Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации по написанию теоретической части исследования.






Теоретическая часть исследования должна быть представлена в первом разделе (при необходимости, в двух разделах), в которой дается анализ работ отечественных и зарубежных специалистов, раскрывается своеобразие различных подходов к разработке изучаемой проблемы, определяется ее значение и место среди общей проблематики, выявляются нерешенные, слабо освещенные и требующие уточнения вопросы. Теоретическая часть не может быть обзорной или компилятивной. Для усиления ее аналитической направленности рекомендуется систематизировать, обобщать и классифицировать материал по различным основаниям. Например, рассматривать проблему в историческом контексте, либо с точки зрения исследователей, принадлежащих к различным психологическим школам и направлениям, отечественных и зарубежных авторов и т.д.

При написании первой главы рекомендуется использовать следующие выражения: «По мнению (ФИО)», «Как считает (ФИО)», «На наш взгляд, исследование (ФИО) представляет особый интерес», «Отметим, что в работах (ФИО)», «(ФИО) обращает наше внимание», «По данным исследований (перечисление специалистов)», «Данный факт свидетельствует об особой важности темы нашего исследования» и т.д.

В начале теоретического раздела студентом осуществляется литературный обзор по проблеме исследования. Построение литературного обзора может быть различным. Возможны следующие варианты: переход от рассмотрения общих проблем к частным вопросам, непосредственно связанным с темой исследования; описание различных подходов к исследуемой проблеме; расположение материалов в хронологическом порядке; рассмотрение отдельных аспектов или сторон изучаемого психического явления. Приведенные варианты логики изложения могут сочетаться различным образом в зависимости от предмета исследования, замысла, особенностей анализируемого материала.

Предпочтительнее литературный обзор производить на основе его логического построения. Тогда структура текста может быть примерно такой:

- феноменологическое описание предмета изучения: область проявлений, их частота, временные параметры или признаки интенсивности и другие качественные характеристики;

- место изучаемого явления среди других, т.е. его взаимосвязи и взаимовлияния, а также факторы, его обусловливающие;

- рассмотрение с опорой на избранный методологический подход. Выделяемая структура явления;

- сущность, природа явления. Имеющиеся в литературе определения данного явления; разнообразие в его понимании;

- закономерности, которым подчиняется явление;

- прикладное использование явления (свойства или функции).

В обзоре должны быть переданы основные идеи и факты источников, близко к тексту оригинала, что достигается путем частичного переформулирования фраз, их упрощения, опускания несущественного с соблюдением правил цитирования прямой и косвенной речи. Из теста должно быть понятно, какие работы, каких авторов были использованы.

В тексте, наряду со ссылками на изученные литературные данные, должна быть отражена и обоснована точка зрения, позиция, комментарии автора дипломной работы. Теоретический раздел дипломной работы должен включать не менее двух подразделов, отражающие отдельные аспекты рассматриваемой проблемы. Раздел заканчивается логически обоснованным выводом, кратким изложением сущности исследуемой проблематики, также автором делаются выводы о степени разработанности проблемы исследования, ее актуальности, об основных направлениях ее изучения и т.д. Выводы по теоретическому разделу (разделам) должны содержать обоснование направления практического исследования.

К тексту теоретического раздела предъявляются следующие требования: полнота и достоверность информации; наличие критической оценки информации; логичность структуры; композиционная целостность; аргументированность выводов; ясность, четкость и лаконичность изложения.

6.2. Рекомендации по оформлению ссылок цитирования, списка использованной литературы.

Список использованной литературы помещают после основного текста. Список литературы включает все литературные источники, документы, используемые при подготовке текста: цитируемые, приводимые или упоминаемые. Рекомендуется представлять единый список литературы (книги и статьи) к работе в целом. В этом случае каждый источник упоминается в списке один раз, вне зависимости от того, как часто на него делается ссылка в тексте работы.

Объём списка дипломной работы – не менее 50 источников (магистерской – не менее 80 источников), курсовой работы - 20 источников.

