Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модуль специализации

1.Организ. спортивно-массовых рекреативных программ с инвалидами -Пропаганда здорового образа жизни. -Оздоровление организма детей - Повышение эмоционального состояния детей(чтобы они на минуту забыли о болезнях). Отличия спортивных праздников от соревнований: праздники более массовы, эмоционально насышены, включают различные конкурсы., а соревнования более специфичны. Цели и задачи спартакиад: 1.пропаганда здорового образа жизни, формирование позитивных жизненных установок у подрастающего поколения, 2гражданское и патриотическое воспитание молодежи; 3популяризации и развития видов спорта и усиление физкультурно-спортивной работы 4 выявление сильнейших команд, отбор на область и т. д. Проведение спартакиад: Спартакиада проводится в три этапа: в несколько этапов от бор на область(сами что- нибудь наплетите) Проведение веселых стартов: составить план мероприятий, написать положение, подготовить инвентарь, призы и т.д.     2.История возникновения организованного спортивного движения инвалидов Международный спортивный комитет глухих (МСКГ) образован 16 августа 1924 г. В него вошли федерации, объединяющие спортсменов с нарушением слуха. На первом конгрессе МСКГ, который состоялся в Брюсселе 31 октября 1926 г., принят Устав этой организации. Однако, начиная с 1924 г., МСКГ каждые четыре года проводит летние Всемирные игры глухих. До начала второй мировой войны в него вступают Германия, Швейцария, Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция, Австрия, США, Япония и Болгария. В 1949 г. к ним присоединились Испания и Югославия. Организуются и проводятся Международные зимние. В 1948 году врач Сток Мандевилльского реабилитационного госпиталя Людвиг Гуттман собрал британских ветеранов, вернувшихся после Второй Мировой Войны с поражением спинного мозга, для участия в спортивных соревнованиях. Называемый «отцом спорта для людей с ограниченными физическими возможностями», Гуттман был решительным сторонником использования спорта для улучшения качества жизни инвалидов с поражением спинного мозга. Первые Игры, ставшие прототипом Параолимпийских игр, имели название Сток Мандевилльские игры колясочников — 1948 и по времени проведения совпадали с Олимпийскими играми в Лондоне. Гуттман имел далеко идущую цель — создание Олимпийских игр для спортсменов с ограниченными физическими возможностями. Британские Сток-Мандевилльские игры проводились ежегодно, а в1952 году, с приездом голландской команды спортсменов-колясочников для участия в соревнованиях, Игры получили статус международных и насчитывали 130 участников. IX Сток Мандевилльские игры, которые были открыты не только для ветеранов войны, состоялись в 1960 году в Риме. Они считаются первыми официальными Параолимпийскими играми. В Риме соревновались 400 спортсменов на колясках из 23 стран. С этого времени началось бурное развитие параолимпийского движения в мире. Летние паралимпийские игры проводятся с 1960, а зимние паралимпийские игры — с 1976. 3.Организация и управление физкультурно-спортивным движением инвалидов в РФ. Всероссийское общество слепых — российская организация объединяющая людей-инвалидов с частичной или полной потерей зрения. Организация была создана 8 сентября 1923 года в СССР Всероссийское общество глухих (ВОГ) — общероссийская общественная организация людей-инвалидов с полной или значительной потерей слуха. Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское общество глухих» (ВОГ) была создана в РСФСР (СССР) в 1926 году. Главная задача ВОГ: защита законных прав и интересов граждан Российской Федерации с нарушениями слуха, их социальная реабилитация и интеграция в современное общество, обеспечение равных с другими гражданами возможностей. Общественная спортивная организация Российская ассоциация (РА) «Олимп» была создана в 1993 году с целью объединения двух направлений. В настоящее время в мировом сообществе сложилось несколько направлений функционирования адаптивного спорта. Наибольшее распространение и признание мировой общественности получили три из них: паралимпийское, сурдлимпийское и специальное олимпийское. В настоящее время физкультурно-спортивная работа ведется среди 4-х групп инвалидов: с дефектами органов зрения, слуха, поражения спорно-двигательного аппарата, с нарушениями интеллекта. Это объясняется существованием организаций, объединяющих перечисленные группы: ВОС /Всероссийское общество слепых/, ВОГ /Всероссийское общество глухих/, общество инвалидов с ПОДА, Российская Ассоциация " Олимп" /спортивная организация инвалидов с нарушениями интеллекта/, а также Федерации пот физической культуре для инвалидов при Олимпийском Комитете России, имеющий отделения в этих обществах. Создаются спортивные клубы при общественных организациях различных групп инвалидов: 1. Лиц с поражением опорно-двигат6ельного аппарата и ампутантов; 2. Лиц с потерей зрения и слабовидящих; 3. Лиц с потерей слуха и слабослышащих; 4. Лиц с нарушениями интеллекта. При организации и осуществлении физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с инвалидами всех категорий остро стоят одни и те же проблемы: кадры, методическое обеспечение, финансирование и обеспечение специальным спортивным инвентарем и оборудованием, нормативно-правовое регулирование деятельности.
4.Организация и проведение соревнований среди инвалидов. Физические упражнения в той или иной форме показаны всем инвалидам молодого и среднего возраста с двигательными нарушениями. Установлены ограничения и абсолютные противопоказания к занятиям АФК., касающиеся инвалидов всех категорий, независимо от причин наст. инв.: -лихорадящие состояния, гнойные и воспалительные процессы, хронические заболевания в стадии обострения, острые инфекционные заболевания. -сердечно- сос. забол.(ИБС, стенокардия, постинфарктный кардиосклероз, гипертоническая болезнь 2-3 стадии. -хронические неспецифические заболевания легких с дыхат недостаточностью(бронхиальная астма тяж. формы.) -угроза кровотечению(язва, кавернозный туберкулез). -заболевания крови. -последствия черепно-мозговых травм (с угрозой пов. давл. И эпилептических припадков.) -сосудистые заболевания(атеросклероз) с хронической недостаточностью мозгового кровообращения. -нервно-мышечные заболевания (миопатия, миастения) -злокачественные новообразования. - хронический гепатитлюбой этиологии. -сахарный диабет тяж. формы. -психич заболевания(шизофрения, психозы). СОРЕВНОВАНИЯ Правила спортивных соревнований среди инвалидов в России основываются на соответствующих международных правилах, иногда с небольшими поправками на специфику развития и традиции вида спорта у нас в стране. Правила спортивных соревнований среди глухих спортсменов практически ничем не отличаются от обычных правил соревнований, за исключением того, что старт дается, например, флажком. Правила соревнований для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) в большинстве видов спорта также существенно не отличаются от обычных правил. Это относится к легкой атлетике, бадминтону, плаванию, стрельбе из лука, пулевой стрельбе, волейболу стоя, пауэрлифтингу и многим другим видам спорта. В то же время в правилах соревнований для лиц с нарушениями ОДА по волейболу сидя есть ряд специфических требований: нельзя, например, отрываться от пола, не считается ошибкой касание сетки и т.д. Правила игры в футбол для инвалидов с заболеванием церебральным параличом в большей степени отличаются от общих футбольных правил. Играют они на уменьшенном поле, составом 7x7 человек. Правила соревнований по баскетболу на колясках имеют еще большие отличия от общепринятых правил относительно количества игроков, размеров площадки. Отличия правил соревнований для слабовидящих и слепых спортсменов являются более значительными. В беговых видах легкой атлетики и лыжных гонках они предусматривают лидера, судейство проходит с хлопком или свистком и т.д. Положение о соревнованиях: указываются цели и задачи, сроки и место проведения, Организаторы соревнований, требования к участникам соревнований, условия проведения соревнований, условия подведения итогов и награждение, условия финансирования, обеспечение безопасности участников и зрителей, условия и сроки подачи заявок. 5.Адаптивное физическое воспитание инвалидов с поражением слуха. 6.Классификация спортсменов с поражение опорно-двигательного аппарата.
