Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Маржинальный доход и точка безубыточности






Маржинальный доход равен постоянным затратам в точке безубыточности. Иными словами, если объем реализации такой, что предприятие покрывает все свои затраты не получая прибыли, маржинальный доход только покрывает постоянные затраты.

43. Анализ безубыточности производства

Цель анализа безубыточности состоит в том, чтобы установить, что произойдет с финансовыми результатами при изменении уровня производственной деятельности (деловой активности) организации.

Анализ безубыточности основан на зависимости между доходами от продаж, издержками и прибылью в течение краткосрочного периода.

По существу анализ сводится к определению точки безубыточности (критической точки, точки равновесия) такого объема производства (продаж), который обеспечивает организации нулевой финансовый результат, т.е. предприятие уже не несет убытков, но еще не имеет и прибылей.

В системе бухгалтерского управленческого учета для вычисления точки безубыточности применяются:

1) математический метод (метод уравнения);

2) метод маржинального дохода (валовой прибыли);

3) графический метод.

Математический метод (метод уравнения). Для вычисления точки безубыточности сначала записывается формула расчета прибыли предприятия:

 

Выручка от продаж продукции (работ, услуг) – Совокупные переменные расходы – Постоянные расходы = Прибыль

 

или

 

Цена единицы продукции х Х – Переменные расходы на единицу продукции х Х – Постоянные расходы = Прибыль,

 

где Х – объем реализации в точке безубыточности, шт.

Затем в левой части уравнения за скобку выносится объем реализации (Х), а правая часть – прибыль – приравнивается к нулю (поскольку цель данного расчета – в определении точки, где у предприятия нет прибыли):

 

Х х (Цена единицы продукции – Переменные расходы на единицу продукции) – Совокупные постоянные расходы = 0.

 

При этом в скобках образуется маржинальный доход на единицу продукции. (Следует помнить, что маржинальный доход – это разница между выручкой от продаж продукции (работ, услуг, товаров) и переменными издержками.) Далее выводится конечная формула для расчета точки равновесия:

 

Пример. В качестве исходных взяты данные организации, занимающейся оптовой торговлей сантехникой, закупаемой по импорту. Предположим, что реализуется только один вид комплекта сантехники.

Для простоты расчетов все расходы и продажные цены приведены без НДС, так как этот налог рассчитывается самостоятельно и не влияет на прибыль. Закупочная цена включает таможенные платежи и сборы. Ставки налогов с фонда оплаты труда и объема реализации принимаются приблизительно.

К переменным издержкам отнесены услуги банка по конвертации валюты и проценты по краткосрочным кредитам, поскольку они зависят от объема импортируемых товаров. Все остальные расходы считаем постоянными для определенного приемлемого диапазона товарооборота (масштабной базы).

Исходные данные для расчета, руб.:

Постоянные расходы (в месяц): Переменные расходы (за штуку):
Аренда офиса   Закупочная цена  
Заработная плата персонала   Услуги банка по конвертации валюты (0, 5%)  
Налоги на ФОТ (40%)   Проценты за кредит (2, 0%)  
Складские расходы   Налоги с товарооборота, включаемые в издержки обращения (2, 5%)  
Абонентная плата за телефон  
Амортизация основных средств и нематериальных активов  
Реклама  
Услуги банка  
Хозяйственные расходы  
Итого   Итого  

 

Цена реализации одного комплекта сантехники – 700 руб., текущий объем реализации – 350 комплектов.

Приемлемый диапазон товарооборота ограничен, с одной стороны, количеством комплектов сантехники, которое перевозит машина (192 шт.), а с другой – площадью арендуемых складских помещений, где можно единовременно разместить не более 400 комплектов. При реализации, превышающей 400 комплектов, требуется увеличить некоторые расходы, которые считаются постоянными (заработная плата, складские расходы, амортизация основных средств, услуги банка, хозяйственные расходы). Поэтому масштабной базой является товарооборот в диапазоне от 192 до 400 комплектов сантехники.

Определим для этих данных объем продаж, при котором организация будет работать безубыточно.

Постоянные расходы составляют 21000 руб., переменные расходы на единицу продукции – 630 руб. Цена реализации одного комплекта – 700 руб. Приняв за Х точку безубыточности, получим уравнение

700 Х – 630 Х – 21000 = 0.

Отсюда точка безубыточности:

Х = 21000: (700 – 630) = 300 (комплектов)

или в денежном измерении:

700 x 300 = 210000 (руб.).

Метод маржинального дохода (валовой прибыли) является альтернативным математическому методу.

В состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные издержки. Вышеупомянутая организация так должна реализовать свою продукцию (товар), чтобы полученным маржинальным доходом покрыть постоянные издержки и получить прибыль. Когда получен маржинальный доход, достаточный для покрытия постоянных издержек, достигается точка равновесия.

