Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стратегия исследования






Стратегия исследования представляет собой определение основных этапов с указанием объема, целей, задач, времени проведения, а также удельного веса этапов исследования, их взаимосвязь и последовательность.

Первый этап - ориентировочный. Он включает в себя предварительное наблюдение за объектом исследования, изучение условий его проявления, формирование догадки о возможной связи каких-либо фактов или событий между собой. Заканчивается этап формулированием предварительной гипотезы исследования.

Второй этап начинается с разработки плана эксперимента, который включает в себя формулирование задач исследования на основе рабочей гипотезы; выделение факторов, которые будут выступать независимой переменной (изменяемой только по плану экспериментатора) и зависимой переменной (изменяющейся в результате изменения независимой переменной). Кроме того, обязательно проводится анализ всех обстоятельств экспериментальной ситуации для выявления дополнительных переменных, которые могут повлиять на результаты эксперимента.

На данном этапе исследования необходимо определить потенциальную выборку испытуемых. Основным требованием к выборке является репрезентативность, то есть группа лиц, участвующих в эксперименте, должна представлять всю часть популяции, по отношению к которой мы можем применять данные, полученные в эксперименте. Определение объема выборки обусловлено исследовательскими задачами. В большинстве случаев для выявления различий на достаточно значимом уровне общий объем экспериментальной и контрольной групп должен стоять примерно из 50 испытуемых, при условии хотя бы приблизительного равенства числа людей в одной и другой группах. Если в последующей обработке экспериментальных данных планируется применять корреляционный анализ, то объем выборки должен быть не менее 30-35 человек.

Если исследование нацелено на изучение межполовых различий в данном психическом явлении, то лучше взять подвыборки мужчин и женщин, равные или близкие по объему.

Также на этапе планирования выбираются методы и разрабатываются методики проведения эксперимента.

Метод - основной принцип и способ сбора, обработки и анализа данных.

Методика - форма реализации метода, совокупность приемов и операций (их последовательность и взаимосвязь), а также формализованные правила сбора, обработки и анализа информации.

В качестве методов исследования могут быть использованы наблюдение, лабораторный, естественный эксперимент, беседа, анкетирование, изучение продуктов деятельности, социометрический метод и другие.

В ходе опытной работы необходимо использовать взаимопроверяющие и дополняющие друг друга оригинальные, модифицированные и заимствованные методики исследования.

Собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который даст возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой, позволяют строго формализованные методики: тесты, опросники, методики проективной техники и психофизиологические методики.

Отличительной особенностью тестов является то, что они состоят из заданий, на которые от испытуемого нужно получить правильный ответ.

По форме тесты могут быть индивидуальными и групповыми; устными и письменными; бланковыми, предметными, аппаратурными и компьютерными; вербальными и невербальными (практическими).

По содержанию тесты обычно делятся на следующие классы: тесты интеллекта, способностей, личности; особое место занимают тесты достижений, не предназначенные для решения собственно психологических проблем.

Тесты интеллекта предназначены для исследования и измерения возрастного интеллектуального развития человека (мышления, памяти, внимания, восприятия). Об успешности выполнения теста судят по числу правильных ответов.

Тесты способностей предназначены для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, умениями и навыками в различных областях - математике, технике, литературе, в разнообразных видах художественной деятельности.

Тесты личности направлены на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности - мотивации, интересов, эмоций, отношений (в том числе и межличностных), а также особенностей поведения индивида в определенных ситуаций.

Тесты достижений предназначены для оценки степени продвинутости знаний, навыков, умений после прохождения человеком соответствующего обучения, общей и профессиональной подготовки. Они измеряют в первую очередь влияние, которое оказывает на развитие индивида относительно стандартный набор воздействий.

В опросниках задания представлены в виде вопросов и утверждений. В опросниках не может быть «правильных» и «неправильных» ответов. Они отражают лишь отношение человека к тем или иным высказываниям, меру его согласия или несогласия.

Опросники могут быть подразделены на опросники личности и опросники - анкеты.

Личностные опросники можно рассматривать как стандартизированные самоотчеты. Это могут быть опросники с предписанными ответами (закрытые опросники) и со свободными ответами (открытые опросники). По содержанию личностные опросники могут быть подразделены на опросники черт личности, опросники типологические, опросники мотивов, опросники интересов, опросники ценностей, опросники установок.

Для диагностики личности предназначены также методики проективной техники. Их существенным признаком является использование неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т.д.

Так, испытуемым предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний и т.п. Эти методики носят в основном индивидуальный характер.

Психофизиологические методики диагностируют природные особенности человека, обусловленные свойствами нервной системы. По форме они могут быть аппаратурными и бланковыми (типа «карандаш и бумага»).

На данном этапе проводится подготовка необходимых для эксперимента материалов, протоколов, журналов, аппаратуры и т.д.

Третий этап - собственно экспериментирование. Нередко оно включает пробное (пилотажное) исследование, задача которого точнее сформулировать гипотезу, апробировать оригинальные методики с целью определения их надежности и валидности. К пробному эксперименту привлекается небольшое количество испытуемых, и он проводится непродолжительное время.

В том случае, если проводится психолого-педагогический эксперимент, работа имеет форму классической триады.

Первую ее часть составляет констатирующий эксперимент, в ходе которого проводится диагностический срез - определение степени сформированности психических явлений (уровни сформированности мышления, памяти и т.п.).

