Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организации студентов БГЭУ






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра технологии важнейших отраслей промышленности

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Технология и автоматизация делопроизводства

Студент

УЭФ, 2-й курс, ЗЭП-10 И.В.Гавриленко

Руководитель

Кандидат экономических наук, доцент В.В.Паневчик

МИНСК 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

Глава 1. Статьи................................................................................................ 3

1.1 Оформление документации при отсутствии работы в организации....... 3

1.2 Организация проведения практики студентов вузов............................... 8

1.3 Сменный режим рабочего времени....................................................... 18

Глава 2. Самостоятельная работа................................................................ 27


1.1 ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ ПРИ ОТСУТСТВИИ РАБОТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ

Законодательство не содержит прямой нормы, из которой можно было бы дать ответ на вопрос: как оформлять простой? Однако ряд норм законодательства о труде позволяют выразить собственное мнение по данному вопросу.

1. Объявление простоя, возникшего как по вине работника, так и при отсутствии вины работника, целесообразно оформить приказом нанимателя, поскольку либо возникает обязанность нанимателя производить начисление и выплату заработной платы в размере 2/3 тарифной ставки (оклада), либо возникает право нанимателя не начислять работнику заработную плату. В таком случае данный приказ приобретает смысл документа, на основании которого применяется ст. 71 ТК.

В указанном приказе целесообразно отразить: причину простоя, перечень работников или структурных подразделений, в отношении которых объявлен простой, продолжительность простоя (если ее можно определить на момент издания приказа), размер сохраняемой заработной платы, краткий обзор обязанностей работников на период простоя (например, обязанность подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, соблюдать требования по охране труда и др.). Порядок привлечения к иной работе на период простоя нецелесообразно оформлять в данном приказе, поскольку речь идет об иной правовой ситуации: переводе работника в связи с простоем.

С указанным приказом следует ознакомить под роспись всех работников, на которых распространяется его действие.

2. Согласно ч. 11 ст. 133 ТК время использования работников в период простоя на других работах в листок простоя не включается. Указанная норма содержит указание на такой документ, как листок простоя. Однако из нее нельзя однозначно сделать вывод об обязательности ведения такого документа всеми нанимателями в случае простоя.

Наниматель вправе на локальном уровне разработать и утвердить для применения в организации листок простоя собственной формы. Документами для учета простоев также могут служить табеля учета рабочего времени, ведомости на выплату заработной платы, расчетные листки и другие документы, содержащие необходимые сведения.

В случае если наниматель не может оперативно отреагировать на изменение ситуации путем издания приказа об объявлении простоя, следует признать целесообразным оформление листка простоя. Оформление листка простоя в таком случае может быть произведено непосредственным руководителем работ. Листок простоя может являться основанием для начисления заработной платы работнику за учтенное время простоя.

Законодательство о труде не предусматривает обязанности нанимателя при объявлении простоя заблаговременно уведомлять об этом работников.

3. В отношении обозначения периода временной нетрудоспособности во время простоя в табеле учета рабочего времени следует пояснить, что на настоящий момент в Республике Беларусь отсутствует централизованный перечень условных обозначений видов затрат рабочего времени для использования в соответствующих табелях. Наниматель определяет их самостоятельно. Таким образом, в табеле учета рабочего времени могут содержаться одновременно условные обозначения простоя и временной нетрудоспособности либо нанимателем может быть выработано уникальное условное обозначение временной нетрудоспособности в период простоя.


 

  Причина простоя  

Право нанимателя не производить оплату
Простой оформляется приказом, в котором указывается: 1.Причина простоя; 2. Размер сохраняемой зарплаты; 3. Обязанности работника в период простоя
Не по вине работника
По вине работника

Расчетные листки
Ведомость на выплату заработной платы


1.2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Студенческая практика - это обязательный элемент образования. При прохождении практики студент приобретает практические навыки, которые позволяют ему приступить к профессиональной деятельности по избранной им специальности по окончании высшего учебного заведения. Студенческая практика может проходить в организациях всех форм собственности.

Нормативную базу, регулирующую вопросы прохождения студенческой практики, на сегодняшний день составляют:

1) Закон Республики Беларусь от 11.07.2007 N 252-З " О высшем образовании" (утрачивает силу с 1 сентября 2011 г. в связи с принятием Кодекса Республики Беларусь об образовании);

2) Положение о порядке организации, проведения, подведения итогов и материального обеспечения практики студентов высших учебных заведений Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.06.2010 N 860 (далее - Положение N 860).