Альтернативная формула расчета имеет вид:

 

Совокупный маржинальный доход – Совокупные постоянные расходы = Прибыль.

 

Поскольку в точке равновесия прибыли нет, формула преобразуется следующим образом:

 

Маржинальный доход на единицу продукции х Объем реализации (шт.) = Совокупные постоянные расходы

 

или

 

 

Организация в результате реализации одного комплекта сантехники имеет маржинальный доход в размере:

700 – 630 = 70 (руб.).

Постоянные издержки составляют 21000 руб., следовательно, точка безубыточности равна:

21 00: 70 = 300 (комплектов).

Для принятия перспективных решений полезным оказывается расчет соотношения маржинального дохода и выручки от продаж, т.е. определение маржинального дохода в процентах от выручки. Для этого выполняют следующий расчет:

 

 

В данном примере маржинальный доход на один комплект составляет 70 руб., выручка от продаж – 700 руб. за штуку, следовательно, соотношение маржинального дохода и выручки – 10%. Это значит, что на каждые 100 руб. реализации маржинальный доход составляет 10 руб. При постоянных значениях маржинального дохода и цены реализации их соотношение также будет постоянным.

Таким образом, запланировав выручку от продаж продукции, можно определить размер ожидаемого маржинального дохода. Если, например, выручка от продаж продукции (товаров) должна составить 245000 руб., то этой сумме будет соответствовать маржинальный доход в размере 24500 руб.

Для определения операционной прибыли (прибыли до налогообложения) вычтем из этой суммы рассчитанные совокупные постоянные издержки:

24500 – 21000 = 3500 руб.,

т.е. в запланированном совокупном доходе (245000 руб.) прибыль будет составлять 3500 руб.

Необходимо учитывать, что выполненные выше расчеты и проиллюстрированные зависимости справедливы лишь для определенной масштабной базы. В данном случае это интервал в товарообороте от 192 до 400 комплектов. Вне этого диапазона анализируемые показатели (совокупные постоянные издержки, цена реализации единицы продукции и удельные переменные затраты) уже не считаются постоянными. Любые результаты расчетов по вышеприведенным формулам и сделанные на основании этих расчетов выводы будут неправильными.

Продолжая анализ, определим кромку безопасности, которая показывает, насколько может сократиться объем реализации, прежде чем организация начнет нести убытки.

Было установлено, что точка безубыточности находится на уровне 300 шт., что в денежном выражении составляет 210000 руб. Если объем реализации ожидается в количестве 350 шт. (или 245000 руб.), то кромка безопасности определится как 350 – 300 = 50 комплектов (или 35000 руб.).

Кроме того, уровень кромки безопасности можно выразить в процентном исчислении, воспользовавшись следующей формулой:

 

 

Подставив в формулу соответствующие числовые значения, получим:

(245000 – 210000): 245000 х 100% = 14, 3%.

Рассмотренные зависимости позволяют решать и другие аналитические задачи.

Так, задавшись условием о предполагаемом объеме продаж, можно установить размер минимальной цены реализации, максимальной суммы переменных и постоянных затрат, которые может выдержать организация.

Пусть, например, за месяц предполагается реализовать 400 комплектов сантехники. Как отмечалось выше, состояние равновесия описывается формулой

 

Выручка от продаж продукции (товаров) = Совокупные расходы.

 

Обозначив цену за Х, получим:

400 Х = 630 x 400 + 21000;

400 Х = 273000, следовательно, Х = 682, 5 руб.

Таким образом, при продаже комплектов по цене выше 682, 5 руб. при заданных условиях организация будет зарабатывать прибыль.

Максимальная сумма постоянных и переменных затрат, которые сможет понести торговое предприятие при запланированном объеме товарооборота 400 комплектов и установленной цене за один комплект 700 руб., составит: 400 х 700 = 280000 руб.

Далее можно спрогнозировать момент времени, когда наступит состояние равновесия.

По плану месячный объем реализации должен составить 400 комплектов, а точка безубыточности, по расчетам, достигается после продажи 300 комплектов.

Составим пропорцию:

400 комплектов – 1 месяц,

300 комплектов – X месяцев.

Тогда Х = (300 х 1): 400 = 0, 75 месяца.

По истечении трех недель предприятие окупит все свои издержки, и доходы начнут превышать расходы.

Графический метод. Точку безубыточности можно определить, воспользовавшись данным методом (рис. 4.1).

 

 

График состоит из двух прямых – прямой, описывающей поведение совокупных затрат (Y 1), и прямой, отражающей поведение выручки от продаж продукции (работ, услуг, товаров) (Y 2). в зависимости от изменения объемов реализации.