7.Вестибюлярная тренировка с лицами, имеющими ограниченные возможности. 8.Развитие Сурдолимпийского спорта в России 9.Адаптивное физическое воспитание инвалидов с нарушением зрения.
10.Методика развития устойчивости с лицами, имеющими ограниченные возможности. 11.Методика развития чувства равновесия с лицами, имеющими ограниченные возможности. 12Адаптивное физическое воспитание инвалидов с поражением спинного мозга.
13.Адаптивное физическое воспитание детей при ДЦП. 14.Адаптивное физическое воспитание при тяжелых формах ДЦП. 15.Адаптивное физическое воспитание при ДЦП средней и легкой тяжести.
16.Адаптивное физическое воспитание инвалидов имеющими нарушение психического развития.   17.Адаптация понятие и проявление. Под адаптацией следует понимать процесс приспособления организма к внешней среде или изменениям, происходящим в самом организме. Генотипическая (биологическая) – является наиболее общим видом приспособления, в результате которого на основе наследственной изменчивости, мутаций и естественного отбора сформировались современные виды Ее достижения закрепляются генетически и передаются по наследству. Фенотипическая (индивидуальная) – формируется в процессе взаимодействия особи с окружающей средой и нередко обеспечивается глубокими структурными изменениями организма. Такие приобретенные в ходе жизни изменения не передаются по наследству. Они наслаиваются на наследственные признаки организма и в совокупности с ними формируют его индивидуальный облик. В результате этого организм обретает ранее ему не свойственную устойчивость к определенному фактору внешней среды и таким образом получает возможность жить в условиях, ранее не совместимых с жизнью и выполнять нагрузки, ранее ему непосильные. адаптации человеческого организма к физическим нагрузкам – это основа эффективного использования физических упражнений для рациональной физической тренировки, которая направлена на сохранение и укрепление здоровья людей, повышение их работоспособности, реализации генетически запрограммированной программы долголетия. Компенсаторные приспособления— вид реакции организма на повреждения, при которой органы и системы, непосредственно не пострадавшие от действия повреждающего агента, берут на себя функцию разрушенных структур путем заместительной гиперфункции или качественно измененной функции. Компенсаторные приспособления представляют собой, таким образом, один из приспособительных механизмов поврежденного организма и наряду с иммунитетом, воспалением, фагоцитозом играют большую роль в процессе выздоровления. При удалении или поражении одного из парных органов соответствующая функция восполняется за счет гиперфункции и так называемой викарной гипертрофии (см.) оставшегося органа. 18.Адаптивная двигательная рекреация детей с ограниченными возможностями. Адаптивная двигательная рекреация - компонент (вид) адаптивной физической культуры, позволяющий удовлетворять потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получении удовольствия в общении. Содержание адаптивной двигательной рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд, учеба, спорт и др.), на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием. Гидроаэробика- это вид оздоровительно-рекреативной физической культуры, в которой используется сочетание традиционных и нетрадиционных (массаж, гидромассаж, элементы восточной гимнастики и др.) упражнения, выполняемых в аэробном режиме нагрузки в водной среде с музыкальным сопровождением с целью повышения двигательной активности, получения удовольствия и сохранения здоровья..Основные упражнения, выполняемые в водной среде в различных положениях (стоя, в полуприседе, лежа; с подвижной опорой, у неподвижной опоры, в безопорном положении), с предметами и без них. Плавание: Специфические особенности плавания связаны с двигательной активностью в водной среде. При этом организм человека подвергается двойному воздействию: с одной стороны на него воздействуют физические упражнения, с другой водная среда. Эти особенности так же обусловлены и физическими свойствами воды: ее плотностью, вязкостью, давлением, температурой, теплоемкостью. Иппо́ терапия -метод реабилитации посредством лечебной верховой езды. Уникальность иппотерапии заключается в гармоничном сочетании телесно-ориентированных и когнитивных приемов воздействия на психику пациента.Лечебная верховая езда в целом оказывает биомеханическое воздействие на организм человека, укрепляя его. Например, она передает всаднику двигательные импульсы, аналогичные движениям человека при ходьбе. Движения мышц спины лошади, состоящие из множества элементов, оказывают массирующее и мягкое разогревающее (температура лошади на 1, 5 градуса выше, чем у человека) воздействие на мышцы ног всадника и органы малого таза, что усиливают кровоток в конечностях. Иппотерапия применяется для лечения пациентов с неврологическими и другими нарушениями, такими как аутизм, церебральный паралич, артрит, рассеянный склероз, черепно-мозговая травма, инсульт, травмы спинного мозга, поведенческие и психические расстройства. Ритмика: Движения под музыку — это вид музыкальной деятельности, основой которого является взаимодействие музыки и ритмического движения. Основными целями коррекционной ритмики являются профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка средствами движений, музыки и слова. Конкретные задачи ритмики определяются вариантом нарушений в развитии ребенка. Сюжетные игры, катание на роликовых коньках.
