Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 2 Отличительные особенности консолидированной отчётности






 

При формировании консолидированной отчетности российские компании сталкиваются, прежде всего, с терминологической пробле­мой: в официальных нормативных актах Правительства РФ и Мин­фина России, отечественной литературе по бухгалтерскому учету упот­ребляются два различных термина для обозначения одного и того же вида бухгалтерской отчетности - «консолидированная бухгалтер­ская отчетность» и «сводная бухгалтерская отчетность». Например, в приказе Минфина России от 28 июля 1995 г. № 81 «О порядке отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с введением в действие части I Гражданского кодекса РФ» применяется термин «консолидированная отчетность», в ранее названных Методических рекомендациях - понятие «сводная отчетность», а в Порядке ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и Баланса - двой­ной термин «сводная (консолидированная) отчетность». Таким обра­зом, понятия «консолидированная отчетность» и «сводная отчетность» отождествляются.

На самом деле сходство названных терминов ограничивается сход­ством в их названиях: в русском языке прилагательные «сводный» и «консолидированный» синонимичны. Однако с позиции бухгалтер­ского учета и отчетности эти термины отличаются по своей сути.

В отечественной практике сводная отчетность в традиционном понимании - это отчетность, которая составляется органами государ­ственного управления (министерствами, ведомствами и т.п.) по нахо­дящимся в их подчинении государственным предприятиям. Назначе­ние сводной отчетности состоит в том, чтобы предоставить возмож­ность органам государственного управления оценить деятельность подчиненных им организаций.

Сводная отчетность в условиях административно-командной эко­номики включала:

· текущую статистическую отчетность (в ней отражались сред­ние и относительные показатели деятельности подведомственных предприятий);

· периодическую бухгалтерскую отчетность;

· годовую бухгалтерскую отчетность.

Сводная отчетность составлялась двумя методами:

1. фабрично-заводским (когда сводный Отчет составляется по признаку ведомственной подчиненности);

2. отраслевым (когда сводный Отчет составлялся по отраслевому признаку).

В настоящее время этот вид отчетности претерпел изменения. Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчет­ности в Российской Федерации и Порядком составления и представ­ления сводной отчетности федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти Российской Федера­ции установлено, что федеральные министерства и другие федераль­ные органы исполнительной власти составляют сводную бухгалтер­скую отчетность:

1. по исполнению смет расходов организаций, состоящих на бюд­жете;

2. унитарным предприятиям;

3. акционерным обществам (товариществам), часть акций (долей, паев) которых закреплена в федеральной собственности.

Сводная отчетность, составляемая федеральными министерства­ми и другими федеральными органами исполнительной власти, имеет следующие характерные особенности:

· собственником всех организаций, включаемых в сводный отчет, за исключением акционерных обществ, выступает государство в лице соответствующего органа исполнительной власти;

· как правило, все включаемые в Отчет организации относятся к одной отрасли;

· федеральный орган исполнительной власти, составляющий сводный отчет, не включает в него показатели собственной деятельно­сти;

· единственным пользователем такой отчетности выступает государство в лице отраслевых министерств и ведомств, а также ста­тистических и государственных финансовых органов;

· сводная отчетность по своей сути представляет элемент действу­ющей системы государственного финансового контроля и планирова­ния.

В указанных ранее нормативных актах (Порядок ведения свод­ных (консолидированных) учета, отчетности и Баланса финансово-промышленных групп и Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности) речь идет об осо­бом виде бухгалтерской отчетности, составляемой по группе взаимо­связанных предприятий, которая отличается от сводной бухгалтерской отчетности в традиционном ее понимании и в международной прак­тике называется консолидированной отчетностью.

Консолидированная отчетность имеет ряд отличительных особен­ностей:

· консолидированная отчетность не является отчетностью юри­дически самостоятельного предприятия; она характеризует имуще­ственное и финансовое положение группы как единого хозяйственно­го целого. В связи с этим основной особенностью методики составления такой отчетности наряду с суммированием является элиминирование (взаимоисключение) показателей внутригрупповых расчетов, выруч­ки и прибыли;

· консолидированная отчетность составляется по группе предпри­ятий, состоящей из головного и дочерних предприятий. При этом дочерние общества находятся под прямым или косвенным контролем головного предприятия;

· в консолидированной отчетности выделяется доля активов и капитала группы, не принадлежащая головному предприятию, т.е. доля меньшинства;

· консолидированная отчетность содержит сводную информацию о результатах деятельности и финансовом положении каждой компа­нии, входящей в группу, в результате чего прибыль одной дочерней компании может компенсировать убытки другой, а устойчивое финан­совое состояние одной дочерней компании может скрыть потенциаль­ную или реальную неплатежеспособность другой.

Ликвидировать сложившиеся терминологические несоответствия и законодательно закрепить понятие консолидированной отчетности в российской учетной практике призван разработанный и находящий­ся в настоящее время на чтении в Государственной думе РФ Феде­ральный закон «О консолидированной финансовой отчетности». Его основной задачей является переход от заявительного (добровольно­го) характера формирования консолидированной отчетности на осно­ве МСФО к ее обязательному составлению и представлению публич­ными организациями.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.