Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реконструктивная самостоятельная работа.






Предполагает перестройку решений и составление планов, тезисов, аннотаций, написание рефератов и т. д.

Творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получение новой информации. Учащийся должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения, стоящей перед ним задачей.

В настоящее время преобладают две общепринятые формы:

Т р а д и ц и о н н а я –т.е. выполняемая учащимися в произвольном режиме времени в удобное для него, часто вне аудитории, а тогда, когда этого требует специфика дисциплины – в компьютерном классе, в мастерской и т. п. Аудиторная самостоятельная работа проводится проводится под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию.

Самостоятельная работа всегда вызывает у учащихся ряд трудностей, обусловленных необходимостью адаптации к новым формам обучения. Многие ребята испытывают большие затруднения, связанные с отсутствием навыков анализа, конспектирования, работы с первоисточниками, умение четко и ясно излагать свои мысли, планировать свое время, учитывать индивидуальные особенности своей умственной деятельности и физиологические возможности, практически полным отсутствием психологической готовности к самостоятельной работе. Поэтому для первокурсников особое значение имеет разработка и внедрение методов рационализации и оптимизации самостоятельной работы. Всякая самостоятельная работа должна начинаться с определенной установки, подготавливающей восприятие нужного материала. Основное средство формирования установки- это словесная информация преподавателя (актуализация проблемы). Как показывает практика в процессе самостоятельной работы учащиеся используют для запоминания различные приемы, один из которых – повторение, доводя навык до автоматизма (прострочила- проутюжила).

Учитывая особенности различных психических процессов, преподаватель должен использовать при организации самостоятельной работы учащихся соответствующие методы и приемы. В первую очередь преподаватель должен обучить первокурсников:

- основам самостоятельной работы с книгой, журналом, газетой

- конспектированию

- приемам запоминания

-подготовка докладов и рефератов

-приемам саморегуляции

Конспектирование лекций

помогает пониманию и запоминанию материала для ускорения записи целесообразно применять сокращения слов, условные знаки, символы. Каждому учащемуся полезно продумать свою систему сокращений, записать принятые символы и обозначения, пополнять их по мере появления новых терминов. Если запись текста целесообразно вести в сокращенной форме, то рисунки, которые делает преподаватель на доске, следует переносить в конспект по возможности полно и точно. Полезно использовать цветные карандаши, фломастеры. Цвет выделяет разные элементы рисунка, становится доходчивее, лучше понимаются и запоминаются Учащийся делает большую ошибку, если отказывается от конспектирования лекций или делает их небрежно. Без конспектирования лекций нельзя долго удерживать внимание, а значит нельзя активизировать моторную, образную и другие виды памяти и поэтому усвоить, запомнить необходимый учебный материал.

Конспектирование книги

Целесообразно вести в соответствии с главами, параграфами, разделами. Содержание книги лучше усваивается, если чтение ведется с карандашом в руке, когда параллельно чтению делаются выписки и составляется конспект. Чтение с одновременной записью читаемого, помогает сосредоточить внимание, выявить основное, лучше запомнить. Подробность книги может быть различной, в зависимости от значения, которое придается изучаемой теме. Формы записи многообразны. Выписываются сведения, факты, цифры и др. нужные для разрабатываемой темы. Конспектирование книги во многом связано с конспектированием лекций, но имеет свои особенности:

1. При конспектировании книги имеется возможность вернуться к прочитанному, продумать его, написать.

2. 2. Конспект может быть более или менее подробным в зависимости от значения источника, от трудности его усвоения. Можно делать полные выписки текста, переписывать таблицы, копировать чертежи. Выписки подлинного текста в виде цитаты делаются для того, чтобы привести их для доказательства, для ссылки на авторитет автора для характеристики стиля изложения.

Очень эффективна тезисная форма конспекта.

Тезисом называют одно из основных положений книги или доклада в сжатом виде, вбирающее в себя существо значительной части текста.

Для того, чтобы сформулировать тезис приходится несколько раз перечитывать текст, продумать его, выразить своими словами т. е. выполнить значительную умственную работу. Тезисы помогают противопоставить точке зрения автора свою аргументацию, сделать выводы, предположения. Форма работы с книгой выбирается в зависимости от назначения. Но во всех случаях записи должны быть аккуратными, четкими и понятными.

Конспектирование – одна из форм самостоятельной работы. Большинство учащихся не имеют навыков самостоятельного конспектирования учебного материала. Для приобретения таких навыков необходимо начинать с конспектирования на уроках небольших по объему и несложных для восприятия тем. На первом этапе выделяются вопросы, на которые необходимо найти в учебнике ответы. На втором этапе выдается план конспекта и алгоритм конспектирования, например,

-прочитать текст

- кратко пересказать своими словами содержание текста

- еще раз прочитать, разбить на мини-блоки, которые соответствуют пунктам плана

-написать в конспекте название темы и план темы

- кратко изложить в конспекте суть каждого пункта плана

На третьем этапе план конспекта не выдается; после прочтения текста учащиеся должны самостоятельно разбить на блоки, определенные смысловыми барьерами и составить план конспекта, пункты которого представляют собой заглавие каждого блока.

