Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Активности учащихся в процессе обучения






Курсовая работа

Научный руководитель: Кощеева Полина Анатольевна, ст. преподаватель кафедры естественнонаучного и математического образования.

2015 год

II. Оглавление. В нем последовательно излагаются названия пунктов и подпунктов плана курсовой рабо­ты. При этом их формулировки должны точно соответ­ствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать ее внутреннюю ло­гику.

Обязательно указываются страницы, с которых на­чинается каждый пункт или подпункт.

Например;

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение.......................................................................2

2. Принцип обучения как категория дидактики..........5

3. Характеристика принципа сознательности и творческой активности учащихся................................12

4. Методы и приемы воплощения принципа сознательности и творческой активности учащихся

на уроках биологии........................................17

5. Специфика реализации принципа сознатель­ности и творческой активности учащихся

в процессе обучения биологии.....................24

6. Заключение.................................................................29

7. Список литературы...................................................31

Приложение....................................................„..............33

III, Введение. Эта часть содержит обоснование ак­туальности темы исследования, основные характери­стики курсовой работы (проблема, объект, предмет, цель, задачи исследования и другие).

Для составления обоснования актуальности темы можно обратиться к следующей схеме В.В. Краевского:

 

Обоснование актуальности направления Обоснование практической актуальности темы исследования Обоснование научной актуальности темы
Оценка результатов педагогического процесса Оценка качества педагогического процесса
Показать значимость выделенной проблемы и необходимость ее разрешения Показать недостатки В обученности и воспитанности учащихся, которые следует устранить Показать недостатки в воспитательном процессе, которые ведут к указанным недостаткам в обученности и воспитанности учащихся Показать степень разработанности выделенной проблемы в теории, указать на недостаточно изученные аспекты

 

 

Желательно, чтобы во введении первые три разде­ла нашли свое отражение. Четвертый раздел найдет свое отражение в содержательном обзоре теоретиче­ских источников по теме исследования.

Во введении также отражается краткая информа­ция о замысле исследования. Здесь не следует увле­каться ссылками на литературу и особенно цитатами. Оно должно занимать не более 2—3 страниц машино­писного текста.

Для того, чтобы проверить, правильно ли опреде­лены основные характеристики педагогического иссле­дования, постарайтесь ответить на следующие вопросы:

ПРОБЛЕМА -------- Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?

ТЕМА -------- Как это назвать?

АКТУАЛЬНОСТЬ --------Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ --------Что рассматривается?

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ --------Как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследо­вание?

ЦЕЛЬ -------- Какой результат исследователь намерен получить, ка­ким он его видит?

ЗАДАЧИ -------- Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?

ГИПОТЕЗА И -------- Что не очевидно в объекте,

ЗАЩИЩАЕМЫЕ что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие?

ПОЛОЖЕНИЯ

Поскольку курсовая работа имеет целью лишь пер­воначальное приобщение слушателей к педагогическому исследованию, то, видимо, нет необходимости форму­лировать абсолютно все характеристики. Некоторые из них могут быть определены по желанию (например, гипотеза). Формулировка этих характеристик будет за­висеть от квалификации преподавателя-руководителя, подготовленности слушателей, специфики темы иссле­дования и других обстоятельств.

Слушателям, ориентированным на продолжение ис­следования и выполнение выпускной квалификационной работы, следует обратиться за более полной информацией к упомяну­тым выше источникам.

IV. Основная часть курсовой работы включает в се­бя содержание нескольких пунктов плана. В них рас­крываются история и теория исследуемого вопроса, дается критический анализ литературы, показываются позиции автора. Далее излагаются методы, организа­ция и результаты самостоятельно проведенного фраг­мента исследования.

Работу следует начинать с подбора литературы по теме исследования.

Выделяются три источника библиографической информации:

- первичные (статьи, диссертации, монографии и т.д.);

- вторичные (библиография, реферативные журна­лы, сигнальная информация и т.д.);

- третичные (обзоры, компилятивные работы, справочные книги и т.д.).

