Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К. Лонг.






2. Х. Дэви.

3. У. Мортон.

2) Кто дал научное обоснование необходимости применения эфирного наркоза?

1. Н.И. Пирогов.

2. Н.П. Кравков.

3. С.П. Федоров.


3) Кто изобрёл полую иглу?

1. Г. Ринд.

2. А.А. Бобров.

3. Г. Квинке.

4) Кто предложил использовать в медицине шприц?

1. А. Вуд и Ч. Джексон.

2. Х. Правац и К. Лонг.

3. А. Вуд и Х. Правац.

5) Кто из учёных открыл IV группу крови?

1. А. Декастелло и К. Ландштейнер.

2. А. Штурли и А. Крог.

3. А. Декастелло и А.Штурли.

6) Кто открыл явление фагоцитоза?

1. П. Эрлих.

2. Р. Кох.

3. И.И. Мечников.

7) Кто основал иммунологию?

1. И.И. Мечников.

2. Д.И. Ивановский.

3. Г.Н. Габричевский.

8) Кто из белорусских учёных впервые использовал гипс для лечения переломов костей?

1. Е.Б. Еше.

2. К.И. Гибенталь.

3. Т.К. Куодис.

9) Кто впервые применил метод «ледяной анатомии» для изучения топографической анатомии?

1. А.А. Бобров.

2. Н.И. Пирогов.

3. Ф.И. Иноземцев.

10) Кто открыл возбудителя туберкулеза?

1. Л. Пастер.

2. Э. Дженнер.

3. Р. Кох.

11) Кто создал вакцину против бешенства?

1. П. Эрлих.

2. Л. Пастер.

3. И.И. Мечников.

12) Какой раствор для обеззараживания рук хирургов (гинекологов) применял И.Ф. Земмельвейс?

1. Раствор карболовой кислоты.

2. Раствор хлорной извести.

3. Раствор марганцовокислого калия.

13) Что такое «асептика»?

1. Совокупность методов, предупреждающих возникновение инфекционного процесса в ране.

2. Совокупность методов, направленных на борьбу с инфекцией в самой ране.

3. Затрудняюсь ответить.

14) Назовите лауреата Нобелевской премии.

1. Н.И. Пирогов.

2. И.И. Мечников.

3. Л. Пастер.

Рекомендуемая литература: (основная и дополнительная).

Основная литература

1. Лисицин Ю.П. История медицины: учебник - ГЭОТАР-Медиа, 2008. УМО для медицинских вузов

  1. Минаева Н.К. История медицины: Учебно-методическое пособие для студентов Сыктывкар, 2004
  2. Пилипенко В.А. Лекции по истории медицины (презентации) электронная библиотека

Дополнительная литература

  1. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины: учебник. – М.: Медицина, 1981. – 352с.

2. Заблудовский П.Е. История отечественной медицины: Уч. Пособие. – Ч.2: Медицина в СССР. – М.: ЦОЛИУВ, 1971. – 90 с.

3. Сорокина Т.С. История медицины. Краткий курс лекций: Учебн. Пособие. – М.: изд-во УДН, 1988. – 72с.

4. Мультановский М.П. История медицины: учебник. – 2-е изд., перераб и дополн. – М.: Медицина, 1967.- 272с.

5. Методические указания к семинарским занятиям по истории медицины. – Киров, 1988. – 86с.

6. Большая медицинская энциклопедия. – Гл. редактор Б.В. Петровский. – Изд. 3-е – в 30 томах. – М.: Сов. Энц., 1974 – 1989.

7. Шойфет М.С. Сто великих врачей М: «вече», 2008.

 

 

Методические рекомендации подготовлены:

доцент каф.ОЗО, канд.ист.наук Пилипенко В.А.

Методические указания утверждены на заседании кафедры №___ от «______»

 

Зав. кафедрой: _______________(Нечаева Э.В.)

 


Коми филиал

Государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

 

Методические указания для студентов 1 курса

Специальности (направлению подготовки) «Лечебное дело»

по самостоятельной внеаудиторной работе

по дисциплине История медицины

 

Составитель: канд.ист.наук Пилипенко В.А.