На оси абсцисс откладывается объем реализации (товарооборот) в натуральных единицах измерения, на оси ординат – затраты и доходы в денежной оценке. Точка пересечения этих прямых будет свидетельствовать о состоянии равновесия.

В приведенном примере поведение совокупных затрат выражается:

Y 1 = 21000 + 630 X,

где X – объем реализации, шт.

Зависимость выручки от продаж (дохода) предприятия от количества проданных комплектов сантехники может быть представлена в виде

Y 2 = 700 X.

Прямые затрат и выручки Y 1 и Y 2 пересекаются в точке Б, соответствующей объему реализации в 300 комплектов.

Вертикальными линиями из точек с координатами 192 и 400 обозначается масштабная база, в рамках которой выполнялись расчеты. Вероятность того, что за пределами этих линий соотношение издержек, объема реализации и прибыли правильно, невелика.

Интервал в объеме продаж от 192 до 300 комплектов представляет собой зону убытков. На рис. 4.1 (I вариант) видно, что в этом интервале прямая затрат Y 1 находится над прямой, иллюстрирующей поведение выручки Y 2. Если объем реализации превышает 300 шт., прямая затрат Y 1 оказывается под прямой доходов Y 2, а это означает, что предприятие работает прибыльно.

Выбрав в рамках масштабной базы любое значение объема продаж, можно графически определить размер соответствующих ему прибыли и маржинального дохода. Например, для определения возможных финансовых результатов при объеме продаж в 350 шт. (см. рис. 4.1) восстанавливаем из точки А перпендикуляр до пересечения его с прямыми Y 2 и Y 1, получаем соответственно точки В и Г. Отрезок АВ характеризует выручку от продаж в точке А, отрезок АГ – размер совокупных расходов в этой точке. Следовательно, отрезок ВГ – прибыль в точке А.

Для графического определения величины маржинального дохода в точке А с помощью прямой отобразим поведение переменных издержек при изменении объема продаж, которое описывается формулой

 

Y 3 = 630 X.

 

На графике эта прямая проходит точку с координатами (0, 0) и расположена параллельно прямой Y 1.

Пересечение перпендикуляра с прямой Y 3 обозначим точкой Д. Тогда отрезок АД будет иллюстрировать размер совокупных переменных расходов при реализации 350 комплектов сантехники.

Маржинальный доход – это разница между выручкой от продаж продукции (работ, услуг, товаров) и переменными расходами. Следовательно, на графике маржинальному доходу в точке А будет соответствовать отрезок ВД, который в свою очередь состоит из двух отрезков – отрезка ВГ, иллюстрирующего прибыль, и отрезка ГД, иллюстрирующего сумму постоянных расходов.

Рассчитаем размер маржинального дохода и прибыли в точке А:

Y 1 = 21 000 + 630 г 350 = 241 500 руб.;

Y 2 = 700 х 350 = 245 000 руб.

Определим прибыль как разницу между выручкой от продаж продукции (товаров) и суммой совокупных расходов:

245 000 – 241 500 = 3500 руб.

Для расчета маржинального дохода увеличим полученный результат на сумму постоянных издержек:

3500 + 21 000 = 24 500 руб.

Существует альтернативный, II вариант графического представления данных для расчета точки безубыточности, маржинального дохода и прибыли (рис. 4.2). На нем линия постоянных издержек Y 4 проходит через точку с координатами (0; 21000) параллельно оси абсцисс, а переменные издержки равны расстоянию между линиями совокупных издержек и постоянных затрат.

 

 

Итак, в анализируемой точке А размер переменных расходов будет выражен отрезком ГД, постоянных расходов – отрезком АД. Как и в предыдущем случае, ВГ – прибыль предприятия в точке А. Отрезок АВ иллюстрирует объем выручки от продаж товаров, следовательно, маржинальный доход будет складываться из двух величин – ВГ и АД.

Следует отметить, что I вариант построения графика (см. рис. 4.1) более предпочтителен, поскольку позволяет сразу выделить маржинальный доход в любой исследуемой точке как расстояние между линией выручки от продаж и линией совокупных переменных расходов.

Однако в каждом из рассмотренных выше построений (см. рис. 4.1 и 4.2) прибыли и убытки при различных уровнях реализации определяются только расчетным путем, как расстояние между линиями выручки и совокупных расходов.

График (III вариант), представленный на рис. 4.3, более нагляден. Ось абсцисс представляет различные уровни объема продаж, а прибыль и убытки отмечаются на оси ординат. Прибыль (или убытки) наносится на график для каждого из уровней реализации. Эти точки соединяются линией прибыли. Точка безубыточности расположена там, где линия прибыли пересекает ось абсцисс. В рассматриваемом примере это точка Б с объемом реализации 300 комплектов.