Важным является обучение учащихся работе над рефератом.

С первых занятий необходимо настраивать их на такую самостоятельную работу, как подготовка докладов и рефератов.

Написание реферата – длительная творческая самостоятельная работа учащихся, выполняя которую они учатся искать нужную литературу по выбранной теме, сопоставлять данные из различных источников. Учащимся предлагаются на выбор темы и выдаются методические рекомендации по самостоятельному изучению темы. Затем составляется график консультаций и назначается дата творческого отчета. Методические рекомендации должны содержать алгоритм работы над рефератом:

1.Собрать необходимую информацию по теме в книгах, журналах и др. печатных изданий.

2. Изучить материал, выявить различные факты, суждения, мнения и сопоставить их.

3. Высказать и аргументировать свой взгляд на исследуемую проблему

4. Сделать общие выводы

5. Оформить реферат и включить в него следующие разделы:

-Содержание

-Введение

-Разделы

-Заключение

-Приложения (схемы, рисунки)

Список литературы

Продумать устное сообщение на 5-8 мин.

Кроме докладов и рефератов можно давать задание по изготовлению наглядных пособий.

При планировании и организации самостоятельной работы учащихся необходимо учитывать особенности их восприятия и предлагать им различные виды работы. Для эффективной полноценной самостоятельной работы необходимо, чтобы учащиеся сами проявляли интеллектуальную инициативу, т.е. пытались находить оригинальные, нестандартные подходы к деятельности. Однако успешность выполнения деятельности определяет в значительной мере индивидуальные различия в таких качествах мышления как:

-глубина и поверхность

-гибкость и инертность

-устойчивость и неустойчивость

- осознанность и неосознанность мыслительной деятельности

-самостоятельность и подражательность.

Учащиеся, у которых сформированы основные положительные качества мышления, легко выделяют смысловые опоры, легко ориентируются в ситуациях, активно стремятся к поиску новых заданий.

Для учащихся с поверхностным инертным мышлением характерна:

- низкая способность к обобщениям

-привычный ход мыслей

-неспособность ориентироваться в нестандартных ситуациях

-поиск готовых решений.

Рассмотрев самостоятельную работу в некоторых ее аспектах,

можно сделать выводы

1.При организации и выполнении самостоятельной работы осуществляется взаимосвязь всех психических процессов:

Внимание – обусловливает успешность восприятия

Правильное восприятие способствует лучшему запоминанию. Восприятие и память невозможны без процессов мышления, которые неразрывно связаны с речью.

3. В процессе С.Р. ярко проявляются индивидуальные особенности учащихся: синтетичность, аналитичность восприятия, устойчивость, распределение и переключение внимания, способы запоминания, продуктивность отдельных видов памяти, самостоятельность, подражательность и др.

4. Методические приемы по выполнению домашней работы:

- формирование у учащихся соответствующих потребностей, которые бы стимулировали их учебную деятельность

- обучение рациональной организации труда

-домашняя работа должна быть посильной, следует учитывать динамику работоспособности в течение недели

-показать учащимся образец как изготовить домашнее задание

-важное значение имеет правильно налаженный педагогический контроль процесса усвоения и закрепления знаний в системе домашней работы

-продумать до мелочей этапы домашнего задания и довести до учащихся.

 

Лекция Преподаватель- организатор процесса обучения ДПИ

План

1. Виды стилей деятельности преподавателя

2. Уровни результативной1 деятельности

3. Создание атмосферы психологической поддержки в процессе обучения

 

4. Компоненты педагогических способностей

 

Стиль деятельности преподавателя опирается на опыт, дающий хорошие результаты в учебно-воспитательном процессе.

Новаторский опыт – это новые идеи новые методы и приемы в организации и проведении учебно-воспитательного процесса. В любом пед. опыте имеются две стороны, два слоя:

Объективный – набор методов и приемов работы, которые традиционно используются

Личностный – это то как данный преподаватель в зависимости от своих личностных качеств и способностей эти методы использует.

Наиболее характерны следующие 4 стиля деятельности.

1.Эмоционально-импрвизационный ориентируясь на процесс обучения, преподаватель недостаточно адекватно планирует свою работу по отношению к конечным результатам. Для преподавания отбирает наиболее интересный материал, а важный, но не интересный оставляет на самостоятельное изучение. Ориентируясь, в основном, на сильных учащихся, старается, чтобы его работа была творческой. Деятельность преподавателя высоко оперативна: часто меняет виды работы, практикует коллективные обсуждения. Однако богатый арсенал используемых методов обучения сочетается с низкой методичностью, недостаточно представлены закрепления и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся.

2. Эмоционально-методический.

Ориентируясь на результат и на процесс обучения, преподаватель адекватно планирует учебно-методический материал, не упуская закрепления и запоминания., включая повторение и контроль знаний. Преподаватель стремится активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а особенностями самого предмета..Деятельность преподавателя высоко оперативна, но преобладает интуитивность над рефлексивностью

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.