Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система арт-терапевтических занятий 3 страница






Метод «общего сочинения историй» может исполь­зоваться и для групповых занятий с детьми. Первый уча­стник предлагает начало рассказа, второй продолжает, третий излагает кульминацию, четвертый придумывает развязку. После того, как рассказ составлен, дети обсуж­дают его, а взрослые предлагают им альтернативные, адекватные в социальном плане способы разрешения конфликта.

Таким образом, наилучший результат в домашней куклотерапии достигается, если в структуру занятия включены следующие виды работ: изготовление «паль­чиковых» кукол; сочинение рассказов «от лица» этих кукол; кукольные спектакли; терапевтические истории, придуманные куклой-мамой (папой, бабушкой или дру­гим значимым взрослым), а также совместные «семей­ные» истории.

В процессе подобных занятий взрослые не только лучше узнают своих детей, но нередко проясняют и осоз­нают собственные проблемы.

В качестве иллюстрации приведем рассказы восьми­летних братьев-близнецов от лица их бумажных «паль­чиковых» кукол.

Одинокая кукла

Жила-была кукла на острове Синего моря. Ее никак не звали. Она жила одна. Дом в два этажа из кирпичей, нет — из палок. Кукла жила на втором этаже. Окна из тряпок.

Однажды подул ветер. Дом снесло, и она уплыла дале­ко-далеко. Вода была черная, страшная. Вернулась кук-

ла через много лет. Ее не узнали и выгнали. Так и осталась она одна, без семьи, без родителей. Потом, правда, стала жить с друзьями.

Семья и Дед Мороз

Жила-была кукла по имени Паша со своей семьей. Од­нажды куклу забрала бабушка на несколько дней. Вернул­ся он, а дома никого нет. Всех съел Серый волк. Как он об этом узнал? — Вокруг валялись кости. Мальчик очень расстроился и пошел к Деду Морозу просить, чтобы тот вернул семью. Дед Мороз выполнил желание. И еще Паша попросил у Деда Мороза, чтобы на свете не было волков.

Семья, в которой живут близнецы, по внешним при­знакам вполне благополучная. У мальчиков — заботли­вые и ответственные родители, есть старшая сестра — отличница. Вместе с тем, как видно из рисунков и рас­сказов, оба брата испытывают высокую тревожность, не­защищенность, страх, потребность в эмоциональной под­держке. Эти особенности психологического состояния детей ярко проявились во время куклотерапевтической сессии. «Откровения» оказались неожиданными как для взрослых, так и для самих мальчиков, которые до этого момента не решались говорить с родителями о своих пе­реживаниях.

Обнаруженные проблемы близнецов подтвердились при выполнении проективного теста: «Рисунок семьи» (W. Hulse). Известно, что данная методика позволяет выявить субъективную оценку ребенком родительской семьи, своего места в ней, характер взаимодействия с другими ее членами.

При интерпретации результатов рекомендуется обра­щать особое внимание на случаи, когда испытуемый ри­сует большую или меньшую семью, чем она есть на са­мом деле. Это указывает на функционирование определенных защитных механизмов: чем больше несов­падение, тем больше неудовлетворенность существую­щей ситуацией (Л. Гантт и др.).

Слишком большое расстояние между элементами изображения на рисунке семьи может расцениваться как показатель отрицательного эмоционального климата, преобладающего в этих отношениях, а также как безро­потное подчинение (A. F. Grasha, M. Homan).

Выполняя «Рисунок семьи», один из братьев изобра­зил два пустых помещения без людей. На вопрос, поче­му же никого нет, он ответил, что нарисовал коридор и кухню, а там никто не живет. Лампа и стены коридора раскрашены простым карандашом. Только окно голубо­го цвета.

Другой брат нарисовал всех членов семьи, кроме са­мого себя. (См. рис. 15, 16.)

Рис. 15

Как известно, отношения личности формализуются в виде симптомокомплексов: незащищенность, тревож­ность, враждебность, депрессивность, недоверие к себе, чувство неполноценности. Многие из них проявились у обоих мальчиков во всех творческих работах. Вот какие рассказы получились на занятии «Рисуем деревья...».