19.Адаптивная физическая культура в системе комплексной реабилитации. 20.Адаптивная физическая культура в системе образования. 21.ДВоспитание физических качеств и сопряженных с ними двигательных возможностей у инвалидов. физические качества, как - совокупность психических, морфологических и физиологических компонентов организма человека, единство которых обеспечивает готовность больного или инвалида к бытовой, производственной, спортивной и другим видам социальной деятельности. Воспитание физических качеств и двигательных способностей напрямую зависят друг от друга. Каждому из физических качеств присущи специфическая структура, целевая направленность движений, мышечная координация, режим работы и характер энергообеспечения. В основе их лежит целостная адаптивная реакция, ведущая к психической, морфологической, физиологической перестройке функций организма. Зависимость развития физических способностей от двигательных режимов выражает зависимость развития физических качеств от фазы восстановления работоспособности, на которую падает повторное выполнение упражнений. Значение силы и методы ее развития: Мышечная сила – это совокупность психических, морфологических и физиологических компонентов организма (лиц с отклонениями в состоянии здоровья), единство которых в структуре двигательной функциональной системы обеспечивает способность к преодолению внешнего сопротивления или противодействия ему с помощью мышечных напряжений. В адаптивной физической культуре силовая подготовка используется в целях: - обучения двигательным действиям; - коррекции и компенсации двигательных нарушений; - сохранения оптимальной работоспособности и развития физических кондиций; - достижения максимального результата в избранном виде адаптивного спорта; - активного отдыха и самостоятельных занятий; - восстановления двигательной, локомоторной деятельности и самообслуживания после травм и заболеваний; - нормализации веса и коррекции телосложения Для воспитания силовых способностей у школьников с отклонениями в состоянии здоровья применяют метод непредельных отягощений, соревновательный и игровой методы с включением упражнений силового характера. Методы развития быстроты: Скоростные способности – это совокупность психических и морфологических и физиологических компонентов организма (лиц с отклонениями в состоянии здоровья), единство которых в границах функциональной системы обеспечивает способность совершать двигательные действия с минимальной затратой времени. Быстрота как двигательное качество может быть развита у лиц с отклонениями в состоянии здоровья методами: повторным; повторно-прогрессирующим; переменного упражнения; игровым и соревновательным. Значение выносливости и методы развития: Выносливость – это совокупность психических, морфологических и физиологических компонентов организма (лиц с отклонениями в состоянии здоровья), обеспечивающая устойчивость к утомлению в условиях мышечной деятельности Равномерный и переменный методы - основные методы при совершенствовании общей выносливости. Непрерывность работы – их принципиальное сходство, позволяющее рассматривать их в единстве. В практике адаптивного физического воспитания эффективному развитию общей выносливости содействует применение игрового и соревновательного методов.  
22.Мировой опыт образования инвалидов. За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration), инклюзия, т.е. включение (inclusion). Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения. В 1990-х гг. в США и странах Европы вышел ряд публикаций, посвященных проблеме самоорганизации родителей детей-инвалидов, общественной активности взрослых инвалидов и защитников их прав, способствовавшие популяризации идей инклюзивного образования. Исследования экономической эффективности инклюзивного образования, проведенные в 1980 – 1990-х гг. и демонстрируют преимущества интегрированного образования в терминах выгоды, пользы, достижений. На сегодняшний день в большинстве западных стран сложился определенный консенсус относительно важности интеграции детей-инвалидов. Государственные, муниципальные и школы получают бюджетное финансирование на детей с особыми потребностями, и, соответственно, заинтересованы в увеличении числа учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды. Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года. Россия     23.Обучение детей инвалидов общеразвивающим упражнениям без предметов. Общеразвивающие упражнения – это упражнения направленные в целом на оказание общего или местного воздействия на организм. Эти упражнения улучшают кровообращение, усиливают обмен веществ, укрепляют опорно-двигательный аппарат и т.д. В школе общеразвивающие упражнения включены в программы всех классов. Общеразвивающие упражнения разнообразны. способствуют усилению окислительных процессов в мышцах и распаду в них гликогена, умеренно активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, благодаря чему готовятся аэробные условия для работы мышц. -упражнения должны быть доступными, необходимо соблюдать принцип последовательности – от простых к сложным; -нагрузка должна постепенно возрастать; -должны быть задействованы все группы мышц; -подбор упражнений должен осуществляться по принципу чередования для различных мышечных групп; -упражнения должны сочетаться с дыхательными упражнениями и с упражнениями для профилактики правильной осанки. учитель в начале знакомит учеников с основными исходными положениями для ног, а затем для рук, после чего применяет их в различных сочетаниях, с открытыми и закрытыми глазами. . И.п. – основная стойка, руки на пояс (вдох); 1 – наклон вперёд (выдох); 2 – и.п. Дозировка: 6 – 8 раз. 24. Обучение детей инвалидов общеразвивающим упражнениям с мячом. Упражнения могут выполняться с мячами больших и малых размеров. Эти упражнения способствуют укреплению мышц плечевого пояса и рук, воспитанию координации движений, развитию ощущений пространственного поля, проприорецептивного (мышечного) чувства. В начале следует научить детей правильно держать мяч: руки слегка согнуты в локтях, пальцы широко разведены и направлены вперёд. Последовательность обучения: 1. Поднимание мячей. Движения рук с мячом вперёд, вверх, в стороны, над головой, назад, с наклонами и поворотами туловища, с приседаниями, в положении сидя, лёжа. Например: Упр. 1.И.п. – сидя на гимнастической скамейке, мяч вперед; 1 – поворот туловища вправо; 2 – и.п.; 3 – поворот туловища влево; 4 – и.п.; 5 – мяч вверх; 6 – и.п. Дозировка: 3 – 4 раза. В процессе обучения ученики должны научиться выполнять все упражнения с мячами как правой, так и левой рукой; в различных исходных положениях; с дополнительными заданиями (присесть, хлопнуть в ладоши, повернуться и т.д.); на месте и движении. При обретении устойчивого навыка они переходят к выполнению упражнений в парах и в группах. При занятиях в парах и группах помимо дополнительных заданий (хлопки, подскоки и т.д.) упражнения усложняются увеличением расстояния между партнёрами, применением различных по величине и весу мячей, а также введением одновременно нескольких мячей.
