Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 15. Формирование физических понятий в учеников средней школы






 

План 1. Психолого-педагогические основы процесса формирования понятий. 2. Особенности формирование физических понятий. 3. Недостатки в знаниях физических понятий в учеников. 4. Уровни сформированности физических понятий.

Литература

4, с. 81 - 99; 16, с. 200 - 206.

1. Одним из важнейших заданий учителя физики в учебной работе из физики является формирование физических понятий - неотъемлемой составляющей процесса формирования и развития абстрактного и логического мышления учеников. Уровень овладения учениками физическими понятиями является свидетельством их успехов в овладении знаниями и залог их последующего движения в освоении учебного материала.

Физическое понятие является отдельным видом более общего родового понятия, которое психологами называется вообще понятием.

Разные ученые по-разному дают определение понятиям. Но во всех определениях отображаются общие признаки этой психологической категории:

продукт умственной деятельности человека - мысль, в которой отображены общие, самые существенные и отличные от других специфические признаки предметов или явлений действительности.

Анализируя такое определение, нетрудно установить, что понятие является результатом познания человеком окружающей среды, их образование стимулируется стремлением поиска рационального выражения мыслей в доступной и обобщенной форме.

Понятия по содержанию и форме выражения не остаются постоянными, застывшими. Углубление в суть явлений или изучения свойств объектов приводит к уточнению характерных признаков, углубления их смысловой формы. Диалектический характер понятий проявляется в том, что процесс их уточнения часто ведет к отбрасыванию этих понятий, замены их более совершенными, научно более достоверными. Продуктивное в свое время понятие магнитного монополя было отброшено после детального исследования электромагнитного поля.

На основе новых понятий в науке появляются новые теории, которые объединяют в себе разные понятия за их общими признаками, подчинением, взаимосвязями. Типичным примером такой особенности понятий является создание квантовой теории на основе понятия кванта.

В дидактическом смысле понятие является промежуточной категорией познания мира. Общеприродная взаимосвязь явлений и объектов обусловливает также связь между понятиями. Постепенное изучение природы предусматривает и определенную постепенность формирования понятий. Как правило, раньше усвоенные понятия становятся базой для формирования новых понятий. Так, для формирования понятия напряжения необходимо владение понятиями электрического поля, электрического заряда, работы. Не может быть сформировано понятие ускорения без овладения учениками понятием скорости и тому подобное.

В усвоении понятий учениками случаются недостатки, причинами которых есть:

· первичная генерализация - недостаточно полный анализ явлений, которые изучаются, и выделения признаков, не свойственных явлению или объекту;

· внутренне понятийная генерализация - из всего комплекса признаков выделяются лишь отдельные, что приводит к установлению неправильных соотношений между отдельными признаками понятия;

· межпонятийная генерализация - неоправданно широкое влияние одного понятия на другие.

2. Процесс формирование физических понятий подчиняется общим закономерностям формирования каких-нибудь других понятий. Однако на этот процесс налагаются особенности физики как науки. Такими особенностями является широкая опора на чувственный аспект познания природы через наблюдение и эксперимент; использование таких категорий как физическая величина для количественного выражения признаков, объединенных одним понятиям; органическое сочетание эмпирического и теоретического методов познания.

Источниками формирования физических понятий в учеников есть:

жизненный опыт учеников; он характерный эмоциональностью образов, что способствует активизации учебного материала; часто дает обезображенные представления о явлениях и объектах природы, которые часто утруждают процесс формирования физических понятий;

учебный материал, который подает учитель на уроках физики; этот источник дает наилучший эффект в плане научной достоверности; результат формирования существенно зависит от мастерства учителя;

изучение других предметов - это источник относится к категории межпредметных связей и его эффективность может быть обеспечена лишь при выполнении дидактических требований относительно этих связей;

стихийное формирование; обеспечивает большую стойкость понятий; как правило создает ситуацию неправильного применения понятий, является причиной появления генерализаций.

При формировании физических понятий учитель должен выяснить и учесть уровень начальных знаний и понятий учеников и соответственно этому избрать стратегию работы с учениками.

Есть два способа формирования понятий:

традиционный - процесс познания проходит по схеме " от конкретного к абстрактному"; обобщение проводится на основе анализа похожих явлений, объектов, свойств;

за Давыдовым - сначала дается определение понятия, а затем - его отношение к явлениям и объектам природы.

На основе многолетнего опыта работы учителей и широких научных исследований сложилась определенная система работы из формирования физических понятий, которая дает наибольший дидактический эффект. Она имеет такие компоненты:

· выделение существенных признаков на основе наблюдений, работы с

· учебником; синтез существенных признаков в определении;

· уточнение признаков на специальных упражнениях;

· отделения данного понятия от подобных;

· установления связей и отношений между данными понятиями и другими;

· применение понятий при развязывании физических задач;

· классификация и систематизация физических понятий.

Такая система сама по себе не дает надлежащего дидактического эффекта, если для ее реализации не созданы определенные условия:

· организована активная умственная деятельность учеников;

· целеустремленное решение основных дидактических задач;

· обеспечено полное соответствие основным принципам дидактики;

· предусмотрены условия разнообразия форм и методов учебной работы;

· система должна быть единственной как при учебе в классе, так и при выполнении домашних заданий.