Необходимо различать библиографическую ин­формацию (где, в каких источниках содержатся нуж­ные сведения) и собственно научную — о самом со­держании уже известных знаний.

При написании курсовой работы следует просмот­реть журналы: «Педагогика», «Народное образование», «Школьные технологии», «Мир образования», «Профильная школа», «Методист» и другие общепедагогические журналы, а также методические журналы, имеющие отношение к специальности: «Биология в школе», «Биология. Изд.1 сентября», «Естествознание», «Биология для школьников» и другие.

Тематические указатели статей за год печатаются в последних номерах журналов. Полезно также ознако­миться с обзорами литературы по определенным темам.

В результате сбора информации по теме исследо­вания должны быть получены следующие сведения (как указано в публикациях И.В. Усачевой, И.И. Илья­сова).

- Кто и где (какие исследователи и в каких науч­ных центрах) уже работал и работает по теме ис­следования?

- Где опубликованы результаты этой работы (в ка­ких источниках)?

- В чем конкретно они состоят?

Вся добытая слушателем информация фиксируется в виде записей разного рода. По аналогии с существую­щей в информатике классификацией научной инфор­мации (первичная, вторичная, третичная), материалы, которые собирает и обрабатывает слушатель в процессе ин­формационного поиска, также будут соответствовать им.

К первичным материалам относятся записи на библиографических карточках, выписки, прямые цита­ты, ксерокопии, микрофильмы, алфавитный каталог по проблеме исследования и т.д.

Вторичные материалы — записи,.являющиеся про­дуктом аналитико-синтетической переработки инфор­мации, содержащейся в одном научном документе: планы (простые и сложные), графы-схемы, самостоя­тельно составленные предметные указатели, аннота­ции, тезисы, конспекты и т.д.

Третичными материалами считаются записи, обоб­щающие первичные и вторичные. Они представлены в виде содержательного обзора, в котором фиксируется полученное студентом знание об уже известных в нау­ке фактах, закономерностях, теориях, объяснениях по теме исследования.

Перед составлением обзора необходимо определить основные понятия по теме исследования, чтобы ис­пользование их было однозначным. Это означает, что то или иное понятие, которое в педагогике разными авторами может трактоваться по-разному (например, воспитание в «широком» и «узком» смыслах) должно во всем тексте данной работы, от начала до конца, иметь лишь одно, четко определенное автором значе­ние. После того, как определение понятий будет сде­лано, начинается поиск их толкований в следующих источниках:

- энциклопедии: общие (БСЭ, МСЭ и др.) и спе­циальные (например, педагогическая, психо­логическая, философская и др.);

- толковые словари: общие (.Ожегова,.Даля и др.) и специальные (например, педагогический, психологический, социологический);

- оглавления и предметные указатели основных учебников и монографий по теме исследования.

Найденные определения понятий фиксируются на отдельных карточках и подвергаются мыслительной об­работке с помощью операций анализа, сравнения, классификации, обобщения и др.

Для упорядочения работы предлагается результаты проведенного поиска и обработки представить в виде со­вокупности следующих записей (И.В. Усачева, И.И. Илья­сов).

Текст №1 (констатирующий, текст-рассуждение).

Описываются основные понятия исследования и логические связи между ними, т.е. создается понятий­ный аппарат будущей работы.

Текст №2 ( констатирующий).

Дается толкование основных понятий различными авторами (с указанием сносок), но без анализа, одно их перечисление.

Текст №3 (собственно творческий текст).

Анализируются, сравниваются, сопоставляются раз­личные толкования одного и того же понятия. Клас­сифицируются понятия по выбранному параметру. Де­лается предварительный вывод о тех толкованиях тер­минов, которые будут приняты за основу в данном ис­следовании, или о собственных толкованиях основных понятий работы.