25.Обучение детей инвалидов общеразвивающим упражнениям с гимнастической палкой. Упражнения с гимнастическими палками способствуют воспитанию у школьников более чётких, точных движений, корректируют осанку, воспитывают чувство равновесия. Ученик, удерживая палку должен выполнять различные движения руками и согласовывать их с движениями туловищем и ногами. При неловком движении или неправильной позе он может потерять равновесие. Из-за боязни упасть, ему придётся принять правильное положение тела и напрягать требуемые мышечные группы. Упражнения с палками обычно проводятся на месте, сначала в облегчённых положениях – лёжа, сидя. В последствии – стоя на коленях, а затем в стойке и ходьбе, в разомкнутой колонне. Упражнения с палками изучаются в следующей последовательности: Ознакомление учащихся с основными способами держания палки: палка вниз – палку взять за концы прямыми руками (внизу перед бёдрами); хватом сверху; палка к плечу – один конец палки внизу в правой руке, между большим и указательным пальцами, другой – у правого плеча. Положение «палка внизу» является основным во время выполнения упражнений на месте; положение «палка к плечу» используется во время передвижения учеников. И.п. – стоя на коленях, палка внизу, глаза закрыты; 1 – палка вперёд; 2 – палка вверх; 3 – палка вперёд; 4 – и.п. Дозировка: 6 – 8 раз. 28.Педагогический контроль на занятиях АФК. При проведении занятий со школьниками, имеющими различные отклонения в состоянии здоровья наряду с врачебным контролем необходимо осуществлять и педагогический контроль. Эта необходимость продиктована особенностями контингента, с которым приходится работать педагогу адаптивного физического воспитания. Школьники, занимающиеся в специальных медицинских группах, как правило, помимо хронических заболеваний имеют низкий уровень физической подготовленности. Неправильное применение физических нагрузок к таким детям может привести к негативным последствиям, даже смерти. инвентарь: секундомер, тонометр, весы медицинские, ростомер и калькулятор. Секундомер позволяет осуществлять контроль частоты сердечных сокращений (ЧСС) пальпационным путём. Тонометр позволяет контролировать артериальное давление (АД). Измеряются показатели артериального систолического (верхнее) давления – АДс и артериального диастолического (нижнее) давления – АДд. Весы медицинские измеряют вес (В), ростомер – рост (Р). Калькулятор помогает высчитать критерии оценки физической подготовленности учащихся. Показания пульса, полученные перед началом занятий, носят название частота сердечных сокращений в покое (ЧСС). В возрасте 8-11 лет она составляет 80-85 ударов в минуту, в 10-15 лет – 70-80 уд/мин, у спортсменов – 50-60 уд/мин. Показатель АД характеризует функциональное состояние сердечно-сосудистой системы.   26.Теоретические основы АФВ. АФВ – это длительный, организованный, педагогический процесс, целью которого является максимально возможное развитие двигательных и нравственных качеств, способствующих ведению лицами с различными отклонениями в состоянии здоровья самостоятельной, общественно полезной жизнедеятельности. Основная цель адаптивного физического воспитания состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твёрдой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и в осуществлении здорового образа жизни. Задачи: Оздоровительные задачи – это укрепление здоровья посредством систематических занятий и регулированием нагрузки с учётом индивидуальных возможностей учащихся; закаливание организма; всестороннее воспитание физических качеств; более полная реализация генетической программы; коррекция физических дефектов телосложения (осанка, избыточная масса тела и пр.); повышение физической работоспособности. Образовательные задачи – формирование правильных, жизненно важных движений (умений и навыков); повышения уровня знаний о физической культуре (строение и функции организма, влияние на него физических нагрузок, методические знания и пр.); повышение умственной работоспособности формирование устойчивого интереса к физическим упражнениям и навыка самостоятельных занятий; создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности учащихся. Воспитательные задачи – влияние на духовную сферу школьника (морально-нравственные, эстетические качества), что послужит причиной формирования социально-зрелой личности. Для достижения цели физического воспитания детей и подростков с различными отклонениями в состоянии здоровья используются следующие группы средств: физические упражнения, физический труд при определённых условиях, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы. Виды адаптивной физической культуры Адаптивная физическая культура – это часть общей культуры человека обобщающая мировые достижения в области физиологии, медицины, гигиены способствующие сохранению и укреплению здоровья, а также коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата лиц имеющих различные отклонения в состоянии здоровья и инвалидов Адаптивная двигательная рекреация – получение удовольствия, радости от движений, поддержание или восстановление физических сил после трудовой деятельности или учёбы лиц с ограниченными возможностями. Адаптивная физическая реабилитация – стабилизация или восстановление утраченных или нарушенных функций полученных в процессе жизнедеятельности, помимо тех, которые утрачены в связи с основным заболеванием. Адаптивный спорт – увеличение спортивного мастерства, достижение наивысших результатов в состязании с лицами, имеющими аналогичные отклонения в состоянии здоровья.     29.Особенности физического развития детей и особенности построения занятий АФК. Оздоровительно-педагогическое воздействие на занятиях физического воспитания будет оказано на учащихся в том случае, если учитель будет знать возрастные особенности развития детей школьного возраста. Физическое воспитание школьников ведётся на протяжении всего времени обучения (10-11 лет). За это время сменяется три возрастных периода: 1-4 классы – младший школьный возраст (детский); 5-9 классы – средний школьный возраст (подростковый); 10-11 классы – старший школьный возраст (юношеский). В каждой возрастной группе укрепление здоровья, повышение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды, повышение общей физической работоспособности и привитие гигиенических навыков решается с учётом особенностей развития организма. Физические упражненияспособствуют формированию у детей с ограниченными возможностями необходимых двигательных умений и навыков, улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, обмена веществ, повышают иммунитет. Применение различных методических принципов на уроках АФВ способствует воспитанию у них физических качеств и свойств, увеличению работоспособности. Младший школьный возраст: кости детей в этом возрасте отличаются гибкостью, эластичностью, костная ткань ещё богата органическими веществами и относительно бедна минеральными солями. В скелете ещё содержится много хрящевой ткани. В связи с особенностями развития костной системы в детском возрасте не допускаются чрезмерная физическая нагрузка, длительные статические усилия, подъём больших тяжестей, прыжки с большой высоты и на твёрдый грунт. На занятиях АФВ в специальных медицинских группах учащимся младших классов запрещены беговые и прыжковые упражнения, резкие движения, скручивание позвоночника без специальной физической и функциональной Необходимо обеспечить пропорциональное развитие, чередование нагрузки на различные мышечные группы. Наряду с упражнениями с большой амплитудой необходимы упражнения на точность, способствующие развитию мелкой мускулатуры подготовки. Средний школьный возраст: скелет ещё не сформирован и поэтому проблема формирования осанки всё ещё актуальна. Подростковый период (12-15 лет у девочек и 13-16 у мальчиков) – период интенсивного полового созревания (пубертатный). Этот период характеризуется скачком роста (второй ростовой скачок – прирост более 6 см), у девочек проявляется раньше, чем у мальчиков. В среднем школьном возрасте по-прежнему большое внимание уделяется воспитанию скоростных способностей во всех её формах, а также добавляется скоростно-силовая подготовка, не связанная с предельными напряжениями силового компонента. Целесообразно также начинать работу по совершенствованию выносливости аэробного характера (циклическая работа умеренной интенсивности средней продолжительности). Старший школьный возраст: рост тела замедляется, увеличивается мышечная масса. Это даёт возможность в процессе физкультурной практики закрепить привычку сохранять правильную осанку. В юношеском возрасте необходимо большее внимание посвящать воспитанию скоростно-силовых и собственно-силовых качеств, а также общей и анаэробной выносливости. Старшие школьники могут выдерживать значительные физические нагрузки, приближающиеся к возможностям взрослого человека. Однако упражнений силового характера с натуживанием надо по возможности избегать, т.