3. Нарушение методики формирования физических понятий приводит к появлению недостатков в знаниях учеников о физических понятиях:

· ученики не могут раскрыть физическую суть понятия, не умеют описать свойства физических явлений и физических объектов, из которых выводится то или другое понятие;

· в процессе воссоздания знаний ученики путают видовые признаки физических понятий, не различают понятие или неправильно их применяют (внутренняя энергия - кинетическая энергия);

· ученики не могут установить связи и соотношения между понятиями;

· отсутствуют навыки классификации понятий.

4. Любой вид учебной работы должен давать определенный дидактический эффект. О результативности работы учителя можно судить за критериями сформированности физических понятий. В современной дидактике физики различают четыре уровня сформированности физических понятий в учеников.

Первый уровень характеризуется диффузно-рассеянным представлением о предмете или явлении. Ученик хоть и отличает один предмет от другого, но не может назвать признаки, за которыми он это осуществляет.

Второй уровень характерный тем, что ученик, указывая признаки понятий, не отличает существенные от несущественных.

На третьем уровне ученик усвоил все существенные признаки, но они не систематизированы, касаются отдельных примеров.

Наивысший, четвертый уровень характеризуется тем, что понятие обобщено, усвоены существенные связи данного понятия с другими, ученик свободно оперирует понятиями.

Вопросы для повторения: 15.1. Что такое понятие с точки зрения психологии? 15.2. Почему понятия изменяются в процессе развития науки? 15.3. Какая дидактическая роль понятий, усвоенных учениками? 15.4. Какие есть виды генерализации понятий? 15.5. Какие источники формирования физических понятий? 15.6. Какие компоненты системы формирования физических понятий? 15.7. Какие условия обеспечения эффективности процесса формирования физических понятий? 15.8. Какие недостатки встречаются в знаниях учеников о физических понятиях? 15.9. Какие есть уровни сформированности физических понятий в учеников?

 

Литература

1. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1983. -160с.

2. Альбін К.В. та ін. Методика викладання фізики. - К.: Вища школа, 1970.-300 с.

3. Анциферов Л.И. Пищиков И.М. Практикум по методике и технике школьного физического эксперимента. - М: Просвещение, 1984. -255 с.

4. Бугаев А.И. Методика преподавания физики. Теоретические основы. - М.: Просвещение, 1981.- 288с.

5. Вечера по физике в средней школе. Пособие для учителей. / Составитель Э.М.Браверман. - М.: Просвещение, 1969. - 267 с

6. Внеурочная работа по физике. / Под ред. О.Ф.Кабардина. - М.: Просвещение, 1983. - 223 с.

7. Зверева Н.М. Активизация мышления учащихся на уроках физики. - М: Просвещение, 1980. - 112 с.

8. Ілляшенко Г.Ю. Навчальні екскурсії з фізики. - К.: Рад. школа, 1968. - 154 с.

9. Коршак Є.В. Миргородський Б.Ю. Методика і техніка шкільного фізичного експерименту. - К.: Рад. школа, 1981. - 280 с

10. Малафеев В.И. Проблемное обучение физике в средней школе. - М.: Просвещение 1980. - 127 с.

11. Марголис А.А. и др. Практикум по школьному физическому эксперименту. - М.: Просвещение. 1977. - 304 с.

12. Методика преподавания физики в 6-7 классах. Ч.І / Под ред. В.П. Орехова и А.В. Усовой - М.: Просвещение, 1976. - 384 с. 13.

13. Методика преподавания физики в 8-10 классах средней школі. 41./ Под ред. В.П Орехова, и А.В. Усовой- М: Просвещение, 1980. - 320 с.

14. Методика преподавания физики в 7-8 классах средней школы. Пособие для учителя. / Под ред. А.В.Усовой. - М.: Просвещение, 1990. - 319 с.

15. Осадчук Л.А. Методика преподавания физики. - К.: Вища школа, 1984. - 352 с.

16. Основы методики преподавания физики. / Под ред А.В.Перышкина, В.Г. Разумовского и В.А. Фабриканта. - М.: Просвещение, 1983. - 398 с.

17. Програми середньої загальноосвітньої школи. Фізика, астрономія. 7-11 класи. - К.: Освіта, 1992.

18. Розв" язування задач з фізики. Практикум. За заг. ред. Є.В.Коршака. - К.: Вища школа, 1986. - 132 с.

19. Сердинский В.Г. Экскурсии по физике в средней школе. - М.: Просвещение. - 223 с.

20. Система позакласної роботи з фізики в середній школі. Методичний посібник для вчителів. / За ред З.В.Сичевської. - К.: Рад школа, 1971. - 240 с.

21. Основы методики преподавания физики /Под ред. Перышкина А.В., Разумовского В.Г., Фабриканта В.А. - М.: Просвещение, 1983. -398 с.

22. Федорова В.Н., Кирюшкин Д.М. Межпредметные связи. - М.: Педагогика, 1972. - 152 с.

23. Хорошавин С.А. Физический эксперимент в средней школе.-М.: Просвещение, 1988. - 175 с.

24. Чепуренко В.Г., Нижник В.Г., Гайдучок Г.М. Лабораторні роботи з фізики в середній школі. - К.: Рад. школа, - 248 с.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.