Рис. 16

Летнее утро в саду

У дерева — три желания: много друзей, чтобы дерево разговаривало, чтобы жило долго. У него есть враги: дят­лы и червяки. Вообще-то может погибнуть, но, наверное, друзья помогут. Ему лучше летом, когда солнце светит... Если тучи, пасмурно, то грустно... Тучи па рисунке — пло­хие. Солнце? Это дальний родственник. Кусты — друзья. Справа — старый друг. (Подумал.) Вожатая из лагеря. Слева — маленький. (Долго молчал). Ему 14 лет.

Лето

Дереву 7 лет, это мальчик. Настроение у него веселое, когда светит солнце. Это мама. Но когда от солнца слиш­ком жарко, дерево охраняют тучки: папа и сестра. Хотя часто от тучек тень, тогда дереву одиноко, холодно, гру­стно. Настроение портится, когда опадают листья или их отрывает сильным ветром — ураганом. Он даже летом может быть. Правда, летом не так страшно, как осенью. Дерево может погибнуть, если солнце его высушит. Враги дерева: ветер, осень, солнце. Три желания: долго жить, что -бы хватило воды (много воды), чтобы был верный друг.

С обеих сторон дерева изображены цветки: справа — брат, слева — сестра.

Рисунки и рассказы мальчиков оказались настолько образны и информативны, что не требуют детальной ин­терпретации и специальных комментариев. Как выясни­лось, оба брата-близнеца, несмотря на существенные отли­чия в поведении, испытывают неудовлетворенность семейной ситуацией, потребность во внимании, принятии. Отсутствие людей на рисунке семьи с известной долей ве­роятности можно рассматривать как индикатор эмоцио­нального конфликта, недовольства семейной ситуацией, как выражение чувства отверженности, покинутости. Одна из возможных причин такого состояния внешне благопо­лучного ребенка — конкуренция за внимание взрослых.

Данные факты стали основанием для проведения в дальнейшем семейной арт-терапии.

Итак, техника с «пальчиковыми» куклами позволяет участникам искренне раскрыть свои чувства, поделить­ся подлинными переживаниями, рассказать о себе и сво­их проблемах.

Игра в «пальчиковые куклы» не вызывает сопротив­ления, сопровождается устойчивым интересом на про­тяжении всего занятия.

Обычно, и дети, и их родители с удовольствием вклю­чаются в терапевтическую игру, в которой нет проиграв­ших, все победители. Так незаметно происходит увлека­тельное лечение.

«С детством, полным любви, можно вынести всю жизнь» (Г. Песталоцци).

Занятие 5. «Рисуем имя...»

От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения.

М. Монтень

Общие замечания. Приоритетные цели

В центре внимания — феномены идентичности, иден­тификации, самоидентификации, самопринятия. Данное занятие имеет высокий диагностический потенциал, яв­ляется многоцелевым и может быть развернуто в цикл арт-терапевтических сессий, направленных на самопоз­нание и систематичную работу с определенной пробле­мой личности.

Приоритетные цели:

- исследование личностной идентичности;

- определение актуализированных самоиндификаций, их включенности в целостное образование психосоциальной самоидентичности;

- содействие развитию спонтанности; рефлексии; проявлению истинных чувств;

- расширение ролевого репертуара и ролевой гиб­кости;

- содействие осознанию ценности и уникальности собственной личности, развитию положительно­го, целостного образа «Я», самопринятия.

Методика подходит для индивидуальных занятий и работы в группе до 12-15 человек.

Арт-терапевтическое пространство включает круг из стульев и персональные рабочие места (стол и стул) для индивидуального творчества.

Материалы:

Белая бумага формата А4, разноцветная бумага раз­личной фактуры и плотности (картон, целлофан, фоль­га, «жатая» бумага и т. п.), цветные карандаши, фломас­теры, гуашь, акварельные краски, клей, скотч, нитки, тесьма. Могут понадобиться лоскутки ткани разных цве­тов и размеров, пластилин, материалы для украшения кукольных персонажей.

Основные процедуры. Этапы

(Инструкции для участников арт-терапии в тексте выделены курсивом).

1. Настрой («разогрев»)

Модифицированные варианты упражнения «Зеркало».

Участникам предлагается в течение 2-3-х минут по­ходить по кабинету, выбрать наиболее комфортное для себя место.