Тема 22: Медицина новейшего времени (с 1918г.): здравоохранение и медицина в России и СССР

Цель занятия: изучение истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества;

Задачи:

· Ознакомить студентов с разделами истории медицины, её задачами, местом среди других медицинских наук

·.Охарактеризовать основные этапы развития медицины в связи с развитием и сменой общественно-экономических формаций

· Объяснить студентам цель и задачи семинарских занятий, ознакомить с методикой их проведения, методикой подготовки доклада и написания реферата.

Студент должен знать:

1) до изучения темы (базисные знания): основные закономерности и тенденции развития мирового исторического процесса; важнейшие вехи истории медицины России, место и роль России в мировой истории медицины, а также в современном мире;

2) после изучения темы:

• факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса;

• принципы и способы периодизации всемирной истории;

• важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;

• взаимосвязь и особенности истории медицины России и мира;

Студент должен уметь: грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать социальную ситуацию в России и за ее пределами и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа; работать с учебной и дополнительной литературой по теме, грамотно вести диалог и дискуссию по теме

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и/или рекомендуемой учебной литературы и источников.

2). Составить план-конспект ответа на вопросы.

1. Основные этапы развития медицины и здравоохранения в России (после 1917г.). Медицина в годы интервенции и гражданской войны (1917–1922гг.).

2. Организационные принципы советского здравоохранения. Этапы становления системы уп­равления здравоохранением. Создание Народного комиссариата здравоохранения РСФСР (1918г.). Н.А. Семашко (1874–1949гг.) первый Нарком здравоохранения. З.П. Соловьев (1876–1928гг.). Плановость. Го­сударственное финансирование здравоохранения.

3. Профилактическое направление. Программа РКП(б) (1919г.) о задачах государства в области здравоохранения; ее реализация в первые годы советской власти. Борьба с эпидемиями. Ликвидация особо опасных инфекций (чума, холера, малярия и др.). Санитарное просвещение. Оздо­ровление условий труда и быта. Охрана материнства и младенчества.

4. Проблема медицинских кадров и пути ее решения в первые годы советской власти.

 

3). Ответить на вопросы самоконтроля (в рабочую тетрадь)

1. Какие основные этапы развития медицины и здравоохранения в России (после 1917г.) выделяются?

2. Как происходило развитие медицины в годы интервенции и гражданской войны (1917–1922гг.)?

3. Охарактеризуйте организационные принципы советского здравоохранения.

4. Как происходила дифференциация и интеграция наук в ХХ столетии?

5. Охарактеризовать деятельность Н.А. Семашко (по схеме)

 
 

 

 


Рекомендуемая литература: (основная и дополнительная).

Основная литература

1. Лисицин Ю.П. История медицины: учебник - ГЭОТАР-Медиа, 2008. УМО для медицинских вузов

  1. Минаева Н.К. История медицины: Учебно-методическое пособие для студентов Сыктывкар, 2004
  2. Пилипенко В.А. Лекции по истории медицины (презентации) электронная библиотека

Дополнительная литература

  1. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины: учебник. – М.: Медицина, 1981. – 352с.

2. Заблудовский П.Е. История отечественной медицины: Уч. Пособие. – Ч.2: Медицина в СССР. – М.: ЦОЛИУВ, 1971. – 90 с.

3. Сорокина Т.С. История медицины. Краткий курс лекций: Учебн. Пособие. – М.: изд-во УДН, 1988. – 72с.

4. Мультановский М.П. История медицины: учебник. – 2-е изд., перераб и дополн. – М.: Медицина, 1967.- 272с.

5. Методические указания к семинарским занятиям по истории медицины. – Киров, 1988. – 86с.

6. Большая медицинская энциклопедия. – Гл. редактор Б.В. Петровский. – Изд. 3-е – в 30 томах. – М.: Сов. Энц., 1974 – 1989.

7. Шойфет М.С. Сто великих врачей М: «вече», 2008.

 

 

Методические рекомендации подготовлены:

доцент каф.ОЗО, канд.ист.наук Пилипенко В.А.

Методические указания утверждены на заседании кафедры №___ от «______»

 

Зав. кафедрой: _______________(Нечаева Э.В.)

 

Коми филиал

Государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

 

Методические указания для студентов 1 курса

Специальности (направлению подготовки) «Лечебное дело»

по самостоятельной внеаудиторной работе

по дисциплине История медицины

 

Составитель: канд.ист.наук Пилипенко В.А.