 

 

Если объем реализации равен нулю, то максимальные убытки будут соответствовать размеру постоянных затрат. Каждая единица реализованной продукции приносит маржинальный доход в сумме 70 руб. Точка безубыточности достигается в том случае, когда совокупный маржинальный доход будет равен сумме постоянных издержек. Этой точкой оказывается объем реализации в 300 шт. Реализация каждой последующей единицы продукции приносит прибыль в размере 70 руб. Если реализовано 350 ед. продукции, то прибыль составит:

70 х 50 = 3500 руб.

Это соотношение между объемом продаж в точке А и соответствующим ему размером прибыли показано на графике (см. рис. 4.3) отрезком АВ.

Проблема определения точки безубыточности приобретает в современных условиях особое значение. Это важно для предприятий при формировании обоснованных цен на продукцию. Владея рассмотренными выше методами, бухгалтер-аналитик имеет возможность моделировать различные комбинации объема реализации (товарооборота), издержек и прибыли (наценки), выбирая из них наиболее приемлемый, позволяющий предприятию не только покрыть свои издержки, учесть темпы инфляции, но и создать условия для расширенного воспроизводства.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что рассмотренные выше методики анализа могут быть применены лишь при принятии краткосрочных решений. Во-первых, выработка рекомендаций, рассчитанных на длительную перспективу, с их помощью осуществлена быть не может. Во-вторых, анализ безубыточности производства даст надежные результаты при соблюдении следующих условий и соотношений:

• переменные расходы и выручка от продаж имеют линейную зависимость от уровня производства;

• производительность труда не меняется внутри масштабной базы;

• удельные переменные затраты и цены остаются неизменны в течение всего планового периода;

• структура продукции не изменяется в течение планируемого периода;

• поведение постоянных и переменных расходов может быть измерено точно;

• на конец анализируемого периода у предприятия не остается запасов готовой продукции (или они несущественны), т.е. объем продаж соответствует объему производства.

Несоблюдение даже одного из этих условий может привести к ошибочным результатам.

44. Анализ безубыточности предпринимательской деятельности при выпуске или продаже нескольких видов изделий

Подавляющее большинство предприятий выпускают не один, а множество видов продукции. Помимо вопроса о том, как достичь желаемого уровня прибыли, руководителям таких компаний приходится решать и проблему выбора оптимальных (с точки зрения прибыльности или по каким-то другим критериям) видов производимых товаром с учетом множества производственных ограничений. Рассмотрим методику анализа безубыточности многопродуктового производства на примере.

Пример. Предприятие «Восход» выпускает несколько видов замороженных полуфабрикатов. В настоящее время производятся следующие виды продукции: пельмени (А), блинчики (В) и вареники с творогом (С). При разработке плана работы на следующий месяц проводится анализ производственных показателей за предыдущий месяц с целью определить, какая корректировка этих показателей приведет к максимальному эффекту. Данные относительно выпуска за апрель 200х года приведены в табл..1.

Таблица 6.1.

Показатели работы предприятия «Восход» за апрель 200хг.

Рассчитаем точки безубыточности разных видов продукции при существующих объемах производства:

, где

, i = А, В, С.

Величина среднего маржинального дохода на 1 кг продукции предприятия при сложившихся объемах реализации:

Объемы производства, позволяющие покрыть все затраты и выйти на нулевой уровень прибыли:

Видим, что уровень точек безубыточности для всех трех видов продукции лежит гораздо ниже сложившихся объемов производства, что является, безусловно, положительным для предприятия фактором. Таким образом, предприятие имеет достаточно широкие возможности варьировать общий объем выпуска продукции, а также долю отдельных ее видов в суммарном выпуске.

Начинать планирование дальнейшей деятельности предприятия следует с анализа прибыльности разных видов продукции с учетом рыночной ситуации и возможностей предприятия. Для начала следует определить наиболее прибыльный вид продукции. Сделать это можно на основе данных о маржинальном доходе. Если никаких (ни рыночных, ни технологических) ограничений для производства и реализации продукции нет, выпуск изделий с максимальным маржинальным доходом на единицу выпуска будет наиболее желательным способом расширения производства.

При наличии каких-либо ограничений выбор следует делать в пользу продукта с максимальным маржинальным доходом на единицу ограниченного ресурса.

Максимальный маржинальный доход на 1 кг продукции в примере – у пельменей, наивысшая доля маржинального дохода в выручке и маржинальный доход на один человеко-час — у вареников, а самый большой маржинальный доход на один час работы оборудования — у блинчиков.