Большое значение имеет правильное библиографическое описание источников и литературы и порядок их расположения в списке. В работе должен соблюдаться строгий и единообразный способ ссылок на цитированные литературные источники. Наиболее часто используется алфавитный принцип расположения использованных в работе документов, но используются также алфавитно-хронологический, хронологический, предметно-тематический, персональный принципы и по порядку упоминания их в основном тексте. При наличии в списке источников на других языках, кроме русского, образуется дополнительный алфавитный ряд в конце списка документов с единой нумерацией по всему списку. Если в список входит литература на разных языках, то он строится в такой последовательности: на русском и украинском языках; на языках с кириллическим алфавитом; на языках с латинским алфавитом; на языках с оригинальной графикой.

Библиографический аппарат дипломной, курсовой и научной работы должен соответствовать требованиям стандартов системы информационно-библиографической и издательской документации, которая: регламентирует основные положения и правила библиографического описания отдельных видов изданий, электронных ресурсов и неопубликованных документов и их частей, применяемые в ссылках и списках литературы; рекомендует систему ссылок на источники и литературу и правила, по которым они размещаются в основном тексте и вне его и т.п.

Объектом библиографического описания, применяемого в ссылках и списках литературы, является документ в целом или его составная часть. Описание, как правило, производят по титульному листу издания и на языке текста издания. Допускается издание, напечатанное на ином языке, описать на русском языке, а язык текста издания оговорить в примечании. ФИО редко цитируемых зарубежных авторов желательно приводить дважды - как в русской транскрипции, так и на языке оригинала.

Текст обязательно должен быть сопровожден ссылками на литературные источники. В тексте курсовой или дипломной работы при упоминании какого-либо автора надо указать сначала его инициалы, затем фамилию. Например: как подчеркивает Г.Г. Филиппова (1999); по мнению И.Ю. Хамитовой (2000); следует согласиться с Л.Н. Геленской (2001). В сноске (ссылке), наоборот, сначала указывается фамилия, затем инициалы автора: эта мысль высказывалась различными авторами (Филиппова ГГ., 1999; Хамитова И.Ю., 2000; Геленская Л.Н., 2001). В отечественных научных текстах в последнем случае допускается приведение порядкового номера источника в квадратных скобках, полные выходные данные которого приводятся в библиографическом списке.

При изложении идей, имеющих авторство необходимо соблюдать правила цитирования: цитируемый текст приводится точно, без искажений, пропуски в авторском тексте обозначаются многоточием; текст берется в кавычки, затем в скобках указывается фамилия автора, инициалы, год публикации и страница, или номер в списке литературы и страница. Примеры цитирования: «Понятие личности хотя и постоянно употребляется, но не достаточно раскрывается психологически и часто оказывается синонимом то, сознания, то самосознания, то установки, то психики вообще.» (Божович Л.И., 1968, с. 131); С.И. Вавилов требовал «... всеми мерами избавлять человечество от чтения плохих, ненужных книг» [15, с. 135].

Общий подход к цитированию состоит в том, что цитаты могут быть в каждом разделе и параграфе, за исключением тех мест, в которых автор развивает свою позицию или подытоживает результаты исследования. Однако работа не должна быть переполнена цитатами, которые плохо связаны между собой. На одной странице текста не должно быть более трех цитат. Если же требуется большее количество цитат, то их лучше давать в пересказе с указанием на источник. Они заключаются в круглые или квадратные скобки, в которых проставляются номера источников из приводимого в конце работы списка литературы. (текст (3; 7; 32) или текст (Гальперин П.Я., 1965; Давыдов В.В., 1972). При цитировании того или иного автора дополнительно указывается номер страницы (текст (3, с. 28; 7, с. 124; 32, с. 675) или текст (Гальперин П.Я., 1965, с. 56; Давыдов В.В., 1972, с. 88). Подстрочные примечания помечаются № или символом (*) в тексте и воспроизводятся под чертой в конце страницы

(______________________________________________________________________)

1 (*) – указание источника или пояснительный текст

Прямое цитирование требует заключение текста оригинала в кавычки. При косвенном цитировании, когда чужие мысли приводятся близко к тексту оригинала, после завершения цитирования в скобках обязательно указывается источник, из которого она была взята.

Примеры библиографического описания источников:

Книга под фамилией автора

1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. – 304 с.

Книга под заглавием

2. Психологические механизмы целеобразования / ред. О. К. Тихомирова. - М.: Наука, 1997. - 231 с.