Именно текст №3, как итог работы над понятия­ми, входит в основную часть курсовой разработки.

Как показала практика руководства курсовыми ра­ботами, для написания обзора по теме исследования необходимо использовать не менее 20 источников.

Далее следует описание опытно-эксперименталь­ной работы. Подробно дается характеристика испы­туемых, возраст, количество, описывается материал, используемый в опытной работе, и, если он представ­ляет собой изображение предметов, то вставляется в текст или приложение. Здесь указывается, какое обо­рудование (приборы, аппаратура) использовалось; не­обходимо описать и весь ход работы, включая инст­рукцию, которая давалась испытуемым. Следует упо­мянуть, каким способом обрабатывались полученные данные.

Результаты опытно-экспериментальной работы мо­гут быть представлены в таблицах, графиках, диаграм­мах и т.д. К таблицам, рисункам следует сделать под­писи — краткие, понятные, под рисунками поместить пояснения, расшифровку сокращений (см. пример ни­же). Все иллюстрации нужно выполнять аккуратно. Здесь же можно привести выдержки из словесных от­четов.

Следующим важным моментом в работе является обсуждение результатов, в ходе которого необходимо ответить на такие вопросы: Почему так получилось? В чем причины? Как можно объяснить тот или иной факт? На этом этапе работы необходимо привлечь тео­ретические и практические данные, полученные дру­гими авторами, проанализировать соответствие или несоответствие собственных данных результатам других исследователей, дать интерпретацию, объяснить полу­ченные данные. Делать это целесообразно в той же последовательности, в какой представлены результаты в тексте. Это обеспечивает стройность и логику изло­жения. Необходимо выяснить, подтвердилась или нет гипотеза исследования (если она была).

Текст курсовой работы по объему составляет 25—30 напечатанных страниц. Мож­но аккуратно и разборчиво написать его от руки.

Работа должна быть написана логически последо­вательно, литературным языком. Не следует употреб­лять как излишне пространных и сложно построенных предложений, так и чрезмерно кратких, лаконичных фраз, слабо между собой связанных, допускающих двойное толкование и т.п.

Не рекомендуется вести изложение от первого ли­ца единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т.п. Корректнее использовать место­имение «мы», но желательно обойтись и без него. До­пускаются обороты с сохранением первого лица мно­жественного числа, в которых исключается местоиме­ние «мы», т.е. фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно ис­пользовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако предпочтительнее писать «по мне­нию автора» (курсовой работы) или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что...», «на основе вы­полненного анализа можно утверждать...», «проведен­ные исследования подтвердили...» и т.п.

В курсовой работе должно быть соблюдено единст­во стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соот­ветствии с нормами современного русского языка. Необходимо помнить об однозначной трактов­ке ключевых для данной работы понятий.

V. Заключение. В нем содержатся итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришел автор; указы­ваются их практическая значимость, возможность вне­дрения результатов работы и дальнейшие перспективы исследования темы. Важнейшее требование к заключению — его краткость и обстоятельность; в нем не сле­дует повторять содержания введения и основной части работы. В целом заключение должно давать ответ на следующие вопросы.

• Зачем предпринято слушателем данное исследова­ние?

• Что сделано?

• К каким выводам пришел автор?

VI. Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений (при отсутствии фамилии автора).

В список включаются все использованные автором работы литературные источники независимо от того, где они опубликованы (в отдельном издании, в сбор­нике, журнале, газете и т.д.), а также от того, имеются ли в тексте ссылки на не включенные в список произ­ведения или последние не цитировались, но были ис­пользованы автором в ходе работы.

В списке применяется общая нумерация литера­турных источников.

При оформлении исходных данных источника ука­зываются фамилия и инициалы автора, название рабо­ты, место и год издания, общее количество страниц. Например:

Карпова Е.В. Введение в специальность и куль­тура умственного труда.-Ярославль, 1994.— 116 с.