к. это связано с фактором так называемого «юношеского сердца», которое в своём развитии отстаёт от роста мышечной силы. 27.Нормирование нагрузок на занятиях АФК. Учащиеся, с различными отклонениями в состоянии здоровья, имеют также и различный уровень физического развития и работоспособности. Поэтому организация занятий с подобным контингентом требует от учителя высокой квалификации. Дозировка физических упражнений зависит от заболевания, его стадии и функционального состояния различных систем организма, прежде всего, сердечно-сосудистой и дыхательной систем Регулирование нагрузки на уроке АФВ достигается следующими методическими приёмами: - количество повторений упражнения (более слабые выполняют упражнение меньшее количество раз); - изменение скорости выполнения упражнения и длины дистанции (интенсивность и объём нагрузки); - варьирование величинами внешних отягощений (увеличение или уменьшение веса гантелей, набивного мяча; утяжелителей и т.д.); - изменение амплитуды движения; - изменение исходных и конечных после движения положений, а также позы в процессе движения; - варьирование динамическими характеристиками движения (усилия, темп, ускорения); - изменение внешних условий (передвижения по песку, воде, в гору и др.); - проведение занятий на обычной, уменьшенной или увеличенной площадке (в спортивных играх); - варьирование применяемых методов (соревновательный, игровой, равномерный и др.); - применение разных интервалов отдыха между упражнениями. Утомление - это временное нормальное состояние организма, возникающее вследствие выполнения работы. Признаки утомления: ощущение усталости, снижение работоспособности, ухудшение техники и координации движений, ряда функциональных показателей (учащение дыхания, сердцебиения и др.). Перенапряжение может развиться при однократной физической нагрузке, превышающей возможности её выполнения учеников с недостаточной физической подготовкой или больных (острое перенапряжение). Это состояние возникает внезапно во время или после нагрузки. Оно проявляется сердечной или сосудистой недостаточностью: резкой слабостью, головокружением, потемнением в глазах, в тяжёлых случаях – тошнотой, рвотой, одышкой, цианозом, нитевидным пульсом. Перетренированность – состояние, вызываемое перенапряжением функциональных процессов в коре большого мозга, нарушением регуляторных функций ЦНС. Перетренированность является невротической реакцией организма и характеризуется снижением работоспособности, защитных сил организма, функциональными нарушениями в различных системах, изменениями общего нервно-психического состояния организма и обострением скрыто протекавших заболеваний. Физическую нагрузку учитель определяет заранее, при составлении плана, а в процессе урока, наблюдая за учащимися, вносит некоторые коррективы. Нарастание нагрузки должно быть постепенным, волнообразным. Пик её физиологической кривой должен приближаться ближе к концу основной части занятия, а далее заметно снижаться. Нагрузка на уроках, также регулируется моторной (двигательной) плотностью, которая осуществляется методом хронометража. По секундомеру регистрируют отрезки времени, затраченного учениками непосредственно на выполнение упражнений. Отношение суммы этих отрезков к длительности всего урока, выраженное в процентах, характеризует моторную плотность занятия. При проведении игр и эстафет учителю необходимо подбирать составы команд равные по силам, т.е. в каждую команду распределять одинаковое количество сильных и слабых учеников. Эстафеты должны включать разные задания, например: распределив сильных и слабых учеников через одного, предложить первым номерам выполнить задание бегом, вторым – шагом; первые идут по гимнастической скамье, вторые идут рядом и придерживают их за руку. Подвижные игры и элементы спортивных игр следует подбирать с тем условием, чтобы выполняемые в них физические упражнения не являлись противопоказанием с учётом диагноза игроков. Во избежание перегрузки следует во время игры вставлять интервалы отдыха с выполнением дыхательных или зрительных упражнений.     30.Особенности воспитания физических качеств на занятиях АФК. Воспитание физических качеств – важнейшая специфическая функция в профессии учителя адаптивной физической культуры. Физические качества (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость) необходимы, будут ученикам с отклонениями в состоянии здоровья для ведения в дальнейшем полноценной самостоятельной, профессиональной и творческой деятельности. В применении к лицам, имеющим отклонения в состоянии здоровья, можно определить физические качества, как - совокупность психических, морфологических и физиологических компонентов организма человека, единство которых обеспечивает готовность больного или инвалида к бытовой, производственной, спортивной и другим видам социальной деятельности. Проявление физических качеств у человека зависит в первую очередь от врождённых морфофункциональных способностей полученных от родителей на генетическом уровне. Физические качества развиваются в результате разнообразной двигательной деятельности человека. В развитии физических способностей условно выделяют три этапа, в основе которых лежат приспособительные реакции организма: 1) этап повышенного уровня развития физических способностей; 2) этап достижения максимальных показателей; 3) этап снижения максимальных показателей. В развитии физических качеств в качестве адаптогена выступает физическая нагрузка, а её структурной единицей является физическое упражнение. Неравномерность и гетерохронность развития физических качеств проявляется в колебательном характере отдельных элементов двигательной системы, формирующем биологический ритм развития движений. Реализация этой биологической закономерности важна при развитии физических способностей и выражается общим правилом: параметры нагрузки должны соответствовать текущему состоянию человека и соизмеряться с естественным ритмом его двигательной функции. В физкультурно-спортивной деятельности проявление физических качеств напрямую зависит друг от друга и влияет друг на друга. Явление, когда направленное развитие одной физической способности влечёт за собой позитивные изменения другой, называется положительным переносом. Положительный перенос, в свою очередь, может быть прямым и опосредованным, взаимным и односторонним, однородным и разнородным. В практике адаптивного физического воспитания методика развития физических качеств реализуется в двух направлениях: 1) ОФП – общая физическая подготовка, направленная на достаточно полное развитие всех мышечных групп и систем организма, рассматривается как базовый уровень физических способностей; 2) СФП – специальная физическая подготовка, направленная на развитие физических способностей, формирование компенсаторных механизмов, применительно к определённому виду деятельности (профессиональной, бытовой, спортивной, рекреационной и др.).  