Работа в парах с поочередным обменом ролями: ве­дущий — ведомый. Тема: воображаемый рисунок имени. Сначала ведущий пишет в воздухе собственное имя, а ведомый, будучи его зеркальным отражением, повторя­ет все движения. Важно постараться воспроизвести не только движения, но и чувства, перемены настроения. Это способствует развитию умения «вчувствоваться в другого» посредством переноса на себя внешнего рисун­ка поведения партнера.

Далее каждому участнику предлагается индивидуаль­но выполнить следующие инструкции:

• Напишите в воздухе свое имя мелким каллиграфи­ческим почерком по очереди правой и левой рукой, а затем двумя руками одновременно.

• Напишите в воздухе свое имя слева направо и спра­ва налево, печатными и прописными буквами раз­ного размера. Подумайте, изменился ли образ име­ни, какие чувства это вызывает?

• Возьмите в руку воображаемую широкую кисть, представьте ведро с масляной краской (какого она цвета?). Напишите свое имя, занимая как можно больше пространства, от пола до потолка.

• Закройте глаза и представьте наиболее приятный из возникавших образов Вашего имени, сделайте еще один воображаемый рисунок в пространстве. Пожалуйста, запомните этот образ, цвет, разме­ры букв, звучание и другие признаки. Подумайте, как часто и кто из окружающих людей называет Вас этим именем.

• Изобразите свое имя на листе бумаги. 2. Индивидуальная работа

• Используя разнообразные материалы, создайте бумажную или тряпичную куклу с Вашим именем и похожую на Вас.

• Когда кукла будет готова, закрепите ее на пальце, рассмотрите с расстояния вытянутой руки. Об­ратитесь к ней мысленно, и пусть она ответит Вам. Запомните, пожалуйста, свои первые впечатления, чувства, слова, адресованные кукле и ее от­ветную реплику.

• Задайте кукле вопрос: как ее зовут теперь?

• Придумайте историю с названием, которую Вы от лица своей куклы хотели бы рассказать другим.

3. Этап вербализации и кукольной театрализации Участникам предлагается занять места в кругу. Каждый по очереди рассказывает и/или показывает,

используя приемы кукольного театра, свою историю. Остальные «куклы» могут задавать вопросы. Вербаль­ное выражение переживаний, как известно, связано с катарсисом. Это — самотерапевтический процесс, кото­рый приводит к эмоциональной разрядке и удовлетво­ряет потребность человека на какое-то время оказаться в центре внимания.

Рассказ от имени самодельной куклы — своеобразный аналог нестандартизированного интервью, в котором не используется подготовленный набор вопросов. «Куклу» расспрашивают деликатно, помогая проявиться соб­ственным человеческим качествам автора.

Не менее значимо невербальное поведение кукловода. Оно обусловлено импульсами подсознания, которые невоз­можно подделать. Нередко, самая важная информация пе­редается именно через невербальный канал общения.

В итоге, у исследователя складывается понимание общей ситуации в группе, субъективных проблем ее уча­стников.

4. Этап рефлексивного анализа

Участники делятся впечатлениями, анализируют чув­ства, которые возникали на каждом этапе работы с обра­зом своего имени и кукольным образом себя. Если име­на некоторых кукол не совпадают с авторскими, важно обсудить возможные причины подобных перемен.

5. Этап коллективной работы в малых группах Участники объединяются в малые группы по 3-4 че­ловека.

Проблемы, и переживания каждого кукольника в той или иной степени проговаривались на предыдущем этане, они интуитивно осознаются группой. Поэтому при­оритетная задача — оказать друг другу психологическую поддержку. Приведу два способа взаимодействия на дан­ном этапе.

1) Участник с помощью группы вносит желаемые из­менения в облик своей куклы. Ей добавляют различные, предпочитаемые качества и характеристики: доброту, красоту, ум, отзывчивость, гуманность, успешность и др. Улучшают, при необходимости, внешний вид.

Когда обновленная «куколка» будет готова, автор надевает ее на палец и вдувает в нее жизнь со словами: «Куколка, живи».

Психотерапевтический ресурс этого этапа работы в неограниченной возможности созидательных измене­ний, благодаря чему достигается внутренняя гармония и уравновешенность.

2) Терапевтические истории.

Идея предложена Д. Бретт. Один из участников рас­сказывает о какой-нибудь проблеме детского возраста, два других придумывают для него терапевтическую ис­торию, которая помогает по-иному взглянуть на пробле­му и изменить к ней отношение (См. «Комментарии, ил­люстрации»).