Если это коллективный сборник, то оформлять нужно следующим образом:

— Введение в научное исследование по педагоги­ке./ Под ред. В.И. Журавлева. - М., 1988. - 239 с.

Образец оформления статьи:

Пшшповскш В.Я. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества.// Педа­гогика. -1997. - № 5. - С. 97-103.

Если журнал не является центральным московским изданием, то указывается место издания. Например:

Кузьмина Н.В. Творческий потенциал специали­ста. Акмеологические проблемы развития.// Гуманиза­ция образования. — Бийск, 1995. — № 1. — С. 41-54.

При оформлении газетной статьи после номера га­зеты пишутся три начальные буквы названия месяца, в котором вышла газета. Например:

Петражицкий Л.И. Техника научного самообразо­вания. // Татьянин день. — 1995. — №3(23). — авг. — С. 8-10.

VII. Приложения. Обычно оформляются на от­дельных листах, причем каждое из них должно иметь свой тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись: «Приложение» с указанием его порядкового номера; если приложений несколько, то: «Приложе­ние 1», «Приложение 2» и т.д.

В приложении помещаются анкеты (составленные самостоятельно), с помощью которых осуществляется сбор эмпирического материала, разработки и фрагменты уроков или воспитательных мероприятий, протоколы наблю­дений, работы учащихся, презентации, сценарии праздников, детские рисунки, фо­тографии и т.д.

VIII. Руководство курсовыми работами осуществ­ляют преподаватель «Теории и методики преподавания биологии», «Психологии», «Педагогики», других дисциплин курса профессиональной переподготовки ИПК и ПРО и других вузов, работники школ и внешкольных учреждений, различного рода центров, имеющие педагогический стаж, интересный опыт работы или занимающиеся научным исследова­нием.

Курсовую работу слушатель выполняет самостоятель­но, пользуясь консультациями руководителя и других специалистов, отчиты­ваясь перед руководителем по мере выполнения ее отдельных частей и работы в целом.

Руководитель курсовой работы:

• помогает слушателям определить круг вопросов по изучению избранной темы и методы исследова­ния, наметить план подготовки и план изложе­ния курсовой работы;

• консультирует слушателя в ходе курсовой работы, осуществляет систематический контроль, прово­дит поэтапную аттестацию и информирует об этом соответствующую кафедру

• проверяет и рецензирует курсовую работу.

Курсовая работа подлежит публичной защите Лучшие работы, прошедшие предзащиту, представля­ются слушателями на научные кон­ференции, на семинары РМО по обмену опытом работы. Слушатели объединяются в группы по сход­ной тематике. Автор работы выступает с коротким со­общением (до 10 мин.) и отвечает на вопросы препо­давателей и слушателей. Сообщение включает состояние проблемы, результаты опытно-экспериментальной ра­боты (если она проводилась), выводы и предложения, перспективы исследования.

В итоговой оценке руководитель курсовой работы учитывает не только окончательный результат, но и степень самостоятельности авторов курсовой работы, что отмечается в рецензии.

Критерии оценки курсовых работ:

обоснованность выбора и актуальность темы исследования;

уровень осмысления теоретических вопросов и обобщения собранного материала, обоснованность и четкость сформулированных выводов;

четкость структуры работы и логичность изложения материала;

методологическая обоснованность исследования;

применение навыков самостоятельной экспериментально-исследовательской работы;

объем и уровень анализа научной литературы по исследуемой проблеме;

владение научным стилем изложения, орфографическая и пунктуационная грамотность;

соответствие формы представления дипломной работы всем требованиям, предъявляемым к оформлению данных работ;

содержание отзывов руководителя и рецензента;

качество устного доклада;

глубина и точность ответов на вопросы, замечания и рекомендации во время защиты работы.

Курсовые работы оцениваются по четырехбалльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). Оценка выставляется в зачетную книжку обучающегося.