Согласно частям второй и третьей Положения N 860:

- слушателей и курсантов вузов, в т.ч. военных факультетов вузов, обеспечивающих подготовку кадров с высшим образованием для Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь (порядок и особенности прохождения практики определяются Министерством обороны Республики Беларусь и Министерством образования Республики Беларусь);

- слушателей и курсантов вузов, обеспечивающих подготовку кадров с высшим образованием для органов внутренних дел и Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (порядок и особенности прохождения практики определяются соответственно Министерством внутренних дел Республики Беларусь и Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь по согласованию с Министерством образования Республики Беларусь);

- студентов, которым после обучения присваиваются педагогические квалификации (порядок и особенности прохождения практики определяются Министерством образования Республики Беларусь).

Практика подразделяется на два вида: учебную и производственную.

Учебная практика проходит в учебных аудиториях, на учебно-производственных объектах вузов, в организациях, которые соответствуют профилю подготовки специалиста. Этот вид практики способствует формированию у студентов практических умений и навыков по изучаемым учебным дисциплинам, а также закрепляет полученные теоретические знания.

Производственная практика включает в себя практику по профилю специальности и преддипломную практику.

Практику по профилю специальности студенты проходят в организациях, которые соответствуют профилю их подготовки. Задача практики по профилю специальности - приобретение студентами профессиональных навыков по специальности, закрепление, расширение и систематизация знаний, полученных при изучении специальных дисциплин по профилю специальности.

Преддипломную практику студенты проходят при обучении на выпускном курсе. Возможность трудоустройства предусматривается в настоящее время только для прохождения преддипломной практики (часть четвертая пункта 9 Положения N 860).

Задачами преддипломной практики являются освоение и закрепление знаний и умений, полученных по всему курсу обучения, проверка возможностей самостоятельной работы в условиях конкретного производства, подготовка материалов к дипломной работе. Содержание практики определяет тема дипломной работы, а также потребность изучения методов решения технически, экономических, творческих, управленческих и других задач. В ходе преддипломной практики студентами выполняются отдельные работы, предусмотренные обязанностями квалификационной характеристики Единого квалификационного справочника должностей служащих по соответствующей должности. Преддипломная практика студентов является заключительным этапом их подготовки к самостоятельной профессиональной практической деятельности.

Вид практики определяется при утверждении программы уполномоченными лицами.

Алгоритм обеспечения прохождения практики:

1. Заключение договора об организации практики студента. Учреждение образования и организация не позднее чем за 1 месяц обязаны заключить договор об организации практики. Наниматели обязаны создать студентам условия, необходимые для прохождения практики и выполнения ее программы.

2. Издание нанимателем приказа о зачислении студентов на практику согласно договорам об организации практики. В этом приказе определяются лица, ответственные за общее руководство, а также лица, осуществляющие непосредственное руководство практикой.

Приведем образец такого приказа.

 

┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐

│ Закрытое акционерное │

│ общество " А" │

│ (ЗАО " А") │

│ ПРИКАЗ │

│ 00.00.2011 N 00 │

│ г. Минск │

│ │

│ О практике │

│ │

│ На основании договора, заключенного между ЗАО " А" и Учреждением│

│ образования, от 00.00.0000 N 00 │

│ ПРИКАЗЫВАЮ: │

│ 1. Зачислить в ЗАО " А" для прохождения производственной практики по│

│ специальности " Бухучет, анализ и контроль" с 00.00.0000 по 00.00.0000│

│ включительно ИВАНОВУ Ирину Ивановну, студентку 3-го курса (наименование│

│ факультета, учреждения образования). │

│ 2. Общее руководство производственной практикой ИВАНОВОЙ И.И.│

│ возложить на главного бухгалтера СИДОРОВА А.В. с доплатой в размере 30%│

│ тарифного оклада руководителя практики за фактическое время руководства. │

│ 3. Непосредственное руководство производственной практикой и│

│ ответственность за соблюдение техники безопасности, пожарной│

│ безопасности, за охрану труда возложить на заместителя главного│

│ бухгалтера ПЕТРОВУ В.В. с доплатой в размере 25% тарифного оклада│

│ руководителя практики за фактическое время руководства. │

│ 4. Инженеру по охране труда НИКОЛАЕВУ К.П. провести с ИВАНОВОЙ И.И.│

│ вводный инструктаж по охране труда. │

│ │

│ Директор подпись К.К.Федоров │

│ │

│ Визы │

│ │

│ С приказом ознакомлены: │

└ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘

 

Издание приказа об окончании практики не требуется, так как информация о сроках прохождения практики содержится в приказе о зачислении студента на практику.

