Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели и задачи стратегического менеджмента (30)






Деятельность по стратегическому менеджменту предполагает поддержание взаимоотношений между организацией и окружающей средой, которые позволяют ей добиться своих целей и оставаться восприимчивой к внешним требованиям, что очень важно в условиях возрастающей нестабильности условий предпринимательской деятельности.

Современная теория управления определяет стратегию как обобщающую модель долговременных действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов компании. По сути дела стратегия представляет собой набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Эти правила предполагают: определение мисси организации, определение ее сильных и слабых сторон, внешних возможностей и угроз, уточнение цели, распределение ресурсов.

Стратегический менеджмент требует умения

· Смоделировать ситуацию,

· Выявить необходимость изменения,

· Разработать стратегию изменений,

· Использовать в ходе изменений надежные методы,

· Воплощать стратегию в жизнь.

Таким образом, стратегический менеджмент означает, что компания должна решать не только кратковременные, текущие, но и долговременные, стратегические задачи. И это - одна из важнейших и ответственейшая задача менеджмента.

Содержанием стратегического менеджмента являются:
- определение назначения, миссии и главных целей бизнеса фирмы,
- анализ внешней среды фирмы,
- анализ ее внутренней обстановки,
- выбор и разработка стратегии на уровне СЗХ, фирмы,
- анализ портфеля диверсифицированной фирмы,
- проектирование ее организационной структуры,
- определение нормативов поведения и политик фирмы в отдельных сферах ее деятельности,
- обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании,
- совершенствование стратегии, структуры, управления.

Определение миссии и целей состоит из трех моментов:

• определение миссии фирмы, которая в конкретной форме выражает смысл ее существования;

• определение долгосрочных целей;

• определение среднесрочных целей.

Анализ среды создает базу для конкретизации целей фирмы и для выработки стратегии развития. Внутренняя среда фирмы анализи­руется по следующим направлениям: маркетинг, финансы и учет, про­изводство, персонал, организация управления. При анализе внешнего окружения исследуются экономические, полити­ческие, рыночные, технологические, социальные, международные фак­торы, а также факторы конкуренции. Иногда внешнее окружение делят на компоненты: непосредственное окружение (среда прямого воздей­ствия) и макроокружение (косвенного воздействия).

Выбор стратегии - сердцевина стратегического менеджмента. Страте­гия фирмы может опираться на следующие базовые сценарии:

• стратегия ограниченного роста;

• стратегия роста;

• стратегия сокращения;

комбинированная стратегия.

Выполнение стратегии приводит фирму к достижению поставленных целей. Оно зависит от ряда обстоятельств: цели стратегии и планы должны быть доведены до работников с тем, чтобы вовлечь их в процесс реализации стратегии; руководство должно иметь план реа­лизации стратегии в виде целевых установок и фиксировать достижение каждой цели; процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои задачи и осуществляет закрепленные за ним функции.

Стратегический менеджмент (СМ) имеет ряд отличий от оперативного (ОМ):

· В СМ миссия организации – цель, социальное предназначение организации, обеспечивающая ей выживание в долгосрочной пер­спективе посредством установления динамического баланса с окружени­ем, в ОМ цель - производство товаров и услуг с целью получения прибыли;

· СМ внимание концентрируется преимущественно на проблемах внеш­него окружения, на поиски новых возможностей в конкурентной борь­бе, на адаптации к изменениям в окружении, в ОМ - на проблемах, возникающих внутри предприятия, связанных с более эффективным использованием ресурсов:

· СМ ориентирован на долгосрочную перспективу, а ОМ - на кратко- и среднесрочную;

· основными факторами построения системы управления для СМ являются: люди, система информационного обеспечения и рынок, для ОМ - орга­низационные структуры, техника и технология;

· эффективность в СМ выражается в том, насколько своевременно и точно организация реагирует на запросы рынка и изменятся в зависимости от изменения окружения, в ОМ - в макси­мизации прибыли, рациональном использовании производственного потенциала.

 

Цели и задачи стратегического менеджмента (30)

Стратегический менеджмент должен решать пять взаимосвязанных задач

Задача I. Формирование стратегических установок (миссии)
Оно требует ответа на вопрос: “ Какой мы видим свою компанию, что мы собираемся делать и чего хотим достичь? ” Ответ на этот вопрос и будет предопределять курс компании, ее предназначение, миссию, концепцию долгосрочного развития на ближайшие 5-10 лет. Представление руководства о будущем месте своей компании на рынке и есть его стратегическое видение.

Вот примеры такого стратегического видения и сформулированных миссий известных международных компаний: General Electric “ “Стать конкурентоспособной фирмой в мире, выйти на первое или второе место в каждой сфере нашей деятельности”.

“Eastman Kodak” “Стать мировым лидером в области химического и электронного изображения”.

