Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы и модели дошкольного образования.






В настоящее время в образовательной практике большинства регионов России реализуются три основные модели обеспечения равных стартовых условий получения образования детьми дошкольного возраста из разных социальных групп и слоев населения:

- в группах полного пребывания на базе дошкольных образовательных учреждений, школ;

- в группах кратковременного пребывания на базе образовательных учреждений разных типов, учреждений культуры, здравоохранения, социальных служб и родительских сообществ;

- в условиях семейного воспитания в форме собственно семейного образования, осуществляемого родителями (лицами, их заменяющими), а также в форме гувернерства.

Первая модель имеет безусловные преимущества, так как в условиях полного пребывания (с организацией режимных моментов – кормления, сна, прогулок и пр.) может быть в полной мере реализована основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Однако до сих пор сохраняется ситуация, при которой существенное количество дошкольников не может получать образовательные услуги в детском саду, в первую очередь, по причине отсутствия мест.

В качествеальтернативного варианта организации образования дошкольников можно предложить апробированный в Орловской области проект «Группа полного пребывания на базе детского оздоровительного лагеря» (выездного или пришкольного). При условии организации такой группы могут быть успешно решены важные задачи: организация знакомства будущих первоклассников с помещением школы; выработка правил взаимодействия детей и взрослых; организация педагогического наблюдения за детьми; построение конструктивных и продуктивных взаимоотношений между участниками образовательного процесса; повышение уровня готовности будущих первоклассников к осуществлению учебной деятельности.

Вторая модель предполагает организацию групп кратковременного пребывания различной направленности. Помимо традиционных (например, «Школа будущих первоклассников»), такие группы могут быть организованы с учетом различных категорий детей - для часто и длительно болеющих дошкольников, для детей с особыми образовательными потребностями и пр. Образовательный процесс в них строится с учетом оздоровительной, коррекционной или другой направленности в зависимости от потребностей семьи, индивидуальных особенностей детей.

Образование дошкольников в семье - третья модель, которая основана на идее взаимодополнения семейного и общественного воспитания и предполагает совместную работу и ответственность родителей, как главных воспитателей ребенка, и дошкольного учреждения, как государственной организации, занимающейся образованием детей дошкольного возраста. В рамках данной модели получили широкое распространение семейные дошкольные группы, консультативные пункты для родителей и пр.

Важная проблема, которая стоит сегодня перед муниципалитетами - создание единой информационной системы, позволяющей населению сориентироваться в многообразии услуг дошкольного образования, доступных по месту жительства. Для ее решения предлагается открыть в каждом районе города или области (в зависимости от масштаба территории) на базе детских садов отдельные структурные подразделения - Центры дошкольного образования (при отсутствии садов - при школах, центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи, учреждениях дополнительного образования и культуры). Задачами таких центров могут быть: учет детей дошкольного возраста данного микрорайона; анализ деятельности вариативных форм организации образования дошкольников; прогнозирование востребованности той или иной формы в зависимости от запроса социума; открытие на базе центра групп различной направленности (в т.ч. семейных, родительских, детско-родительских); организация стажировочных площадок для педагогов и родителей и пр.

Организация вариативных моделей дошкольного образования, таким образом, становится важным шагом к реализации главных принци­пов государственной политики Российской Фе­дерации в области образования - повышение ­доступности системы образования и ее адаптивности к уровням и особенностям развития детей дошкольного возраста.

Формы дошкольного образования:

детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);

детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создаёт условия для социальной адаптации и ранней социализации детей);

детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по осуществлению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);

детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно – гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур);

детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной или более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);

детский сад комбинированного вида ( реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по одному из таких направлений, как познавательно - речевое, социально – личностное, художественно - эстетическое или физическое);

центр развития ребенка - детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким как познавательно - речевое, социально – личностное, художественно - эстетическое или физическое).







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.