Курсовая работа возвращается слушателю для про­должения исследования, которое может стать основой для будущей выпускной квалификационной работы. Лучшие работы могут быть оставлены в ИПК и ПРО в качестве образцов для учителей.

 

Литература

1.Бережнова Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике. – М..Педагогическое общество России. 1999.

2. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. - М., Просвещение, 1983.

3.Галеева Н.Л.Современный кабинет биологии: Работа учителя на основе личностно-ориентированного образовательного процесса.- М., 5 заданий, 2005.

4.Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии.Методическое пособие для учителя..- М., 5 заданий, 2006.

5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 032400 Биология. Квалификация «учитель биологии». - М, 2000.

6. Гузеев В.В.Планирование результатов образования и образовательная технология.

М., Народное образование, 2001.

7. Морозова Т.В.Диагностика успешности учителя. – М.,: Центр «Педагогический поиск», 2004.

8. Методическое обеспечение деятельности школ-интернатов в составе университетских комплексов для органиации прфильного обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по гуманитарному направлению/ Авт.сост.Г.В. Семья, Т.И.Шульга. – М., Изд.УРАО, 2004.

9. Методическое обеспечение деятельности школ-иньернатов в соста университетских комплексов для органиации прфильного обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по естественнонаучному направлению/ Авт.сост.Г.В. Семья,. Володарская И.А., Зайцева Г.О.. – М., Изд.УРАО, 2004.

10. Новикова Т.Е. Проектирование эксперимента в образовательных системах. Научно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2002.

11. Сборник нормативных документов. Биология/ сост.Э.Д.Днепров, А.К.Аркадьев.- М.: Дрофа, 2007.

12. Сиденко АС. Как разработать программу эксперимента? - М., 1999.

13. Сиденко А.С. Как создать авторскую педагогическую разработку. - М., Ассоциация учителей физики, 2000.

14. Социологический мониторинг проведения эксперимента по совершенствованию структуры, содержания, общего образования, Серия «библиотека Федеральной программы развития образования». – М., Изд. Дом «Новый учебник», 2003.

15. Сысоева М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов. - М., 2000.

16.Талызина Н.Г. Педагогическая психология. - М., Центр-Академия, 1998.

17. Трайтак Д.И. Проблемы методики обучения биологии. – М.: Мнемозина, 2002.

18. Программа повышения проектной культуры руководителей образовательных учреждений, Серия «библиотека Федеральной программы развития образования». – М., Изд. Дом «Новый учебник», 2003.

19. Чечель И.Д., Новикова Т.Г. Теория и практика организации экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях, Серия «библиотека Федеральной программы развития образования». – М., Изд. Дом «Новый учебник», 2003.

 

 

Приложения.

Приложение №1

Примерная тематика курсовых работ слушателей курса профессиональной переподготовки по специальности 032400 Биология, квалификация «учитель биологии» по дисциплине «Теория и методика преподавания биологии»

Представленная тематика курсовых работ позволит слушателям ориентироваться в разнообразии проблем школьного биологического образования и точнее сформулировать тему собственной курсовой работы (возможно конкретизировать их, углублять, расширять; рассматривать эти проблемы в теоретическом плане или в прикладном аспекте на основе обобщения и изучения опыта работы учителей, эксперимента)

1. Проблема методов обучения в трудах Корсунской В.М., Бершадского М.Е., Гузеева В.В.

