Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вербальные и невербальные компоненты консультативного контакта
Техника психологического консультирования – это средство влияния консультанта на клиента; это средство изменения психологического мира клиента. Техники: - невербальные - вербальные Невербальные техники психологического консультирования. Позволяют создавать контакты и атмосферу консультирования. Они менее заметны для клиента, но очень важны. 1)визуальный контакт- контакт глаз 2) использование мимики 3) использование пантомимики(движение тела и жесты) 4) Проксемические средства – использование расстояния м\у клиентом и консультантом и взаимного расположения. 5) Паралингвистические средства (использование громкости, голоса, интонации, полосовой регист, скорость речи, паузы в речи) 6) временные влияния 7) внешний вид
Вербальные техники психологического консультирования. 1. Директива – это указание клиенту на необходимость совершения определенных действий. В мягкой форме – это просьба. Директива относиться к формальным техникам, она формализует контакт, делает более сухим, менее эмоциональным. 2. Информирование – это сообщение клиенту психологической информации, полезной и актуальной для него. Информация должна быть достоверной, должна быть представлена своевременно, она должна быть понятной клиенту на доступном языке. 3. Активное слушание – это сосредоточение внимания на высказываниях и состояниях клиента с целью его лучшего понимания. Цель активного слушания – дать возможность клиенту свободно говорить, удовлетворение потребности клиента быть услышанным, понятым, принятым, лучшее понимание клиента. Эмпатическое слушание – это техника предполагающая что терапевт ощущает чувства, переживания, смыслы клиента в каждый момент времени и передает это понимание клиенту. Этапы эмпатического слушания: - принятие решения слушать - слушание клиента и уточнение его высказываний (короткие вопросы) - понимание эмоций, состояний, смыслов, отношений, которые стоят за высказыванием клиента. - проверка правильности понятого. 4. Повтор – воспроизведение значимого слова или словосочетания клиента (дословно) Цели повтора – акцентировать внимание на значимом материале, который позволяет клиенту понять, приблизиться к проблеме, углубление диалога, большее осознание клиентом своего состояния, поддержание контакта. 5. Перефраз – это возвращение клиенту его слов, но в обобщенном, свернутом виде (то же самое, но другими словами и укорачивая текст). Эта техника может начинаться с вводных слов: «Если я вас правильно понимаю….» Важно: сохранять значимые слова клиента, акцентировать внимание на переживаниях, состояниях клиента, а не на фактических событиях, выбирать самое существенное, выпуская детали, перефраз должен быть кратким и лаконичным. Цели перефразирования: показать клиенту, что вы его понимаете, слушаете, если перефразируя содержание вы проявите недопонимание, у клиента будет возможность вас поправить, выслушивание своей истории, пересказанной другим человеком может помочь клиенту прояснить собственные мысли и чувства, перефразирование может побудить клиента более подробно раскрыть ситуацию или своё отношение к ней, когда клиент находиться в состоянии эмоционального возбуждения, он может говорить путано, перефразирование может помочь ему увидеть картину целиком и расставить приоритеты, укрепление консультативного контакта. 6. Резюме – это структурирование, подитоживание высказывания клиента, рекомендуется в конце сессии.
|