Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа психолога-консультанта с супружескими конфликтами.






Цель психолога-консультанта при работе с супружескими конфликтами заключается не только в том, чтобы помочь разрешить конфликт, но и в том, чтобы показать супружеской паре конструктивные стороны конфликта, а также научиться их анализировать.

Одним из эффективных методов решения конфликтов является модель «семейного совета», предлагаемая Т.Гордоном для разрешения конфликтов в детско-родительских отношений, но потенциально столь же эффективная для разрешения супружеских конфликтов. Центральной идеей модели «семейного совета» является тезис о том, что в конфликтной ситуации, какова бы она ни была, какими бы причинами ни была инициирована, не должно быть «победителей» и «побежденных». Автор считает, что выяснение причин возникновения конфликта, выявление его виновника и инициатора не помогут разрешить проблему, а лишь усугубят ее. Конструктивный подход, по мнению Гордона, состоит в поиске решения проблемы на основе принципа равноправия всех участников независимо от возраста и ролевой позиции в семье. Незыблемым при этом является правило обязательной приемлемости способа разрешения конфликта для всей семьи. В модели «семейного совета» выделяются шесть основных этапов разрешения проблемы:

1. индентификация и определение конфликта как следствие противоречивости мотивов и интересов членов семьи;

2. генерирование и регистрация всех возможных альтернатив разрешения проблемы независимо от того, насколько они устраивают участников конфликта;

3. обсуждение и оценка каждой из предложенной альтернатив. Правило: альтернатива не принимается, если хотя бы один из участников не согласен. Если в процессе группового обсуждения всех альтернатив ни одна из них не принимается, то обсуждение будет продолжаться до тех пор, пока не будет найдено решение, устраивающее всех;

4. выбор лучшего приемлемого для всех членов семьи решения проблемы;

5. выработка путей реализации решения, составление конкретного плана его исполнения, включая ответственность и обязанности каждого из участников, их действия, условия выполнения с точностью до деталей;

6. определение критериев оценки результата семейного договора, форм и способов контроля и оценки.

Современные психологи-консультанта используют целый ряд техник, позволяющих формировать у супругов навыки конструктивного поведения в конфликтной ситуации. Методика «Конструктивная ссора» чешского психолога С. Кратохвила (в современных руководствах ее еще называют «Конструктивный спор»). Сущность методики состоит в том, что супругам предлагают разыграть реальную или гипотетическую (согласно предложенному психологом исходному сценарию) конфликтную ситуацию, а затем с помощью специального опросного листа (оценочного формуляра) оценить эффективность своего поведения в только что разыгранной конфликтной ситуации. При оценке результатов ссоры проводится подсчет очков для каждого из участников отдельно. Окончательный результат получается суммированием баллов по всему формуляру и может достигать значения от-8 до+8. После заполнения оценочного формуляра целесообразно обсудить, что супруги могли бы сделать, чтобы повысить результативность своего взаимодействия, и предложить им проиграть новую конфликтную ситуацию с большей эффективностью.

Другой известной методикой для выработки у супругов навыков согласования и приспособления в конфликтной ситуации является методика «Супружеский договор» или, как ее порой называют, «Техника списка». Сущность ее состоит в том, что супругам предлагается на листах бумаги изложить свои требования друг по отношению к другу. Далее психолог-консультант помогает супругам сделать их требования друг по отношению к другу максимально конкретными. После этого по пунктам требований между супругами заключают договор: каждый будет стараться делать то, что требуется другому, в ответ на подобную его встречную активность. Через неделю супруги вновь встречаются с психологом и обсуждают, что необходимо изменить в договоре, чем его надо дополнить. Обсуждаются причины незапланированных нарушений, как их избежать в будущем.