Общее руководство практикой является прерогативой руководителя. В то же время руководитель может уполномочить другого работника организации для осуществления проведения практики. Непосредственное руководство практикой осуществляется опытным работником организации.

Размер оплаты за руководство практикой студентов устанавливается организацией самостоятельно и осуществляется за счет организации. По мнению автора, нанимателям целесообразно определить размеры доплаты за осуществление руководства практикой (общего и непосредственного) в локальном нормативном правовом акте - положении об оплате труда. В противном случае размер оплаты за руководство практикой необходимо указывать в приказе, как это было сделано в приведенном выше примере. Необходимо обратить внимание на то, что в Положении N 860 предусматриваются исключения из правила самостоятельной оплаты организацией работы своих сотрудников по организации студенческой практики. Бюджетные организации, а также организации, получающие субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, заключают гражданско-правовые договоры с работниками для оплаты их труда во время студенческой практики. Вузами осуществляется оплата труда работников организаций по заключенным между вузами и работниками гражданско-правовым договорам.

Во время прохождения практики на студентов распространяется действие законодательства об охране труда. Наниматель обязан провести вводный инструктаж по охране труда. Студенты обязаны соблюдать действующие у нанимателя правила внутреннего трудового распорядка. Сотрудники кадровой службы организации должны ознакомить (под роспись) студентов с данным локальным нормативным правовым актом. Наниматель вправе привлекать студентов только к работам, которые предусмотрены программой прохождения практики.

Во время прохождения практики студент должен под контролем своего непосредственного руководителя выполнять программу практики. Ход выполнения программы должен отражаться в дневнике прохождения практики; форма дневника разрабатывается вузом в соответствии с программой практики.

Письменный отчет о выполнении программы практики составляется студентом в течение последней недели прохождения практики. В отчете содержится информация о практике студента, об организации, виде деятельности, сведения о соблюдении правил внутреннего трудового распорядка и охраны труда. Также в отчете содержатся сведения о создании студенту необходимых условий для прохождения практики и выполнения ее программы; проведении инструктажа по охране труда; привлечении к работам, предусмотренным программой практики. Подписанный студентом отчет должен быть подписан непосредственным руководителем практики от организации и утвержден руководителем организации.

По окончании практики непосредственный руководитель оформляет письменный отзыв о прохождении студентом практики. Форма отзыва произвольная. В отзыве должны быть указаны основные направления деятельности студента в период прохождения практики, общая оценка его действий, уровня теоретических знаний и практических навыков. Также в отзыве могут содержаться рекомендации в отношении оценки студента по результатам прохождения практики.

Студенты в период преддипломной практики могут приниматься на работу на вакантные должности в соответствии с действующим трудовым законодательством. В соответствии со ст. 17 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) трудовой договор со студентом-практикантом может быть заключен на время прохождения преддипломной практики. На практике может возникнуть вопрос, вправе ли наниматель принять на работу гражданина, не соответствующего предъявляемым квалификационным требованиям. В соответствии с п. 16 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2004 N 32 " Об утверждении структуры и Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих", в порядке исключения на должности специалистов (без категории) наниматель может назначить лиц, не имеющих образования и (или) стажа работы, предусмотренных квалификационными требованиями по соответствующей должности, если иное не установлено законодательством, с учетом деловых и профессиональных знаний, умений и навыков работника, наличия опыта работы по соответствующему направлению деятельности, инициативного и творческого отношения к работе и других факторов. По мнению автора, данная норма может быть применена нанимателем и при приеме на вакантные должности студентов на период преддипломной практики.

Приведем образец приказа о приеме на работу на время прохождения преддипломной практики.

 

┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐

│ Закрытое акционерное │

│ общество " А" │

│ (ЗАО " А") │

│ ПРИКАЗ │

│ 00.00.0000 N 00-к │

│ г. Минск │

│ │

│ О приеме на работу │

│ │

│ ПРИНЯТЬ: │

│ │

│ НИКОЛАЕВА Петра Николаевича на должность экономиста в отдел труда и│

│ заработной платы по срочному трудовому договору на время прохождения│

│ преддипломной практики с 00.00.0000 по 00.00.0000 с тарифным окладом в│

│ размере 1190400 бел.руб. │

│ Основание: 1. Трудовой договор от 00.00.0000 N 0. │

│ 2. Договор о прохождении преддипломной практики между ЗАО " А" и│

│ Учреждением образования. │

│ 3. Пункт 16 Общих положений Единого квалификационного справочника│

│ должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и│

│ социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2004 N 32. │

│ │

│ Директор подпись К.К.Федоров │

│ │

│ Визы │

│ │

│ С приказом ознакомлен: подпись П.Н.Николаев │

│ 00.00.0000 │

└ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘

 