Задача П. Определение стратегических целей и задач
Постановка стратегических целей помогает перейти от общего формулирования миссии к более конкретным понятиям о путях достижения успеха, об усилиях и организационных мерах для достижения желаемых результатов. Чтобы успешно двигаться вперед, фирма должна быть изобретательней, улучшать свои финансовые показатели и деловую репутацию, что требует сосредоточения всех усилий и использования возможностей фирмы.

Чтобы достичь больших результатов, надо поставьте перед собой большие цели.

Планируемые цели могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными. Как правило, компания процветает тогда, когда приоритет имеют перспективные цели. Нельзя ставить под удар будущее компании ради сегодняшнего ее благополучия.

Стратегические цели ориентируются на укрепление конкретных позиций компании на рынке, на обеспечение более высоких, чем в среднем по отрасли, темпов роста, на повышение качества продукции и услуг по сравнению с конкурентами, на уменьшение производственных затрат и улучшение репутации фирмы. К стратегическими целями можно также отнести проникновение на зарубежные рынки, использование прогрессивных технологий и развитие разнообразных возможностей роста.

Таким образом, при постановке целей нужно иметь в виду не только достижение хороших финансовых показателей, но долгосрочное развитие бизнеса и повышение конкурентоспособности фирмы.

Задача Ш. Формулирование стратегии достижения целей и решения задач
то есть, как достичь намеченных результатов в условиях реальной внутрифирменной ситуации и с учетом ее перспектив.

Цели — это будущие результаты. Необходимо сформулировать стратегию их достижения, т.е., выбрать инструмент для решения определенных задач. Для этого нужно четко представлять себе положение компании на рынке, учитывая его особенности.

Реальные обстоятельства постоянно изменяются: возникают новые технологии; конкурент может неожиданно с успехом выйти на рынок с новым продуктом; может возникнуть новая государственная регламентация; изменяются интересы покупателей. Все это невозможно заранее предвидеть. Поэтому стратегия должна быть комбинацией запланированных действий и быстрых решений по приспосабливанию к новым условиям конкурентной борьбы.

Чем быстрее изменяется ситуация, тем больше успех зависит от динамичного внесения стратегических поправок.Хорошая стратегия ориентируется скорее на изменения внешней среды, чем на внутренние трудности фирмы.

Хорошо продуманная стратегия обычно живет несколько лет и требует лишь незначительных изменений применительно к новым условиям. Но д аже лучшие стратегии необходимо периодически пересматривать, но не слишком часто, чтобы не создавать организационную путаницу и не вызывать тем самым негативный эффект.

Стратегия компаний складывается из множества ответов на вопросы “Как? ”: Как развить дело? Как удовлетворить своих клиентов? Как опередить конкурентов? Как ответить на изменение рыночных условий? Как управлять отдельными функциональными звеньями фирмы? Как достичь стратегических и финансовых целей? Характер этих ответов специфичен для разных компаний и связаны исключительно с ситуацией в них и с целями их деятельности.

Фирмы имеют большую степень свободы выбора стратегии. Они могут диверсифицировать свою деятельность в пределах и за пределами отрасли, создавая совместные предприятия или приобретая другие компании.

Взятые вместе стратегические установки и миссия компании, ее стратегические цели и задачи, а также стратегия их реализации составляют стратегический план. Д о ведома сотрудников и менеджеров ч аще всего детально раскрывают и доводят ту часть стратегического плана, где изложены организационные цели.

Задача IV. Реализация стратегического плана
Р еализации стратегии означает выполнении того, что необходимо сделать, чтобы стратегия “работала” и соблюдались сроки ее реализации. Задача реализации стратегии является наиболее сложной и трудоемкой частью стратегического управления. Каждый менеджер компании обязан продумать: “Что именно нужно сделать на его участке, чтобы внести свой вклад в выполнение общей стратегии, и как это сделать наилучшим образом?

Задача V. Анализ и оценка результатов деятельности, внесение необходимых корректив.
В процессе стратегического управления ничто не может рассматриваться как окончательное. Изменение обстоятельств как внутри компании, так и вне ее, или тех и других одновременно, требует соответствующей корректировки стратегии. Процесс стратегического управления является непрерывным и представляет собой замкнутый цикл. Обычно корректировка касается деталей, но иногда, под влиянием значительных внешних изменений или резкого ухудшения финансового состояния компании, возникает необходимость пересмотра основной стратегии. Необходимо постоянно следить за ситуацией и чутко реагировать на ее изменение, чтобы точно определить момент, когда необходимо соответственно поправлять стратегию.

В соответствии с основными задачами стратегического менеджмента выделяют и его о сновные этапы:
1. Определение сферы бизнеса и разработка назначения фирмы.
2. Трансформация назначения фирмы в частные долговременные и краткосрочные цели деятельности.
3. Определение стратегии достижения целей деятельности.
4. Разработка и реализация стратегии.
5. Оценка деятельности, слежение за ситуацией и введение корректирующих воздействий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.