В случае, если супруги не умеют слушать друг друга и редко обращают внимание на позитивные аспекты чужого сообщения, целесообразно предложить им технику «Супружеская конференция». Супруги встречаются в условленное время в условленном месте в период между визитами к психологу. Необходимо проводить, как минимум, одну подобную встречу в неделю. Встреча должна происходить в условиях, когда нет никаких влияний извне. Один партнер говорит в течение какого-то фиксированного времени (обычно получаса) или (по своему усмотрению) молчит. Можно рассказывать о чем угодно — о снах, планах, болезнях, желаниях, потребностях. Другой партнер должен очень внимательно слушать и ни в коем случае не перебивать, не курить, не ходить взад и вперед по комнате и не делать ничего такого, что могло бы нарушить процесс общения. Точно в определенное время первый партнер останавливается. Второй партнер кратко (в течение 3 мин) рассказывает о том, что он услышал в монологе первого, и что, как он полагает, первый имел в виду. Позиция говорившего признается имеющей право на существование и на данном этапе встречи никак не атакуется и не критикуется. После этого второй партнер говорит в течение положенного ему получаса, а первый его внимательно слушает. И все повторяется сначала. Обсуждение следует закончить в строго определенное время. Вопросы, обсуждаемые на конференции, не должны подниматься вплоть до следующей встречи. Когда супруги приходят к психологу, последний может модифицировать правила проведения конференций с целью формирования у супругов навыков конструктивного поведения.

 

 

6. Психологическое консультирование семьи в опоре на теорию семейных
систем М. Боуэна (психодинамическая модель).

Создатель Теории Семейных Систем Мюррей Боуэн считал, что у любого человека существуют две системы функционирования: интелектуальная и эмоциональная. Эмоциональная система включает в себя все автоматические или инстинктивные реакции человека на любые аспекты среды. Автоматические реакции человека сходны с теми, что регулируют инстинктивное поведение у других живых существ. Интеллектуальная система – это функция коры головного мозга, которая появилась на последнем этапе развития человека и является основным его отличием от всех более низших форм жизни. Кора позволяет думать рассуждать, рефлексировать, регулировать жизнь в определенных областях. Интеллектуальная, или когнитивная система человека дает ему способность наблюдать за функционированием и реакциями эмоциональной системы. И вот эта способность будет различной у различных людей. То есть, люди различаются по своей способности различать чувства (более субъективная вещь) и мысли (более объективная вещь). Эта способность никак не связана с интелектом человека. Можно иметь очень высокий IQ, и при этом плохо различать чувства и мысли. Практически каждый человек сталкивался с ситуацией, когда он реагировал автоматически, не задумываясь, почему он сделал так, а не иначе.

Теория Боуэна развилась в интегрированную систему и включает 8 взаимосвязанных понятий. Это: треугольники (под давлением стресса один из участников взаимодействия вступает в связь с третьим лицом); дифференциация Я (степень или объем слияния); эмоциональная система ядерной семьи (паттерны функционирования в рамках одного поколения); процесс семейной проекции (механизм, с помощью к-рого система ядерной семьи вызывает ухудшение положения ребенка); эмоциональный обрыв (отношения с родительской семьей); многопоколенная передача (как патология передается через поколения); сиблинговая позиция (определяющая видение индивидуумом мира) и соц. регрессия (проблемы общества, сходные с проблемами, обнаруженными в семье).

Цель психологического консультирования семьи в опоре на теорию семейных
систем М. Боуэна- помочь индивидууму в его дифференциации или психологическом отделении от семьи, в движении от состояния слияния к формированию «твердого» Я (в отличие от «псевдо-Я», при котором человек все еще остается психологически спаянным с семейной системой). Психотерапевт предстает в роли «тренера», обучающего членов семьи дифференциации. Подчеркивается важность не чувств, а мышления. Процесс дифференциации длится всю жизнь, поскольку индивидуум стремится сохранять связь с семейной системой, оставаясь при этом автономной единицей.

Треугольник является «краеугольным камнем любой эмоциональной системы». Когда в системе диады нарастает уровень тревоги, они подключают «третье лицо» для поддержания равновесия системы. Эта идея оказалась плодотворной для семейной терапии и помогла множеству терапевтов понять роль симптомов, связей и психосоматических заболеваний в аспекте, ведущем к новым вариантам вмешательств.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.