2. Проблема развития биологических понятий в работах Верзилина Н.М.и Комиссарова Д.И

  1. Сравнительный анализ учебников нового поколения
  2. Оптимизация учебной нагрузки учащихся на разных ступенях обучения
  3. Оценка качества и эффективности учебного занятия
  4. Опыт использования технологии проектного обучения в курсе биологии.
  5. Изучение мотивации учения школьников
  6. Развитие исследовательских умений у учащихся среднего звена
  7. Особенности тестового контроля знаний учащихся по сравнению с традиционным
  8. Значение познавательных задач в развитии исследовательских умений у школьников
  9. Разноуровневая система зачетов с применением тестовых заданий
  10. Модульная технология обучения в практике преподавания биологии
  11. Проблемы экологического воспитания школьников и их решение в школьной практике
  12. Технология применения тестирования при проверке знаний учащихся на уроках биологии
  13. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного обучения учащихся
  14. Использование интегрированных уроков в процессе обучения биологии.
  15. Формирование здорового образа жизни в курсе биологии
  16. Формы организации экологического обучения и воспитания школьников
  17. Роль учебно-опытного участка в развитии исследовательских умений и навыков учащихся при проведении опытов
  18. Развитие познавательного интереса учащихся в процессе изучения биологии
  19. Игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии
  20. Самостоятельная работа с учебником как средство формирования учебных умений и навыков учащихся
  21. Эффективность использования современных педагогических технологий при обучении биологии
  22. Технология формирования целей и задач учебного занятия
  23. Использование методов стимулирования учащихся в учебном процессе по биологии
  24. Организация самостоятельной работы с учащимися на уроках биологии с целью дифференцированного подхода к обучению
  25. Активные методы обучения, стимулирующие развитие творческих способностей учащихся
  26. Виды индивидуальных заданий для учащихся во вре­мя экскурсии.
  27. Методика организация работы учащихся по индивидуальным заданиям.
  28. Формирование у учащихся умений самостоятельной работы с учебником биологии.
  29. .Учебник биологии как средство систематизации знаний учащихся.
  30. Методический анализ вопросов и заданий в учебниках биологии
  31. Связь текста и иллюстраций в учебниках биологии
  32. Опыты и наблюдения в учебниках биологии
  33. Проблема проверки знаний и умений учащихся в сред­ней школе (исторический очерк и выводы).
  34. Дифференциация образования в России (исторический аспект).
  35. Использование дидактических материалов при изучении биологии
  36. Приемы занимательности изложения материала на уроках биологии
  37. . Роль моделей и аналогий в преподавании биологии.
  38. Развитие творческих способностей учащихся в процес­се подготовки и проведения учебного эксперимента по биологии.
  39. Внеурочные самостоятельные экспериментальные работы учащихся по биологии.
  40. Проблема выбора методов обучения в соответствии с целями урока биологии.
  41. .Реализация идей экологического образования на заня­тиях по биологии.
  42. .Методика организации и проведения обобщающего по­вторения при подготовке к экзамену по биологии.
  43. . Развитие творческих способностей учащихся на вне­классных занятиях по биологии.
  44. . Система работы учителя по предупреждению неуспе­ваемости учащихся.
  45. . Система творческих экспериментальных заданий для учащихся по конкретной теме.
  46. . Приобщение учащихся к проектной деятельности на уроках и внеклассных занятиях по биологии в общеобразовательных учреждениях,
  47. Научно-методический анализ понятия «эволюция» и ме­тодика его изучения в общеобразовательных учреждениях.
  48. Методика введения понятия «функция» в курсе Биологии.
  49. . Тезаурус (словарь понятий) одной из тем школьного курса биологии.
  50. Применение информационных технологий на уроках биологии в процессе изучения определенной темы.
  51. .Использование творческих заданий при изучении определенной темы курса биологии.
  52. .Система демонстрационных экспериментов при изуче­нии конкретной темы.
  53. .Система самостоятельных экспериментальных зада­ний учащихся при изучении определенной темы.
  54. Разработка и применение компьютерных обучающих, демонстрационных и контролирующих программ по биологии.
  55. .Роль межпредметных связей в формировании научно­го мировоззрения при обучении биологии.
  56. Система работы учителя биологии с тетрадями на печат­ной основе

 

 

Приложение № 2

Организация исследования по выявлению эффективности усвоения учащимися биологических знаний. (Д.И.Трайтак. Проблемы методики обучения биологии. – М.):

Эта статья поможет слушателю лучше понять особенности проведения педагогического исследования в рамках выполнения курсовой работы.