Тема 23: Медицина новейшего времени (с 1918г.): здравоохранение и медицина в России и СССР

Цель занятия: изучение истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества;

Задачи:

· Ознакомить студентов с разделами истории медицины, её задачами, местом среди других медицинских наук

·.Охарактеризовать основные этапы развития медицины в связи с развитием и сменой общественно-экономических формаций

· Объяснить студентам цель и задачи семинарских занятий, ознакомить с методикой их проведения, методикой подготовки доклада и написания реферата.

Студент должен знать:

1) до изучения темы (базисные знания): основные закономерности и тенденции развития мирового исторического процесса; важнейшие вехи истории медицины России, место и роль России в мировой истории медицины, а также в современном мире;

2) после изучения темы:

• факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса;

• принципы и способы периодизации всемирной истории;

• важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;

• взаимосвязь и особенности истории медицины России и мира;

Студент должен уметь: грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать социальную ситуацию в России и за ее пределами и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа; работать с учебной и дополнительной литературой по теме, грамотно вести диалог и дискуссию по теме

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и/или рекомендуемой учебной литературы и источников.

2). Составить план-конспект ответа на вопросы.

1 Раз­витие медицинской науки в первые годы советской власти. Создание профильных НИИ: народного здравоохранения (ГИНЗ, 1920г.), экспериментальной медицины (ВИЭМ, 1932г.) и др.

2. Выдающиеся ученые России: Н.Н. Бурденко, Н.Ф. Гамалея, В.М. Бехтерев, Д.К. Заболотный, А.А. Кисель, М.П. Кончаловский, Т.П. Краснобаев, А.Л. Мясников, Е.Н. Пав­ловский, С.И. Спасокукоцкий, А.Н. Сысин, Л.А. Тарасевич. Научная школа И.П. Павлова, его «Письмо к молодежи» (1935г.).

3. Медицина и здравоохранение в период Великой Отечественной войны 1941–1945гг. Героизм советских медиков.

4. Создание Академии медицинских наук СССР (1944г., ныне РАМН). Ее первый Президент Н.Н. Бурденко.

5. Проблемы и успехи развития экспериментальной, клинической и профилактической медицины и организации здравоохранения в России и СССР.

 

3). Ответить на вопросы самоконтроля (в рабочую тетрадь)

1. Как развивалась медицина в годы Вов?

2. Как происходила дифференциация и интеграция наук в ХХ столетии?

3. В каком году была создана Академия медицинских наук СССР?

4. Каких успехов добилась советская медицина в послевоенный период?

 

4). Проверить себя, ответив на тестовые задания

1. Народный комиссариат здравоохранения РСФСР был создан:

а) в 1917 г.;

б) в 1922 г.;

в) в 1918 г.

2. Первым наркомом здравоохранения РСФСР был:

а) Соловьев;

б) Осипов;

в) Барсуков;

г) Семашко.

3. Основные принципы советского здравоохранения:

а) государственный характер, централизация управления, профилактическое направление, участие населения в здравоохранении;

б) единство медицинской науки и практики здравоохранения, профилактическое направление, государственный характер, участие населения в здравоохранении;

в) бесплатная медицинская помощь, участие населения в здравоохранении, единство теории и практики, профилактическое направление.

4. ГИНЗ был организован:

а) в 1919 г.;

б) в 1920 г.;

в) в 1922 г.;

г) в 1932 г.

5. ГИНЗ включал:

а) институт контроля вакцин и сывороток, санитарно-гигиенический институт, тропический институт, микробиологический институт, институт питания, институт биохимии, институт профессиональных заболеваний, институт мозга;

б) институты туберкулеза, экспериментальной биологии, питания, биохимии, тропический институт, институт переливания крови, микробиологии, кардиологии;

в) тропический институт, микробиологический, санитарно-гигиенический институты, институт контроля вакцин и сывороток, туберкулеза, экспериментальной биологии, питания, биохимии.

6. ВИЭМ был создан:

а) в 1929 г.;

б) в 1930 г.;

в) в 1932 г.;

г) в 1944 г.