Статья из журнала

3. Корнилова Т. В. О проблеме переструктурирования базовых курсов по психологии (на примере «Введения в психологический эксперимент») / Т. В. Корнилова // Психологический журнал. – 2000. – Т. 21. – № 1. – С. 6–12.

Статья из сборника

4. Фестингер Л. Введение в теорию диссонанса / Л Фестингер // Современная зарубежная социальная психология: Тексты. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – С. 97–110.

Произведение из собрания сочинений

5. Выготский Л. С. Проблема возраста: в 6 т / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 4. – С. 248–265.

Автореферат диссертации

6. Кроник А.А. Психологические механизмы межличностного оценивания статуса в контактных группах: автореф. дис....канд. психол. наук: спец. 19.00.05 / А.А.Кроник. – М., 1978. – 25 с.

Тезисы докладов и материалы конференций

7. Абрамова Г.С. Психическое здоровье в контексте культуры: зб.науч.работ по материалам респуб. научно-практ. конф., Брест, 30–31 янв. 2004г.. [Психологическое здоровье в контексте развития личности]. – Брест: УО “БрГУ им. А.С.Пушкина”, 2004. – С. 4–5.

Электронная публикация в Интернете

8. Гусева Н.А. Библиографическое описание электронных ресурсов: рекомендации и примеры [Электрон. ресурс]. – 21 января 2004. - Режим доступа: https://portal.grsu.by/portal/? p=/FACULT/BIOL/PUBLIC/p_bibl

9. Орлов A.A. Педагогика как учебный предмет в педагогическом вузе // Педагогика как наука и как учебный предмет: Тез. докл, междунар. науч.-практ. конф., 26-28 сент. 2000г. / Тул. гос. пед. ин-т. - [Электрон. ресурс]. - Тула, 2000-2001- - C.9-10. - Режим доступа: https://www.oim.ru

Электронная публикация на физическом носителе (CD-ROM, DVD-ROM, электрон, гиб. диск и т.д.)

11. Большие и малые библиотеки России [Электрон. ресурс]: Справочник / Рос. библ. ассоц. - Электрон. текстовые дан (5570560 байт). - М.: Либерея, 2001. -1 CD-ROM.

Рекомендуется студентам по окончании работы дополнительно проверить соответствие ссылок в тексте на номера списка литературы, особенно если по ходу написания текста основной части список дополнялся.

6.3. Рекомендации по написанию эмпирической части исследования.

Эмпирическая часть исследования может быть представлена одним или двумя разделами, в зависимости от идеи исследования, способов реализации цели исследования. В одном из разделов могут быть представлены данные об организации, обосновании выбранных методик, методическом обеспечении исследования, методических проблемах, с которыми столкнулся автор. В другом разделе эмпирической части могут быть подробно представлены полученные в ходе практической части исследования результаты, их статистический и качественный анализ, интерпретация данных, рекомендации, которые готов сделать исследователь в результате проведённой дипломной работы, пути и средства коррекционной работы с испытуемыми, данные об эффективности формирующего эксперимента, рекомендации для специалистов, связанных с решением указанных проблем

Объем исследуемой выборки зависит от различных факторов. Если предполагается сравнение групповых показателей, в простейшем случае – средних арифметических, полученных в экспериментальной и контрольной группах, количество испытуемых в каждой должно быть не менее 30 человек. При использовании метода корреляции рекомендуется, чтобы численность группы была не менее 30 - 35 человек из соображений статистических: коэффициенты корреляции выше 0, 35 при таком количестве испытуемых значимы при р = 0, 05. Ориентиром, позволяющим определять необходимый размер выборки, могут служить публикации материалов, близких по направленности дипломного исследования.

Целесообразно увеличивать количество испытуемых, по крайней мере, на 5-10 % больше требуемого, поскольку часть из них будет «отбракована» в процессе анализа протоколов исследования.

Рекомендуется разбивать общую группу на подгруппы по какому-либо признаку (пол, возраст, профессия и т.п.), обрабатывать данные отдельно для каждой подгруппы. В зависимости от целей исследования могут сравниваться данные, полученные в группах испытуемых, различающихся по какому-нибудь критерию. Даже если рассмотрение возрастной специфики феномена не входит в число исследовательских задач, не следует набирать испытуемых без соотнесения с принятыми периодизациями. В работе обязательно должны быть указаны: размах выборки по возрастным параметрам и средний возраст испытуемых.