Любое педагогическое исследование начинается с изучения состо­яния проблемы. Исследователь, как правило, после глубокого ана­лиза вопроса ставит задачу разработки такой методики, при которой можно было бы в процессе обучения наиболее эффективно выявить, проконтролировать и оценить знания учащихся.

По нашим данным эту работу наиболее рационально проводить и три приема: перед изучением темы, после объяснения темы и в ходе проверки домашнего задания.

В первом случае учитель проводит рекогносцировку знаний школьников по изучаемой теме на основе жизненного опыта, зна­ний предшествующих курсов, наблюдений, книг, телепередач и др. источников.

Во втором случае педагогу необходимо выяснить степень пони­мания учащимися изученного на уроке.

В третьем — идет проверка знаний учащихся после выполнения ими домашнего задания. При этом учитель имеет возможность выявить степень усвоения нового материала и ранее изученных тем школьной программы.

При анализе опыта работы учителей в организации проверки зна­ний по биологии и особенностей умственных процессов применяют­ся самые разнообразные по конструкции вопросы.

На основе общих признаков мы пытались классифицировать их по таким группам: вопросы-проблемы, вопросы-задачи, инструктив­ные вопросы, вопросы-доказательства, информационные вопросы, вопросы-сравнения, вопросы-обобщения.

Можно подбирать вопросы, которые наиболее способствуют це­левой установке урока, причем соотношение различных вопросов не может быть одинаково. Например, один урок может начаться с по­становки вопроса-проблемы, другой — с вопроса-обобщения ранее и (ученного или вопроса-доказательства биологической закономерно­сти на основе проведенных опытов, наблюдений и т.д.

Методической наукой установлено, что активность мыслительной деятельности учащихся стимулирует вопросы, которые требуют ана­лизирующего или синтезирующего ответа.

Заслуживает особого внимания работа учителя по выявлению пу­тей усвоения учащимися биологических понятий, которые можно проверить системой логически связанных вопросов. Если хорошо усвоенный блок знаний не получает своего развития в последующих темах, то он быстро забывается.

Специфика учебных предметов биологического цикла, другие объективные факторы в значительной степени изменяют виды про­верки знаний учащихся. Наиболее распространенными видами явля­ются индивидуальная и фронтальная проверки, но эффективность их различна, что сказывается на относительной оценке знаний учащихся в разных школах.

В последнее время широко распространились письменная, гра­фическая и практическая проверки знаний учащихся.

Чтобы нивелировать подход в оценке знаний и практических умений учащихся в процессе усвоения биологии, необходимо созда­вать разнообразную (вариативную) тематику вопросов и заданий для всех видов проверки.

Например, после изучения глав «Корень», «Стебель» или «Рыбы», «Земноводные» желательно подобрать 3—5 обобщающих вопроса на доказательство или сравнение для устной проверки, 2—3 вопроса -для письменной, графической проверки, 2 вопроса — на практическое применение усвоенных знаний.

В зависимости от цели, особенностей деятельности вопросы мо­гут нести различную смысловую нагрузку. Например, нужно проверить, какая конструкция вопросов при индивидуальной или группо­вой беседе дает лучший результат в понимании учащимися вопросом теории и практики. Для этого подбирается несколько вариантов вопросов (6-й класс).

/ вариант. Влияет ли положение клубня картофеля при посадке на рост и урожай этого растения?

II вариант. Как будет расти клубень картофеля, если его поса­дить в горизонтальном положении на глубину 12 см?

III вариант. На участке посажены клубни: 1 - вертикально, верхушечная почка сверху; 2 - вертикально, верхушечная почка снизу (обращена ко дну борозд); 3 — в горизонтальном положении.

