Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научное познание






 

1. Дайте определение науки в философии. Какое из данных определений, по вашему мнению, выражает специфику научного знания? Обоснуйте свой ответ.

2. Охарактеризуйте формы научного познания: научный факт, научная проблема, научная гипотеза, научная идея, научная теория, научная концепция.

3. Дайте определение научной теории и представьте классификацию научных теорий в науке. В чём состоят функции и структура научной теории?

4. Определение «метода» в философии. Методы научного познания. Какие из научных методов можно использовать в обыденном познании и учебном процессе?

5. Назовите и обоснуйте критерии и нормы научного познания.

6. О какой форме индукции говорил Ф. Бэкон в работе «Новый Органон»? Какую функцию в развитии науки, по его мнению, она должна выполнять?

7. По мнению какого философа: «Всё, что мы достоверно знаем, состоит или в доказательствах, или в опытах. И в том и в другом правит разум. Ведь самое искусство постановки эксперимента и пользования опытами покоится на точных основаниях, разумеется в той мере, в какой оно не зависит от случая, или фортуны.

Даже имея уже поставленные опыты, которые, бесспорно, и при благоприятной фортуне требуют затрат, оборудования и времени, говорить об усовершенствовании наук можно, лишь поскольку они обосновываются разумом». Согласны ли вы с данным высказыванием? Охарактеризуйте ваше мнение о том, как должна развиваться наука?

8. Анализируя данное высказывание, дайте ответы на следующие вопросы: 1. Кто является автором данного высказывания; 2. Какую проблему философ обсуждает? 3. Ваше отношение к данному решению этой проблемы. «Теория называется «эмпирической» или «фальсифицируемой», если она точно разделяет класс всех возможных базисных высказываний на два следующих непустых подкласса: во-первых, класс всех тех базисных высказываний, с которыми она несовместима (которые она устраняет или запрещает), мы называем его классом потенциальных фальсификаторов теории; и, во-вторых, класс тех базисных высказываний, которые ей не противоречат (которые она «допускает»). Более кратко наше определение можно сформулировать так: теория фальсифицируема, если класс её потенциальных фальсификаторов не пуст».

9. Кто является автором работы «Структура научных революций»? Какие стадии развития науки выделял данный философ? Проанализируйте его философскую концепцию.

10. Кто является автором следующей фразы: «Научные идеи проясняют наш дух и улучшают нашу жизнь. В то же время наука вытесняет позитивные достижения более ранних эпох и вследствие этого лишает нашу жизнь многих возможностей. Сказанное о науке справедливо и в отношении известных нам сегодня мифов, религий, магических учений. В своё время они также приводили к невероятным открытиям, также решали проблемы и улучшали жизнь людей. Нельзя забывать, сколькими изобретениями мы обязаны мифам!» Прокомментируйте данный текст.

Основные понятия: наука, научная проблема, научная гипотеза, научная идея, научная теория, научная концепция, метод, верификация, фальсификация, фаллибилизм, научная парадигма, дисциплинарная матрица, нормальная наука, научная революция, рациональность.

Литература

 

1. Канке, В.А. Общая философия науки [Текст] / В.А. Канке. – Москва: Омега – Л, 2009, 354 с.

2. Лебедев, Л.А. Философия науки: краткая энциклопедия [Текст] / Л.А. Лебедев. – Москва: Академический Проект, 2008, 692, [1] с.

3. Майданов, А.С. Методология научного творчества [Текст] / А.С. Майданов. – Москва: URSS [ЛКИ], 2008, 508 с.

4. Микешина, Л.А. Философия науки: учеб. пособие [Текст] / Л.А. Микешина. – М.:. Прогресс – Традиция: МПСИ: Флинта, 2005, 463 с..

5. Островский, Э.В. История и философия науки [Текст] / Э.В. Островский. – Москва: ЮНИТИ – ДАНА, 2007, 159, [1] с.

6. Поппер, К. Знание и психофизическая проблема: В защиту взаимодействия [Текст] / К. Поппер. – Москва: Издательство ЛКИ, 2008. – 256 с.

7. Поппер, К. Логика научного исследования [Текст] / К. Поппер. – М.: Республика, 2005, 446, [1] с.

8. Рузавин, Г.И. Методология научного познания [Текст] / Г.И. Рузавин. – М.: Юнити, 2005, 287 с.

9. Рузавин, Г.И. Философия науки [Текст] / Г.И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ, 2005, 400 с.

10. Стёпин, В.С. Философия науки: общие проблемы [Текст] / В.С. Стёпин. – М.:. Гардарики, 2006, 382, [1] с.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.