Методическое обеспечение исследования. Методика - форма реализации метода, совокупность приёмов и операций (их последовательность и взаимосвязь), а также формализованные правила сбора, обработки и анализа информации. При выборе методик следует учитывать возможности и ограничения каждой входящей в набор методики, прежде всего, по точности и надежности фиксации выраженности исследуемых качеств..

При составлении набора методик целесообразно руководствоваться принципом дополнительности. Друг друга должны дополнять данные качественного и количественного характера, сведения о субъективных и объективных параметрах, методики известные, достаточно распространённые, и новые, оригинальные методики. Желательно, чтобы результаты отдельного испытуемого можно было сопоставить с групповым портретом.

Количество методик может быть различным. Существующие методики различаются по количеству шкал, трудоемкости в проведении, обработке показателей.

Не рекомендуется использовать, методики, психометрические характеристики которых не известны, с устаревшими нормами (в том случае, если они необходимы для анализа результатов). Наиболее надежными источниками, содержащими необходимый минимум сведений о методике - руководство к данной методике, выпущенное специалистами. Сборники тестов, как правило, не содержат необходимых сведений о методике и имеют множество ошибок.

В целом, эмпирическая часть курсового или дипломного исследования представляет собой описание работы по сбору и анализу (количественному и качественному) эмпирических данных. Структура этой части должна содержать следующие составляющие:

1. Организация (этапы, программа) эмпирического исследования.

2. Описание полученных результатов.

3. Обсуждение (анализ) результатов.

4. Выводы.

В программе эмпирического исследования уточняются его цель и задачи, производится «перевод» теоретических понятий, в которых обозначена проблема, в конкретные исследовательские переменные. Часто этот процесс называют операционализацией. Он включает обоснование методик.

Характеризуется выбор базы исследования (место и условия проведения исследования, контингент и число испытуемых (выборка), их социальные и психологические характеристики, наличие экспериментальной и контрольной групп и т.д.). Обосновывается связь методов и методик (как «техник» сбора эмпирических данных).

Подробно описываются этапы и процедуры исследования. Упоминаются все обстоятельства, которые могут, предположительно, повлиять на полученные данные. Это необходимо для того, чтобы, опираясь на Ваше описание, любой желающий смог бы в точности повторить его и, следовательно, прийти к тем же результатам.

Указываются способы обработки первичных данных. Количественная обработка данных предполагает обоснование выбора методов математической статистики.

Большие, сложные таблицы и таблицы, содержащие промежуточные данные вычислений, лучше поместить в «Приложения».

Обсуждение полученных данных начинается с их описания. Описание должно быть предельно строгим, т.е. содержать в себе только факты с их качественными или количественными характеристиками. Наиболее удобный вид их представления – таблицы, каждая из которых должна иметь свой номер (указывают над таблицей справа, соблюдая сквозную нумерацию в пределах подраздела, например, таб.2.3) и название (на строчку ниже номера таблицы, по центру страницы).

Частные данные, а также промежуточные расчеты приводятся в «Приложениях». Туда же помещаются образцы методического инструментария (опросные листы, исследовательские протоколы), иллюстративные материалы и т.п.

Кроме табличной формы представления количественных данных Вы можете использовать также: а) диаграммы; б) графики для представления характера функциональной зависимости между величинами (переменными); в) корреляционные плеяды для отображения корреляционных связей между выделенными параметрами и т.д.

Подписи ко всем нетекстовым вставкам (рисунки, графики, схемы и т.п.) помещаются под рисунком слева, включают номер, учитывая сквозную нумерацию в рамках подраздела (пункта раздела, например, рис.2.1.), название указывается на той же строке, через точку после номера рисунка, под рисунком размещают необходимые пояснения, расшифровку условных обозначений.

Полученные результаты предполагают обязательный качественный и количественный анализ, интерпретацию. При обсуждении результатов следует раскрыть значение полученных фактов с точки зрения теории. В этом разделе студент приводит свои суждения о том, что могли бы означать полученные данные для решения поставленной проблемы, а также сопоставляет выявленные закономерности с представленными в литературе данными и подходами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.