Проводя анализ безубыточности, не следует забывать и о других факторах рыночной активности предприятия. Максимальный уровень прибыли не является единственной, а в большинстве случаев и главной целью предприятия. Отказ от производства одного или нескольких видов продукции из их общей номенклатуры может отрицательно сказаться на имидже, а в конечном итоге и на рыночной позиции производителя. В большинстве случаев широкая номенклатура выпуска является фактором укрепления рыночных позиций предприятия, поскольку разнообразие выпускаемой продукции позволяет привлечь к ней большее число покупателей. Возможно, выпуск наименее прибыльных, но оригинальных товаров (на предприятии «Восход» из примера такой продукцией были блинчики) влияет и на рост продаж других, более прибыльных видов продукции, привлекая внимание к торговой марке и фирме-производителю все новых и новых потребителей.

Кроме того, рынок не безграничен. Расширять производство и перераспределять ресурсы с одних видов продукции в пользу других можно только до тех пор, пока продукцию можно продать.

Ограничения по емкости рынка, вероятно, самые жесткие, поскольку для предприятия являются внешними и никакими усилиями самих предприятий изменены быть не могут.

45. Маржинальная концепция и ее применение для выбора цены и определения критического объема продаж

Анализ в системе маркетинга

Анализ спроса на продукцию, товары, услуги. Рыночное равновесие, эластичность спроса. Функция спроса и факторы, определяющие спрос на продукцию, работы и услуги. Эластичность спроса: методы расчета и оценки. Анализ ценообразования на предприятии и ценовая политика.

Анализ товара и его жизненного цикла. Анализ сбытовой деятельности предприятия. Маржинальная концепция и ее применение для выбора цены и определения критического объема продаж.

Анализ управления объемом производства и продаж. Обоснование формирования и оценка эффективности ассортиментных программ. Анализ обновления продукции и ее качества. Формирование цен на продукцию, работы и услуги с учетом соотношения предложения и спроса.

Анализ взаимосвязи цен, затрат и объемов сбыта продукции, работ и услуг. Оценка объема продаж, необходимого для безубыточной работы и определение зоны устойчивой прибыльности предприятия. Анализ чувствительности объемов продаж к изменению рыночной конъюнктуры для обеспечения прибыльности предприятия.

Тема 2.2. Анализ производства и реализации продукции

Задачианализа объема производства и реализации продукция (товаров, работ, услуг). Общая схема анализа. Показатели объема производства и реализации продукции. Выполнение обязательств по поставкам и выявление факторов, влияющих на изменение общего объема реализации. Анализ выполнения плана по ассортименту. Выявление резервов роста реализации в сфере обращения.

Анализ объема производства. Анализ структуры продукции. Анализ качества и конкурентоспособности продукции. Анализ производственного брака и ритмичности производства.

 

Тема 2.3. Анализ производственного потенциала предприятия

Понятие производственного потенциала. Анализ формирования производственного потенциала и производственной программы.

Оценка эффективности использования производственного потенциала: материалоотдача производства, фондоотдачи основных средств, производительности труда.

Анализ и оценка технико-организационного уровня и других условий производства.

Анализ состояния и использования основных средств предприятия. Выявление резервов увеличения объема выпуска продукции и фондоотдачи.

Анализ состояния и использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы. Задачи и информационное обеспечение анализа. Анализ численности и состава работников предприятия. Анализ использования рабочего времени. Анализ производительности труда. Анализ формирования дохода работника предприятия. Анализ форм и систем оплаты труда. Общая оценка использования фонда заработной платы.

 

Анализ материальных ресурсов. Оценка обеспеченности материальными ресурсами производственной программы. Анализ состояния запасов. Анализ материалоемкости продукции. Анализ частных и обобщающих показателей использования материальных ресурсов. Расчет влияния на общий расход материалов, изменения материалоемкости и объема выпуска.

 

Тема 2.4. Анализ затрат на производство и реализацию продукции, себестоимости продукции

Затраты на производство и реализацию продукции (товаров, работ и услуг), себестоимость: понятие, их классификация, состав и направления анализа.

Анализ обшей суммы затрат на производство. Анализ прямых затрат: анализ материальных и трудовых затрат. Анализ транспортно-заготовительных расходов. Анализ накладных расходов.

Анализ затрат на один рубль товарной продукции. Анализ полной себестоимости продукции. Факторный анализ. Анализ себестоимости отдельных видов продукции и выявление резервов снижения себестоимости продукции.

Анализ поведения затрат и аналитическое обоснование решений по управлению затратами. Анализ взаимосвязи объема, затрат и прибыли. Понятие безубыточности. Концепция маржинального дохода.

