Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фонд гарантирования вкладов физических лиц






 

Фонд гарантирования вкладов физических лиц представляет национальную систему страхования вкладов. В мировой практике, это создана и официально признана на территории отдельного государства система страхования взносов (депозитов) физических лиц к финансово-кредитную учреждениям, правовой статус которой определяется национальным законодательством с учетом закрепленных международных стандартов.

Учреждение таких систем страхования датируется в 1934 г., когда в США одним из путей преодоления кризиса экономики (в частности в банковском секторе) признали создание системы страхования депозитов. Созданная Федеральная корпорация по страхованию банковских взносов стала самым старым в настоящее время институтом по управлению системой страхования взносов. За последние ЗО лет системы страхования взносов частных лиц были введены в большинстве развитых стран мира. Основной причиной для распространения этой практики стали бан-ковские кризисы, которые состоялись в течение 80-90-х годов XX ст. В середине 90-х годов обязательные системы страхования начали вводиться в странах, которые вошли в настоящее время в ЕС,: Польше, Венгрии, Чехии, Румынии, Болгары, Литве, Эстонии, Латвии; а также в странах СНГ: Украине, Казахстане, России.

 

Значительную роль в создании обязательных систем страхования в Европе (они основаны в Финляндии, Великобритании, Болгарии, странах Балтии — всего больше чем в 60 странах мира) сыграла Директива 94/19/ЕС Европейского парламента и Совета «О системах гарантирования депозитов» от ЗО мая в 1994 г. Директива установила, что каждое государство — член ЕС осуществляет контроль за созданием и официальным признанием на своей территории одной или нескольких систем гарантирования депозитов. Без участия в системе страхования взносов, что получила официальный статус в государстве, какае-либо кредитно-фінансовое учреждение не имеет права принимать взносы, невзирая на наличие разрешения на банковскую деятельность (хотя Директивой установленный ряд исключений из общего требования). Директивой была закреплена и сумма, которой должны покрываться совокупные депозиты каждого вкладчику соответствующими схемами гарантирования, в размере до 20000 экю в случае недостаточности депозитов (ст. 7). Раз на пять лет в зависимости от экономической и монетарной ситуации и развития банковского сектора сумма может пересматриваться.

 

Принятые международные стандарты в сфере гарантирования депозитов физических лиц базируются на соотношении размера возмещения и ВВП. В частности Международный валютный фонд определяет достаточность ей и ни кодировка за взносами на уровне 1-2 частей ВВП на одного жителя. В странах Западной Европы этот показатель колеблется от 0, 3% в Норвегии и 0, 5% в Швейцарии до 1, 2 в Швеции и 1, 4 в Великобритании.

В Украине эта система была введена на выполнение Указа Президента Украины от 10 сентября в 1998 г. №996/98, которым было предвидено образование Фонда гарантирования вкладов физических лиц, создаваемого с целью обеспечения защиты интересов физических лиц — вкладчики банков.

В настоящее время он функционирует на общих основаниях, определенных Законом Украины «О Фонде гарантирования вкладов физических лиц» от 20 сентября в 2001 г. № 2740-ІП

Фонд является государственным специализированным учреждением, которое выполняет функции государственного управления в сфере гарантирования вкладов физических лиц и представляет национальную систему страхования вкладов.


 

Фонд гарантирует компенсацию средств за вкладами, в том числе проценты, в размере общей суммы вкладов (вклады менее 1 грн. не подлежат возмещению). Первичная сумма гарантирования устанавливалась на уровне 500 грн и постепенно выросла до 50 тыс. Финансовый кризис повлек пересмотр показателей гарантийного страхования, и в соответствии с п. 8 Закона Украины «О первоочередных мерах относительно предотвращения негативных последствий финансового кризиса и о внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины» от 31 октября в 2008 г. № 639 - VI предельный предел гарантированного государством страхования за вкладами физических лиц представляет 150 тыс. грн.

 

Гарантии предоставляются за вкладами физических лиц в банках Украины, которые являются участниками Фонда (на начало в 2009 г. их насчитывается 183). В случае нарушения банком — участником Фонда требований Закона Украины «О Фонде гарантирования вкладов физических лиц» его относят к категории временных участников Фонда. Фонд не возмещает гарантированную сумму за вкладами физических лиц в банке, переведенном к категории временного участника Фонда, если эти вклады были привлечены им из даты получения сообщения об отнесении его к этой категории. Клиент по собственному желанию может получить гарантированную сумму как наличностью, так и в безналичном виде. Срок обращения к Фонду представляет три года со дня назначения ликвидатора банка — участника (временного участника) Фонда.

 

Административный совет Фонда своим решением от 14 января в 2002 г. № 1 утвердила Положение о порядке начисления и уплаты сборов в Фонд гарантирования взносов физических лиц. Банки-участники и временные участники Фонда должны придерживаться его стандартов, выполнять установленные Национальным банком Украины экономические нормативы относительно достаточности капитала и платежеспособности и выполнять свои обязательства перед вкладчиками.

 

Положение предусматривает три вида собраний:

· первичный сбор (1% от зарегистрированного уставного капитала банка на день получения лицензии от НБУ на осуществление банковской деятельности);

· регулярный сбор (платится дважды на год и складывает 0, 25% от общей суммы взносов, включая начисленные за взносами проценты, по состоянию на 31 декабря года, предваренного текущему, и ЗО июня проходящего года);

· специальный сбор (платится по решению административного совета Фонда из соглашения из НБУ в случае недостаточности текущих доходов Фонда для выполнения своих обязательств. Его размер не должен превышать размера ежегодного регулярного сбора из банка).

 

Система обязательного страхования взносов допускает как источник аккумуляции финансовых ресурсов участие государства (у осо-бі правительства или центрального банка). В частности в п. 4 в. 21 Закона Украины «О Фонде гарантирования взносов населения» закреплена следующее участие: к источникам формирования средств Фонда на-лежать средства, внесенные Национальным банком Украины в размере 20 миллионов гривен. Как альтернативные источники доходов, которые получаются Фондом, могут выступать: доходы, полученные от инвестирования средств Фонда в государственные ценные бумаги Украины; кредиты, привлеченные от Кабинета Министров Украины, Національ-ного банка Украины, банков и иностранных кредиторов; пеня, которую платят банки — участники (временные участники) Фонда за несвоевременный или неполный перечень собраний в Фонд; доходы от депозитов, размещенных Фондом в Национальном банке Украины.

Кроме того, Закон Украины «О первоочередных мерах относительно предотвращения негативных последствий финансового кризиса и о внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины» от 31 октября в 2008 г. № 639-УІ закрепляет положение, согласно какому НБУ по итогам года в случае превышения сметных доходов над сметными расходами, утвержденными на проходящий бюджетный год, вносит в Государственный бюджет Украины следующего за отчетным году позитивную разницу, часть которой в объеме 25 %, но не менее 1 млрд. гривен, ежегодно направляется на пополнение средств Фонда гарантирования вкладов физических лиц, капитализацию банков и Государственного ипотечного учреждения, а превышения расходов над доходами возмещается за счет государственного бюджета Украины следующего за отчетным году.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.