Применительно к данному занятию придуманные те­рапевтические истории должны быть направлены на по­иск основы для гармоничного диалога субличностей, что позволит уменьшить внутренний конфликт.

6. Заключительный этап

В зависимости от резерва времени занятие заверша­ется коротким ритуальным прощанием или развернутым коллективным обсуждением полученного опыта. В пос­леднем случае участники обмениваются впечатлениями о том, какие качества приобрели (утратили) выполнен­ные ими куклы, какие изменения произошли в самих ку­кольниках, как они себя чувствуют в настоящий момент.

Психологу важно принять корректное решение, как поступить с художественной продукцией. Некоторые участники, испытавшие на занятии глубокие чувства, действительно идентифицируют себя с собственной кук­лой. Они бережно к ней относятся и обычно забирают с собой. Другие, напротив, с удовольствием оставляют свои произведения в кабинете, например, в стилизован­ном доме-коробке или создают импровизированную вы­ставку. Бывает, что автор спрашивает разрешения унич­тожить созданную им куклу. Такой выбор, скорее всего, свидетельствует о глубоком внутреннем конфликте, а значит, служит основанием для дополнительной, инди­видуальной работы с этим человеком.

Безусловно, на данном занятии не приемлемы взаим­ные подарки персонифицированных кукол.

Варианты заключительного этапа

1. Занятие можно завершить популярным в геш-тальт-терапии приемом. Каждому участнику предлага­ется написать нерабочей рукой письмо, в котором об­ратиться к Волшебнику с самой сокровенной просьбой о помощи, а затем рабочей рукой написать ответ само­му себе от имени Волшебника. Понятно, что ни вопрос, ни ответ далее не обсуждаются, эта информация кон­фиденциальна. Данный прием основан на механизме символического удовлетворения, что позволяет умень­шить эмоциональное напряжение, связанное с негатив­ными переживаниями.

2. Участникам предлагается еще раз проанализиро­вать свои выявленные противоречия и изобразить на одном листе бумаги качества (характеристики), от ко­торых желательно избавиться, а также те, которые необ­ходимо приобрести. Затем часть рисунка с образом не­нужных, «плохих» качеств уничтожается. Лучше, по словам Ф. С. Сомера, использовать ритуальный прием сжигания.

Оставшаяся желаемая, «хорошая» часть помещается в конверт с адресом автора. Эти письма через некоторое время (от недели до 1, 5 месяцев) психолог отправит каж­дому участнику занятия, как напоминание о взятой им ответственности за собственные положительные изме­нения, личностный рост.

Комментарии. Иллюстрации. Рекомендации

Представление о своей личности важнейшая детер­минанта жизненного пути человека, его профессиональ­ного и личностного роста, предпосылкой самореализа­ции в будущем.

Телесный образ «Я», как утверждает В. Оклендер, выступает в качестве значимого показателя принятия человеком самого себя [39]. Интуитивно чувствуя себя «единым целым», а между тем, по словам Р. Ассаджио-ли, постоянно обнаруживая в себе внутренний «раскол», человек приходит в замешательство и не может понять ни себя, ни других [1, с. 32]. Идеальный образ совершен­ной личности, который соответствует потребностям че­ловека, уровню развития, психологическому типу, может быть воплощен в жизнь через механизм идентификации.

Техники самоидентификации направлены на дости­жение личностной целостности. Полезны для психопро­филактики тем людям, которые:

- характеризуются повышенной эмоциональнос­тью;

- склонны отождествлять себя с каким-либо аффек­тивным состоянием, планом и/или действием, ре­зультатом чего может стать навязчивая идея, про­явления фанатизма;

- полностью идентифицируют себя с какой-либо ролью, попадают под власть этой роли и целиком отказываются от собственной индивидуальной жизни [1, с. 161].

Чувство самоидентичности адекватно формуле: «Мое Я — это есть я сам».

«Я должен играть роли и стараться делать это как можно лучше — будь то роль сына, отца, мужа, худож­ника и др. Это лишь роли, которые я играю, соглашаюсь играть; я наблюдаю за тем, как я играю. Поэтому я не являюсь никем из них; я идентичен себе, я режиссер в этой пьесе, а не только актер» [1, с. 116]. Образно гово­ря, в центре внимания находятся спектакли внутренне­го театра личности.

