Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция, сущность и функции управленческого учета






ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И ИНОВАЦИЙ

КАФЕДРА «УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ»

 

Лекции и рабочая тетрадь

по дисциплине
«Управленческий учет»

для студентов

специальности 220601 «Управление инновациями»

заочной формы обучения

 

Нижний Новгород


Составитель: Агальцова Т.А. Крюкова Т.М.

ББК

 

Лекции и рабочая тетрадь по дисциплине «Управленческий учет» для студентов специальности 220601 «Управление инновациями» заочной формы обучения / НГТУ; сост.: Агальцова Т.А. Нижний Новгород, 2014. – с.

 

Рецензент:

 

 

Редактор

 

Разработка компьютерного оригинал-макета

 

 

Подп. в печ. 07.04.2014. Формат 60 × 84 1/16. Бумага газетная.

Печать офсетная. Усл. печ. л. Уч.-изд. л. Тираж экз. Заказ

________________________________________________________________________

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева

Типография НГТУ им. Р.Е. Алексеева. 603950, Нижний Новгород, ул. Минина 24.

 

©Нижегородский государственный

технический университет им. Р.Е. Алексеева, 2014

© Агальцова Т.А., Крюкова Т.М. 2014


Концепция, сущность и функции управленческого учета

Одна из важнейших задач руководителя любой организации – с максимальной отдачей использовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Для этого необходима информация о наличии таких ресурсов. Стандартный бухгалтерский учет такой информации не дает. Поэтому в середине ХХ века развитие рыночной экономики в индустриально-развитых странах выявило необходимость дополнения бухгалтерского (финансового) учета управленческим учетом.

Весь эволюционный процесс развития и расширения сферы управленческого учета за рубежом как экономической деятельности можно представить в виде следующих четырех этапов, на каждом из которых происходило смещение приоритетов в целях и задачах его применения [2]:

1) до 1950 г., когда управленческий учет использовался исключительно для определения затрат и реализации финансового контроля посредством применения бюджетирования и методов калькуляции себестоимости производимой продукции;

2) в 1950–1965 гг. к сфере применения управленческого учета добавилось предоставление информации в целях управленческого планирования и контроля посредством использования таких методов, как анализ принятия решений и учет по центрам ответственности;

3) в 1985–1995 гг. акцент использования управленческого учета сместился в область сокращения потерь ресурсов, задействованных в бизнес-процессах, посредством применения процессного анализа и более точных методов управления затратами;

4) после 1995 г. цели и задачи управленческого учета фокусируются на управлении целевыми результатами на основе эффективного использования ресурсного обеспечения, применения методов прогнозирования, оценки, планирования и контроля сбалансированных оценочных показателей, управления изменениями и знаниями, а также управления по целям и результатам

Таким образом, единая система бухгалтерского учета стала включать финансовый и управленческий учет. В общем виде это можно представить в виде следующего рис. 1.

 

  Бухгалтерский учет  
   
  Финансовый учет   Управленческий учет  
Финансовый учет для внешних пользователей   Финансовый учет для внутреннего управления   Производственный учет
                   

 

Рис. 1. Составные части бухгалтерского учета

 

Выделяют два подхода к пониманию сущности термина «управленческий учет».

Первый связан с «management accounting», второй – с европейским «контроллинг» (Германия). В соответствии с первым термином основной задачей любой учетной деятельности является обеспечение управленческого персонала хозяйствующего субъекта своевременной и полной информацией для принятия управленческих решений. Это означает, что деятельность по учету неразрывно связана с управлением организацией в целом и отдельными его частями. Поэтому термин «management accounting» может быть переведен как организация учета исходя из потребностей управления. При таком подходе управленческий учет – не только система сбора и анализа информации о затратах организации, но и система бюджетирования, система оценки деятельности подразделений. В целом, это в большей степени управленческие, чем бухгалтерские технологии.

В соответствии со вторым понятием, управленческий учет рассматривается как система сбора и интерпретации информации о затратах, издержках и себестоимости продукции, то есть это расширенная система организации учета для целей контроля за деятельностью организации.

В узком смысле под управленческим учетом можно понимать учет и контроль затрат и доходов, связанных с деятельностью организации.

В российской практике чаще управленческий учет рассматривается в широком смысле (в соответствии с термином «management accounting») как система, которая в рамках одной организации обеспечивает управленческий персонал информацией, используемой для планирования, управления и контроля за деятельностью организации.

