принуждения и распоряжается огромными экономическими ресурсами. Государственный инструментарий регулирования экономических процессов включает три важных средства: государственный бюджет, систему государственных банков и государственный сектор экономики. Через них государство воздействует на функционирование хозяйства, стимулируя экономический рост и НТП, поддерживая внешнеэкономическую деятельность компаний и т.д.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В условиях рыночной экономики цена является одним из наиболее важных показателей, существенно влияющих на финансовое положение предприятия. Это объясняется тем, что от уровня цены зависит величина прибыли коммерческой организации, конкурентоспособность предприятия и его продукции. Цена является важнейшим инструментом внутрифирменного планирования и служит ориентиром принятия хозяйственных решений.

Цена влияет на характеристики товара, методы его продвижения и каналы распространения, равно как и все эти факторы влияют на цену. Предприятие не просто устанавливает единую цену, а скорее создает целую систему ценообразования, которая охватывает цены на различные товары их ассортимент. Структура ценообразования изменяется одновременно с тем, как товар проходит свой жизненный цикл. Предприятие корректирует цены на товар, исходя из издержек и спроса, учитывая различные ситуации и потребности покупателей.

В условиях рынка ценообразование является сложным процессом, подверженным воздействию многих факторов. Выбор общей ориентации в ценообразовании, подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги в целях увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения уровня производства, максимизации прибыли и укрепления рыночных позиций фирмы осуществляется в рамках маркетинга.

Установление цены - один из важных элементов маркетинга, прямо воздействующий на сбытовую деятельность, поскольку уровень и соотношение цен на отдельные виды продукции, особенно на конкурирующие изделия, оказывают определяющее влияние на объемы совершаемых клиентами закупок. Цены находятся в тесной зависимости со всеми составляющими маркетинга и деятельности фирмы в целом. От цен во многом зависят реальные коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное воздействие на положение фирмы на рынке.

Окончательная цена зависит от многих факторов: различные виды рекламы, скидки покупателям, оборот, доставка, кредитование покупателя и другие формы оплаты, место в объеме продаж (наиболее пользующийся спросом), необходимость в разбивке партии товара, наличие у данного товара торговой марки (фирменная или нет) организационные расходы, и, конечно же, фактическая себестоимость товара. Суть целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи. Наладить торговлю, занять свое место на рынке, сформировать репутацию компании, предоставляющую самые минимальные цены, приучать покупателей к своим ценам, формировать интерес к своей компании, добиваться роста доходов и расширения дела, поддерживать на должном уровне свое положение на рынке - вот главные задачи фирмы. В рамках ценовой политики частные решения (взаимосвязь цен на товары в пределах ассортимента, использование скидок, варьирование ценами, обеспечение оптимального соотношения своих цен и цен конкурентов, формирование цен на новые товары и т.д.) увязываются в единую интегрированную систему.

Таким образом, прежде чем установить окончательную цену, фирма должна выбрать метод ценообразования, учесть степень государственного регулирования, издержки производства, уровень и динамику спроса, характер конкуренции, потребности оптовых и розничных торговцев, которые продают товар конечному потребителю. Успех фирмы зависит от грамотного анализа всех ценообразующих факторов и правильного выбора ценовой политики.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.Аносова А.В., Ким И.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: сборник задач и упражнений: практическое пособие. М.: «Юрайт», 2013. – 154с.

2.Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Макроэкономика. Учебник. Высшее образование: Бакалавриат. М.: Инфра-М, 2013. – 202с.

3.Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник для вузов. - М.: Высшее образование, 2008

4.Золоторчук В.В. Макроэкономика. Учебник. М.: Инфра-М, 2012.- 608с.

5.Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007

6.Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. - М.: КноРус, 2007

7.Нуреев P.M. Курс микроэкономики: Учебник для студентов вузов, обучающихся по финансово-экономическим специальностям. - М.: Норма, 2007

8.Океанова З.К. Экономическая теория: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. - М.: ИТК «Дашков и К0», 2007

9.Райзберг Б.А. Курс экономики: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006

10. Сидорович В.А. Курс экономической теории: Общие основы эко­номической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие для студентов вузов по дисциплине " Экономика". - М.: ДиС, 2008.

11. Чепурин М.Н., Кисилева Е.А. Курс экономической теории. Гриф МО РФ. М.: АСА, 2012. – 848с.

12. Шишкин А.Ф., Шишкина Н.В. Экономическая теория. В двух томах том первый. М.: Владос, 2010. – 816с.

13. Шишкин А.Ф., Шишкина Н.В. Экономическая теория. В двух томах том второй. М.: Владос, 2010. – 712с.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Второй закон Кирхгофа в комплексной форме | Магнитное поле и его параметры




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.