Итак, на этапе настроя (при определенной подготов­ке группы и достаточном опыте психолога) могут исполь­зоваться упражнения на разотождествленш.

В одном из таких упражнений Р. Ассаджиоли гово­рится: «Я меня есть тело, но Я — это не мое тело. Каж­дый раз, когда мы отождествляем себя с физическим ощущением (Я устал — вместо: «Мое тело испытывает чувство усталости»), то попадаем в рабство от тела.

Я живу эмоциональной жизнью, но я — это не мои эмоции и чувства. (Во мне присутствует чувство раздра­жения.)

У меня есть желания, но я — это не мои желания. У меня есть интеллект, но я — это не мой интеллект.

Итак, тело, чувства, разум представляют собой ин­струменты ощущения, восприятия и действия, кото­рыми пользуется Я, однако природа Я — нечто другое»

Таким образом, следует говорить о действительном единстве и уникальности «Я», которое вместе с тем про­является на разных уровнях осознанности и самопости­жения.

Гораздо легче идентифицировать себя с другими или понимать чужие мотивы и чувства, если субъекту знако­мо чувство собственной ценности (К. Фопель).

Еще одно полезное упражнение — своеобразная игра с буквами, составляющими имя и фамилию человека. Сначала предлагается написать на листе бумаги соб­ственное реальное имя, фамилию. Из имеющихся букв составить новые слова. Затем выбрать новое имя и/или фамилию, придумать соответствующие образы и нари­совать обновленный автопортрет. Можно рисовать с по­мощью символов и абстракций или использовать любые иные способы художественного самовыражения.

Техники автопортрета в арт-терапевти ческой работе по­могают выявить наиболее значимые проблемы клиентов, а также их способность к принятию иного образа «Я». Счи­тается, что создание автопортретов — это путь к самоут­верждению и укреплению психической идентичности.

Еще один вариант этапа настроя — графические уп­ражнения, имеющие потенциал проективных тестов. К примеру, диагностическая методика «Нарисуй себя» (по А. М. Прихожан), предназначенная для выявления у де­тей младшего школьного возраста особенностей эмоци­онально-ценностного отношения к себе. В авторском варианте на сложенном пополам листе формата А4 ис­пытуемым предлагается выполнить три рисунка.

Текст инструкции:

1. Нарисуй плохого мальчика (девочку).

2. Нарисуй хорошего мальчика (девочку).

3. Нарисуй себя.

Для первого рисунка предоставляются три каранда­ша разных цветов, для второго рисунка — три других карандаша, для третьего рисунка — все шесть каранда­шей шести цветов.

Анализ работ основан на сопоставлении образа себя с другими изображениями. Признаки сходства с «хоро­шим» ребенком оцениваются баллом +1; с «плохим» — баллом -1. Отсутствие сходных признаков — 0. Далее подсчитывается сумма баллов. Положительный резуль­тат свидетельствует о самонринятии, хорошем эмоцио­нальном самочувствии.

Данная методика в контексте арт-терапии может быть модифицирована следующим образом.

«Рисуем имя». Для работы необходимы цветные ка­рандаши или фломастеры и лист бумаги формата А4, разделенный тонкими линиями простым карандашом на три равные части.

Сначала участникам предлагается визуализировать имя, которое вызывает отрицательные эмоции, по каким-либо причинам неприятно, не нравится, и абстрактно изоб­разить его, используя цвет, форму, линию. Важно избегать узнаваемых образов, пиктограмм, символов-штампов.

Рисунок должен отражать спонтанную реакцию на имя.

Далее инструкция повторяется с той разницей, что представить и нарисовать необходимо имя, которое все­гда вызывает положительные эмоции, нравится.

Третий рисунок — собственное имя.

Поскольку точные подсчеты в баллах не предусмот­рены, инструкция не содержит ограничений в выборе количества цветов и изобразительных средств. Можно использовать любые цвета, которые, по мнению автора, подходят к данному имени.

При анализе каждого рисунка важно учитывать соб­ственную, авторскую интерпретацию, что позволит луч­ше понять субъективный опыт рисовальщика. Иначе го­воря, необходима вербальная обратная связь в любой форме, например, процедура «Что ты видишь?» (М. Бе-тенски) [4].