 

Вопросы по теории и организации АФК

1.Характеристика основных видов АФК. -Адаптивное физическое воспитание (образование)- вид афк, удовлетворяющий потребности инвалида в его подготовке к жизни, бытовой и трудовой деятельности, в формировании положительного и адекватного отношения к афк. -Адаптивный спорт- компонент афк, удовлетворяющий потребности в самоатуализации своих способностей, сопоставлении их с возможностями других, достижение высокого спортивного мастерства. -Адаптивная двигательная рекреация- вид афк, удовлетворение потребностей инвалида в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получение удовольствия в общении. -Адаптивная физическая реабилитация- вид афк, удовлетворяющий потребности инвалида в лечении, востановлении временно утраченных функций (помимо тех которые утрачены давно) - Креативные (художественно-музыкальные) телесно- ориентировочные практики афк- вид афк, удовлетворяющие потребности в самоактуализации, творческом саморазвитии, самовыражение духовной сущности через движение, музыку, образ, другие средства искуства. - Экстремальные виды двигательной активности- вид афк, удовлетворяющие потребности в риске, повышенном напряжении, потребности испытать себя в необычных экстремальных условиях, субъективно, объективно опасных для здоровья для жизни. 2.Характеристика объекта педагогического воздействия в АФК. Объектом педагогического воздействия в АФК являются лица имеющие отклонения в состоянии здоровья. Для того что бы правильно строить педагогический процесс необходимо знать состояние здоровья, физические, психические и личные особенности людей. Категория этих людей достаточно разнообразна: по нозоологии (поражение, зрения, слуха, речи, интеллекта, опорно- двигательного аппарата), по возрасту(от рождения до старости0, по степени тяжести и структуре дефекта, по времени его возникновения(рождениеи, в течении жизни, по причинам и характеру протекания заболевания, медицинскому прогнозу, наличию сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений, состоянию сохранных функций, по социальному статусу и другим признакам. 3.История развития АФК в РФ. Как и за рубежом началофизкульт. Спортивн. движению положила ЛФК в стране с 1974 создаются много функциональные центры реабилитации.в 1980 созд. 1-я в СССР федерация спорта инвалидов, начинают создаваться секции по видам спорта в 1981 сост первые Ленинградские игры с порадением ОДА. С 1988 первенство россии стали проводить отдельно по видам спорта в различных городах и регионах страны. Проводились семинары по обучению методистов, тренеров, врачей. 1 –е всесоюзные игры инвалидов проводились по отдельным видам спорта: легк. атл в Литве, волеиболу в казани, плпвание в кривом роге, шахматам в городе Бор. Спад произошёл во время перистройки колличество участников сократилось. 1995 национальная сборная представляет страну как самостоятельное государство. Можно выделить 3 этапа развития афк в стране 1-йлфк с использованием элементов спорта1945-1979. 2-й 1980-1995-развитие физ.спорт. движ. В стране. Клубы секции. 3-йс 1996 по настоящее время- развитие и совершенствование образовательных основ, организационных и научно-методических, медицинских основ теории и методики афк.
4.АФК в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Комплексная реабилитация предполагает обязательное использование физических упражнений, адаптированному к конкретному заболеванию или дефекту двигательной активности. Борьба с малоподвижностью, активизация всех сохранных функций и систем организма человека, профилактика болезней именно эту проблему решает афк и другие ее виды. Не сущ. Видов заболеваний при которых средства и методы не оказались бы полезными. В процессе занятий афк человек не только социализируется и образовывается, но и формирует социальное пространство - самоопределяется, создает свое понимание, видение, ощущение мира, проектирует и строит собственную деятельность, социальное окружение.   5.Функции АФК.(педагогические функции) - коррекционно-компенсаторная-ведущая для всех видов. Основанием для коррекц. Служат отклонения в физич.и психич. Сфере, развивающая функция носит индивид характер ее можно называть компенсаторно-развив. -профилактическая-предупреждение заболеваний и осложнений. - образовательная -формирование знаний и двигательных умений на оптимальном для жизнедеятельности каждого человека уровне. -развивающая- заключается в целенаправленном воздействии на развитие силы, быстроты, гибкости и т.д. происходит за счет мобилизации резервных ресурсов., активизации защитных сил организма. -воспитательная-всестороннее гармоническое развитие личности, раскрытие ее потенциальных возможностей при суженых сенсорных, моторных и интеллектуальных функциях. -ценностно-ориентировочная-связана с освоением, совершенствованием, поддержанием, восстановлением, самореализацией физических и духовных сил человека. Формируются умения и на навыки, способности, самовоспитание, коммуникативные отношения, самоопределение в обществе. 6.Функции АФК. -лечебно-восстановительная-главная в физич. реабилитации. восстановление человека как личности, ускорение восстановительных процессов после травм, заболеваний, предотвращение или уменьшение инвалидизации. -профессионально-подготовительная-удовлетворение потребности в деятельности, экономической независимости. -творческая-заключается в раскрытии многогранных способностей людей с ограниченными возможностями в разных видах физкульт. деятельности. -рекреативно- оздоровительная-удовлетворение потребности в активном отдыхе, содержательном развлечении, как средство переключения на другой вид деятельности, восстановления физических и духовных сил. -гедонистическая-от греч. наслаждение, удовольствие. Проявляется в тех видах двигательной деятельности, которые доставляют радость, восторг, ощущение счастья.(люди с нарушениями острее переживают успехи в своих двигательных возможностях) -спортивная и соревновательная- удовлетворяющая эстетические и этические потребности, стремление к физическому совершенствованию.
7.Функции АФК (социальные). - гуманистическая-идея гуманизма состоит в признании человека высшей ценностью, формирование физической культуры личности как системы ценностей, реализуемых в здоровом образе жизни, предполагает помощь инвалиду со стороны всего общества в целом. -социализирующая- процесс включения человека в жизнь общества, усвоение опыта социальной жизни, образцов поведения, социальных норм, ролей и функций, вхождение в социальную среду и социальные группы. -интегративная- включение различных категорий инвалидов в различные системы, структуры, социумы, предназначенные для здоровых людей, активное участие в основных направлениях жизни и деятельности, самореализацию и раскрытие личностных способностей. - коммуникативная- общение как социальный процесс имеет особое значение для инвалидов, в общении отражается потребность человека в эмоциональном контакте, в проявлении своих чувств и ответном понимании, получении информации, ощущении включенности в какую либо деятельность(вербальные и невербальные средства общения) -зрелищная и эстетическая-зрелище рассматривается, как особый вид реализации потребности в специфической деятельности, связаной с эстетическим, эмоциональным удовольствием, сопереживанием. Для детей с нарушени ем в развитии, ограниченных в общении, движении, игре, зрелищная функция имеет особое значение. С раннего возраста ребенок должен видеть, понимать, чувствовать красоту, стремиться к ней. 8.Принцыпы АФК. Социальные: -гуманистической направленности -непрерывности физкультурного образования -социализации -интеграции - приоритетной роли микросоциума. Общеметодические: -научности -сознательности и активности -наглядности -доступности -систематичности -прочности Специально-методические: -диагностирования -дифференциации и индивидуализации -коррекционно-развивающая направленность -компенсаторной направленности -учета возрастных особенностей -адекватности, оптимальности и вариативности. 9.Методы организации АФК Метод- способ достижения цели, процесс взаимодействия педагога и ученика. -методы формирования знаний-эти методы имеют широкий спектр задач. создание стимулов, мотивов, ценностей, норм, установок осознанного использования физических упражнений. Методы форм. Знаний делятся на две группы: методы слова (информация речевого воздействия) и методы наглядности (информация перцептивного воздействия-на основе чувственного восприятия информации, поступающ. От зрительных, слуховых и т.д.) - методы обучения двигательным действиям-к нему относится: метод расчленённого и метод целостного обучения. -методы развития физических качеств и способностей: используются те же методы что и у здоровых людей. Силы-методы максимальных усилий и повторных, Быстроты- повторный, соревнов. игровой метод Выносливости – равномерный, переменный, повторный, интервальный, соревн., игровой. Гибкости- динамически активн. и пассивн.упр. - методы воспитания личности-складывается из стратегических методов(факторов)воспитания и методов педагогического возд. К стратегическимотносятся: метод воспитывающей среды, м. воспитывающей деятельности, м. осмысления человеком себя в реальной жизни. -методы организации взаимодействия педагога и занимающихся: индивидуальные, индивидуально- групповые(2-3 до 6-8 челов.) и мало групповые занятия(10-12)