 

Тема 2.5. Анализ в разработке и мониторинге бюджетов и бизнес-планов

Понятия и соотношение понятий бизнес-планирования, сметного планирования и бюджетирования. Понятие центров ответственности. Методы подготовки и мониторинга бизнес-плана. Финансовое прогнозирование. Формирование разделов бизнес-плана и бюджетов по видам, оценка их исполнения.

Бюджет продаж. Методы прогнозирования объема продаж и спроса на продукцию. Концепция жизненного цикла товара. Методы формирования цены при бюджетировании.

Бюджет производства. Разработка нормативов. Оценка общих финансовых потребностей. Виды нормативов. Использование трендового анализа деловой активности и оборачиваемости при бюджетировании. Нормирование производственных запасов материальных ресурсов. Нормирование заделов незавершенного производства. Нормирование готовой продукции.

Бюджеты расходов. Понятие и классификация затрат и расходов для процессов бизнес-планирования и бюджетирования. Бюджет материальных затрат. Бюджет прямых расходов на оплату труда и его оценка. Бюджет накладных расходов и оценка его исполнения. Гибкое бюджетирование. Понятие гибких и жестких бюджетов. Бюджет себестоимости продукции (товаров, работ, услуг). Бюджетирование себестоимости на основе различных систем управленческого учета и методов калькулирования себестоимости. Бюджет капитальных затрат.

Финансовые бюджеты. Бюджет прибылей и убытков. Бюджет движения денежных средств. Прямой и косвенный методы. Виды деятельности: текущая, финансовая, инвестиционная. Бюджет активов и пассивов (прогнозный баланс).

46. Цели и задачи анализа закупок, хранения и обеспеченности предприятия материальными ресурсами.

47. Методика анализа запасов организации

В рыночных условиях особое внимание уделяется экономическому анализу. Он интересует как внутренние управленческие структуры, которые желают знать финансово-экономическое состояние своего предприятия, так и инвесторов, планирующих сотрудничать с коммерческой организацией. Современная научная литература насчитывает большое количество методик проведения анализа, которые постоянно совершенствуются, и это позитивно влияет на аналитику в целом. Все методики проведения анализа имеют свои плюсы и минусы.

В настоящее время значимым участком для поиска путей повышения эффективности деятельности предприятия, является анализ материально-производственных запасов (МПЗ). Благодаря анализу менеджеры смогут получить всю необходимую информацию для улучшения итоговых показателей работы организации. По нашему мнению, анализ МПЗ в первую очередь ориентирован на внутренних пользователей, но также он может быть использован и внешними пользователями информации. Аналитическая информация о материально-производственных запасах дает возможность своевременно выявлять потребность в МПЗ, рассчитывать эффективность их использования, проводить анализ оборачиваемости запасов и т. д.

Экономический анализ позволяет определить сущность хозяйственных операций по движению производственных запасов, реализовать оценку хозяйственных ситуаций с МПЗ, определить резервы под снижение стоимости материальных ценностей и, как следствие этого, обосновать решения для принятия управленческих решений. Экономический анализ обобщает и аналитически обрабатывает учетную информацию о МПЗ, а также выступает связующим звеном между учетом и аудитом.

Профессор М. В. Мельник считает, что для проведения аналитических процедур необходим существенный объем информации, так как процесс выявления нетипичного поведения показателей требует не только тщательного изучения состояния дел на предприятии, но и понимания экономической ситуации в стране, в отрасли, в регионе, на рынке [1].

Запасы — это основной вид активов предприятий, которые заняты производством продукции, торговлей или оказанием услуг. Запасы играют важную роль в деятельности любого предприятия, поэтому результаты хозяйственной деятельности организаций зависят от грамотного ведения бухгалтерского учета МПЗ и от правильного проведения экономического анализа. Как показывает практика последних лет, вследствие нерационального и некорректного управления производственными запасами, предприятия могут понести значительные потери. Так, в случае, если в организации нет достаточного количества МПЗ, это приводит к нарушению ритмичности производства продукции, изменению сроков выполнения работ по договорам, росту себестоимости, уменьшению прибыли.

Похожая статья: Организация бухгалтерского учета материально-производственных запасов в сельскохозяйственных организациях (на примере предприятий Самарской области)

При этом необходимо контролировать и ситуацию, когда количество МПЗ в организации очень велико. В этом случае происходит замораживание оборотных активов, потому что денежные средства, которые могут быть в обороте и приносить прибыль, находятся на складах в виде сырья и материалов, запасных частей и комплектующих. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что для решения проблем, связанных с управлением МПЗ, необходимо применение анализа запасов.