Таким образом, управленческий учет – это интегрированная система внутрихозяйственного учета, в которой формируется информация о расходах, доходах и результатах деятельности предприятия и ее структурных подразделений для оперативного принятия необходимых управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности организации в краткосрочной и долгосрочной перспективах.

Предметом управленческого учета является производственная, коммерческо-сбытовая и инвестиционная деятельность организации в целом и его отдельных структурных подразделений (сегменты или центры ответственности) в процессе всего цикла управления.

Объектами управленческого учета являются затраты, расходы, издержки, доходы организации и ее отдельных структурных подразделений – центров ответственности; результаты хозяйственной деятельности всей организации и центров ответственности; внутреннее ценообразование; бюджетирование и внутренняя отчетность.

В качестве объектов учета выделяют следующие экономические категории.

Затраты – стоимостное выражение использованных в хозяйственной деятельности предприятия материальных, финансовых и трудовых ресурсов за отчетный период.

Поведение затрат – это характер их реакции на изменения в деятельности предприятия.

Фактор затрат – деятельность, влияющая на затраты.

От понятия «затраты» следует отличать понятие «расходы».

Понятие «расходы» изложено в ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденном приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н, а так же в Налоговом кодексе РФ.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются:

1) расходы по обычным видам деятельности;

2) прочие расходы, которые, в свою очередь, подразделяются:

– на операционных расходы;

– внереализационные расходы;

– чрезвычайные расходы.

Налоговым кодексом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиками (п. 1 ст. 252 глава 25).

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

В отличие от расходов, затраты в момент их признания не оказывают влияния на прибыль.

Издержки – денежное выражение затрат, необходимых для осуществления производственной и реализационной деятельности.

Издержки могут, возникнут без расходов. Затраты всегда связаны с расходами. В то время как затраты охватывают все израсходованные на предприятии материальные ценности, издержки относятся непосредственно к выработке продукции.

В современной экономической литературе издержки подразделяются на постоянные и переменные. В России, на практике, издержки подразделяются на издержки производства (издержки всех производственных форм) и издержки обращения (издержки сбытовых, торгово-посреднических фирм). В последние годы синонимом себестоимости продукции стали бухгалтерские издержки. В экономической литературе выделяют следующие виды издержек: бухгалтерские издержки (себестоимость продукции); технологические издержки (реальные производственные издержки); полные издержки (полные затраты, включая себестоимость продукции налоговые и другие отчисления).

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества) согласно положению по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н, с изменениями от 30.12.1999 № 107н, от 30.03.2001 № 27н, от 18.09.2006 № 116н, от 27.11.2006 № 156н, от 25.10.2010 № 132н, от 08.11.2010 № 144н).

Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на:

а) доходы от обычных видов деятельности – это выручка от продажи продукции, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг;

б) прочие доходы.

Метод управленческого учета – это совокупность различных приемов и способов, посредством которых отражаются объекты управленческого учета в информационной системе предприятия. К методам управленческого учета относятся:

– система «Стандарт-кост»;

– система «Директ-костинг»;

– нормативный метод;

– попродуктный метод;

– позаказный метод.

Концепция управленческого учета – система взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления и учета на предприятии. Существует несколько подходов в управленческом учете, условно подразделяемых на группы:

– традиционная модель учета;

– современные концепции учета, основными из которых являются следующие:

а) концепция Activity-Based Costing (ABC) – калькуляция себестоимости по операциям. Позволяет решить проблему распределения управленческих (накладных) расходов за счет определения затрат предприятия в соответствии с ресурсами, необходимыми для реализации операций, в результате которых производится продукт;

б) концепция lifecycle costing (калькуляция на базе жизненного цикла), основывающаяся на положении, что стоимость товара (услуги) должна учитывать затраты на всех стадиях его жизненного цикла, связанных с разработкой, проектированием, выводом и продвижением нового товара (услуги) на рынок и т.д.;

в) концепция target costing (ценообразование по целям), позволяющая определять направления для оптимизации себестоимости товара с учетом целевых значений показателей, определяющих желаемое соотношение «цена–качество», – потребительских характеристик, срока службы, уровня сервиса и т.д.;

г) концепция backflush accounting (обратная калькуляция) отражает подход к определению себестоимости продукции (работ, услуг) или списание на основании стандартной спецификации («обратное списание»), в отличие от «прямого» списания не требует постоянного отнесения выданных в производство материалов и комплектующих на производственное задавание. Несмотря на меньшую точность учета запасов, широко используется в серийном и мелкосерийном производствах, особенно при низкой стоимости материалов;

д) концепция Balanced Scorecard (BSC) – сбалансированная система показателей, которая основана на управлении ключевыми бизнес-процессами, закрепленными за центрами ответственности организации в соответствии с поставленными целями организации, количественно и качественно выраженными в целевых значениях оценочных показателей в разрезе четырех проекций – финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы, обучение и рост [10, 12].

