Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение научной проблемы исследования, обоснование актуальности работы, формулировка цели и задач исследования.






В основе любой научно-исследовательской работы лежит решение какой-либо научной (научно-практической) проблемы. Недостаточность фактов, знаний, противоречивость научных представлений создает предпосылки для исследования. Поэтому, прежде чем приступить к реализации плана дипломного исследования необходимо уточнить, решению какой проблемы будет посвящена работа.

Для этого, прежде всего, целесообразно выяснить какие в настоящее время существуют «белые пятна» в рассматриваемом вопросе, с тем, чтобы в дальнейшем именно на них сделать акцент в своем исследовании. Далее следует определить круг рассматриваемых вопросов относительно изучаемой проблемы: будут ли в работе рассматриваться взаимосвязи изучаемого психического явления с другими феноменами; или будет предпринята попытка выявить структуру предмета исследования; или главной задачей исследования будет установление факторов, детерминирующих особенности развития изучаемого явления.

После этого необходимо составить список ключевых понятий, характеризующих предмет исследования и дать их определение. В настоящее время в психологической литературе можно встретить несколько различных определений одного и того же термина, что связано с научными убеждениями и позициями автора, который это определение приводит. Поэтому очень важно, чтобы студент-исследователь четко понимал, каким образом будет интерпретироваться тот или иной термин в рамках его работы. Кроме того, то каким образом дается определение понятий, показывает каковы методологические принципы исследования, так, например, понятие «личность» будет интерпретироваться различным образом в рамках психоанализа, гуманистического направления, или в рамках отечественной психологии.

После того, как научная проблема исследования определена, необходимо обосновать актуальность исследования. Как правило, когда говорят об актуальности того или иного исследования, то делают особые акценты на неизученных и мало изученных вопросах, противоречиях в понимании явления в целом и его отдельных сторон, в имеющихся эмпирических данных.

Необходимо помнить, что основными аспектами актуальности психологического исследования, чаще всего могут быть следующие:

1. Необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению.

2. Потребность в новых фактах, которые позволят расширить теорию и сферу ее применения.

3. Потребность в более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных.

4. Потребность в методах (способах, технологиях), имеющих более широкие возможности и эффективность психологического воздействия, обучения, тренировки, лечения, реабилитации, применения в труде.

Следующим этапом работы является определение цели исследования и задач. Цель исследования – это главный, конечный (желательный) результат исследования, этот тот основной вопрос, ответу на который, посвящена вся работа. Цель исследования формулируется исходя из темы квалификационной работы.

В качестве цели работы может выступать:

1. Описание характеристик психического явления

2. Выявление взаимосвязей психических явлений.

3. Изучение возрастной динамики явления.

4. Обобщение научных представлений, сведений.

5. Разработка классификации

6. Создание методики

7. Адаптация психодиагностической методики, например, адаптация иноязычной методики.

Исходя из цели исследования формулируются задачи. Они могут быть определены как вопросы, ответы на которые позволят прийти к цели исследования. Выбор задач должен быть обусловлен делением цели исследования на подцели (цели второго порядка). Задачи исследования показывают, в чем заключается своеобразие проведенной работы, поскольку одна и та же цель исследования может быть реализована совершено разными способами. Предположим, что целью квалификационной работы является выявление детерминант, определяющих успешность обучения в начальных классах. Исходя из этой цели, задачи исследования могут быть сформулированы следующим образом:

Первый вариант.

1. Выявить социальные факторы, определяющие успешность обучения в начальных классах.

2. Определить особенности развития психических познавательных процессов успешных и неуспешных учащихся.

3. Изучить особенности личностных характеристик успешных и неуспешных учащихся.

Второй вариант.

1. Выявить психические особенности успешных и неуспешных учащихся.

2. Изучить особенности психического развития успешных и неуспешных учащихся, мальчиков и девочек.

3. Изучить динамику психического развития успешных и неуспешных учащихся.

И первый, и второй вариант задач исследования позволяет достичь поставленной цели, но как видно из представленных задач в первом и втором случае достигаться эта цель будет различным образом. В первом варианте исследователь выявит социальные факторы, которые имеют большое значение для успешного обучения детей (например, такими факторами может оказаться состав семьи, материальное положение семьи, образование родителей, отношение значимого окружения ребенка к его успехам и неудачам в школе и т.д.), затем он сравнит успешных и неуспешных учащихся, пытаясь найти какие существуют между ними различия в уровне развития отдельных психических познавательных процессов, и какие личностные особенности отличают одну группу от другой. Во втором случае акцент в исследовании будет сделан на изучение индивидуальных психических особенностей успешных и неуспешных учащихся, при этом социальные факторы не будут рассматриваться вовсе, но будут изучены психические особенности успешных девочек и мальчиков, неуспешных девочек и мальчиков. Исследователь оценит, каким образом происходит психическое развитие успешных учащихся и неуспешных в процессе их обучения с первого по четвертый класс начальной школы.

Одной из наиболее частых ошибок в формулировании задач является то, что автор подменяет изложение исследовательских задач описанием плана предстоящей работы. В этом случае задачи формулируются примерно таким образом: 1) проанализировать литературу по теме; 2) провести эксперимент (обследование); 3) обработать эмпирические данные; 4) проанализировать полученные результаты и сделать выводы. Это описание этапов научного исследования, а, как известно, этапы исследования являются одинаковыми для каждой научной работы, вне зависимости от темы исследования.

На этом же этапе квалификационной работы необходимо определить, что является предметом и объектом исследования, а также сформулировать рабочую гипотезу.

Предмет исследования в психологии – это психика и психические явления. Он показывает, что будет изучаться в работе. Так, например, в качестве предмета исследования может выступать уровень интеллектуального развития какой-либо группы людей; закономерности развития какого-то психического явления; разработка какой-нибудь специальной психологической программы или системы (например, разработка программы коррекционного развития памяти учащихся младших классов; разработка системы профессионального психологического отбора на предприятии). Необходимо помнить о том, что психические явления тесным образом связаны с их носителем. Психика и психические явления не могут самостоятельно перемещаться в пространстве, они не обладают физическими характеристиками, такими как, например, вес, размер, плотность и т.д. Таким образом, объектом исследования в психологии, как правило, является носитель психического, чаще всего люди.

Рабочая гипотеза исследования строится, исходя из проблемы, цели и предмета исследования. Это некое предположение, которое необходимо доказать в ходе выполнения квалификационной работы.

Таким образом, обоснование актуальности, формулирование цели и задач исследования, определение предмета и объекта дипломного проекта является очень важным этапом выполнения квалификационной работы, определяющим характер и направление всей работы в целом.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.