Полагаю также, что лучше не уточнять содержание инструкции комментариями о том, какое именно имя надо представлять (женское или мужское; конкретное, принадлежащее реально известному лицу, либо абстрак­тное и т. д.). Тем самым расширяется диапазон личного выбора, а полученная при этом информация представ­ляет ценность для диагностики.

Так, одна из участниц занятия (23 года) нарисовала ненавистное для нее имя «Татьяна», утверждая при этом, что визуальный образ не ассоциируется с каким-то кон­кретным человеком. На вопрос, какие отрицательные черты могли бы быть присущи, на ее взгляд, данному абстрактному имени, участница, не задумываясь, отве­тила: «Она всем переходит дорогу».

Замечу, что многие участники арт-терапевтических занятий, выполняя данное упражнение, представляют имена реальных людей: любимых и/или отвергаемых как своего, так и противоположного пола. К примеру, девуш­ка Юлия в качестве наиболее красивого имени визуали­зировала «Витя», а самое плохое, на ее взгляд, имя — Виктор. Такое совпадение оказалось неожиданным даже для самой художницы. Позже ее кукла «рассказала» пе­чальную историю из детства, в которой отрицательным персонажем был Виктор Борисович.

Бывает, что в качестве самого любимого имени субъект визуализирует свое собственное. В этом случае второй и третий рисунки (см. инструкцию) содержат много сходных признаков: преобладающие цвета, эксп­рессия линии, формы и др.

Если рисунок иллюстрирует негативное отношение к собственному имени, то по основным признакам «об­раз Я» идентифицируется с первым рисунком серии и совсем не содержит элементов второго.

Данный факт, вероятно, связан с кризисом идентич­ности. Вопрос в том, что из кризиса можно выйти окреп­шим, готовым к дальнейшим жизненным выборам, а можно — изломанным, отягощенным комплексами и личностными проблемами (М. Битянова).

К примеру, автор рисунка — Светлана (20 лет) вос­принимала свое имя, как самое неудачное, хуже любого другого. На вопрос группы, какая буква в имени ей осо­бенно не нравится, ответила: «Буква Т». Девушка болез­ненно переживала обращение: «Светка».

Очевидно, что ответы Светланы демонстрируют лишь поверхностный слой глубоких внутренних проти­воречий и проблем.

В целом, отношение к своему имени, принятие его или непринятие, нередко рассматривают как косвенный по­казатель самоидентичности.

«Важный элемент любой психотерапии, в особенно­сти арт-терапии, — выявление той информации, которая скрывается за словами, образами или поведением кли­ента», — подчеркивает Эбби Келиш в статье «В поисках смысла визуальных образов».

В контексте сказанного интересно следующее упраж­нение в технике психосинтеза. Субъекта просят «услы­шать» в воображении имя какого-нибудь человека одного с ним пола и представить его-. Как правило, визуализиро­ванная личность обладает теми качествами, которые, по мнению субъекта, он может или должен в себе развить. Не­редко эта личность оказывается его прямой противополож­ностью и представляет собой синтез качеств, визуализиро­ванных в этом идеальном образе личностью субъекта, что и является очевидной целью психотерапии [1].

Этап индивидуальной работы несет наибольшую пси­хологическую нагрузку, побуждая к самонаблюдению (интроспекции). Во время индивидуальной творческой работы внимание человека невольно обращено к соб­ственному внутреннему миру, своим мыслям, пережива­ниям, образам, желаниям.

«Я буду знать себя, когда испытаю себя, когда пре­одолею страх увидеть себя таким, каков я есть....Неваж­но, что именно я обнаружу; неважно, как много энергии я потратил на то, чтобы скрыть части себя от себя само­го» (В. Шуте).

Важной информацией в контексте диагностики яв­ляется, что собственно говорит и что скрывает «кукла». Особенно значимы самые первые слова и чувства. Имен­но через них вербализуются основные внутренние про­тиворечия личности, характеристики самооценки и са­мопринятия.

Словом, акцент сделан на построении импровизиро­ванного диалога.

Приведу в качестве иллюстрации некоторые диало­ги студентов со своим «бумажным или тряпичным» об­разом Я.

Диалог 1.

— Ты какая-то странная.

— Ты сама такая...

История «куклы»: «Жила-была девочка, похожая на меня. Она хотела рассказать о том, что ей очень неспо­койно».

Диалог 2.