7. АМН была создана:

а) в 1932 г.;

б) в 1926 г.;

в) в 1944 г.;

г) в 1949 г.

8. Первым президентом АМН СССР был:

а) Павлов;

б) Мясников;

в) Бурденко;

г) Блохин.

9. Первая кафедра социальной гигиены была создана в:

а) 1882 г.;

б) 1922 г.;

в) 1918 г.;

г) 1924 г.

10. Возглавил первую кафедру социальной гигиены:

а) Соловьев;

б) Семашко;

в) Барсуков;

г) Каминский.

11. Выдающиеся отечественные физиологи первой половины 20 века:

а) Орбели, Сперанский, Павлов, Сеченов;

б) Анохин, Воронин, Филомафитский, Павлов;

в) Павлов, Орбели, Сперанский, Анохин.

12. Выдающиеся отечественные терапевты первой половины 20 века:

а) Плетнев, Ланг, Бурденко, Курлов;

б) Кончаловский, Плетнев, Ланг, Мясников;

в) Курлов, Плетнев, Вишневский, Ланг.

13. Редактором первого издания БМЭ был:

а) Петровский;

б) Семашко;

в) Покровский;

г) Соловьев.

14. Кто является основоположником нейрохирургии в России:

а) Спасокукоцкий;

б) Бурденко;

в) Вишневский;

г) Джанелидзе.

15. Кто в нашей стране предложил метод местного обезболивания при помощи тугого ползучего новокаинового инфильтрата:

а) Греков;

б) Мартынов;

в) Юдин;

г) Вишневский.

Рекомендуемая литература: (основная и дополнительная).

Основная литература

1. Лисицин Ю.П. История медицины: учебник - ГЭОТАР-Медиа, 2008. УМО для медицинских вузов

  1. Минаева Н.К. История медицины: Учебно-методическое пособие для студентов Сыктывкар, 2004
  2. Пилипенко В.А. Лекции по истории медицины (презентации) электронная библиотека

Дополнительная литература

  1. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины: учебник. – М.: Медицина, 1981. – 352с.

2. Заблудовский П.Е. История отечественной медицины: Уч. Пособие. – Ч.2: Медицина в СССР. – М.: ЦОЛИУВ, 1971. – 90 с.

3. Сорокина Т.С. История медицины. Краткий курс лекций: Учебн. Пособие. – М.: изд-во УДН, 1988. – 72с.

4. Мультановский М.П. История медицины: учебник. – 2-е изд., перераб и дополн. – М.: Медицина, 1967.- 272с.

5. Методические указания к семинарским занятиям по истории медицины. – Киров, 1988. – 86с.

6. Большая медицинская энциклопедия. – Гл. редактор Б.В. Петровский. – Изд. 3-е – в 30 томах. – М.: Сов. Энц., 1974 – 1989.

7. Шойфет М.С. Сто великих врачей М: «вече», 2008.

 

 

Методические рекомендации подготовлены:

доцент каф.ОЗО, канд.ист.наук Пилипенко В.А.

Методические указания утверждены на заседании кафедры №___ от «______»

 

Зав. кафедрой: _______________(Нечаева Э.В.)

 

 


Коми филиал

Государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

 

Методические указания для студентов 1 курса

Специальности (направлению подготовки) «Лечебное дело»

по самостоятельной внеаудиторной работе

по дисциплине История медицины

 

Составитель: канд.ист.наук Пилипенко В.А.

Тема 24: Медицина новейшего времени: основные достижения и международное сотрудничество в области медицины и здравоохранения

Цель занятия: изучение истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества;

Задачи:

· Ознакомить студентов с разделами истории медицины, её задачами, местом среди других медицинских наук

·.Охарактеризовать основные этапы развития медицины в связи с развитием и сменой общественно-экономических формаций

· Объяснить студентам цель и задачи семинарских занятий, ознакомить с методикой их проведения, методикой подготовки доклада и написания реферата.

Студент должен знать:

1) до изучения темы (базисные знания): основные закономерности и тенденции развития мирового исторического процесса; важнейшие вехи истории медицины России, место и роль России в мировой истории медицины, а также в современном мире;

2) после изучения темы:

• факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса;

• принципы и способы периодизации всемирной истории;

• важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;

• взаимосвязь и особенности истории медицины России и мира;

Студент должен уметь: грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать социальную ситуацию в России и за ее пределами и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа; работать с учебной и дополнительной литературой по теме, грамотно вести диалог и дискуссию по теме

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и/или рекомендуемой учебной литературы и источников.