Основная цель управления МПЗ заключается в достижение такой величины запасов, которая минимизировала бы общие затраты по их содержанию и была бы достаточной для рентабельной работы организации. Таким образом, управление запасами заключается в грамотном проведении экономического анализа МПЗ.

Цель анализа МПЗ — это выявление внутрипроизводственных резервов (под снижение себестоимости продукции и увеличения прибыли) и резервов под снижение стоимости материальных ценностей. Своевременное обеспечение предприятия необходимым и качественным сырьем и материалами способствует увеличению объемов производства готовой продукции и снижению себестоимости. Это, в свою очередь, приводит к увеличению прибыли организации.

В ходе исследования нами были рассмотрены различные методики анализа МПЗ на предприятиях.

По мнению профессора Д. А. Ендовицкого методика — это документ, детально описывающий механизм анализа объекта исследования. В данном документе указываются все возможные источники информации, а также приводится характеристика методов, приемов и процедур анализа [2].

В. Г. Когденко считает, что при проведении экономического анализа следует опираться на такие методы, как метод сравнения, горизонтальный и вертикальный анализ, предельный анализ, балансовый метод и метод коэффициентов, метод факторного анализа и метод экспертных оценок, логический контроль и метод ситуационного анализа [3].

По нашему мнению, методика анализа материально-производственных запасов — это комплекс методов, приемов и инструментов, которые направлены на нахождение путей повышения эффективности использования запасов на предприятиях.

Прежде чем приступить к анализу МПЗ, необходимо сформировать цель и ряд задач. Так, по мнению Д. А. Ендовицкого анализ состава, структуры и динамики МПЗ направлены на решение таких задач, как:

- выявление основных направлений в изменении величины и состава запасов;

Похожая статья: Применение оценочных значений для корректировки оценки материально-производственных запасов в российской и международной учетной практике

- определение основных причин этих изменений;

- выявление резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности, которые связаны с запасами [4].

По мнению А. И. Гинзбурга основными задачами анализа МПЗ являются:

- оценка уровня материально-технического снабжения организации;

- оценка обеспеченности предприятия МПЗ;

- оценка расхода товарно-материальных ценностей;

- оценка эффективности материальных ресурсов;

- оценка влияния производственных факторов на динамику эффективности материальных ресурсов [5].

По мнению Г. Н. Гогиной, основная задача анализа использования материальных ресурсов в производстве заключается в выявлении нерационального их расхода. Под нерациональным расходом Г. Н. Гогина понимает несоблюдение норм, брак и потери. Также задача анализа МПЗ заключается в выработке решений по результатам проведенного анализа [6].

Похожая статья: Развитие методики анализа рынка объектов финансового инвестирования

Обычно для анализа запасов используются формы бухгалтерской отчетности, а также регистры синтетического и аналитического учета. Л. Н. Чечевицына предлагает использовать для анализа МПЗ следующие источники:

- формы бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия;

- план материально-технического снабжения;

- оперативные данные отдела материально-технического обеспечения;

- сведения аналитического учета о поступлении, расходовании и остатках МПЗ;

- данные статистической отчетности [7].

Л.С Сосненко и Е. С. Федяй полагают, что управление запасами будет эффективным и рациональным при наличии на предприятии действенного механизма оценки и анализа МПЗ [8].

По мнению профессора В. И. Бариленко для того чтобы оценить эффективность использования МПЗ, необходимо использовать систему обобщающих и частных показателей. Обобщающие показатели в анализе МПЗ используются для развернутого представления об уровне эффективности использования запасов, а также резервах его повышения. Частные показатели характеризуют эффективность потребления отдельных элементов материальных ресурсов, а именно вспомогательных и основных материалов, газа, ГСМ, электроэнергии и др. Также частные показатели позволяют найти пути снижения материалоемкости отдельных изделий [9].

На рисунке 1 представлен типовой алгоритм оценки МПЗ [10].

По мнению Л. С. Сосненко для решения проблемы управления необходима аналитическая информация о состоянии МПЗ, вовремя доведенная до управляющей системы [8]. Мы придерживаемся такой же точки зрения.

Для того чтобы повысить уровень рентабельности и прибыли на предприятиях необходимо рационально использовать материальные ресурсы. Эффективное управление запасами способствует снижению себестоимости, а это, в свою очередь, приводит к росту рентабельности и прибыли предприятия.

Профессор Н. П. Любушин считает, что многие российские предприятия в ближайшем будущем перейдут на логистические методы управления запасами. Причиной тому сложившаяся на сегодняшний день экономическая ситуация в России. На этапе внедрения логистического метода управления запасами потребуется применять нормативный метод управления.