10.Формы организации АФК. - урочная форма-уроки подразделяются на: у. образовательной направленности, коррекционно-развивающей направленности, оздоровительной направленности, лечебной направленности, спортивной направленности, рекреационной направленности. - неурочные формы: могут быть не регламентированы временем, местом, количеством участников, их возрастом. Занятия могут включать лиц с разными нарушениями и проводиться отдельно или вмнссте со здоровыми. Главная цель- удовлетворение детей в эмоционально двигательной активности, игровой деятельности, общении, самореализации (утренняя гимнастика до уроков, игры на переменах, спортивный час после уроков, праздники, викторины, конкурсы, развлечения, веселые старты). 11.Педагогические задачи и средства АФК. 2 группы задач. - общие-для всех и здоровых и с нарушением в развитии к ним относятся: укрепление здоровья, содействие нормальному физ. развитию, обучение основам техники движений, развитие двигательных способностей, формирование необходимых знаний в области физич. культуры личности., воспитание потребности самостоятельно заниматься, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности, воспитание нравственных и волевых качеств. -специфические-к ним относятся коррекционные, компенсаторные и профилактические задачи. Средства АФК Физические упражнения-основное специфическое средство. Естественно-средовые (природные) факторы: использование воды, воздушных и солнечных ванн в целях укрепление здоровья, закаливания организма. Они усиливают положительный эффект физических упражнений. Гигиенические факторы: отн. Правила и нормы общественной и личной гигиены, быта, труда, отдыха, питания, окруж. среды, одежды и обуви. Для инвалидов они имеют первостепенное значение. 12.Развитие физических способностей в АФК. - силовых.Сила- совокупность психических, морфологических, и физиологических компонентов организма, обеспечивает способность к преодолению внешнего сопротивления или противодействия ему с помощью мышечных напряжений. Средствами силовой подготовки явл.: упр с повыш. Сопротивлением, упр.с преодолением массы собственного тела (лазание перелазание, висы, поднягивания, сгиб разгиб рук, прыжки футбол.) упр с внешним сопротивлением (включ упр с преодол. внешней среды: бег по песку лыжи в горку. плавание только ногами, руками.упр. с грузом.), упр. в изометрическом режиме (пауэрлифтинг, армреслинг, изометрическое напряжение мышц культи путем мысленного напряжения). -быстроты.Скорость способность совершать двигательные действия с мин. затратой времени.Проявление скоростных способностей хар-но для сложнокоординир. Движ. (эстафеты, подвижные игры, волейбол сидя хоккей на полу. - выносливости-устойчивость организма к утомлению в условиях мышечной деятельности. Бывает общая и специальная, мскоростная, силовая. -гибкости-способность выполнять движения с макс. амплитудой. бывает общая и специальная. Для развития используют динамически активные и пассивн.(маховые, пружинистые, прыжковые со жгутами и амортизаторами), упр. статически активн и пассивн упр (удержание растянутых мышц)., комбинированные (пассивн. растяж. Мышц с послед. Активн. Наряж и растягиванием. -координационных способностей- коорд. –умение целесообразно строить движения, управлять ими. Необходимо использовать необычные и. п., зеркальное выполнение упражнений, изменение скорости и темпа двидений, сочетание известного и неизвестного в одном упр.

Вопросы по частным методикам АФК.

1.Задачи и формы специального образования в школах 3-4 видов. АФВ детей в школах 3-4 видов предусм. овладение школьниками програмн. материалом в соответст. С госуд. стандартом. За период обучения ребенок овладевает основными двигательными действиями, теоритич знаниями. В школьн прогр включ разделы: легкая атлетика, гимнастика, лыжный подг, спорт и подвижн игры, кот способств. Гарм. развитию школьников. Предусмотрены дополнительные занятия по коррекции двигат наруш, ритмике, рекреативные занятия и адаптивн. спорт. Задачи-общие и специальн. 0бщие: развитие, обучение, воспитание. Специальн: коррекционной направленности, компенсаторной направленности, профилактической направленности, лечебно- восстановит. Направленности. К общим отн.-воспитание гармонически развитого реб., укрепление здоровья, воспитание волевых качеств, обучение жизненно важным умениям и навыкам, развитие физ. качеств. К спец. отн.-охрана и развитие остаточного зрения, раз0витие навыков пространственной ориентировки, развитие и использование сохр. анализаторов. Укремление мышечной системы глаза, активизация фукций серд. сос. сист., развитие коммуникат. И позноват. Деятельности. Уроки АФВварьируются учетом сост. Зрения, уровня физической подготовленности и возраста в 1-2 классах продолж. подгот. и заключ. частей больше чем в 3-4 классе, затем постеп. увелич. основная.Использ. нетрадиц. Спорт. Инвентарь: альбомы с рельефным изображением различных поз и движ. Наглядные пособия., озвученные мячи, мячи с веревочкой кот. крепится к поясу, мяч с шелковой полоской, с запахом ванилина, педальки для развития равновесия, и формирования навыка правильной осанки, конус для развития вестибулярного аппарата и мн. друг. У незрячих на перв. план вых. развития навыка простр. ориентировки. 2.Характеристика физического развития и физической подготовленности незрячих и слабовидящих детей. Нарушение зрения затрудняет пространственную ториентировку, задерж. Формиров. Двигат навыков, ведет к снижению двигательной и познавательной активности. Наблюд отст. в физич. развит. и степени развития физич. качеств. Коррекционный эфект зависит от возраста. Младший школьный возраст наиболее благоприятный. Уровень физического развития и физич подг детей значительно отстает от нормально видящих., отмечаются нарушения в координ движ., испытывают трудности в соглассованности движений рук и ног, незрячие облад самым низким уровнем прыжковой способности. Все данные свидетельствуют меньшей выносливости и работоспособности детей с нарушением зрения.С возрасто моказатели физ. разв. Увеличиваются, но более медленно.У незряч и слабовид. Наблюд более выр. Отклон в деят серд сос и дыхат систем на всех возрастных этапах развития. Все причины вторичн отклонений можно разделить на две группы 1)органические нарушения, наследств. заболев, врожден слабовид. 2)недостат. Уровень социальных и педагогических условий, отсутствие профилактической работыи коррекц работы. Сопутствующ заболевания: общее недоразвитие речи, - дизартрия, недоразвит письменной речи, соматические заболев, задержка психич. Разв.Д ЦП, минимальн мозговая дисфункция(двигат расторможенность, суетливость).Таким иобразом дети с нар зрения нужд в профилактич и коррекц работе направленных на норм двиг функц и иметь комплексный характер. 3. Характеристика физического развития и двигательной сферы глухих и слабослышащих детей. По сравнению со здоровыми у таких детей наблюд: недостаточно точная координ. и неуверенность движений, замедленность освоения двигательными навыками, трудность сохранения статического и динамического равновесия, низкий уровень развития пространственной ориентировки, нар мелкой моторики кисти и папльцев рук, соглассованности движений отдельных звеньев тела, отставание в развитии физич. качеств. Особенно страдает координация. Они тратят на освоение сложнокоорд.движений больше времени из-за недостаточной активности вестибулярного аппарата. Потеря слуха оказывает значительное влияние на функ. сост всех систем, поражение переферических и центральных структур(замедленное движение глаз, языка, акта жевания. Эти нарушения прямо или опосредовано влияют на двигательные способности, связанные с быстротой реагирования, темпом движений, скоростными качествами.
