Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В игровой деятельности важны не только реальные и игровые действия, но игровые условности






Иррациональный мир детского досуга заполнен, бесспорно, реалиями, но в нем особое место занимают разнообразные зна­ки, образы, сигналы, атрибуты, символы. Они входят в кон­текст досуга детей органично и выполняют свою воспитываю­щую функцию. Сделаем краткий обзор данных условностей.

Условности.

Для детей они, с одной сторо­ны, договорные условия относительно чего-то, установленные по соглашению и понятные только им. С другой стороны, условнос­ти — воображаемые, несуществующие или символические, в ос­новном игровые обычаи, порядки» правила, имеющие силу толь­ко при тех или иных условиях, значит, базирующихся на слове (условный), на предварительном устном договоре тех, кто усло­вился, или на традициях, уходящих в далекое прошлое.

Условность — это и обстоятельство, от которого дети за­висят, это и требования, к ним предъявляемые взрослыми, это и правила, установленные в жизни людей вообще, это и общеп­ринятый, хотя и не очень необходимый, обычай, порядок, это, наконец, воображаемая, несуществующая, символическая сто­рона реальности, т.е. некие знаковые условия окружающего ми­ра.

 

Дети " читают" и в основном понимают этот мир, все его зна­ки, символы, сигналы и постоянно его обогащают. Наибольшее количество таких сигналов содержала еще недавно идеология, заключает их в себе и детский досуг, но их распространение ши­ре: нет такой сферы, где бы не присутствовали знаки и симво­лы.

Исследователи игры разных психологических направлений в качестве ее характернейшего признака называют условности — " воображаемые ситуации". Данный факт в психологической литературе обозначался как символизм, а игры, в которых раз­ные предметы и действия дети определяют необычными обозна­чениями, зная их истинную понятийность, — символическими.

Разнообразная символика (знаковая, речевая, двигательная и т.п.) мобилизует социальную активность детей, побуждает их к творчеству. В принципе ни одна форма человеческой деятельнос­ти не может осуществляться без применения условностей символики. А у детей тем более любой вид деятельности (игра, общение, учение, труд, житейско-практическая, предметно-манипулятивная деятельность и др.) использует знаково-символические средства, определяя их в зависимости от задач и прагматичес­ких функций.

 

Знаково-символические средства воспитания существуют с са­мых первых дней развития культуры человека. К примеру, со­циальные коды, используемые в общении (знаки отличия, зна­ки вежливости, ритуалы, церемонии), имеют достаточно четкий алфавит и определенную систему действий, очень широкую и конкретно очерченную сферу приложения. Их усвоение детьми определяется уровнем социальных условий воспитания прежде всего в семье и школе, а также воспитательным уровнем самих условностей.

 

 

Исходной концепцией сущности и применения знаков и символов, очевидно, следует считать пози­ции К.Маркса об " опредмечивании" различных образов культу­ры (их объективизация) и " распредмечивании" таковых образов (освоение предметов)-'.

 

Вся знаково-символичес-кая система, используемая в сфере досуга, выполняет модель­ную сущность. Модель как понятие используется в словарной и энциклопедической литературе как образец, как воспроизведе­ние, как схема в наиболее общем или уменьшенном виде. Мо­дель понимается и как стандарт, эталон, как абстрактность, как система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые су­щественные свойства системы-оригинала2.

Моделирование в философии определяется как метод позна­ния, при котором изучается искусственная система как воспро­изведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения.

В психологии модели­рование выступает и как действия, и как исследование психи­ческих процессов и состояний. В педагогике моделирование — опережающее, прогностическое действие и воспроизводство объ­ектов. В таком случае расширение поля досуга, ознакомление детей с культурой досуга и включение их в досуговую деятельность — создание воспитывающей модели ЖИЗНИ.

Моделирование предполагает создание системы условных опор, по крайней мере их учет и использование рассмотрим их отдельно

Образ. Создание системы образов — сущность образования. Образование есть результат усвоения систематизированных зна­ний, умений и навыков, т.е. образов жизни людей, особенностей их повседневной жизни, и формирование воспитания идеального (с точки зрения общества) образа человека.

1. об­раз — результат и идеальная форма отражения предметов и яв­лений материального и духовного мира,

2., образ - это такие реалии, как труд, быт, досуг, общественная прак­тика и др.

3. образы — это язык, знаковые мо­дели, художественные результаты.

4 образ — спо­соб и форма освоения действительности в искусстве и т.п.

 

Сле­дует также отметить, что в истории культуры, во все времена всегда рядом с людьми, жившими по законам разума, присутствовал и действовал иной образ — идеал (" за гранью разумного"),

Скажем, в мире сказки это были Иванушка-дурачок, Конек-горбунок, Царевна-лягушка и т.п. Поведение этих детских героев парадоксально, они делают то, что не соответствует рамкам здравого смысла, их поведение оп­ределяется некой сверхзадачей, решить которую обычным путем нельзя. Это, так сказать, чисто сказочные, досуговые образы.

В большой литературе свой феномен образов. Народные пер­сонажи в русской классике как бы одномерны, ибо предназначе­ны олицетворять национальность. То же и в фольклоре — на­родность выше индивидуальности героев и проявляется субстан­ционально. Народный досуг стоит на этой субстанциональности, его задача — сохранить общее, ценное, нравственное. Наиболее выразительная личность — единица народа у Пушкина. Пуш­кин очертил образ русского, российского человека. Шукшин дал образ — колорит самобытности. Высоцкий вскрыл образ энергию типового человека России.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.