Под нормативным методом понимается эффективное управление запасами, т. е. процессами снабжения, производства, сбыта и т. д. Данный метод способствует повышению скорости процессов и их эффективности, позволяет оценить надежность и производительность процессов. Нормирование МПЗ является первым шагом к организации управления материальными потоками. Целью управления материальными потоками является снижение уровня запасов. Это достигается путем наведения порядка в организации производства, а также усовершенствования системы материально- технического снабжения [11].

Рис. 1. Алгоритм оценки состояния запасов

Бердникова Т. Б. определяет эффективность использования материальных ресурсов на базе двух подходов. Первый подход основан на определении результативности использования материальных ресурсов. Основными понятиями данного подхода являются материалоемкость и материалоотдача. Материалоемкость — это отношение стоимости материальных ресурсов к объему производственной продукции. Материалоотдача — это показатель, обратный материалоемкости. Данный показатель определяет, сколько продукции приходиться на каждый рубль вложенных материальных ресурсов [12].

По мнению Савицкой Г. В. материалоемкость и материалоотдача являются важнейшими показателя для анализа МПЗ [13].

Следует отметить, что материально-производственные запасы являются весомой составляющей производственного потенциала организации. От эффективности их использования зависит состояние производственного потенциала в целом [18].

При совершенствовании методики анализа МПЗ необходимо использовать классификацию источников материальных ресурсов. По мнению Бариленко В. И. существуют внутренние (собственные) и внешние источники материальных ресурсов. Внутренние источники — это экономия материалов, которая происходит за счет:

- внедрения научных достижений;

- использования вторичного сырья;

- собственного изготовления материалов и полуфабрикатов;

- сокращения отходов сырья.

Внешние источники — это поступления материалов от поставщиков в соответствии с заключенными договорами [9].

Таким образом, можно сделать вывод, что анализ МПЗ включает в себя следующие аспекты:

- оценка текущего состояния запасов;

- анализ структуры МПЗ (вертикальный и горизонтальный анализ);

- анализ оборачиваемости МПЗ;

- факторный анализ сырья и материалов, готовой продукции, незавершенного производства, товаров отгруженных;

- анализ потребности в МПЗ;

- анализ эффективности использования МПЗ и т. д.

Ученые-аналитики предлагают проводить анализ МПЗ в несколько этапов. В таблице 1 представлены этапы проведения анализа МПЗ по мнению различных авторов.

На основании данных таблицы можно сделать вывод о том, что единой методики анализа МПЗ не разработано [14, 15, 16, 17].

Применение определенной методики анализа на предприятии зависит от вида деятельности и специфики производства. Но при этом методика анализа не всегда учитывает цели и задачи сопредельных подразделений. Анализ МПЗ должен носить системный характер, потому как отклонение от системного подхода может привести к погрешностям в принятии управленческих решений относительно запасов.

Также необходимо помнить о ликвидности активов. Поскольку запасы относятся к оборотным активам, их можно разделить на:

- неликвидные активы (незавершенное производство);

- ликвидные активы (сырье, материалы и т. д.).

48. Планирование и контроль уровня запасов

Целью управления запасами является минимизация затрат на обеспечение запасов. Контроль этих затрат осуществляется сведением к минимуму следующих показателей:

количества заказов за год;

длительности времени поставки и перемещения;

длительности хранения на складе;

количества кладовых и складов.

Длительность циклов доставки регулируется путем переговоров между отделом снабжения и поставщиком. Продолжительность перемещения регулируется выбором способов перемещения и размером партий грузов. Продолжительность хранения регулируется путем корректировки размера заказываемых партий, планирования использования материалов после их поступления на склад.

Каждая организация должна иметь систему управления запасами. Руководители подразделений должны иметь информацию об управлении запасами, о производственной программе и др.:

 

 

Темп поступления материалов должен быть равен темпу расхода материалов, поэтому мероприятия по регулированию объема запасов заключаются в сведении до минимума времени нахождения на предприятии. Это достигается путем:

доведения до оптимального уровня величины запаса;

поддержания на экономичном минимуме цикла незавершенного производства;

планирования использования материалов в короткие сроки после получения;

хранения минимального количества материалов на складе;

использования минимального количества складов.

Регулирование количества материалов на складе начинается в отделе сбыта и в техническом отделе.

Оптимальный размер заказа – это количество, при котором стоимость объема заказов и хранения запасов минимальна. Оптимальный размер заказа рассчитывают с помощью следующих методов.

1. Табличный метод.

Пример. Организация покупает материалы за 5, 0 руб. за единицу. Общая годовая потребность -– 40 000 ед. Также известны следующие показатели:

стоимость хранения единицы запасов – 600 руб.;

расходы на поставку на 1 заказ – 1 200 руб.

Составляем таблицу по данным примера (табл. 3).

 

Таблица 3

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.