Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бюджетные ограничения и оптимальный выбор потребителя.






Человек должен учитывать не только свои вкусы и желания, но и свои доходы, а также рыночные цены на товары и услуги.

Предположим, что все товары и услуги имеют фиксированную цену, а доход потребителя не меняется в течение рассматриваемого периода. p1 – цена первого товара, p2 – цена второго товара, а доход – R. Приравняв затраты потребителя к его доходу, получаем формулу:

 

R = p1q1 + p2q2, описывающую бюджетную прямую.

 

Ее построение: пусть потребитель расходует все свои деньги на товар 1, тогда максимальное количество этого товара, которое он может приобрести q1* = R/p1. Аналогично, тратя все деньги на товар 2, потребитель покупает его в максимальном количестве, равном q2* = R/p2.

q2
Величины q1* и q2* и определяют две точки, через которые проходит бюджетная линия (рис.5).

 
 

 

 


Рис. 5

Точки бюджетной прямой определяют набор потребительских корзин (q1; q2), доступных покупателю при заданных ценах и заданном уровне дохода.

Количество товара q 2, получаемое за счет отказа от единицы товара q 1, представлено наклоном бюджетной линии.

Наклон бюджетной линии = - ∆ q2 /∆ q1 = р1 / р2

q2
q2
На бюджетную линию влияют два фактора: 1) изменение дохода, которое приводит к перемещению бюджетной линии вверх или вниз (рис. 6); 2) изменение цен одного из товаров, которое приводит к изменению угла наклона бюджетной линии (рис. 7):

 
 

 


 

Рис. 6 Рис. 7

Соединение кривых безразличия с бюджетной линией позволяет определить равновесие потребителя (рис. 8):

 
 

 

 


Рис. 8

Потребитель стремится максимизировать получаемую им полезность, т.е. выбирает наиболее предпочтительный для себя набор товаров из множества доступных ему наборов (площадь ОАВ). Он выбирает набор Е, т. к. он лежит на самой удаленной от начала координат кривой безразличия, которую он может достичь при данном бюджете. Данная точка называется точкой равновесия потребителя. Это есть равновесие в том смысле, что при данных предпосылках модели, как только потребитель получает такой набор, у него нет больше стимула менять его на другой. Геометрически это будет точка касания бюджетной линии и кривой безразличия. В точке касания выполняется условие: MRS = mu1/mu2 = p1/p2, т.е. предельная норма замещения равна отношению цен товаров или отношению предельной полезности к цене товара по всем группам товаров одинаково: mu1/ p1 = mu2/p2.

q2
q2
Как нам уже известно, если растет доход, то бюджетная линия перемещается вверх, при сохранении угла наклона, что означает рост потребления. Соединение всех точек равновесия потребителя позволяет построить кривую «доход-потребление» или кривую Энгеля, которая характеризует рост расходов на данный товар по мере увеличения дохода (рис. 9). Наклон кривой Энгеля определяется отношением ∆ I/∆ Qx, где ∆ I - изменение дохода.

       
   

 


Рис. 9 Рис. 10

Исследования Энгеля позволили выявить следующие закономерности: а) при данных ценах на все блага доля дохода семьи, расходуемого на продукты питания, имеет тенденцию к сокращению по мере роста доходов семьи; б) расходы на услуги, связанные с образованием, здравоохранением, отдыхом растут быстрее, чем растут доходы; в) доля расходов на одежду не изменяется.

Реакция потребителя на изменение цен позволяет определить кривую спроса, так как показывает как изменение цены товара отражается на изменении объема покупок и потребления (рис.10).

Снижение цены на один из товаров вызывает рост потребления данного продукта. Этот рост можно разложить на увеличение потребления за счет роста реального дохода, вызванного движением цен и за счет эффекта замены – изменения в потреблении товара, которое представляет собой результат изменения цены этого товара относительно цен других товаров.

Рассмотрим точку Е0 на рис. 11 как результат бюджетного ограничения АВ и кривой безразличия I0 . В результате снижения цены товара X формируется новое бюджетное ограничение АВ1 , которое вместе с новой кривой безразличия I1 означает новое состояние равновесия потребителя Е1. При этом потребляется товара Х на Х01 больше.

Х2
Для разложения общего эффекта Х01 на эффект замены и эффект дохода, предположим, что реальный доход потребителя неизменен. Это означает, что он остается на прежней кривой безразличия, так как уровень удовлетворения потребителя не изменяется. Проведем воображаемую бюджетную линию А*В* параллельную бюджетной линии АВ1 и касательную к кривой безразличия I0. Она отражает новое соотношение цен на товары Х и У при сохранении уровня реального потребления. Поэтому Х0Х* - рост объема потребления товара Х в результате замены им товара У, так как товар Х из-за своей дешевизны кажется нам более привлекательным. Тогда Х*Х1 – рост потребления товара Х результате роста реального дохода потребителя.

 
 

 


Рис. 11

Следует учитывать, что в результате действия эффекта замены, падение цены всегда вызовет рост потребления данного товара, но влияние эффекта дохода будет зависеть от того, каким этот товар является для покупателя: нормальным или некачественным. Для товаров, которые потребитель расценивает как некачественные, эффекты дохода и замены работают в противоположных направлениях.

 

Вопросы к семинарскому занятию:

1. В чем принципиальная разница теории трудовой стоимости и теории предельной полезности?

2. Каковы изменения общей и предельной полезности при увеличении потребления товара на одну единицу?

3. Почему возникла необходимость изучать поведение потребителя при помощи кривых безразличия?

4. Какие ограничения для потребителя имеются на рынке?

5. Что собой представляет оптимальный выбор потребителя?

В чем суть «эффекта дохода» и «эффекта замещения»?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.