2). Составить план-конспект ответа на вопросы.

1. Дференциация и интеграция наук в ХХ столетии. Нобелевские премии в области медицины, физиологии и смежных с ними наук.

2. Успехи естествознания. Открытие новых лекарственных средств, ме­тодов диагностики, лечения и профилактики болезней: электрокардио­графия (В. Эйтховен, 1903г.); радиоактивность (А. Беккерель, 1904г.); изучение радиоактивности (Ж. Кюри и М. Складовская–Кюри, 1904., 1910гг.); учение о высшей нервной деятельности (И.П. Павлов); теория иммунитета (И.И. Мечников, П. Эрлих, 1908г.); электроэнцефалография (В.В. Правдич–Неминский, 1913г.; Х. Бергер, 1928г.); искусственное сердце (1925г.); сульфаниламиды (Г. Догмак, 1935); антибиотики (А. Флеминг, 1929г.; Э. Чейн и Х. Флори, 1940г.; З.В. Ермольева, 1942г.); искусственная почка (1943г.); открытие материального субстрата гена (1953г.), электронная микроскопия, трансплантация сосудов, тканей и органов и т.д. Успехи терапии, хирургии и других медицинских дисциплин.

4. История становления национальных обществ и международных орга­низаций Красного Креста и Красного Полумесяца (А. Дюнан, 1863г.).

5. История создания Всемирной организации здравоохранения (7 апреля 1948г.). Международные программы ВОЗ. Борьба с особо опасными болезнями.

6. Движение «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» (Б. Ла­ун, Е.И. Чазов, 1980г.).

 

3). Ответить на вопросы самоконтроля (в рабочую тетрадь)

1. Как происходила дифференциация и интеграция наук в ХХ столетии?

2. Какие международные организации в области здравоохранения образовались в ХХ веке? В чем заключается их роль, основные функции?

3. Каких Нобелевских лауреатов в области медицины, физиологии и смежных с ними наук знаете и за какие достижения в науке?

 

4). Проверить себя, ответив на тестовые задания

Рекомендуемая литература: (основная и дополнительная).

Основная литература

1. Лисицин Ю.П. История медицины: учебник - ГЭОТАР-Медиа, 2008. УМО для медицинских вузов

  1. Минаева Н.К. История медицины: Учебно-методическое пособие для студентов Сыктывкар, 2004
  2. Пилипенко В.А. Лекции по истории медицины (презентации) электронная библиотека

Дополнительная литература

  1. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины: учебник. – М.: Медицина, 1981. – 352с.

2. Заблудовский П.Е. История отечественной медицины: Уч. Пособие. – Ч.2: Медицина в СССР. – М.: ЦОЛИУВ, 1971. – 90 с.

3. Сорокина Т.С. История медицины. Краткий курс лекций: Учебн. Пособие. – М.: изд-во УДН, 1988. – 72с.

4. Мультановский М.П. История медицины: учебник. – 2-е изд., перераб и дополн. – М.: Медицина, 1967.- 272с.

5. Методические указания к семинарским занятиям по истории медицины. – Киров, 1988. – 86с.

6. Большая медицинская энциклопедия. – Гл. редактор Б.В. Петровский. – Изд. 3-е – в 30 томах. – М.: Сов. Энц., 1974 – 1989.

7. Шойфет М.С. Сто великих врачей М: «вече», 2008.

 

 

Методические рекомендации подготовлены:

доцент каф.ОЗО, канд.ист.наук Пилипенко В.А.

Методические указания утверждены на заседании кафедры №___ от «______»

 

Зав. кафедрой: _______________(Нечаева Э.В.)

 

 


Коми филиал

Государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

 

Методические указания для студентов 1 курса

Специальности (направлению подготовки) «Лечебное дело»

по самостоятельной внеаудиторной работе

по дисциплине История медицины

 

Составитель: канд.ист.наук Пилипенко В.А.