4.Развития основных физических качеств глухих и слабослышащих детей. У глухих отставания в развитии скоростно-силовых и координационных способностей.Скор- силов упр. (ходьба, бег, прыжки, метания0 в программе обучения заним большую часть с 4-6 лет основной период развития физических качеств у глухих детей. Средствами развития скоростно силов качест явл.разл. виды бега, прыжки, метания, упражнения с мячами. Основн. методы-игровой и соревновательный (эстафеты, подвижные игры, повторные задания, сюжетные игровые композиции. Выносливость, сила, гибкость, координация. 5.Задачи, средства, методы обучения глухих и слабослышащих детей программным видам физических упражнений. 6.Характеристика двигательной сферы умственно отсталых детей. На физическое развитие, двиг. Способности, обучаемость оказ. Тяжесть интеллектуального дефекта. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны, особенно плохо точные движения рук, предметная манипуляция, жестикуляция и мимика. Страдают согласованность и точность темп движений. Они замедленны, неуклюжи, с трудом удерживают заданную позу Наруш. Физич. развития: отставания в массе тела, длине, нарушения осанки, наруш в разв. Стопы, грудной клетки и снижении ее окружности, парезы верхних и нижних конечностей, отст. В показ. ЖЕЛ, деформация черепа, дисплазии, аномалия лицевого черепа. Наруш двиг способн.Нар. Коорд способн.- точностьи движения в пространстве, коорд движ., ритма движений, дифференцировки мышечныхх усилий, пространственной ориентировки, точности движений во времени, равновесия. Отстав раз. Физич качест от сверстников здоровых: силы на 15-30%, скорости 10-15%, выносливости на20-40%, скоростно- силов. На 10-20%
7.Характеристика психического развития умственно отсталых детей. - стойкое нарушение познавательной деятельности: отсутствие потребности в знаниях, вялости мыслительной деятельности, неумении анализировать и обобщать, Недостаточность всех уровней мыслительной деятельносьти: наглядно-действ., наглядно- образного, словесно-логического -внимание-хар-ся малой устойчивостью,, трудностью распределения, замедл. переключ. Не могут сосредоточиться на одном объекте. -восприятие-замедленный темп и оьем, поэтому формирование знаний требует больше времени. -память- слабое развитие, низкий уровень запоминания, сохранения и восприятия Поэтому каждое упр, речитатив требуют многократного повторения, лусчше запоминаются яркие эмоциональные переживания, вызвавшие интерес. Требование запомнить материал- мало эффективно. - речь-развитанедостаточно, страдают все стороны фонетич, лексическая, грамматич. Задержка становления речи, понимания обращенной, предложения просты. -Эмоциональная сфера-неустойчивость эмоций, отсутствие оттенков переживаний, слабость собственных намерений, стереотипность реакций., недоразвитие навыков игровой деятельности-с трудом осваивают новые подвижные игры. - волевые процессы- дети безынициативны, не умеют самостоятельно руководить своей деятельностью. 8.Особенности построения урока АФВ для умственно отсталых детей. Задачи: основные и специальные. Основн.-воспитательные, образовательные, оздоровительные - обучение основам техники движений; -формирование жизненно необходимых умений и навыков; -развитие физических способностей; -формирование необходимых знаний; -воспитание нраввственных и волевых качеств; -укрепление здоровья закаливание организма. Специальн. -коррекция основных движений в ходьбе, беге, плавании, метании. - коррекция и развитие координационных способностей. -коррекция и развитие физической подготовленности.. -коррекция и развитие соматических нарушений. -коррекц. и развитие психических и сенсорно- перцептивных способностей. - развитие познавательной деятельности. Средства: физические упражнения, естественно средовые силы природы, гигиенические факторы. Методы: Формирования знаний, обучения двигательным действиям, развития физических способностей, воспитания личности, организации действия педагога и занимающихся, регулирования психического состояния детей.     9.Задачи, средства, методы физической реабилитации детей с ДЦП. ДЦП-органическое поражение мозга, возникающее в период внутриутробного развития, в родах или в периоде новорожденности и сопровожд. двигат., речевыми и психич. нарушениями. Задачи: 1.снижение гипертонуса мышц сгибателей, укрепление ослабленных мышц. 2.улучшение подвижности в суставах, коррекция порочных установок ОДА. 3.улучшение координации движений и равновесия 4.стабилизация правильного положения тела, закрепление навыков самостоятельного стояния, ходьбы. 5.расширение общей двигательной активности ребенка. 6.освоение приемов самообслуживания. Средства: лечебная гимнастика, ортопедические укладки, технические приспособления и тренажерные устройства, массаж, физиотерапия, ипотерапия, кинезотерагия, эрготерапия, лечебное плавание, лечебная хореография, танцы на колясках, упражнения на батуте, фитболе, плавание в сухом бассейне.
10.Основные направления коррекции двигательных нарушений детей с ДЦП. Коррекция осанки, координац. наруш. ОДА(симетричности движений, статического и динамического равновесия, мелкой моторики кисти и пальцев, диференцировки усилий, времени и пространства, ритмичности движений. Коррекция и развитие дыхательной и сердечно-сосудистой системы. Развитие физических качеств быстроты выносливости. 11.Средства физической реабилитации детей с поражением спинного мозга. Лечение больных с поражением спинного мозга производится комплексно включ. в себя лечебную гимнастику, массаж, обучение компенсаторным двигательным навыкам и пр. 3 пеериода сост больного: острый, подострый Лечебную гимнастику следует начинать как можно раньше сразу после выхода больного из шокового состояния.активные и пассивные упражнения., постепенно вовлекая в работу все новые мышечные группы. Массаж-способствует активизации тонуса и трофики(что предупреждает атрофию), предупреждение пролежней улучшение кровообращения. Должен выполняться глубоко и энергично с использованием приемов: растирания, разминания, ударных и вибрации.  

Вопросы по физической реабилитации

1.Основные принципы физ. реаб. Физич. реабилит.- составная часть медицинской, социально- экономической и профессиональной реабилитации. Система мероприятий, направленных на восстановление и компенсацию физических возможностей и интеллектуальных спо
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теоретические сведения | Уголовная ответственность: понятие, признаки, основание, значение. Уголовный закон: понятие, признаки, структура и значение.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.