Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы статической организации






Понятия «статика» и «динамика» отражают разные аспекты, характеристики явлений или процессов. Статика означает такое состояние, когда в пределах некоторой количественной меры качество процесса или явления остается неизменным. Такое состояние наряду с понятием статика, характеризуется еще понятием «синхрония», а в познавательно-практическом отношении статическое и синхроническое соотносятся так, что синхроническое выступает как пространственная характеристика статической системы.

Понятие «динамика» отражает движение. Это движение может укладываться в рамках одного и того же качества, а может и приводить к скачку из одного качественного состояния в другое. Наряду с понятием «динамическое», явления и процессы, находящиеся в движении, характеризуется еще понятием «диахроническое». Динамическое и диахроническое соотносятся между собой так, что диахроническое – это не что иное как динамическое, но характеризующее процесс развития системы во времени.

Статические и динамические характеристики организации зависят от этапов организационного цикла. Все этапы этого цикла можно разделить на две группы: статическую и динамическую. Статическое состояние организации характеризуется нечувствительностью к внутренним и внешним возмущениям. К статическим, например, относятся характерные для организации инкубационный, и этап зрелости. Динамическая группа включает в себя процессы, характерные для таких этапов организационного цикла как возникновение организации, ее развитие, насыщение, старение и т.д.

Переход в статическое состояние возможен на любом этапе организационного цикла. Один путь перехода организации к статическому состоянию – это например, когда компания постепенно накапливает продукцию на складе для того, чтобы не прерывать поставки на период свертывания или приостановки производства. Такая операция бывает необходима, в частности, для проведения так называемой реструктуризации производства. При этом компания не потеряет рынок продаж, и вместе с тем в статическом состоянии она может спокойно и взвешенно решить все свои проблемы.

Второй путь выхода организации в статический режим, например, случается, когда необходимо перейти от производства старой продукции к новому производству. В режиме статики осуществляется техническое и технологическое переустройство производства, происходит экономическая и финансовая сбалансировка систем, устанавливаются новые структурные связи как внутри организации, так и за ее пределами.

Переход к первому и второму режиму статического существования может осуществляться как по отдельности, так и в условиях их сочетания. Конечно же, как в том, так и в другом случаях, речь идет не о той статике, которая равносильна смерти организации, статика здесь берется во внимание как прием, или как средство обеспечения динамики развития организации. Принципы статической организации – это комплексное понятие. К ним относятся принцип приоритета целей над функцией, принцип приоритета функций над структурой, принцип приоритета субъекта управления над объектом. Принцип приоритета цели в системе «цель – задачи – функции – структура – персонал» – наивысший приоритет имеет цель, затем задача, и далее функция, структура и персонал. При создании организации, при ее ликвидации, объединении, реструктуризации наиболее обстоятельно должна быть разработана общая цель. Она должна быть представлена более мелкими целями, по областям деятельности (техника, экономика, финансы, кадры и т.д.), или по видам выпускаемой продукции (услуги, товары, информация). Для каждого полученного набора цель должна быть конкретизирована в виде задач, с указанием конкретного результата, сроков, ресурсов и т.д.

Для решения систематизированного набора задач, формируется система функций управления производством с указанием трудоемкости, сложности, типичности и т.д. На их базе разрабатываются и создаются оптимальные структуры. Эти структуры служат основанием для формирования контингента персонала организации, для включения имеющихся ресурсов в процесс производства.

При создании организации в системе «функции – структура» наивысший приоритет должны иметь функции. Организацию можно создать по двум вариантам: 1) когда руководитель может полностью скопировать структуру какой-либо аналогичной успешной организации, когда руководитель сначала должен сформировать идею полного набора необходимых функций и затем создать соответствующую организационную структуру. Практика показывает, что 60–80% учредителей организаций предпочитает копировать существующие образцы, нежели разрабатывать их заново.

Принцип приоритета субъекта управления над объектом предполагает такую ситуацию, когда при создании организации или ее отдельных структурных подразделений, приоритет должен отдаваться руководителю относительно будущего персонала и других компонентов организации. Обычно новое подразделение, как и новая организация, создается для удовлетворения каких-то важных потребностей и интересов. Вначале подбирается руководитель, который может профессионально реализовать поставленные перед ним цели, исходя из определенных ресурсных возможностей. Затем новый руководитель подбирает команду, которая по профессиональным и личностным качествам может эффективно работать.

Теперь что касается принципов динамической организации. К ним можно отнести принцип приоритета персонала над целью, принцип приоритета структуры над функцией, принцип приоритета объекта управления над субъектом. Принцип приоритета персонала в системе «цель – задача – функции – структура – персонал» – наивысший приоритет должен иметь персонал, а затем уже структура, функция, задачи, и цели. Любая организация создается людьми и для людей. В конечном счете целью создания организации является максимальное удовлетворение потребностей и интересов людей. Это значит – главной проблемой организации является проблема человека. Динамический принцип приоритета структуры над функцией означает то, что в системе «функции – структура» наивысший приоритет должна иметь культура. В процессе функционирования организации устанавливаются связи между компонентами системы. Содержательные и структурные излишества постепенно отмирают, а необходимые создаются и совершенствуются. Ввиду этого в любой организации в процессе ее развития выявляются либо излишние, либо недостающие подразделения. Важно, чтобы устранение ненужных и вве-дение необходимых происходило без конфликтов и без противостояний.

Принцип приоритета объекта управления над субъектом говорит о том, что действующей организацией персонал должен подбираться под соответствующую структуру, а не наоборот. Но в конечном счете не структуры сами по себе, а именно персонал является основной производительной силой организации. Поэтому персонал должен всегда находиться в фокусе внимания и заботы администрации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.