Одним из обязательных условий, которые должны содержаться в трудовом договоре, является условие о продолжительности предоставляемого работнику отпуска. В случае заключения срочного трудового договора на период преддипломной практики работнику, безусловно, полагается основной отпуск согласно ст. 155 ТК - 24 календарных дня. Дополнительные отпуска могут предоставляться работнику в порядке и на условиях, принятых у нанимателя. При увольнении в связи с истечением срока трудового договора работнику полагается компенсация за неиспользованный трудовой отпуск. Дополнительного уведомления работника об увольнении в связи с истечением срока трудового договора, равно как и заявления работника об увольнении, не требуется.

Приведем образец приказа об увольнении в связи с истечением срочного трудового договора, заключенного при приеме на работу на период преддипломной практики.

 

┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐

│ Закрытое акционерное │

│ общество " А" │

│ (ЗАО " А") │

│ ПРИКАЗ │

│ 00.00.0000 N 00-к │

│ г. Минск │

│ │

│ Об увольнении с работы │

│ │

│ УВОЛИТЬ: │

│ │

│ НИКОЛАЕВА Петра Николаевича (189), экономиста в отделе труда и│

│ заработной платы, 00.00.0000 в связи с истечением срочного трудового│

│ договора, п. 2 ч. 2 ст. 35 Трудового кодекса Республики Беларусь. │

│ Бухгалтерии произвести окончательный расчет. Выплатить компенсацию│

│ за 00 к.д. неиспользованного трудового отпуска за период работы с│

│ 00.00.0000 по 00.00.0000. │

│ Основание: трудовой договор от 00.00.0000 N 00. │

│ │

│ Директор подпись К.К.Федоров │

│ │

│ Визы │

│ │

│ С приказом ознакомлен: подпись П.Н.Николаев │

│ 00.00.0000 │

└ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘

 

В трудовую книжку студента, принятого на работу на период прохождения преддипломной практики, вносятся следующие записи.

 

Нумар запiсу Номер записи Дата Звесткi аб прыеме на работу, пераводзе на iншую работу, звальненнi (з указаннем прычын i са спасылкай на артыкул, пункт закону) Сведения о приеме на работу, переводе на другую работу, увольнении (с указанием причин и со ссылкой на статью, пункт закона) На падставе чаго зроблен запiс (назва дакумента, яго дата i нумар) На основании чего внесена запись (название документа, его дата и номер)
Чысло Число Месяц Месяц Год Год
       
        Закрытое акционерное общество " А"  
1.       Принят на должность экономиста в отдел труда и заработной платы по срочному трудовому договору на период преддипломной практики Приказ от 00.00.0000 N 00-к
2.       Уволен в связи с истечением срока трудового договора, п. 2 ч. 2 ст. 35 Трудового кодекса Республики Беларусь Приказ от 00.00.0000 N 00-к

 

При заключении срочного трудового договора на период прохождения преддипломной практики наниматель также обязан провести вводный инструктаж по охране труда, ознакомить работника под роспись с действующими правилами внутреннего трудового распорядка, должностной инструкцией, другими действующими у нанимателя локальными нормативными правовыми актами.