На втором этапе осуществляется процесс совершенствования (формирования) психических явлений. Испытуемым предлагается система постепенно усложняющихся заданий обучающегося характера. В процессе работы исследователь должен придерживаться принципа педагогизации, сравнительно-генетического принципа, принципа единства сознания и деятельности, объективности, детерминированности.

На этапе контрольного эксперимента вновь осуществляется диагностический срез, в процессе которого определяется, насколько изменились показатели психического развития детей.

Четвертый этап исследования - обработка экспериментальных данных. Он предполагает выбор и применение количественных и качественных методов обработки полученной информации.

При этом активно используются методы математической статистики, приемы шкалирования; обработки данных ЭВМ.

Наиболее широко используются следующие виды анализа:

Альтернативный анализ предполагает изучение признаков, которые могут быть и не быть в изучаемом явлении. Выражение этих признаков в количественных показателях называют альтернативным анализом. При этом используются показатели структуры и соотношения.

Корреляционный анализ определение с помощью специальных формул коэффициента корреляции (тесноту связи) между разными признаками (быстротой и точностью запоминания, гибкостью и устойчивостью мышления и т.п.).

Дисперсионный анализ - установление зависимости одних признаков от других (зависимость объема запоминания материала от устойчивости внимания детей, уровня их творческого воображения от степени овладения способами создания образов и т.п.).

Факторный анализ - проводится с помощью счетно-вычислительных приборов и показывает число зависимых и независимых факторов, вес их в группе, влияние одних на других.

Данные качественного анализа оформляются в диаграммы, гистограммы, таблицы, сопоставляются с результатами подобных исследований других авторов и с выдвинутой в начале работы гипотезой.

Достоверность полученных результатов подтверждается (опровергается) уровнем статистической значимости.

Уровень статистической значимости – вероятность того, что различия сочли достоверными, а они на самом деле случайны. Когда указываем, что различия достоверны на 5%-ом уровне значимости, или при р≤ 0, 05, то имеем в виду, что вероятность того, что они все-таки недостоверны, составляет 0, 05. В психологии принято считать низшим уровнем статистической значимости 5%-ый уровень (р≤ 0, 05), достаточным – 1%-ый уровень (р≤ 0, 01), высшим 0, 1%-ый уровень (р≤ 0, 001).

В зависимости от задач исследования могут быть использованы следующие статистические критерии (по Е.В. Сидоренко).

Задачи Условия Методы
Выявление различий в уровне исследуемого признака а) 2 выборки испытуемых Q- критерий Розенбаума;
U - критерий Манна-Уитни;
φ * - критерий (угловое преобразование Фишера)
б) 3 и более выборок испытуемых S - критерий тенденций Джонкира
Н- критерий Крускала-Уоллиса
2. Оценка сдвига значений исследуемого признака а) 2 замера на одной и той же выборке испытуемых Т - критерий Вилкоксона
G - критерий знаков
φ * - критерий (угловое преобразование Фишера)
б) 3 и более замеров на одной и той же выборке испытуемых χ r 2 - критерий Фридмана;
L - критерий тенденций Пейджа.
3. Выявление различий в распределении признака а) при сопоставлении эмпирического распределения с теоретическим χ 2 - критерий Пирсона;
λ - критерий Колмогорова-Смирнова;
m - биномиальный критерий.
б) при сопоставлении двух эмпирических распределений χ 2 - критерий Пирсона;
λ - критерий Колмогорова-Смирнова;
φ * - критерий (угловое преобразование Фишера)
4. Выявление степени согласованности изменений а) двух признаков коэффициент ранговой корреляции r-Спирмена
б) двух иерархий или профилей коэффициент ранговой корреляции r-Спирмена
5. Анализ изменения признака под влиянием контролируемых условий а) под влиянием одного фактора S - критерий тенденций Джонкира
L - критерий тенденций Пейджа.
однофакторный дисперсионный анализ Фишера
б) под влиянием двух факторов одновременно двухфакторный дисперсионный анализ Фишера

 

Пятый этапвыводы и интерпретация результатов. Итогом экспериментального исследования является подтверждение или опровержение гипотезы. Исследователь сопоставляет свои выводы с выводами других авторов, высказывает гипотезы о причинах сходства или различия между собственными данными и результатами предшественников. Также он интерпретирует свои выводы в терминах теоретической гипотезы. Он должен ответить на вопрос: можно ли считать подтверждение или опровержение эмпирической гипотезы подтверждением или опровержением той или иной теории. Возможно, что ни одна теория не может объяснить полученные в эксперименте результаты. Тогда экспериментатор пытается сам теоретически объяснить результаты. Кроме того, он высказывает предположения о возможности обобщения и переноса своих данных на другие ситуации, популяции и т.д.

Конечным этапом исследования является продукт исследования: курсовая работа, выпускная квалификационная работа, научный отчет, рукопись статьи, монография, письмо в редакцию научного журнала.

Сформулируем итог: экспериментальное исследование проводится по определенной схеме. Важнейшие его тапы: формулировка проблемы и выдвижение гипотезы, конструирование методики, отбор испытуемых, создание плана для контроля переменных, проведение эксперимента, обработка и интерпретация результатов, подготовка научного отчета.

 

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.