Шардонне Л. [7, c. 17] выделяет семь задач управленческого учета:

1) рациональное калькулирование себестоимости продукции;

2) анализ работы предприятия с подразделением на центры деятельности (прибыли, рентабельности, себестоимости, капитальных вложений и др.);

3) разработка планов (прогнозов) на короткий и длительный периоды в зависимости от уровня организации производства;

4) выбор оптимальной базы и методологии для планового калькулирования;

5) приближение прогнозов к фактическим результатам в целях выработки необходимой политики управления;

6) учет движения материальных ресурсов и готовой продукции;

7) соизмерение общего финансового результата с данными управленческого учета для арифметического контроля.

Целью управленческого учета являются подготовка и предоставление менеджерам достоверной, полной и своевременной информации для принятия управленческих решений, направленных на достижение целей организации.

Целями и задачами управленческого учета определяются его функции, которые можно сгруппировать по следующим направлениям:

– обеспечение информацией руководителей всех уровней управления, необходимой для текущего планирования, контроля и принятия оперативных управленческих решений;

– формирование информации, которая служит средством внутренней коммуникационной связи между уровнями управления и различными структурными подразделениями одного уровня;

– оперативный контроль и оценка результатов деятельности внутренних подразделений предприятия в достижении цели;

– перспективное планирование и координация развития предприятия в будущем на основе анализа и оценки фактических результатов деятельности.

Система управленческого учета в организации действует посредством функций, которые обеспечивают организацию и определяют содержание информационных потоков (рис. 2).

 

  Функции управленческого учета  
       
  Функции, обеспечивающие организацию управленческих потоков   Функции, обеспечивающие содержание информационных потоков  
Предоставление информации   Анализ   Планирование   Координация   Мотивация   Контроль
                         

 

Рис. 2. Функции управленческого учета

 

Цель управленческого учета достигается в рамках указанных функций посредством решения ряда задач, которые сами по себе могут конкретизироваться подзадачами. Набор подзадач индивидуален и зависит от целей самой организации, от сложившейся ситуации в ее бизнес-среде, стратегии и тактики руководства, формализации и стандартизации учетно-аналитических процедур. В качестве задач в рамках перечисленных функций организации обычно решают следующие (табл. 1, 2).


Таблица 1

Функции, обеспечивающие организацию управленческих потоков

 

Функция Задачи, решаемые в рамках названных функций
Предоставление информации 1. Оценка запасов
2. Обоснование продажных цен
3. Исчисление прибыли
4. Формирование информационных файлов о доходах и расходах, в том числе расчет себестоимости продукции (работ, услуг)
5. Разработка и предоставление руководству организации различных внутренних счетов
Анализ 1. Определение путей наиболее эффективного использования ресурсов, в том числе ограниченных
2. Выявление внутренних резервов и межпериодная оптимизация финансового результата
3. Подготовка информация для принятия управленческих решений о структуре и объемах выпуска продукции
4. Подготовка информация для принятия управленческих решений о способах финансирования различных проектов, сегментов (центров ответственности), видов деятельности
5. Разработка вариантов инвестирования
Планирование 1. Прогнозирование будущих значений показателей
2. Разработка оперативных и тактических планов
3. Подготовка информация для принятия решений о системе краткосрочных или долгосрочных целей и задач организации

 

Таблица 2

Функции, обеспечивающие содержание информационных потоков

 

Функция Задачи, решаемые в рамках названных функций
Координация 1. Координация деятельности различных сегментов (центров ответственности бизнеса)
2. Оптимизация структуры бизнеса
3. Выработка политики в области распределения накладных расходов между подразделениями организации и (или) продуктами
4. Организация текущего обмена информацией между подразделениями и менеджерами
Мотивация 1. Мотивация сотрудников и менеджеров
2. Разработка способов участия сотрудников и менеджеров в прибыли компании
3. Разграничение сфер ответственности менеджеров
4. Оценка эффективности работы подразделений и менеджеров
Контроль 1. Организация внутреннего финансового контроля
2. Организация внутреннего аудита

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.