1.3 СМЕННЫЙ РЕЖИМ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

Рабочее время — это время, в течение которого работник в соответствии с трудовым, коллективным договорами, а также правилами внутреннего трудового распорядка обязан находиться на рабочем месте и выполнять свои трудовые обязанности согласно принятому у нанимателя режиму рабочего времени. Под режимом рабочего времени подразумевается порядок распределения нанимателем установленных норм ежедневной и еженедельной продолжительности рабочего времени и времени отдыха на протяжении суток, недели, месяца и прочих календарных периодов. Нормирование рабочего времени осуществляется путем установления норм его продолжительности в течение календарной недели (рабочей недели) и в течение суток (рабочего дня, рабочей смены). Рабочая смена является одной из первичных норм рабочего времени. Сменной работой считается работа в две смены и более (ст. 125 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК)). Сменная работа вводится в организации в тех случаях, когда длительность производственного процесса (работы) превышает установленную продолжительность ежедневной работы. Сменная работа также может применяться с целью более эффективного использования оборудования, увеличения объема производства, работ, услуг. Однако при установлении сменного режима рабочего времени наниматель обязан учитывать, что работа в течение двух смен подряд запрещается. Продолжительность ежедневной работы (смены) является одним из компонентов режима рабочего времени и может определяться как правилами внутреннего трудового распорядка, так и графиком работ (сменности). При этом наниматели обязаны соблюдать нормы продолжительности рабочей недели, определенные на основании требований ст. 112–114 ТК. Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 12 часов. В то же время постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.2008 № 104 «О продолжительности смены свыше 12 часов для отдельных категорий работников» (с последующими изменениями и дополнениями) продолжительность смены свыше 12 часов, но не более 24 часов, может быть установлена работникам котельных организаций, а также рабочим и служащим: — военизированной охраны, военизированных газоспасательных отрядов; — обеспечивающим пожарную безопасность и (или) охрану объектов; — организаций здравоохранения и социального обслуживания, санаторно-курортных организаций, а также обособленных (структурных) подразделений указанных организаций, с круглосуточным режимом работы, обеспечивающим и осуществляющим непрерывный процесс оказания медицинской помощи, в том числе и круглосуточный уход за больными и (или) гражданами, проживающими в организациях социального обслуживания; — осуществляющим прием и обработку отправлений специальной связи всех категорий секретности и ценности; доставку всех видов отправлений специальной связи, посылок особой важности, совершенно секретных и высокоценных при обслуживании межгосударственных и межобластных маршрутов; — работающим в пунктах таможенного оформления и (или) пунктах пропуска, а также оперативно-дежурных отделов (служб) таможен; — осуществляющим и обеспечивающим проведение аварийно-ремонтных (восстановительных, спасательных) работ (например, работникам служб Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь); — работающим на объектах придорожного сервиса с круглосуточным режимом работы (например, работникам придорожных кафе, стоянок, автозаправочных станций, отелей и т.п.). Также законодательством Республики Беларусь установлены особенности продолжительности ежедневной работы (смены) для отдельных категорий работников. Например, особенности регулирования условий труда рабочих строительно-монтажных организаций регулируются ст. 316 ТК, а особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха работников организаций сельского хозяйства — ст. 317 ТК. Так, рабочим строительно-монтажных организаций наниматель может устанавливать суммированный учет рабочего времени за годовой учетный период (календарный или расчетный год). При этом продолжительность ежедневной работы (смены) может увеличиваться до 10 часов с соответствующим сокращением рабочих дней и (или) предоставлением дополнительных дней отдыха в другое время в течение учетного периода. В графике работ (сменности) должны предусматриваться не менее 1 дня отдыха в неделю и другие дни отдыха или уменьшенные рабочие дни с таким расчетом, чтобы количество часов рабочего времени по графику равнялось норме часов за учетный период. Рабочим организаций сельского хозяйства устанавливается суммированный учет рабочего времени за годовой учетный период (календарный или расчетный год), при котором наниматель вправе: в период напряженных полевых работ в случае необходимости увеличивать продолжительность ежедневной работы (смены) до 10 часов, а с согласия работников — до 12 часов; компенсировать возникшую переработку путем уменьшения рабочего дня (смены) в другие периоды сезона или зимнее время или (и) путем предоставления других дней отдыха (из расчета 1 день отдыха за 8 часов переработки). Рабочим мастерских автотранспорта, складов и других подразделений, обслуживающих растениеводство, наниматель вправе устанавливать суммированный учет рабочего времени на отдельные периоды напряженных полевых работ. В таком случае наниматель имеет право в эти периоды увеличивать продолжительность ежедневной работы работникам до 10 часов с тем, чтобы в среднем за каждый учетный период продолжительность рабочего времени по графику работ (сменности) не превышала нормального количества часов. Рабочим животноводства нанимателем может устанавливаться рабочий день, разделенный не более чем на 3 части, между которыми предусматриваются перерывы продолжительностью не менее 2 часов, включая перерыв для отдыха и питания. При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать для данной категории рабочих продолжительности ежедневной работы. В соответствии со ст. 115 ТК продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать: для работников в возрасте от 14 до 16 лет — 4 часа 36 минут, от 16 до 18 лет — 7 часов; для учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, в возрасте от 14 до 16 лет — 2 часа 18 минут, в возрасте от 16 до 18 лет — 3 часа 30 минут; для инвалидов I и II группы — 7 часов; для работающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне эвакуации (отчуждения), в том числе временно направленных или командированных в эти зоны, — 6 часов. Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, а также для работников, имеющих особый характер работы, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать: — при 35-часовой рабочей неделе — 7 часов; — при 30-часовой рабочей неделе и менее — 6 часов. Следует отметить, что продолжительность ежедневной работы (смены) для перечисленных выше категорий работников не должна увеличиваться в зависимости от производственных или иных условий. Отметим, что в условиях непрерывного производства, когда нет возможности организовать работу по графику 5-дневной или 6-дневной рабочей недели, наниматель должен применять график сменности, обеспечивающий непрерывное обслуживание производственного персонала сменами постоянной продолжительности. Продолжительность ежедневного отдыха между сменами (от конца одной рабочей смены до начала следующей) должна быть (включая время перерыва для отдыха и питания) не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующей отдыху смене. В случае если продолжительность смены по графику более 8 часов, то уменьшение продолжительности ежедневного отдыха между сменами в таком случае должно быть компенсировано за счет увеличения еженедельного непрерывного отдыха. Необходимо также отметить особенности оплаты работы в ночное время при сменном режиме работы. Согласно ст. 117 ТК ночным считается время с 22.00 до 06.00. При работе в ночное время установленная продолжительность работы (смены) сокращается на 1 час, также соответственно сокращается рабочая неделя. Однако такое сокращение не осуществляется, если: — работнику уже предусмотрено сокращение рабочего времени; — сокращение невозможно по условиям производства (в том числе в непрерывных производствах); — работник принят для выполнения работы только в ночное время. За каждый час работы в ночное время или в ночную смену при сменном режиме работы производятся доплаты в размере, устанавливаемом коллективным договором, соглашением, но не ниже 20% часовой тарифной ставки (оклада) работника. Следовательно, нанимателю предоставлено право устанавливать и более высокий размер доплаты за работу в ночное время и ночную смену при сменной работе. Размер доплат за работу в ночное время и в ночную смену (при сменном режиме работы) для работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, устанавливается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом. В частности, размер доплат работникам названных выше категорий установлен приложением № 1 к постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 21.01.2000 № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций» (с последующими изменениями и дополнениями). Документом, определяющим конкретный режим рабочего времени при сменной работе, является график сменности. Графики составляются на определенный календарный (учетный) период так, чтобы в течение данного периода соблюдалась установленная еженедельная норма рабочего времени для каждого работника. Соблюдение графиков сменности обязательно как для нанимателя, так и для работника. В соответствии с п. 6 ст. 123 ТК установленный режим рабочего времени доводится до ведома работников не позднее чем за 1 месяц до введения его в действие. В случае если в организации установлен суммированный учет рабочего времени с годовым учетным периодом, то наниматель вправе издать приказ об утверждении как режима работы на будущий учетный период (год), так и графиков сменности, и не позднее чем за 1 месяц довести его до сведения всех работников. В любом случае — издается ли «годовой» приказ об утверждении графиков сменности на год, утверждается ли график сменности ежемесячно — наниматель обязан ознакомить с ним работника индивидуально за месяц и под роспись с целью соблюдения работником графика сменности. Также напоминаем, что изменения, касающиеся установленного в организации сменного режима работы, обусловленные производственными, организационными или экономическими причинами, являются изменениями существенных условий труда. Поэтому наниматель обязан уведомить работника о предстоящих изменениях в соответствии с требованиями ст. 32 ТК.

Сменная работа вводится в организации в следующих случаях

 



За исключением:
  1. Работников котельных организаций;
  2. Военизированной охраны, военизированных газоспасательных отрядов;
  3. обеспечивающим пожарную безопасность и (или) охрану объектов;
  4. организаций здравоохранения и социального обслуживания, санаторно-курортных организаций;
  5. осуществляющим прием и обработку отправлений специальной связи всех категорий секретности и ценности;
  6. работающим в пунктах таможенного оформления и (или) пунктах пропуска, а также оперативно-дежурных отделов (служб) таможен;
  7. осуществляющим и обеспечивающим проведение аварийно-ремонтных (восстановительных, спасательных) работ (например, работникам служб Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь);
  8. работающим на объектах придорожного сервиса с круглосуточным режимом работы (например, работникам придорожных кафе, стоянок, автозаправочных станций, отелей и т.п.).


Председателю первичной профсоюзной

организации студентов БГЭУ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.