Тема 25: История медицины Коми края

Цель занятия: изучение истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества;

Задачи:

· Ознакомить студентов с разделами истории медицины, её задачами, местом среди других медицинских наук

·.Охарактеризовать основные этапы развития медицины в связи с развитием и сменой общественно-экономических формаций

· Объяснить студентам цель и задачи семинарских занятий, ознакомить с методикой их проведения, методикой подготовки доклада и написания реферата.

Студент должен знать:

1) до изучения темы (базисные знания): основные закономерности и тенденции развития мирового исторического процесса; важнейшие вехи истории медицины России, место и роль России в мировой истории медицины, а также в современном мире;

2) после изучения темы:

• факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса;

• принципы и способы периодизации всемирной истории;

• важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;

• взаимосвязь и особенности истории медицины России и мира;

Студент должен уметь: грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать социальную ситуацию в России и за ее пределами и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа; работать с учебной и дополнительной литературой по теме, грамотно вести диалог и дискуссию по теме

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и/или рекомендуемой учебной литературы и источников.

2). Составить план-конспект ответа на вопросы.

1. Земская реформа 1964 г. Принципы организации земства.

2. Земская медицина в Коми Крае.

3. Первые больницы и первые врачи Коми Края

4. Становление и развитие здравоохранения в первые годы советской власти

 

3). Ответить на вопросы самоконтроля (в рабочую тетрадь)

1. Как развивались медицина и здравоохранение Республики Коми в XIX начале XX века?

2. Как происходило становление и развитие здравоохранения Коми после Октябрьской революции и годы военных пятилеток (1917-1940)?

 

Рекомендуемая литература: (основная и дополнительная).

Основная литература

1. Лисицин Ю.П. История медицины: учебник - ГЭОТАР-Медиа, 2008. УМО для медицинских вузов

  1. Минаева Н.К. История медицины: Учебно-методическое пособие для студентов Сыктывкар, 2004
  2. Пилипенко В.А. Лекции по истории медицины (презентации) электронная библиотека

Дополнительная литература

  1. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины: учебник. – М.: Медицина, 1981. – 352с.

2. Заблудовский П.Е. История отечественной медицины: Уч. Пособие. – Ч.2: Медицина в СССР. – М.: ЦОЛИУВ, 1971. – 90 с.

3. Сорокина Т.С. История медицины. Краткий курс лекций: Учебн. Пособие. – М.: изд-во УДН, 1988. – 72с.

4. Мультановский М.П. История медицины: учебник. – 2-е изд., перераб и дополн. – М.: Медицина, 1967.- 272с.

5. Методические указания к семинарским занятиям по истории медицины. – Киров, 1988. – 86с.

6. Большая медицинская энциклопедия. – Гл. редактор Б.В. Петровский. – Изд. 3-е – в 30 томах. – М.: Сов. Энц., 1974 – 1989.

7. Шойфет М.С. Сто великих врачей М: «вече», 2008.

 

 

Методические рекомендации подготовлены:

доцент каф.ОЗО, канд.ист.наук Пилипенко В.А.

Методические указания утверждены на заседании кафедры №___ от «______»

 

Зав. кафедрой: _______________(Нечаева Э.В.)

 

 


Коми филиал

Государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

 

Методические указания для студентов 1 курса

Специальности (направлению подготовки) «Лечебное дело»

по самостоятельной внеаудиторной работе

по дисциплине История медицины

 

Составитель: канд.ист.наук Пилипенко В.А.

Тема 26: Здравоохранение Коми АССР

Цель занятия: изучение истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества;

Задачи:

· Ознакомить студентов с разделами истории медицины, её задачами, местом среди других медицинских наук

·.Охарактеризовать основные этапы развития медицины в связи с развитием и сменой общественно-экономических формаций

· Объяснить студентам цель и задачи семинарских занятий, ознакомить с методикой их проведения, методикой подготовки доклада и написания реферата.

Студент должен знать:

1) до изучения темы (базисные знания): основные закономерности и тенденции развития мирового исторического процесса; важнейшие вехи истории медицины России, место и роль России в мировой истории медицины, а также в современном мире;

2) после изучения темы:

• факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса;

• принципы и способы периодизации всемирной истории;

• важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;

• взаимосвязь и особенности истории медицины России и мира;

Студент должен уметь: грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать социальную ситуацию в России и за ее пределами и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа; работать с учебной и дополнительной литературой по теме, грамотно вести диалог и дискуссию по теме

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и/или рекомендуемой учебной литературы и источников.