— Какой суровый взгляд! Как тебя зовут, строгая кукла?

— Не хочу с тобой знакомиться! Ты провинилась! Поэтому зови меня Незнакомка!

Диалог 3.

— Привет! Как ты мне нравиться! У тебя такое за­бавное платье!

— Привет! Я, как и ты, — Катя! Мы ведь с тобой по­хожи!

Диалог 4.

— Здравствуй, как тебя зовут?

— Настя! — ответила бумажная кукла.

— Как здорово! Это мое любимое имя. А меня зовут Елена, — с грустью проговорила девушка — создатель­ница куклы.

Диалог 5.

— Ну и страшная же ты!

— Я — это ты! — ответила кукла. Диалог 6.

— Привет! С Днем Рождения!

— Здравствуй! Как здорово, что я получилась!

— Ты не похожа на меня. Почему ты такая обычная? Диалог 7.

— Здравствуй, милая куколка! Ты здорово выгля­дишь!

— Спасибо! Я тоже тебя рада видеть. Только знаешь, в моей душе не все так гладко, как кажется.

— Что-то случилось?

— Пусть это останется в моем сердце. Может, когда-нибудь расскажу...

Через некоторое время студентка от лица бумажной куклы, надетой на ее палец, рассказала историю «может быть, и о себе». Вот коротко этот рассказ:

— Мы стали чужие... как праздник и rope...

— В твоих глазах печаль и капельки росы.

— Я говорю о маленьком кусочке своего прошлого, и от этого грустно. Но ты не думай, у меня все будет хоро­шо. Просто немного запуталась....

ПРИМЕРЫ

Рассказы бумажных кукол

Красный бант (рассказ Виктории, 20 лет).

Жила-была кукла без имени. Ее никто не понимал и не замечал. А когда становилось особенно грустно, она дос­тавала из старого комода красный бант. Из настояще­го, счастливого детства. Раньше бант казался невероят­но огромным. Теперь — трогательным, маленьким и смешным., но очень сердцу милым. Когда-то мама, укреп­ляя бант на тоненьких коротких волосах, нежным голо­сом приговаривала: «Моя ты красавица! А с бантом и вовсе принцесса!».

Такую историю рассказала мне кукла.

По-моему, я думала о себе, когда делала бумажную куклу. Вот и все!

Чего не понимала девочка (рассказ Алены, 20 лет).

Жила-была кукла, похожая на меня. В детстве у нее были веселые и заботливые родители, надежный и свет­лый дом. Но однажды куклу навсегда забрала к себе ба­бушка. Каждый день они поудобнее устраивались в саду и смотрели в небо, на самолеты.

— Теперь, — говорила бабушка, — папа и мама лета­ют как смелые птицы. Наверное, им там очень нравит­ся. Вот смотрят на тебя с высоты и радуются, какой хорошей и красивой девочкой ты растешь.

Кукла с гордостью вытягивала руки к небу, станови­лась на цыпочки, чтобы быть поближе к летящему само­лету. Одного она только не понимала: почему же самоле­ты пролетают мимо и никогда не приземляются в бабушкином саду? Ведь садятся же птицы на ветки де­ревьев.

Потом кукла выросла. Она очень любит свою добрую, мудрую бабушку. Иногда они по-прежнему вместе смот­рят в небо.

Порой самодельная кукла символизирует реально су­ществующего человека. Модель диалога с его образом, как правило, воспроизводит действительные жизненные эпизоды или воображаемые ситуации, в связи с которы­ми человек испытывает определенные трудности.

Однако в большей мере самодельная кукла отражает актуализированную в данный момент субличность (или субличности)автора.

По-видимому, этим объясняется тот факт, что не­которые участники вопреки инструкции создают од­новременно несколько кукол, надевают их на пальцы обеих рук и выстраивают диалог между ними. Встречаются и многоголовые куклы с общим туловищем. Причем сами авторы характеризуют их как разные сто­роны образа Я: «Моя белая и черная половина», «Му­зыканты одного оркестра», «Мои внутренние враги», «Мозаика души», «Лицо и изнанка моего характера» и т. д.

В таком импровизированном диалоге, по существу, человек строит новые взаимоотношения с самим со­бой. Двойственная идентичность в образах символи­зирует внутреннюю раздвоенность и конфликтность (М. Бетенски).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.