Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие полезности. Общая и предельная полезность.






Лекция 7

ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ

 

Понятие полезности. Общая и предельная полезность.

Предпочтения потребителя и их оценка. Кривые безразличия.

Бюджетные ограничения и оптимальный выбор потребителя.

 

Понятие полезности. Общая и предельная полезность.

Рынок – экономическая система, ориентированная на потребителя. Поэтому экономическая наука проявляет постоянный интерес к тому, как ведет себя отдельный потребитель, какими мотивами он руководствуется, делая выбор в огромной массе товаров, существуют ли закономерности, управляющие его поведением на рынке. На эти вопросы дает ответ теория потребительского поведения в микроэкономической интерпретации.

Микроэкономика строит теорию потребительского поведения, исходя из целого ряда допущений. Во-первых, это так называемый «суверенитет потребителя». Никто не должен решать за самого потребителя, какие товары из предлагаемых на рынке ему приобретать, а какие нет. Во-вторых, экономисты исходят из того, что потребители ведут себя на рынке рационально. Это значит, что они стремятся достичь максимального результата при ограниченных возможностях. При этом главным ограничителем для любого потребителя является размер его дохода. В-третьих, не существует объективного критерия для определения наилучшего для данного потребителя набора товаров. Потребитель сам выбирает «наилучший набор», исходя из своей индивидуальной, т.е. субъективной точки зрения.

Рациональное поведение потребителя состоит в том, чтобы, потребляя товары и услуги, максимизировать полученное от такого потребления удовольствие (удовлетворение) или «полезность» при ограниченном доходе.

Полезность или ценность товара положена в основу «маржинального анализа», или теории предельной полезности. Термин «маржинальный» в переводе с английского означает предельный, дополнительный.

Основы теории полезности разработаны такими экономистами 19 в. как У. С. Джевонс (1835-1882), К. Менгер (1840-1921), Э. Бем-Баверк (1851-1914) и Ф. Визер (1851-1926).

В первой лекции было сказано, что теория предельной полезности явилась альтернативой трудовой теории стоимости. Согласно последней, стоимость характеризует независимое от субъекта объективное свойство товара, выявляемое в процессе его обмена на другие товары. Она определяется затратами труда на его производство.

Согласно маржиналистскому подходу, ценность товара определяется лишь его полезностью для субъекта, т.е. полезным эффектом, который он способен принести потребителю.

Трудовая теория стоимости определяет потребительную стоимость как способность товара удовлетворять определенные потребности человека, благодаря своим объективным (физическим, химическим, механическим) свойствам.

По мнению маржиналистов, полезность товара не является его объективным физическим свойством, так как в решающей степени зависит от отношения к нему субъекта. Поэтому полезность одного и того же блага для разных людей различна. Она зависит от тех целей, потребностей и интересов, которые преследует субъект.

Исходным в маржинальном анализе является понятие «полезность». Она определяется как способность материального блага или услуги удовлетворять какие-либо потребности субъекта.

На основе понятия «полезность» выводится понятие «ценность». Оно характеризует не просто полезность товара или услуги, но и указывает на их ограниченность или редкость.

MU
TU
Потребности людей обладают способностью насыщаться по мере роста количества потребляемого блага. Поэтому различают общую полезность – уровень удовлетворенности, достигаемый субъектом потребления при данном объеме благ (рис. 1) и предельную полезность – полезность, получаемую субъектом от потребления дополнительной единицы блага за определенное время (рис.2).

       
   

 

 


Рис.1 Рис. 2

Поведение индивида, стремящегося максимизировать полезность от своей хозяйственной деятельности, описано законами Госсена. Первый закон Госсена утверждает, что величина удовлетворения от потребления каждой дополнительной единицы блага данного вида уменьшается, пока не достигнет нуля в точке полного насыщения. Второй закон Госсена утверждает, что для максимизации удовлетворения потребностей, в условиях, когда запасы благ недостаточны для полного насыщения, необходимо остановить потребление благ в точках, где интенсивность удовлетворения от потребления благ становится одинаковой:

U1 = U2 = … = U n или mu1/P1 = mu2/P2 … = mun/Pn

Т.е. отношение предельной полезности к ценам по каждому благу должно быть одинаково. В этом случае потребитель достигает максимального уровня удовлетворения (или благосостояния) при данном доходе и данной системе цен.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.