Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогическая психология






 

Профессиональная подготовка и личностное развитие педагога дошкольной образовательной организации. Стили педагогического общения. Педагогический такт и эмпатия.

Компетентностная составляющая в профессиональной подготовке педагогов дошкольной образовательной организации. Основные стили управления и общения: авторитарный, демократический, либеральный. Стиль общения педагога ДОО как выражение педагогического такта. Понятие и основные составляющие педагогического такта. Признаки и элементы педагогического такта. Эмпатия как профессионально значимое качество педагогов ДОО.

 

Характеристика современных педагогических систем дошкольного образования (система М. Монтессори, Г. Домана; методика Н. Зайцева, школа Никитиных и др.).

Методологические основания и особенности трактовки детской природы в педагогической системе дошкольного образования. Педагогическая деятельность и теория дошкольного воспитания в конкретной педагогической системе дошкольного образования. Общая характеристика содержания и средств обучения в конкретной педагогической системе дошкольного образования. Особенности использования дидактического материала в данной педагогической системе дошкольного образования.

Психологические основы игры. Структура сюжетно-ролевой игры и её роль в развитии дошкольника.

Социально-психологическая природа игры.

Предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры в младенчестве и раннем детстве. Становление игрового действия и развитие сюжета игры. Предметная и предметно-отобразительная игра.

Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры: роль, правила, сюжет, содержание, игровые действия, ролевые и реальные взаимоотношения, игровые предметы и предметы-заместители.

Развитие сюжетно-ролевой игры, ее отдельных компонентов на протяжении дошкольного возраста. Характеристика сюжетно-ролевой игры как ведущей деятельности дошкольника.

Значение игры для психического развития ребенка. Игра и развитие познавательных процессов, умственных действий. Игра и развитие мотивационно-потребностной сферы. Игра и нравственное развитие. Игра и развитие произвольности поведения, воли. Игра и межличностные отношения детей.

Развитие и формирование способностей детей дошкольного возраста. Одарённые дошкольники и особенности их развития.

Понятие, виды и характеристика общих способностей детей дошкольного возраста. Понятие специальных творческих способностей, специфика их проявления. Этапы развития общих и специальных способностей. Факторы и условия развития общих и специальных способностей.

Определение понятия «одаренность». Формы проявления одаренности. Виды одаренности и типология одаренных детей. Психолого-педагогические и организационные условия развития одаренности в дошкольном возрасте.

Методология и методика психолого-педагогических исследований:

Классификация методов психолого-педагогических исследований.

Понятие метода исследования. Классификация методов (по В.П. Давыдову): эмпирические (наблюдение, беседа, опросные методы (анкетирование, интервьюирование, тестирование, социометрия), эксперимент) и теоретические (теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизацию, индукцию и дедукцию, метод моделирования) методы психолого-педагогического исследования

Вспомогательные методы психолого-педагогического исследования: математические и статистические методы интерпретации результатов научной работы.

Валидность (пригодность методики для измерения свойства, качества, явления, которое хотят измерить) и надежность (характеристика, показывающая, в какой степени ответы одной и той же личности совпадают при ее неоднократном исследовании с помощью данной методики) применения методик исследования.

Методика проведения психолого-педагогического исследования. Интерпретация, апробация и внедрение полученных результатов исследования.

Этапы психолого-педагогического исследования (выбор, формулирование и обоснование темы исследования; разработка и составление рабочего плана исследования, выбор методов и разработка методики его проведения; углубленное изучение научной и научно-методической литературы, диссертационных, научно-исследовательских работ, касающихся исследуемой проблемы; анализ психолого-педагогической практики, опыта прошлого и настоящего как позитивного, так и негативного, сбор, обработка и систематизация собственных исследовательских материалов; опытно-экспериментальная проверка результатов исследования; формулирование основных выводов по результатам исследования; составление плана-проспекта научного труда, определение его структуры; литературно-техническое оформление научного труда (язык, стиль, редактура, соблюдение требований ГОСТ).

Внедрение разработанных положений и идей в педагогическую практику. Составление методических рекомендаций.

Социальная педагогика:

Социализация: факторы, средства, механизмы.

Социализация – развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры. Сущность социализации (приспособление и обособление человека в условиях конкретного общества).

Факторы (условия) социализации: мегафакторы (космос, планета, мир); макрофакторы (страна, этнос, общество, государство); мезофакторы (тип поселения, СМК, субкультура); микрофакторы (семья, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум).

Средства социализации (способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры; стиль и содержание общения, методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях).

Психологические механизмы социализации (импринтинг (запечатление), экзистенциальный нажим, подражание, идентификация (отождествление), рефлексия).

Социально-педагогические механизмы социализации: традиционный механизм (стихийной) социализации, институциональный, стилизованный, межличностный.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.