2). Составить план-конспект ответа на вопросы.

1. Организационные принципы советского здравоохранения.

2. Формирование структуры здравоохранения в Коми АССР в 1920-1930-х годах

3. Организация специализированной медицинской помощи в Коми АССР

4. Организация здравоохранения Коми в годы войны 1941-1945 г.г.

5. Здравоохранение в Коми АССР в 1950-1980-х гг.

 

3). Ответить на вопросы самоконтроля (в рабочую тетрадь)

1. Как было организовано здравоохранения Коми в годы войны 1941-1945 г.г?

2. Какие основные направления были определены в развитии медицина Республики Коми в годы послевоенных пятилетий (1945-1965)?

3. Как происходило становление и развитие здравоохранения Коми в 90-е годы?

4. В чем суть реформы здравоохранения?

 

4). Проверить себя, ответив на тестовые задания

1. В каком году было учреждено земство в Усть-Сысольском уезде:

а) в 1864 г.;

б) в 1869 г.;

в) в 1870 г.

2. В каком году был создан врачебно-санитарный отдел при Усть-Сысольском уисполкоме:

а) в 1918 г.;

б) в 1920 г.;

в) в 1922 г.

3. Кто был первым комиссаром здравоохранения Коми:

а) Тур М.И.;

б) Вахнин И.Л.;

в) Розанов Д.И.

4. Когда был открыт противотуберкулезный диспансер в Усть-Сысольске:

а) в 1922 г.;

б) в 1926 г.;

в) в 1929 г.

5. Когда была открыта первая профилактическая детская амбулатория в г. Сыктывкаре:

а) в 1925 г.;

б) в 1927 г.;

в) в 1931 г.

6. В каком году был построен больничный городок в Сыктывкаре:

а) в 1930 г.;

б) в 1938 г.;

в) в 1940 г.

7. Когда открылось Сыктывкарское фельдшерско-акушерское училище:

а) в 1927 г.;

б) в 1930 г.;

в) в 1938 г.

8. Кто был первым врачом Героем социалистического труда в Коми:

а) Чабанов И.И.;

б) Суханов И.Н.;

в) Мишарин А.И.

9. В каком году была самая низкая смертность населения в Коми (5, 5 на 1000 чел.):

а) в 1958 г.;

б) в 1965 г.;

в) в 1969 г.

10. Когда был открыт Коми филиал Кировской государственной медицинской академии:

а) в 1997 г.;

б) в 1993 г.;

в) в 1996 г.

Рекомендуемая литература: (основная и дополнительная).

Основная литература

1. Лисицин Ю.П. История медицины: учебник - ГЭОТАР-Медиа, 2008. УМО для медицинских вузов

  1. Минаева Н.К. История медицины: Учебно-методическое пособие для студентов Сыктывкар, 2004
  2. Пилипенко В.А. Лекции по истории медицины (презентации) электронная библиотека

Дополнительная литература

  1. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины: учебник. – М.: Медицина, 1981. – 352с.

2. Заблудовский П.Е. История отечественной медицины: Уч. Пособие. – Ч.2: Медицина в СССР. – М.: ЦОЛИУВ, 1971. – 90 с.

3. Сорокина Т.С. История медицины. Краткий курс лекций: Учебн. Пособие. – М.: изд-во УДН, 1988. – 72с.

4. Мультановский М.П. История медицины: учебник. – 2-е изд., перераб и дополн. – М.: Медицина, 1967.- 272с.

5. Методические указания к семинарским занятиям по истории медицины. – Киров, 1988. – 86с.

6. Большая медицинская энциклопедия. – Гл. редактор Б.В. Петровский. – Изд. 3-е – в 30 томах. – М.: Сов. Энц., 1974 – 1989.

7. Шойфет М.С. Сто великих врачей М: «вече», 2008.

 

 

Методические рекомендации подготовлены:

доцент каф.ОЗО, канд.ист.наук Пилипенко В.А.

Методические указания утверждены на заседании кафедры №___ от «______»

 

Зав. кафедрой: _______________(Нечаева Э.В.)

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.