Повлияет ли положение клубня при посадке картофеля на его прорастание и появление всходов? Ответ обоснуйте.

IVвариант. На трех делянках учащиеся посадили клубни картофеля с целью выяснить, какое влияние оказывает положение клубней при посадке на рост и урожайность картофеля. На первой делянке они посадили клубни вертикально (верхушечной почкой вверх), на другой делянке также вертикально, но верхушечной почкой вниз, и на третьей произвели посадку клубня в горизонтальном поло­жении.

Путем наблюдений нужно доказать, при каком положении клуб­ни раньше дадут всходы и раньше зацветут. Как это повлияет на уро­жайность картофеля?

Экспериментальная проверка показывает, что эффективными могут быть различные вопросы в каждом конкретном случае. Для выявления общей ориентации учащихся в понимании агротехники выращивания картофеля первый вопрос дает утвердительное «да» или «нет», что до­пустимо при фронтальной проверке. Но этот вопрос не исключает возможность угадывания, в этом его недостаток.

Второй вариант вопроса побуждает учащихся анализировать три положения посадки клубня. В данном случае подключаются знания е-жизни растений вообще. Они конкретизируются на особенностях биологии одного растения, путем логических рассуждений учащие­ся объясняют сущность вопроса.

Третий вариант дает план ответа с объяснением. Особое внимание обращено на изучение рисунка. Учащимся нужно осмыслить, в каком случае будет больше урожай и почему?

Четвертый вариант ориентирует проверить знания на учебно-опытном участке. При этом школьники дают ответ, который обыч­но показывает глубокие осмысленные знания.

Наряду с индивидуальной проверкой экспериментатор проводит контрольные работы, подбирая различные вопросы.

Чтобы иметь объективное представление о состоянии знаний, необходимо поставить определенную цель проведения контрольных работ и индивидуальных бесед с учащимися. Например:

- выяснить, как дети понимают взаимосвязь и взаимообуслов­ленность в жизни растений. Могут ли они мысленно оторваться от научного факта и самостоятельно объяснить его, увидеть, с чем он связан, как он возникает и изменяется в определенных усло­виях;

- изучить, умеют ли школьники обосновать теоретические зна­ния, полученные в процессе обучения биологии, примерами из прак­тики сельского хозяйства;

- выявить, могут ли учащиеся анализировать факты (установить причину и следствие); проводить обобщение разрозненных фактов из жизни природы, давать определения, объяснять сущность биологи­ческих понятий.

Методика проверки знаний учащихся осуществляется:

а) путем индивидуальной беседы с учащимися по вопросам тему (раздела), изученным в школе. Для получения более объективны данных желательно брать учащихся по списку в таком порядке: 1,.1, 5, 7 и т.д. или 3, 6, 9, 12 и т.д.

Проверку можно проводить с каждым учеником без присутствия других. Краткое содержание ответов желательно стенографировать или записывать на магнитофон для последующего анализа;

б) путем проведения контрольной работы, в которой нужно брать не более 5 вопросов для одного варианта. Оценивать каждый вопрос отдельно. В анализе контрольных работ показать:

- какова успеваемость учащихся по предмету (текущая за чем верть или год). Совпадает ли оценка с контрольной проверкой;

- насколько глубоко и осмысленно справились учащиеся с контрольными заданиями (на «5», «4», «3», «2»);

- были ли в ответах учащихся использованы материалы ученика, объяснение учителя, дополнительная литература, личные наблюдения природных объектов и явлений;

- что послужило основой хороших (или в чем причина плохих знаний. Могут быть и другие вопросы, связанные с темой исследования.

Такой порядок изучения состояния усвоения учащимися знаний по предмету важно проводить не только ученому-экспериментатору, но и учителю-практику, а также автору курсовой работы Овладев методами педагогического эксперимента, они могут достичь значительных успехов в совершенствовании процесса обучения и повышении качества знаний учащихся.

 

 

Приложение №3






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.