Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И среды в интеллекте






ЛИЧНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ

Лидерство.

Управленческий потенциал руководителя и его составляющие

План:

1. Составляющие управленческого потенциала (интеллект, креативность, агрессивность, ассертивность).

2. Особенности поведения успешного руководителя.

3. Приложения.

1 Составляющие управленческого потенциала

1.2 Интеллект

В эпоху рыночных отношений, кроме частной собственности на средства производства, жилье, землю, существует и интеллектуальная собственность личности. Знания, умения и навыки, полученные и при­обретенные в процессе обучения и практики, владение технологиями, методами и методиками рациональной организации деятельности становятся своеобразным товаром и входят в сферу услуг, которые может сегодня предложить рынок.

Необходимо ввести понятие об интеллекте и креативности как важнейшие характеристики личности.

Интеллект (от латинского intellectus — разумение, постижение) – это относительно устойчивая структура умственных способностей, являющая собой сплав опыта и знаний, наложенных на такие природны качества, как любознательность, изобретательность, сообразительность Это способность личности к анализу, синтезу, сравнению, сопоставле­нию, классификации,. Это умение творчески применять по­лученные знания, определять цели, эффективно включаться в социокультурную жизнь, успешно приспосабливаясь к окружающей среде и жизненным обстоя­тельствам.

В структуре интеллекта выделяют такие факторы, как словарный запас, понимание слов, беглость речи, легкость оперирования информа­цией, пространственная ориентация, ассоциативная память, скорость восприятия, логическое мышление.

Показателем интеллекта является уровень умственного развития (УУР или IQ) (коэф­фициент интеллекта). Это спо­собность к свободному оперированию знаниями и умениями, обеспечи­вающая усвоение новых знаний и умений. Это состояние познаватель­ных и творческих возможностей личности. IQ определяются тестами.

Что касается природы интеллекта, то взгляды современных психо­логов можно соотнести с тремя основными позициями относительно того, какой процент в количественных показателях IQ (УУР) можно от­нести за счет генетических различий между людьми (1), а какой за счет влияния среды (2), обучения и воспитания (3).

Возможные соотношения влияний наследственности

и среды в интеллекте

 

Таблица 1

  Влияние наследственности, % Влияние среды, %
     
     
     

 

Как видим, в любом случае признается возможность совершенство­вания, коррекции интеллекта за счет факторов среды.

Установлена значимая связь IQ с доходом семьи, уровнем образования, профессией родителей, типом школы, качеством воспитания и обучения в дошкольных учреждениях.

У городских детей оказался более развитым вербальный компонент интеллекта, у деревен­ских — практический, прикладной.

Cамый бла­гоприятный возраст для формирования интеллекта – дошкольный и младший школьный. В подростковом возрасте этот процесс поддается коррекции, а к 16—27 годам достигается стабильность в показателях интеллекта. Поэтому этот возраст считается самым благоприятным для получения специального образования, открытий, продвижения в карьере. Предположение о том, что с возрастом интеллект снижается, серьез­ных подтверждений не получило.

 

1.2 Креативность

IQ не един­ственные критерии возможностей личности. Уровень интеллекта дополняется уровнем креативности.

Креативность (от латинского creato — сотворе­ние, создание) — это способность к творчеству, необычным и неожи­данным решениям, восприимчивость к новым идеям, преодоление ус­тоявшихся стереотипов. Это способность удивляться и умение находить решения в нестандартных ситуациях.

Такое определение креативности дал П. Торренс (США), который ввел его в психологию и показал, что уровень креативности коррелирует (связан) с достижениями в органи­заторской деятельности (менеджмент), а также в учебной и профессио­нальной. Люди с нормаль­ным и высоким коэффициентом интеллекта, но не обладающие высо­ким уровнем креативности, редко достигают большого успеха даже при полном владении управленческими и профессиональными технология­ми. Однако обязательным признаком творческой одаренности является уровень интеллекта не ниже верхней границы средней нормы, так как именно этот уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности.

Какова же природа креативности? Если природа интеллекта связывается как с врожденными, так и социальными факторами, то относительно креативности пока нет единого мнения. Одни считают, что творческий потенциал человека — это есть нечто дан­ное природой, другие (а их сегодня большинство) утверждают, что он тоже поддается формированию и коррекции. Уже имеющийся опыт школ и курсов по развитию креативности в США, Японии и Европе, а также в России и на Украине свидетельствует, что специально органи­зованное обучение способам креативного поведения, моделированию творческих действий в различных сферах деятельности (и особенно в области менеджмента) показывает существенный рост показателей креативности и усиление таких качеств личности, как открытость ново­му опыту, любознательность, изобретательность, способность к нестан­дартным решениям.

1.3 Агрессивность

Управление по гибкому алгоритму, ставящее в центре взаимодействие личность, ее потребности, несовместимо с агрессивностью участников делового или социального взаимодействия. Новая парадигма управления исключает агрессивность как личное или ситуативное качество руководителя и персонала. При подборе кадров и работе с ними уровень агрессивности является одним из показателей профессиональной пригодности.

Агрессивность опреде­ляется как повышенная активность, не мотивируемая ситуацией, стремление доминировать, подавлять и решать конфликты силовыми мето­дами.

Вполне вероятно, что дест­руктивный компонент нашей активности является одним из созида­тельных факторов деятельности (вспомним вечный закон единства и борьбы противоположностей, открытый задолго до К.Маркса). Нор­мальное развитие личности приводит к тому, что формирует у человека способность к преодолению препятствий и стремление справиться с фрустрационными состояниями. Для выживания в социуме каждая личность должна, по мнению психологов, иметь определенный уровень агрессивности. Закомплексованность, связанная с авторитарной на­правленностью воспитательной системы, приводит к пассивности, не­способности к волевому акту, конформности.

В основном агрес­сия — это разрушительное поведение, противоречащее нормам морали и этики и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, причиняющее им физический ущерб либо вызывающее у них психический дискомфорт.

Агрессивные действия чаще всего выступают в качестве средства достижения какой-нибудь цели, как способ психической разрядки, замещения удовлетво­рения блокированной потребности, как способ удовлетворения потреб­ности в самореализации и самоутверждении. При этом агрессивные действия далеко не всегда адекватны ситуации.

 

Виды агрессии:

· физическая агрессия использование физической силы против другого лица;

· косвенная агрессия агрессия, которая окольным путем направ­лена на другое лицо (сплетни, шутки), и агрессия без направленности (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу);

· раздражительность готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости;

· негативизм оппозиционная форма поведения, направленная против авторитета или руководства. Это поведение в границах от пассивного сопротивления до активной борьбы против устоявшихся тра­диций или законов;

· обида зависть или ненависть к окружающим, обусловленная чувством гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания;

· подозрительность в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что окружающие намере­ны причинить вред;

· вербальная агрессия выражение негативных чувств как через звуковую форму (визг, крик), так и через содержание словесных фраз (проклятия, ругань, брань);

· чувство вины убеждение индивида в том, что он является плохим человеком, наличие у него угрызений совести (так называемая аг­рессия вовнутрь).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.